Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики
от 22 августа 2003 г. N 2-886/03
(извлечение)
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, с участием старшего помощника прокурора, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора ЧР о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Заместитель прокурора ЧР обратился в Ленинский районный суд г.Чебоксары с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта. В своем заявлении он указал, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 1 июля 1997 года N 69 утверждено Временное положение о порядке приема-передачи в муниципальную собственность города Чебоксары ведомственного вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в ведении предприятий немуниципальной формы собственности, опубликованное в газете "Чебоксарские новости" N 122 от 11 июля 1997 года. Пункт 1.1 Временного положения определяет единые условия и порядок передачи в муниципальную собственность г.Чебоксары ведомственного вновь построенного жилищного фонда указанных объектов. Между тем, в соответствии с п.4 ст.4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 года (в редакции от 21 марта 2002 года) регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичная норма закреплена в Законе ЧР "Об организации местного самоуправления в ЧР" от 16 марта 1996 года. Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную предусмотрен постановлением Правительства РФ N 235 от 7 марта 1995 года и распоряжением Президента РФ N 114-рп от 18 марта 1992 года, а также постановлением Кабинета Министров ЧР N 210 от 3 августа 1995 года. Отношения по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года. Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия по определению порядка передачи в муниципальную собственность вышеназванных объектов государственной собственности. Определенный разделом 2 Временного положения порядок передачи в муниципальную собственность находящихся в ведении предприятий немуниципальной формы собственности жилищного фонда, объектов ЖКХ, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения противоречит положениям указанных нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства РФ N 235 от 7 марта 1995 года установлен порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов. Вопреки данному постановлению Временным положением предусмотрен иной порядок передачи, включающий направление руководством предприятий запроса в администрацию г.Чебоксары, получение письменного согласия Госкомимущества ЧР (п.2.1); установлены исключения из перечня объектов, не подлежащих передаче в муниципальную собственность (п.2.2), возложена на передающую сторону обязанность проработки вопросов финансирования (п.2.4); предусмотрено издание Кабинетом Министров ЧР постановления (распоряжения) о финансировании объекта (п.2.5). К тому же передача объектов ставится в зависимость от выполнения передающей стороной предусмотренных абзацем 7 п.3.1, п.3.4, 3.6 положения условий, что также не предусмотрено действующим законодательством. Соблюдение требований Временного положения препятствует исполнению распоряжения Правительства РФ N 1453-р от 17 октября 2002 года, которым предписано федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность от 7 марта 1995 года.
Возложение пунктом 3.7 положения на передающую сторону обязанности по устранению дефектов технического состояния объектов, переданных в муниципальную собственность, также противоречит ст.210 ГК РФ, в силу которой только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Пункт 2.7 Временного положения, определяющий, что объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента утверждения акта приема-передачи в установленном порядке, не соответствует требованиям ст.219 ГК РФ, так как право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации и такое право возникает не с момента утверждения акта приема-передачи объектов в муниципальную собственность, а с момента государственной регистрации.
На основании изложенного заявитель просит суд признать недействующими со дня принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.7, абзац 7 пункта 3.1, пункты 3.4, 3.6, 3.7 Временного положения о порядке приема-передачи в муниципальную собственность города Чебоксары ведомственного вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в ведении предприятий немуниципальной формы собственности, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 1 июля 1997 года N 69.
В судебном заседании представитель Прокуратуры ЧР поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении о признании нормативного акта недействующим.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР заявленные требования признала частично. Пояснила, что они согласны, что ряд положений Временного положения действительно вступили в противоречие с нормами действующего законодательства, поэтому они признают обоснованность требований в части признаний недействительными положении п.2.1, 2.4, 2.5 вышеуказанного Временного положения. В остальной части требований, считают, что 2.2, 2.3, 2.7, абз.7 п.3.1, 3.4, 3.6, 3.7 не противоречат законодательству. А именно:
В п.2.3 говориться о том, что созданная комиссия производит осмотр и дефектирование технического состояния передаваемых объектов для составления сметы и устранения указанных замечаний передающей стороной. Полагает, что данное положение не противоречит законодательству, т.к. передаваемые объекты должны передаваться в исправном, годном к эксплуатации состоянии.
В п.2.7 устанавливается момент передачи объектов в муниципальную собственность. Передаваемые объекты могут не относиться к недвижимому имуществу, могут являться временными сооружениями и не переход права собственности не обязательно должен подлежать государственной регистрации.
Считают п.3.6, 3.7 не противоречат законодательству, т.к. согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник. И соответственно объекты должны передаваться в муниципальную собственность после приведения их в надлежащее состояние и в случае обнаружения дефектов после передачи их в муниципальную собственность, последние должным устраняться за счет и силами передающей стороны. Пункт 3.4 не противоречит законодательству, т.к. жилые дома должны передаваться вместе с подсобными помещениями, необходимыми для их эксплуатации.
