Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики
от 21 июля 2003 г. N 2-782/03
(извлечение)
Определением Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 19 сентября 2003 г. N 44-Г-140 настоящее решение отменено
Определением Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2003 г. N 33-1228-03 настоящее решение оставлено без изменения
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица администрации г.Чебоксары, прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Молякова Игоря Юрьевича о признании недействующим постановления администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76,
установил:
Моляков И.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76. Заявитель Моляков И.Ю. просит указанное постановление признать незаконным и отменить по тем основаниям, что глава Чебоксарского городского самоуправления единолично, не обладая полномочиями по введению платежей за коммунальные услуги для населения, подписал оспариваемое постановление, однако установление тарифов и ставок по оплате коммунальных услуг прерогатива представительного органа - Чебоксарского городского Собрания депутатов. В подтверждение принятого постановления главой администрации г.Чебоксары не приведены обоснования этого решения. Оспариваемое постановление нарушает права заявителя по использованию своих способностей и имущества, право на жилище, платить законно установленные налоги и сборы.
В судебном заседании заявитель Моляков И.Ю. требование об отмене постановления поддержал по изложенным основаниям, объяснив, что в связи с занимаемым жилым помещением в г.Чебоксары он оплачивает коммунальные услуги. В связи с принятым постановлением оплата за коммунальные услуги возросла. Глава Чебоксарского городского самоуправления не имел права единолично принимать оспариваемое постановление. На момент принятия постановления не был разработан порядок проведения независимой экспертизы по определению фактических затрат на оказание коммунальных услуг в жилых помещениях, не была проведена независимая экспертиза по определению фактических затрат на оказание коммунальных услуг в жилых помещениях, фактические затраты на оказание коммунальных услуг неизвестны, не были внесены изменения в бюджет г.Чебоксары.
Представитель заявителя Имендаев А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, поддержал позицию заявителя.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Чебоксары Филиппова Т.Ф. требования заявителя не признала, просила отказать заявителю в удовлетворении заявления, объяснив, что глава администрации г.Чебоксары, подписывая постановление "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76, действовал от имени администрации г.Чебоксары, исполнительного органа местного самоуправления. Уставом г.Чебоксары принятие решения о ставках (тарифах) на жилищно-коммунальные услуги не отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Чебоксарского городского Собрания депутатов, поэтому глава администрации г.Чебоксары имел право на подписание оспариваемого постановления. Тарифы (ставки) на жилищно-коммунальные услуги не являются местными налогами и сборами, установление которых отнесено к исключительной компетенции Чебоксарского городского Собрания депутатов. Несмотря на то, что порядок проведения независимой экспертизы по определению фактических затрат на оказание коммунальных услуг в жилых помещениях не определен органами местного самоуправления г.Чебоксары, однако администрацией г.Чебоксары проведен расчет обоснованности изменения ставки за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения, которая не будет превышать фактические затраты ЧМУП "Спецавтохозяйство", занимающегося сбором, вывозом и захоронением твердых бытовых расходов в г.Чебоксары. Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для населения, указанные в оспариваемом постановлении, установлены в пределах экономически обоснованных тарифов на услуги Чебоксарского МУПП "Водоканал", оказывающего услуги по водоснабжению населению, которые в свою очередь установлены приказом Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики от 19 декабря 2002 г. N 01-05/82 на основании произведенных расчетов экономически обоснованных тарифов и которые имеют обязательную силу при принятии решения о тарифах на услуги по водоснабжению. При утверждении бюджета г.Чебоксары на 2003 год Чебоксарским городским Собранием депутатов было предусмотрено повышение тарифов (ставок) на оказание коммунальных услуг для населения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Васильева Д.В., полагавшего необходимым удовлетворить заявление Молякова И.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, постановлением администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76 утверждены ставка для населения за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов и срок ввода в действие согласно приложению N 1 (пункт 1); утверждены тарифы для населения на услуги водоснабжения и водоотведения и сроки их ввода в действие согласно приложению N 2 (пункт N 2). Согласно п.4 постановление вступило в силу с 1 июня 2003 г. Текст постановления был опубликован в газете "Чебоксарские новости".
Согласно ст.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" граждане и юридические лица обязаны своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 "Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР", утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415, наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам.
В силу п.3 постановления Правительства РФ N 887 от 2 августа 1999 года "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья). Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
Услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, услуги по водоснабжению и водоотведению, ставка и тарифы по которым были утверждены оспариваемым постановлением, являются коммунальными услугами, обязанность их оплаты пользователями услуг предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных заявителем квитанций и извещений по оплате жилья и коммунальных услуг, выданных МУП" Московское РУ ЖКХ" г.Чебоксары, заявителю в связи с занятием жилого помещения в квартире N 47 дома 7/1 по ул.Водопроводная г.Чебоксары необходимо оплачивать коммунальные услуги, ставка и тарифы по которым были утверждены оспариваемым постановлением.
Согласно статье 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (абзац 7); пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год (абзац 8).
Согласно постановлению администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76 с 1 июня 2003 г. тариф на услуги холодного водоснабжения для населения составляет 1 руб. 86 коп. за 1 куб.м., ставка оплаты с одного человека в месяц - 11 руб. 35 коп.; тариф на услуги водоотведения от холодного и горячего водоснабжения для населения составляет 1 руб. 62 коп. за 1 куб.м., ставка оплаты с одного человека в месяц - 16 руб. 36 коп.; ставка оплаты с человека в месяц за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения составляет 3 руб.
Из имеющегося в материалах дела решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17 апреля 2002 г. N 605 "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" следует, что тариф на услуги холодного водоснабжения для населения с 1 мая 2002 г. составлял 1 руб. 20 коп. за 1 куб.м. , ставка оплаты в месяц - 7 руб. 32 коп. на одного человека и 41 коп. на 1 кв.м. общей площади жилья; тариф на услуги водоотведения от холодного и горячего водоснабжения для населения составлял 90 коп. за 1 куб.м., ставка оплаты в месяц - 9 руб. 09 коп. на одного человека и 51 коп. на 1 кв.м. общей площади жилья.
Из имеющегося в материалах дела решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июня 2001 г. N 217 "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" следует, что с 1 июля 2001 г. ставка за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения составляла 2 руб. 48 коп. на одного человека и 14 коп на 1 кв.м.
Сравнительный анализ ранее действовавшей ставки за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения, тарифа на услуги холодного водоснабжения для населения, тарифа на услуги водоотведения от холодного и горячего водоснабжения для населения и вновь утвержденных оспариваемым постановлением позволяет сделать вывод об изменении указанных тарифов и ставки в сторону повышения по сравнению с ранее утвержденными Чебоксарским городским Собранием депутатов.
Представителем заинтересованного лица не представлены доказательства о том, что решение об изменении ставки за сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов для населения, тарифа на услуги холодного водоснабжения для населения, тарифа на услуги водоотведения от холодного и горячего водоснабжения для населения принято на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на оказание указанных коммунальных услуг, о том, что одновременно были внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты о бюджете г.Чебоксары на текущий финансовый год как это предусмотрено ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Представленный приказ Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и канализации" от 19 декабря 2002 г. N 01-05/82 не является актом проведенной независимой экспертизы фактических затрат на оказание указанных коммунальных услуг, органы местного самоуправления г.Чебоксары после опубликования 8 мая 2003 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ не поручали Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики проводить такую экспертизу.
Плата за жилье и коммунальные услуги не является налогом или сбором, о которых указывается в ст.8 Налогового кодекса РФ, поэтому право заявителя платить законно установленные налоги и сборы в соответствии со ст.57 Конституции РФ оспариваемым постановлением не нарушается.
В соответствии со ст.29 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики глава самоуправления города Чебоксары - глава администрации города Чебоксары, выборное должностное лицо самоуправления города Чебоксары - возглавляет деятельность по осуществлению самоуправления на территории города Чебоксары как по линии представительного органа самоуправления города Чебоксары - Чебоксарского городского Собрания депутатов, так и по линии исполнительного органа - администрации города Чебоксары.
Глава самоуправления города Чебоксары по линии исполнительного органа самоуправления города Чебоксары - администрации города Чебоксары свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия.
Глава самоуправления города Чебоксары непосредственно или через создаваемые структурные подразделения администрации города Чебоксары осуществляет все организационно-распорядительные функции по решению вопросов городского значения, кроме полномочий, входящих в исключительную компетенцию Чебоксарского городского Собрания депутатов в соответствии со статьей 22 Устава.
Свои полномочия глава самоуправления города Чебоксары реализует изданием постановлений и распоряжений. Постановления принимаются по вопросам компетенции администрации города Чебоксары, а распоряжения - по вопросам внутриорганизационной деятельности администрации города Чебоксары.
Суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что утверждение тарифов на оказание коммунальных услуг относится к исключительной компетенции представительного органа самоуправления города Чебоксары, поскольку это не предусмотрено статьей 22 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что органами местного самоуправления г.Чебоксары не определен порядок проведения независимой экспертизы фактических затрат на оказание коммунальных услуг в связи с чем возможно принятие решения об изменении тарифов на оказание коммунальных услуг до определения такого порядка, судом не могут признаны обоснованными, поскольку, как установлено, принятие решения об изменении тарифов на оказание коммунальных услуг не относится к исключительной компетенции представительного органа самоуправления города Чебоксары - Чебоксарского городского Собрания депутатов, определение порядка проведения независимой экспертизы фактических затрат на оказание коммунальных услуг, по мнению суда, возможно и администрацией города Чебоксары, то есть тем же органом, который принял оспариваемое постановление. В связи с этим принятию решению об изменении тарифов на оказание коммунальных услуг должно предшествовать определение порядка проведения независимой экспертизы фактических затрат на оказание коммунальных услуг, ее проведение. Все эти вопросы вправе разрешить глава самоуправления города Чебоксары по линии исполнительного органа самоуправления города Чебоксары - администрации города Чебоксары.
Таким образом, суд считает, что не были соблюдены условия при принятии решения об изменении ставки и тарифов на указанные коммунальные услуги, изданное главой самоуправления города Чебоксары по линии исполнительного органа самоуправления города Чебоксары - администрации города Чебоксары постановление "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76 не соответствует ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", нарушает права заявителя оплачивать коммунальные услуги по принятым в установленном порядке тарифам, что в соответствии со ст.13 ГК РФ влечет признание его недействительным.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признания недействующим со дня принятия постановление администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Молякова Игоря Юрьевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление администрации г.Чебоксары "Об утверждении тарифов (ставок) на жилищно-коммунальные услуги для населения" от 28 мая 2003 г. N 76.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - кассационное представление в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 июля 2003 г. N 2-782/03 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Определением Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 19 сентября 2003 г. N 44-Г-140 настоящее решение отменено
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании