Постановление Совета Министров Чувашской АССР
от 26 мая 1989 г. N 167
"О разработке целевой комплексной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 247 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, на основе коренной перестройки дела охраны природы, экологического воспитания и образования всего населения, руководствуясь установками XXVII съезда партии, XIХ Всесоюзной конференции КПСС и Съезда народных депутатов СССР, Совет Министров Чувашской АССР постановляет:
1. Принять предложения Госкомприроды Чувашской АССР об основных направлениях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года (прилагаются).
Для широкого обсуждения их опубликовать на страницах республиканских газет.
2. Госагропрому Чувашской АССР, министерствам и ведомствам, объединениям и предприятиям, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов обеспечить разработку целевых комплексных программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года по каждому объединению, предприятию, организации, учреждению, колхозу, совхозу и сводные показатели их по району и городу, министерству и ведомству не позднее 1 сентября 1989 г. представить в Госплан Чувашской АССР.
Госплану Чувашской АССР и Госкомприроде Чувашской АССР с участием заинтересованных министерств и ведомств республики на основе обобщения представленных материалов разработать целевую комплексную программу окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года и внести их на рассмотрение Совета Министров Чувашской АССР в ноябре текущего года.
3. Госкомприроде Чувашской АССР до 1 августа 1989 г. разработать формы экологического паспорта и довести их до всех промышленных предприятий и организаций, имеющих источники загрязнений природной среды.
Промышленным предприятиям и организациям обеспечить в 1989 году подготовку экологических паспортов и установить строгий контроль за их выполнением.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на Госплан Чувашской АССР и Госкомприроду Чувашской АССР.
Председатель Совета Министров
Чувашской АССР |
Л.Прокопьев |
Управляющий Делами Совета
Министров Чувашской АССР |
П.Митрофанов |
Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на XIII пятилетку и на период до 2005 года
Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на период до 2005 года предусматривают комплекс мер, направленных на коренное улучшение охраны окружающей среды от вредного влияния антропогенной деятельности, обеспечение приоритетного развития наукоемких отраслей на основе внедрения передовой технологии с минимальными ресурсами, постепенного перехода от селективной переработки к комплексному использованию сырья, утилизации загрязняющих веществ, а также повышение уровня экологических знаний населения.
Имеется в виду формирование благоприятной жизненной среды, способствующей физическому, социальному и нравственному здоровью ладей, обеспечение оптимального сочетания социально-экономического развития республики с одновременным решением экологических задач и ориентацией на новые условия хозяйствования с учетом перехода на преимущественно экономические методы управления народным хозяйством и природопользованием.
Основные цели и средства охраны окружающей среды на указанный период:
- сохранение способности био- и георесурсов природной среды в целом к самоочищению и воспроизводству для нынешнего и будущих поколений;
- установление таких темпов и масштабов природопользования, которые сохраняют стабильность экологических и геофизических систем, здоровье человека;
- опережающее развитие систем очистки вредных выбросов в атмосферу и водную среду, уменьшение степени влияния "парникового эффекта" промышленных газов на воздушный бассейн;
- закрепление и дальнейшее развитие щадящего режима природопользования, переход на прогрессивные технологии в основных производственных отраслях народного хозяйства - в промышленности, строительной индустрии и сельском хозяйстве;
- составление долгосрочных программ охраны окружающей среды в каждом городе и районе;
- создание автоматизированного банка экологических данных и постоянно действующего комплексного мониторинга (наблюдения) по климату, атмосферному воздуху, поверхностным и подземным водам, лесным и земельным ресурсам (в том числе почвам), флоре и фауне, взаимосвязей состояния окружающей среды и здоровья людей;
- осуществление необходимых мер по стабилизации положения на объектах и в зонах с неблагополучным экологическим состоянием;
- постепенный вывод из пойменной зоны, а также мест массового отдыха трудящихся отдельных производств с вредными выбросами;
- введение обязательного учета выполнения планов строительства природоохранных объектов при подведении итогов республиканского социалистического соревнования среди городов и районов, промышленных, строительных и сельскохозяйственных организаций;
- активное содействие в разработке и осуществлении программы сбалансированного использования и сохранения природных ресурсов бассейна реки Волга в условиях интенсивного развития производственных сил;
- формирование у населения республики сознания высокой ответственности за состояние природной среды, всей живой природы.
Эти и другие природоохранные цели должны достигаться с помощью комплекса экономических, правовых, социально-политических и культурно-эстетических мер.
Сбалансированное и эффективное управление природопользованием и экологическим состоянием окружающей среды намечается осуществлять по следующим основным направлениям:
Охрана и рациональное использование земельных ресурсов
Площадь республики составляет 1834,5 тыс.га, из которых сельскохозяйственные угодия занимают 989 тыс.га, 789 тыс.га пашни и 173 тыс.га. естественных сенокосов и пастбищ, 78% пашни подвержено в различной степени водной эрозии. Площадь оврагов и балок ежегодно в среднем увеличивается на 150-200 гектаров. Вопросы борьбы с эрозией являются самыми актуальными.
Ежегодно изымается из сельскохозяйственного оборота более 1 тыс.га земель под различное строительство и для других целей. С 1955 года площадь пашни в республике сократилась на 100 тыс. гектаров. Около четверти пашни имеет кислую реакцию. Содержание гумуса в почве снижается, что вызвано нарушениями научно обоснованной системы земледелия и слабой работой по производству и применению органических удобрений.
В городах, рабочих поселках и других населенных пунктах республики неудовлетворительно ведутся работы по сбору, обезвреживанию и утилизации бытовых и промышленных отходов, что способствует загрязнению земельных и водных ресурсов.
Задачи по охране и рациональному использованию земельных ресурсов предусматривают:
- сохранение и повышение естественного плодородия земель за счет освоения научно обоснованных систем земледелия, накопления, компостирования и правильного использования органических удобрений, усиления борьбы с сорной растительностью на полях и в других местах;
- обеспечение выполнения в полном объеме комплекса противоэрозионных мероприятий. Посадка полезащитных и водорегулирующих лесных полос, строгое соблюдение почвозащитной и влагосберегающей агротехники возделывания сельскохозяйственных культур, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений;
- приведение в нормальное работоспособное состояние всех орошаемых и осушенных земель;
- улучшение использования естественных сенокосов и пастбищ, проведение комплекса культуртехнических работ;
- упорядочение сети внутрихозяйственных дорог, усиление работ по рекультивации ранее нарушенных земель;
- упорядочение хранения и использования минеральных удобрений и пестицидов. Приведение в порядок и ремонт всех имеющихся складов для хранения этих материалов;
- разработка рекомендаций по возделыванию сельскохозяйственных культур без применения химических препаратов с широким использованием агротехнических, биологических и других безвредных методов борьбы с их болезнями и вредителями, сорными растениями;
- составление обзорно-схематических карт содержания в пахотном горизонте почв полезных элементов, а также элементов, способствующих патологическим изменениям в почве и являющихся токсичными для сельскохозяйственных растений и человека;
- оценка загрязнения придорожных сельскохозяйственных угодий для разработки рекомендаций по снижению отрицательного влияния выхлопных газов автотранспорта;
- строительство полигонов для захоронения шлаков и других токсичных отходов производства для организаций санитарной охраны земель и продуктов земледелия от химического заражения;
- обеспечение постоянно действующего лабораторного контроля за содержанием нитратов и пестицидов в каждой партии продукции, запрещение реализации сельскохозяйственных продуктов без соответствующих сертификатов санитарного надзора.
Охрана атмосферного воздуха
Состояние воздушной среды ухудшается. Общие выбросы загрязняющих веществ достигли в 1988 году 263 тыс. тонн, половину которых составляют выхлопные газы автотранспорта. Остальную часть вредных выбросов дают промышленные предприятия.
В настоящее время улавливается и очищается 91 тыс. тонн.
Наибольшее экологическое напряжение создают предприятия Минэнерго СССР - 42,5%, Мингазпрома СССР - 10,3%, Минавтосельхозмаша - 7 процентов.
С учетом нынешнего положения для оздоровления атмосферного воздуха и обеспечения его чистоты намечаются:
- обеспечить максимальный перевод автотранспорта на газообразное топливо, построить в этих целях необходимое количество газозаправочных станций;
- обеспечить автотранспорт каталитическими нейтрализаторами по очистке выхлопных газов;
- создать контрольно-регулировочные пункты во всех крупных автохозяйствах для выполнения контрольно-регулировочных операций и выдачи талонов на токсичность выхлопных газов;
- создать стационарные пункты контроля за уровнем содержания окиси углерода в отработанных газах на стационарных постах ГАИ, а также постоянно действующие посты контроля за степенью загазованности воздуха в каждом городе;
- обеспечить автохозяйства и ГАИ МВД Чувашской АССР необходимым количеством современных приборов по контролю и анализу выхлопных газов;
- сократить в городах парк автобусов с двигателями внутреннего сгорания за счет увеличения доли электрифицированного транспорта;
- изучить возможность создания одной-двух бестранспортных зон в г.Чебоксарах за счет объездных трасс;
- создать лабораторию для определения соответствия горюче-смазочных материалов ГОСТам на всех автозаправочных станциях и проведения экспресс-анализов, сократить заявки на этилированный бензин;
- внедрить в г.Чебоксарах автоматизированную систему по управлению дорожным движением (АСУДД);
- проверить соответствие ранее установленных санитарно-защитных зон предприятий действующим нормативам и по результатам принять необходимые меры;
- провести в 1989-1990 годах инвентаризацию и паспортизацию всех предприятий с вредными выбросами в атмосферу для определения их структуры и предельно допустимых концентраций (ПДК), составить экологические паспорта городов и райцентров;
- завершить разработку нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу для городов республики не позднее 1992 года;
- провести инвентаризацию установок и оборудования с применением фреона и принять меры по их замене на безопасные хладоагенты;
- оснастить все действующие предприятия современными установками и приборами для улавливания, очистки и утилизации отходящих вредных веществ;
- обеспечить проведение экологической экспертизы всех проектов планов социально-экономического развития городов и районов республики в целом, схем размещения новых производств и проектов строительства объектов производственного, сельскохозяйственного, коммунального, энергетического и другого отраслевого назначения на стадии предпроектных проработок с учетом конкретных анализов экологической обстановки и мнения общественности, создать в этих целях экспертную комиссию из числа ученых и соответствующих высококвалифицированных специалистов народного хозяйства при Госкомприроде Чувашской АССР;
- осуществить меры по внедрению нетрадиционных источников энергии, создать в системе агропромышленного комплекса в кооперации с промышленными предприятиями производственную лабораторию с монтажной организацией по изготовлению и монтажу ветровых установок;
- провести комплекс необходимых мероприятий по переводу котельных на электроэнергию и газ;
- построить современные асфальтобетонные заводы с максимальной экологизацией производства и по мере их готовности ликвидировать мелкие предприятия АБЗ;
- определить перечень предприятий и подготовить предложения по их переводу на безотходную или малоотходную, энергосберегающую технологию;
- организовать при горисполкомах за счет долевого участия промпредприятий вневедомственные лаборатории по контролю за состоянием атмосферного воздуха на территориях и в границах санитарно-защитных зон промпредприятий, тесно взаимодействующие с Госкомприродой республики, общественными организациями и трудовыми коллективами;
- составить крупномасштабную карту объектов и источников загрязнения и регулярно освещать на ней экологическую обстановку в целом;
- проводить ежегодные рейды "Чистый воздух" с участием широкой общественности во всех населенных пунктах республики.
Реализация вышеперечисленных мер позволит сократить объемы вредных выбросов в воздушную среду от автотранспорта, промпредприятий, стройиндустрии и агросектора до экологически безопасных пределов.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Всего на нужды республики в 1988 году использовано 233 млн. куб. метров воды, в том числе на производственные нужды - 95,9 млн.куб., на сельскохозяйственные цели - 53,0 млн.куб. и на хозяйственно-бытовые - 69,8 млн.куб. метров.
Со всей остротой встала проблема сохранения чистоты Волги, Суры и малых рек. Главной причиной кризисной экологической ситуации явилась непомерная антропогенная нагрузка в целом на речной бассейн Волги.
Ежегодно в реки и водоемы на территории республики сбрасывается около 106 млн.куб. метров недостаточно очищенных стоков.
Значительное отрицательное воздействие на водные ресурсы оказывает животноводство, многие объекты которого расположены в поймах рек. Типовыми водонепроницаемыми жижесборниками и навозохранилищами колхозы и совхозы обеспечены лишь на 5 процентов.
В результате мойки автотранспорта и сельскохозяйственной техники в реках, применения сельскохозяйственной авиации для обработки посевов допускается серьезное загрязнение водных ресурсов.
Медленно внедряются маловодные технологии, недостаточно используются системы оборотного и повторного водоснабжения, а также другие прогрессивные методы рационального водопользования.
Для обеспечения потребностей населения и народного хозяйства в чистой воде и защиты водных ресурсов от дальнейшего загрязнения и истощения предлагается:
- построить и реконструировать необходимое количество очистных сооружений для обеспечения очистки сточных вод в полном объеме, прежде всего, с удалением всех видов токсичных веществ. До конца 1989 года провести полную инвентаризацию сбросов в малые реки и водоемы. Осуществить в тринадцатой пятилетке программу строительства монолитных биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации малой емкости на объектах сельской местности;
- выделить безопасные для водных ресурсов места под свалку бытового мусора в каждом населенном пункте, запретить использование в этих целях поймы рек;
- внедрить утилизацию бытовых отходов городов и рабочих поселков путем строительства мусороперерабатывающих заводов, в тринадцатой пятилетке решить эту проблему для городов Чебоксары и Новочебоксарск;
- построить на въездах городов и райцентров, в автохозяйствах моечные пункты с оборотным водоснабжением и очистными сооружениями, исключить мойку автомашин в реках и водоемах;
- вынести или обезопасить объекты животноводства и другого сельскохозяйственного назначения, расположенные в водоохранных зонах, построить в каждом хозяйстве необходимое количество типовых водонепроницаемых жиженавозохранилищ;
- разработать и осуществить меры биологической защиты открытых источников воды от загрязнения и бактериального заражения, составить структуру токсикантов и кадастров сточных вод промышленности и агросектора;
- изучить состояние малых рек и осуществить меры по их сохранению и защите;
- уточнить и четко обозначить границы водоохранных зон прибрежных полос рек, прудов, озер и водоемов, осуществить меры по их облесению, учитывать при размещении новых производств степень возможного отрицательного их влияния на водные ресурсы, обеспеченность намечаемых к строительству новых объектов надежными мерами защиты природной среды;
- ускорить работы по переводу предприятий на оборотное и повторное водоснабжение, а также маловодную и бессточную технологии для сокращения использования поверхностных и подземных вод в производстве. Обеспечить повсеместное внедрение приборов учета водопотребления и водоотведения;
- разработать и ввести систему внутрихозяйственного водопользования в производственных отраслях республики, комплексную схему охраны водных запасов, а также водоснабжения и водоотведения населенных пунктов;
- разработать и ввести районные (городские) нормативы водопользования;
- изучить целесообразность создания специализированной ремонтно-эксплуатационной организации водопроводно-канализационного хозяйства в сельской местности, а также лаборатории по контролю качества воды по химическим и бактериологическим показателям;
- внедрить метод безреагентной очистки сточных вод и других нехимических средств обеззараживания воды;
- сократить за счет применения совершенного сантехнического оборудования и других оргтехмероприятий сетевые потери и нерациональное водопотребление;
- завершить исследования подземных вод на территории республики, провести инвентаризацию существующих артезианских шахтных скважин, колодцев и родников.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит прекратить сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и уменьшить водопотребление на 20-30 процентов.
Охрана и воспроизводство рыбных запасов
В последние годы отмечается ухудшение состояния рыбных запасов в естественных водоемах. Происходит уменьшение доли ценных видов рыб в общем промысле. Имеющиеся в республике рыбхозы и рыбопитомники не удовлетворяют потребности населения в товарной рыбе. Охрана и воспроизводство рыбных запасов предполагает:
- проведение инвентаризации и паспортизация всех водохранилищ на малых реках и естественных закрытых водоемов, выявление пригодности их для рыборазведения;
- прекращение загрязнения водоемов неочищенными сточными водами;
- обеспечение нормального естественного воспроизводства рыбы в весенний период за счет поддержания стабильного уровня воды на Чебоксарском и Куйбышевском водохранилищах и р.Суре, прекращения добычи песка в запретный период и промысла неохраняемых видов рыб во время нереста;
- увеличение мощностей существующих или расширение сети рыбопитомников, полностью удовлетворяющих потребности в воспроизводстве рыбных запасов Волжского водохранилища и прудового хозяйства. Проведение зарыбления всех пригодных водохранилищ и других водоемов с целью выращивания товарной рыбы;
- оснащение действующих рыбоводных предприятий прогрессивным оборудованием, средствами механизации и автоматизации, внедрение наиболее эффективных технологических схем выращивания молоди рыб;
- обеспечение Чувашским республиканским обществом охотников и рыболовов ввода в действие культурных рыбных хозяйств для спортивного и любительского рыболовства со строительством баз отдыха, прокатом лодок и рыболовных принадлежностей, стоянками автомашин;
- увеличение сети кооперативов по выращиванию товарной рыбы.
Охрана и рациональное использование лесов, растительного мира
Общая площадь государственного лесного фонда составляет 634,6 тыс.га, в том числе покрытая лесом площадь - 562,2 тыс.га, или 30,7% общей площади республики.
Бессистемная рубка, недостаточные объемы лесовосстановительных работ, выпас скота в лесах привели к значительному оскудению лесопокрытой площади.
Для улучшения состояния лесного хозяйства, флоры и фауны предлагается:
- завершить работу по инвентаризации лесов и созданию единой системы учета лесных ресурсов. Полностью осваивать расчетные лесосеки, не допускать их перерубов, строго соблюдать Правила отпуска древесины на корню. Добиться рационального использования лесосек. Максимально сохранять в них молодую поросль деревьев, обеспечить полную очистку лесосек от стволов деревьев, сучьев, повсеместно внедрить малоотходные и безотходные технологии на заготовке и переработке леса;
- строго соблюдать режим лесопользования и лесовосстановления, увеличить возможности лесопитомнического хозяйства для полного удовлетворения потребностей в лесопосадочном материале, планомерно обновить структуру пород, внедрить в лесокультурное производство ценные и акклиматизированные в условиях республики древесно-кустарниковые и хвойные породы;
- провести исследования, научно обосновать и упорядочить сеть особо охраняемых памятников природы и заказников республики и обеспечить в них соблюдение природоохранного режима. В колхозах и совхозах, а также на землях гослесфонда организовать заповедники по охране полезной энтомофауны по примеру колхоза "Ленинская искра" Ядринского района;
- организовать ботанические заказники по охране лекарственных растений, а также редкой флоры. Разработать о них специальное положение, установить контроль за их содержанием и охраной;
- планомерно создавать зеленые зоны городов и райцентров, других населенных пунктов, наладить санитарный уход за ними;
- в целях сохранения лесов и растительного мира упорядочить выпас скота в них. Запретить пастьбу скота на участках, отнесенных в разряд особо защитных насаждений;
- усилить защиту лесов от вредителей, болезней и пожаров. Сократить применение химических препаратов для борьбы с вредителями и болезнями лесов с помощью авиации, расширить применение биологических методов защиты леса;
- проводить агротехническое обслуживание и планомерное разведение плантаций облепихи, калины и других видов с целью организации промышленной переработки ягод на лекарственные препараты.