Выслушав доводы сторон, обсудив положения оспариваемого правового акта, суд приходит к следующему:
Принятое решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 01.07.1997 г. N 69, Временное положение о порядке приема-передачи в муниципальную собственность города Чебоксары ведомственного, вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в введении предприятий не муниципальной формы собственности, опубликовано в газете "Чебоксарские новости" N 122 от 11.07.1997 г.
Пункт 1.1 Временного положения определяет единые условия и порядок передачи в муниципальную собственность г.Чебоксары вышеуказанных объектов, в том числе и объектов, находящихся в федеральной собственности и государственной собственности Чувашской Республики.
Между тем, в соответствии с п.4 ст.4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 года (в редакции от 21 марта 2002 года) регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, а регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Аналогичная норма закреплена в Законе ЧР "Об организации местного самоуправления в ЧР" от 16 марта 1996 года.
Таким образом, действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия по определению порядка передачи в муниципальную собственность вышеназванных объектов государственной собственности.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную предусмотрен постановлением Правительства РФ N 235 от 7 марта 1995 года и распоряжением Президента РФ N 114-рп от 18 марта 1992 года "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Аналогичны порядок передачи государственной собственности Чувашской Республики в муниципальную собственность предусмотрен постановлением Кабинета Министров ЧР N 210 от 3 августа 1995 года. Отношения по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
В связи с чем, указанное Временное положение не может регулировать вопросы передачи в муниципальную собственность объектов, относящихся к федеральной и государственной собственности Чувашской Республики. Установленный Временным положением порядок может применяться при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности и государственной собственности Чувашской Республики, в части, не противоречащей вышеуказанным нормативным актам.
В связи с чем подлежат признанию недействующими в отношении вышеуказанных объектов федеральной собственности и собственности Чувашской Республики, те пункты Временного положения, которые вступают в противоречие с нормами действующего законодательства, регулирующими порядок передачи в муниципальную собственность объектов вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, относящихся к федеральной собственности и собственности Чувашской Республики. В отношении объектов не государственной формы собственности, указанные положения могут быть признанны недействующими в случае противоречия их с общими нормами действующего законодательства. Признание указанных пунктов Временного положения недействующими полностью, приведет к распространению порядка передачи государственной собственности в муниципальную собственность, на объекты иной формы собственности.
Проверяя на соответствие общим нормам действующего законодательства, оспариваемых пунктов Временного положения, суд исходит из следующего:
Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" от 16.03.1996 г. (в ред. от 20.03.2002 г.) установлено, что полномочия представительных органов местного самоуправления определяются Уставами муниципальных образований. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится решение вопроса об установлении порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства (ст.17).
Уставом г.Чебоксары установлено, к ведению самоуправления г.Чебоксары относятся вопросы по поводу владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; строительства, содержания и использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки, застройки и наименование территорий города; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, контроль за использованием земель на территории города. Согласно ст.22 Устава Чебоксарское городское Собрание депутатов:
- утверждает перечень объектов муниципальной собственности, а также согласовывает передачу объектов муниципальной собственности в собственность Чувашской Республики или федеральную собственность;
- устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками на основе действующего законодательства.
Таким образом, Чебоксарское городское Собрание депутатов было вправе принять вышеуказанное Временное положение.
При определении порядка приема-передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного назначения, стороны по договору передачи, если иной порядок не установлен специальными нормативными актами, являются равноправными, исходя из общих правил гражданских правоотношений. И как сторона по договору муниципальное образование вправе определять порядок и условия приобретения вещей в муниципальную собственность.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к следующим выводам о соответствии оспариваемых пунктов Временного положения:
Пункт 2.1 Временного положения устанавливает, что руководство предприятий, организаций направляет запрос администрации г.Чебоксары с предложением о передаче в муниципальную собственность находящихся в их ведении жилищного фонда, объектов ЖКХ инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения (оферта). Данное положение соответствует ст.435 ГК РФ.
Далее устанавливается, что Государственные предприятия или предприятия, имеющие в уставном капитале долю государственной собственности, предварительно заручаются письменным согласием Госкомимущества Чувашской республики на передачу объектов в муниципальную собственность, копия которого прилагается к запросу. В этой части п.2.1 подлежит признанию недействительным, т.к. порядок передачи государственной собственности, урегулирован специальным законодательством который указан выше.
Пунктом 2.2. установлено, что не подлежат передаче в муниципальную собственность города Чебоксары:
2.2.1 объекты ЖКХ и инженерной инфраструктуры, подлежащие сносу по плану застройки города Чебоксары;
2.2.2. вновь построенные жилые дома, имеющие более 30% частных (выкупленных) квартир.
Подпункт 2.2.1 также не может быть признан действующим, как в отношении жилых домов находящихся в государственной собственности, т.к. отношения по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность урегулированы постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В отношении жилого фонда иной формы собственности, указанное положение также является незаконным, т.к. при отнесении по плану застройки города земельного участка под строительство и соответственно сносу строений на данном участке, собственники объектов ЖКХ ограничиваются в своих правах (не могут производить отчуждение, ремонт объектов и т.д.). При таких условиях запрет принятия в муниципальную собственность является неправомочным, т.к. решение о застройке участка принимается администрацией г.Чебоксары. И соответственно собственники вправе требовать принятия в муниципальную собственность указанных объектов. В соответствии со ст.239 ГК РФ, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения и другое имущество, то это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа. Расходы по сносу строений в последующем будет нести заказчик строительства.
Подпункт 2.2.2. также является незаконным, т.к. по сути обязывает собственников частных (выкупленных) квартир образовывать ТСЖ, что противоречит Федеральному закону "О товариществе собственников жилья" от 15.06.1996 г. N 72-ФЗ, где определяется, что граждане-собственники квартир в многоквартирном доме вправе, но не обязаны объединяться в ТСЖ.
Пункт 2.3 является недействительным для передаваемых объектов государственной собственности, т.к. составление сметы и протокола возлагает на передающую сторону с целью устранения дефектов передаваемых объектов. В отношении передаваемых объектов иной формы собственности пункт не противоречит законодательству, т.к. вещь подлежит передаче в состоянии, которое позволяет использовать вещь по ее назначению. Согласно ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник. Поэтому требования п.2.4, 3.6, 3.7 Временного положения для передаваемых объектов иной, не государственной формы собственности также следует признать законными. Т.к. передавая в муниципальную собственность объекты ЖКХ, передающие лица освобождаются от бремени последующего содержания этих объектов, следовательно требование о передаче объектов в надлежащем состоянии является законным. До передачи объектов в муниципальную собственность именно передающая сторона является собственником вышеуказанных объектов.
Пункт 2.5 Временного положения является недействительньм для объектов государственной собственности, т.к. связывает возможность передачи объектов в муниципальную собственность с вынесением Кабинетом Министров Чувашской Республики постановления о финансировании указанных объектов для дальнейшей эксплуатации.
Пункт 2.7 также следует признать недействительным, т.к. момент передачи объекта в муниципальную собственность, переход права собственности регламентируется ст.223 ГК РФ, где указано, что в случае, если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Довод представителя Чебоксарского городского собрания депутатов о том, что в муниципальную собственность может передаваться не только недвижимое имущество, но и временные строения, которые недвижимым имуществом не признаются, суд полагает несостоятельным, т.к. Временное положение принято в отношении объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, что само по себе подразумевает объекты недвижимости, о чем свидетельствует и наличие в данном пункте абзаца второго, в котором говорится о включении объектов в Единый реестр муниципальной собственности. Кроме того временные сооружения соотносятся с основным объектом ЖКХ как вещь и принадлежность (ст.135 ГК РФ).
Требования абз.7 п.3.1 Временного положения не противоречат законодательству, т.к. обязывает предприятия-балансодержателей передавать все встроено-пристроенные нежилые помещения в передаваемых жилых домах и общежитиях для обеспечения дальнейшей эксплуатации жилищного фонда. Указанное положение не связано с переходом прав собственности на нежилые помещения, а связано именно с последующей эксплуатацией этих объектов. Указанное свидетельствует о том, что жилой дом передается как единый объект, вместе с помещениями, необходимыми для его эксплуатации. Здесь также действуют положения ст.135 ГК РФ. Указанное относится и к пункту 3.4 Временного положения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья решил:
Признать недействующими со дня принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.7, 3.6, 3.7 Временного положения о порядке приема-передачи в муниципальную собственность города Чебоксары ведомственного вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в ведении предприятий немуниципальной формы собственности, принятого решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 01.07.1997 г. N 69 в отношении объектов ведомственного, вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации и Чувашской Республики.
Признать недействующими и недействующими частично со дня принятия пункты вышеуказанного Временного положения в отношении ведомственного, вновь построенного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и социально-культурного назначения, находящихся в ведении предприятий не государственной формы собственности:
Пункт 2.1 Временного положения недействующим частично со слов - "Государственные предприятия..." и далее по тексту; пункт 2.2, 2.7 недействующими полностью. Абзац 7 п.3.1 Временного положения признать не противоречащим действующему законодательству.
Обязать Чебоксарское городское Собрание депутатов опубликовать данное решение суда в газете "Чебоксарские новости".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда ЧР в течение 10 суток через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2003 г. N 2-886/03 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании