2. Управлению образования администрации г.Чебоксары обеспечить выполнение и финансирование мероприятий в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете города Чебоксары.
3. Утвердить штатную численность новых моделей образовательных учреждений согласно типовым штатам и нормативам численности.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Чебоксары Валицкую К.Л.
Глава администрации
г.Чебоксары! |
Н.И.Емельянов |
Утверждена
постановлением Главы администрации
г.Чебоксары
от 15 октября 2003 г. N 156
Муниципальная программа
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений города Чебоксары на 2003-2005 годы
Паспорт программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
3. Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений
4. Система программных мероприятий
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Механизмы реализации Программы, управление Программой и контроль за
ходом ее реализации
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Приложение N 1. План мероприятий по реализации Муниципальной программы
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений
г.Чебоксары на 2003-2005 гг.
Приложение N 2. Перечень индикаторов эффективности программных
мероприятий
Приложение N 3. Наименование муниципальных образовательных учреждений,
подлежащих реструктуризации в рамках Программы
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений
г.Чебоксары на 2003-2005 гг.
Паспорт программы
Наименование Программы Муниципальная программа реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений города Чебоксары
на 2003-2005 годы
Основания для разработки Концепция модернизации российского образования
Программы на период до 2010 года, одобренная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2001 г. N 1756-р, Указ Президента Чувашской
Республики от 25 февраля 2003 г. N 15 "О
дополнительных мерах по обеспечению
реструктуризации сети общеобразовательных
учреждений Чувашской Республики",
"Республиканская программа реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений в Чувашской
Республике на 2003-2005 годы", утвержденная
постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 04.06.2003 N 137
Государственный заказчик Управление образования администрации города
- координатор Программы Чебоксары
Основной разработчик Управление образования администрации города
Программы Чебоксары
Цели и задачи Программы Главной целью Программы является создание
необходимых условий для достижения нового,
современного качества общего образования путем
обеспечения многообразия образовательных
учреждений и вариативных образовательных
программ, сетевой организации образовательного
процесса, выравнивания возможностей доступа всех
школьников к получению качественных
образовательных услуг и эффективного
использования кадровых, финансовых,
материально-технических и управленческих
ресурсов.
В процессе достижения целей Программы решаются
следующие задачи:
оптимизация сети и структуры образовательных
учреждений с учетом демографических и
социально-экономических условий;
обеспечение развития общеобразовательных
учреждений за счет создания новых видов
образовательных учреждений, сетевой организации
образовательного процесса, укрепления
материально-технической базы, повышения
квалификации управленческих и педагогических
кадров;
разработка, апробация и внедрение новых моделей
и механизмов организации и управления
образованием на муниципальном уровне;
создание системы мониторинга качества
образования
Сроки и этапы реализации 2003-2005 годы
Программы
Перечень основных Организационное и материально-техническое
мероприятий Программы обеспечение;
повышение качества и эффективности
образовательного процесса, обеспечение
общеобразовательных учреждений
высококвалифицированными кадрами
Исполнители Программы Управление образования администрации города
Чебоксары, Ново-Лапсарская поселковая
администрация.
Объемы и источники На реализацию мероприятий Программы необходимо
финансирования Программы направить в 2003-2005 годах 56583 млн. рублей, в
том числе:
из местного бюджета 34,6082 млн. рублей;
из внебюджетных источников 2,1057 млн. рублей,
по проекту МБРР "Реформа системы образования" -
19,8688 млн. рублей
Ожидаемые конечные Создание и развитие новых видов современных
результаты общеобразовательных учреждений для обеспечения
равного доступа к качественным образовательным
услугам;
улучшение материально-технического оснащения
базовых общеобразовательных учреждений;
создание правовых, административных,
экономических условий для эффективного
управления кадровыми, финансовыми,
материально-техническими и информационными
ресурсами
Система организации Текущее управление Программой и контроль за
контроля за выполнением ходом ее реализации осуществляет управление
Программы образования администрации города Чебоксары.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Муниципальная программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений города Чебоксары на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана на основе анализа современного состояния образования в городе в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 1756-р, Указом Президента ЧР от 25.02.2003 г. N 15 "О дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики", Республиканской Программой реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров ЧР от 04.06.2003 N 137. Программа определяет основные пути оптимизации муниципальной системы образования, направленные на повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений.
Одним из главных путей достижения качества образования стала проводимая в республике реструктуризация существующей сети образовательных учреждений. Основная цель ее - создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.
Повышение качества и доступности общего образования достигается в городе различными путями, в т.ч. за счет более эффективного использования ресурсов системы образования.
Неблагополучная демографическая ситуация ведет к сокращению количества школьников в городе. Так, на начало 2002/2003 учебного года по сравнению с 1998 годом школьников стало меньше на 12361 человек, или на 17 процентов. Аналогичная тенденция в демографической ситуации сохранится и в последующие годы. Согласно статистическим данным к 2008 году контингент учащихся школ сократится по сравнению с 1998 годом почти на 39 процентов.
Средние расходы на содержание одного обучающего в 2002 году в г.Чебоксары составили 4670,0 рублей. Средний расход на одного обучающегося в отдельных школах остаются более высокими, чем в других. Так, содержание 1 ученика в 2002 году составило: в СОШ N 48 - 6059 тыс.руб., СОШ N 42 - 8314 тыс.руб., СОШ N 58 - 8718 тыс.руб., СОШ N 54 - 5950 тыс.руб., СОШ N 45 - 4553 тыс.руб., СОШ N 50 - 4013 тыс.руб., СОШ N 5 - 6828 тыс.руб., СОШ N 25 - 7442 тыс.руб. В 2003 г. на содержание 1 ученика предусмотрено 5388 рублей.
Несмотря на то, что согласно Типовому положению об образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 N 196, наполняемость классов в школах устанавливается в количестве 25 обучающихся, средняя наполняемость классов в отдельных школах составляет ниже 25 учащихся. Так, в ОУ N 42 и 58 п.Новые Лапсары наполняемость классов в 2002-2003 учебном году составляет 23,7 и 23,9, СОШ N 25 - 18,1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать "19.03.2001"
Существующая в настоящее время в городе сеть общеобразовательных учреждений в связи со сложившейся демографической ситуацией, изменением приоритетов общего образования, необходимостью наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, дальнейшего повышения качества образования не дает эффективно реализовать поставленные перед школой задачи.
Создавшаяся ситуация диктует необходимость провести реструктуризацию имеющейся сети городских школ (Приложение N 3). Новые условия рыночной экономики существенно изменили образовательные запросы граждан. Спрос населения на получение знаний повышенного уровня с каждым годом растет.
С учетом сложившихся обстоятельств проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся в городе решается путем введения новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений, новых форм организации образовательного процесса.
В результате создаются школы с современной материальной базой, возможностью введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведений.
Реструктуризация сети образовательных учреждений в городской местности будет способствовать решению следующих проблем
реализация права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;
обеспечение психофизической безопасности учащихся;
обеспечение ориентированности сети школ на рынок труда;
разнообразие сети и учет специальных образовательных потребностей;
профилизация старшей ступени;
обеспечение целевого распределения ресурсов.
Процесс реструктуризации будет начат в 2003 году и продолжен в последующие годы.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Главной целью Программы является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов.
В процессе достижения целей Программы будут решены следующие задачи:
оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий;
обеспечение развития общеобразовательных учреждений за счет создания новых видов образовательных учреждений, сетевой организации образовательного процесса, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;
создание системы мониторинга качества образования с учетом происходящих структурных и видовых изменений.
Сроки выполнения Программы - 2003-2005 годы.
3. Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений
В результате реструктуризации разрабатываются и внедряются следующие модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений г. Чебоксары:
I модель. Образовательные учреждения реализуют программы начального общего образования (1-4 классы), также могут реализовать дополнительные образовательные программы и образовательные программы дошкольного образования.
II модель. Образовательные учреждения реализуют программы начального и основного общего образования (1-9 классы), могут реализовать дополнительные образовательные программы.
III модель. Образовательные учреждения реализуют программы основного общего и среднего (полного) общего образования (5-11 классы). При этом создаются возможности для введения профильного обучения, интеграции с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
IV модель. Создание учебно-воспитательных комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями дополнительного образования и объектами социальной сферы.
V модель. Создание центров образования, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями дополнительного, профессионального образования. Для обслуживания центров образования могут создаваться научно-методические, социально-психологические, информационно-аналитические (мониторинговые), сервисные и т.п. службы.
4. Система программных мероприятий
Реализация целей и задач Программы возможна путем осуществления комплекса мер организационно-правового, финансово-экономического, кадрового характера на республиканском, муниципальном уровнях, привлечения средств из федерального, республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Программа осуществляется по следующим направлениям:
1. Организационное и материально-техническое обеспечение:
разработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений с учетом местных условий;
обеспечение "реструктурируемых" школ современными компьютерами, учебным, спортивным оборудованием, комплектами учебной литературы, электронными учебными изданиями;
подключение "реструктурируемых" школ к Всемирной телекоммуникационной сети;
создание условий для получения дополнительного образования;
2. Повышение качества и эффективности образовательного процесса, обеспечение высококвалифицированными кадрами:
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
введение профильного обучения в старшей школе, кооперация старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования;
внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, организация дистанционного обучения;
организация раннего изучения иностранных языков и информационных технологий;
организация мониторинга качества образования;
комплектование кустовых базовых школ высококвалифицированными педагогическими и руководящими кадрами;
переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров по использованию эффективных методов обучения, новых информационно-коммуникационных технологий;
целевая подготовка учителей для преподавания отдельных учебных дисциплин на иностранном языке.
5. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы привлекаются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2003-2005 годах составит 56,583 млн. рублей, в том числе:
из местных бюджетов - 34,6082 млн. рублей;
из внебюджетных источников - 2,1057 млн. рублей;
по проекту МБРР "Реформы системы образования" - 19,8688 млн. рублей;
С учетом реальных возможностей бюджета города Чебоксары объемы ассигнований, направляемые на выполнение Программы, могут быть корректированы.
6. Механизмы реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик - управление образования администрации города Чебоксары в ходе реализации Программы координирует деятельность исполнителей, осуществляет контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых средств и выполнением предусмотренных мероприятий, формирует ежегодную бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы, принимает возможные меры по ее полному финансированию.
Управление реализацией Программы осуществляется управлением образования администрации г.Чебоксары, контролирующим выполнение мероприятий.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Создание и развитие новых видов современных общеобразовательных учреждений для обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам;
улучшение материально-технического оснащения базовых общеобразовательных учреждений;
создание правовых, административных, экономических условий по эффективному управлению кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами.
Индикаторы социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий приведены в приложении N 2 к Программе.
Начальник управления образования
администрации г.Чебоксары |
С.В.Кудряшов |
Приложение 1
реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений
г.Чебоксары на 2003-2005 годы
План мероприятий
по реализации Муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений города Чебоксары на 2003-2005 годы
N пп | Мероприятия | Исполнители | Срок испол- нения (годы) |
Всего (млн. руб.) |
Местные бюджеты |
Внебюд- жетные средст- ва |
Международный проект |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Организационное и материально-техническое обеспечение | |||||||
1.1. | Создание и апробация моделей управления образованием на муниципальном и межмуниципальном уровнях |
2003 2004 2005 |
- 0,008 0,008 |
0,008 0,008 |
|||
1.2. | Разработка схемы упорядочения и рационализации сети образовательных учреждений |
2004 | 0,0112 | 0,0112 | |||
1.3. | Обеспечение "реструктурируемых" школ современными компьютерными классами и электронными учебными изданиями |
2003 2004 2005 |
- 1,7 1,7 |
- 1,7 1,7 |
- | - | |
1.4. | Подключение "реструктурируемых" школ ко Всемирной телекоммуникаци- онной сети, организация работы в сети Интернет |
2003 2004 2005 |
- 0,3938 0,245 |
0,245 0,245 |
- - - |
- 0,1488 - - |
|
1.5. | Обеспечение "реструктурируемых" базовых школ современным учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, мебелью |
2003 2004 2005 |
2,242 5,062 13,342 |
0,042 2,142 2,142 |
- - - |
2,2 2,92 11,2 |
|
1.6. | Создание соответствующих условий для реализации программы дошкольно- го образования вновь созданными образовательными учреждениями |
2003 2004 2005 |
1,5284 1,5284 1,5284 |
1,5284 1,5284 1,5284 |
|||
1.7. | Обеспечение спортивным оборудовани- ем и инвентарем "реструктурируемых" школ |
2003 2004 2005 |
1,2 4,0 2,0 |
1,2 1,6 2,0 |
- - - |
- 2,4 - |
|
1.8. | Обеспечение "реструктурируемых" школ учебниками, учебно-методичес- кой, справочной и художественной литературой |
2003 2004 2005 |
0,1 0,4 0,5 |
0,05 0,2 0,25 |
0,05 0,2 0,25 |
- - - |
|
1.9. | Создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в области дополнительного образования |
2003 2004 2005 |
1,808 2,284 2,4 |
1,708 2,176 2,284 |
0,1 0,108 0,116 |
- - - |
|
1.10. | Проведение реконструкции и ремонта зданий "реструктурируемых" школ |
2003 2004 2005 |
2,5 1,0 |
2,5 1,0 |
|||
1.11. | Приобретение школьных автобусов и организация подвоза учащихся в "реструктурируемые" школы |
2003 2004 2005 |
0,3 1,2 1,2 |
0,3 0,8 0,8 |
- - - |
0,4 0,4 |
|
2. Повышение качества и эффективности образовательного процесса, обеспечение высококвалифицированными кадрами |
|||||||
2.1. | Переход на профильное обучение в старших классах |
2005 | 0,2185 | 0,1185 | 0,1 | ||
2.2. | Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников по использованию эффективных методов обучения, новых информационно-коммуникационных тех- нологий в образовательном процессе |
2003 2004 2005 |
0,204 0,520 0,450 |
0,204 0,320 0,450 |
0,2 |
||
2.3. | Организация дистанционного обучения | 2003 2004 2005 |
0,0439 0,0439 0,0439 |
0,0439 0,0439 0,0439 |
|||
2.4. | Организация раннего изучения иност- ранных языков и информационных технологий |
2003 2004 2005 |
0,7946 0,7946 |
0,7946 0,7946 |
|||
2.5. | Создание условий для развития индивидуальных способностей детей |
2003 2004 2005 |
0,15 0,15 0,15 |
0,1 0,1 0,1 |
0,05 0,05 0,05 |
||
2.6. | Организация и проведение интеллек- туальных соревнований, конкурсов и олимпиад |
2003 2004 2005 |
0,2 0,2 0,2 |
0,2 0,2 0,2 |
|||
2.7. | Повышение удельного веса и качества занятий по физической культуре |
2003 2004 2005 |
0,8 0,8 0,8 |
0,5 0,5 0,5 |
0,3 0,3 0,3 |
||
2.8. | Организация мониторинга качества образования |
2003 2004 2005 |
0,3 0,3 0,3 |
0,3 0,3 0,3 |
|||
2.9. | Комплектование "реструктурируемых" школ высококвалифицированными педагогическими и руководящими кадрами |
2003 2004 2005 |
0,0255 0,0255 0,0255 |
0,0255 0,0255 0,0255 |
|||
2.10. | Целевая подготовка учителей для преподавания отдельных учебных дисциплин на иностранном языке |
2004 2005 |
0,027 0,027 |
0,027 0,027 |
Итого | 56,583 | 34,6082 | 2,1057 | 19,8688 | |||
2003 | 8,902 | 6,1575 | 0,5439 | 2,2 | |||
2004 | 21,349 | 14,5777 | 0,7019 | 6,0688 | |||
2005 | 26,333 | 13,873 | 0,8599 | 11,6 |
Приложение 2
реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений
города Чебоксары на 2003-2005 годы
Перечень
индикаторов эффективности программных мероприятий
N пп |
Раздел мероприятий | Индикаторы | Базовое состояние на начало реали- зации Программы |
Ожидаемое состоя- ние на момент реализации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационное и материально-техни- ческое обеспечение |
1. Наличие моделей и схем рестру- ктуризации сети ОУ |
Имеются лишь отдельные модели и схемы реструктуризации сети школ. Отсутствие новых моделей в городской местно- сти |
упорядочение и рационализация сети ОУ; разработка при- мерной структуры и штатной числен- ности работников для новых видов ОУ |
2. Оснащен- ность рест- руктурируе- мых школ учебным обо- рудованием и учебной ли- тературой |
в настоящее время обеспеченность школ учебным оборудованием и учебной литерату- рой не соответст- вует современным требованиям |
улучшение матери- ально-технической и учебно-матери- альной базы кустовых общеоб- разовательных школ и образова- тельных центров. Обеспечение их учебным и спор- тивным оборудова- нием, современны- ми компьютерами, учебниками, учеб- но-наглядными по- собиями |
||
2. | Повышение качества и эффективности образовательного процесса, обеспе- чение высококвали- фицированными кад- рами |
3. Дифферен- циация и ин- дивидуализа- ция образо- вательного процесса |
Дифференцирован- ным обучением в 2002-03 учебном году охвачено 21% школьников |
Создание необхо- димых условий для перехода на про- фильное обучение с 2005 г. и мак- симального удов- летворения обра- зовательных пот- ребностей школь- ников |
4. Расшире- ние спектра предоставля- емых образо- вательных услуг |
В настоящее время не создано достаточных усло- вий для полного удовлетворения образовательных потребностей как в системе общего, так и в системе дополнительного образования |
Обеспечение дос- тупа всем школь- никам к качест- венному образова- нию через созда- ние кустовых ба- зовых школ, обра- зовательных цент- ров, подключение к Всемирной теле- коммуникационной сети, организация профильного обу- чения, дистанци- онного обучения |
||
5. Перепод- готовка и повышение квалификации руководящих и педагоги- ческих кад- ров |
Недостаточное владение руково- дителей и педаго- гических кадров современными ме- тодами управления и обучения |
Повышение квали- фикации всех ра- ботников кустовых базовых школ и образовательных центров по ис- пользованию сов- ременных педаго- гических, здо- ровьесберегающих и новых информа- ционнокоммуника- ционных# техноло- гий |
Приложение 3
реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений
города Чебоксары на 2003-2005 годы
Наименование
муниципальных образовательных учреждений, подлежащих реструктуризации в рамках Программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений г.Чебоксары на 2003-2005 годы
Год рестру- ктуризации ОУ |
Общеобразовательные учреждения Калинин- ского района |
Общеобразовательные учреждения Ленинс- кого района |
Общеобразовательные учреждения Московс- кого района |
2003 год | СОШ N 44 | СОШ N 42 и 58 | СОШ N 5, 48, 62, Лицей N 3 ДОУ N 119 |
2004 год | СОШ N 25 | С(К)ОУ "Надежда" ДОУ N 151 и 136 |
|
2005 год | СОШ N 35, 40, 52, 56 |
СОШ N 37, 49 | СОШ N 29, 45, 54, 59, школа-лицей N 31 Кадетская школа |
Организация профильного обучения на старшей ступени |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 октября 2003 г. N 156 "О муниципальной программе реструктуризации сети общеобразовательных учреждений города Чебоксары на 2003-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был