Охрана и рациональное использование животного мира
В настоящее время многие дикие животные и птицы страдают из-за неправильной хозяйственной деятельности человека. Это привело к тому, что количество отдельных их видов стало сильно уменьшатся или исчезать на территории нашей республики.
Охрана и рациональное использование животного мира предполагает:
- обеспечение условий для поддержания в лесах, лугах, поймах рек и других местах обитания видового многообразия фауны и численности животного мира;
- внедрение комплексных биотехнических мероприятий по созданию условий для привлечения и воспроизводства диких животных и исчезающих полезных насекомых, а также мероприятий по охране и управлению их поведением, в населенных пунктах, садах и других антропогенных местообитаниях;
- предотвращение гибели диких животных и птиц при проведении различных сельскохозяйственных и мелиоративных работ, рубке леса, в результате загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями, на транспортных коммуникациях;
- обеспечение неприкосновенности участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных и птиц;
- улучшения деятельности существующих зоологических и охотничьих заказников и расширение их сети;
- внедрение научно-обоснованной системы ведения охотничьего хозяйства, а также единую систему учета и регулирования численности диких животных. Организация строго# контроля за промыслом и использованием животного мира, усиление борьбы с браконьерством;
- регулирование численности серых ворон и волков в охотничьих угодиях;
- издание Красной книги Чувашской АССР редких и исчезающих видов животных и растений.
Экологическое воспитание населения
Природоохранная деятельность немыслима без разъяснения каждому жителю республики его персональной ответственности за судьбу окружающей нас среды, без системы непрерывного экологического воспитания и образования всего населения, а также своевременного его информирования об экологической обстановке в городах и районах республики.
С целью повышения уровня экологического образования и воспитания всего населения республики предлагается:
- на базе имеющихся в республике высших и средних специальных учебных заведений организовать с 1990/91 учебного года курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки руководящих и инженерно-технических кадров по проблемам экологии;
- широко вовлечь в дело повышения экологической грамотности населения существующую сеть экономического и политического образования, дома и кабинеты политпросвещения, силы и средства научно-инженерных обществ, организаций общества "Знание", общества охраны природы, средства массовой информации, общественно-политические журналы и кинопропаганду;
- ввести в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях программы экологического воспитания и обучения, включающие теоретическую и практическую подготовку учащихся и студентов. Должна быть создана система непрерывного экологического воспитания и образования подрастающего поколения, начиная с семьи и дошкольных детских учреждений с продолжением его в школах, где теоретические знания тесно увязывались бы с общественной активностью школьников в школьных лесничествах, в клубах друзей природы, отрядах "зеленых" и "голубых" патрулей и т.п.;
- широко информировать население через средства массовой информации об экологической обстановке в городах и районах республики, причинах и виновниках загрязнения природной среды и о мерах, принимаемых по фактам нарушения природоохранного законодательства местными Советами народных депутатов и природоохранными органами;
- в республиканских, районных и многотиражных газетах, телевидении и радио открыть постоянные рубрики по проблемам экологии;
- эффективнее использовать потенциал инженерной, медицинской, сельскохозяйственной и биологической науки, научно-исследовательских институтов и вузов для решения насущных проблем экологии республики.
Предлагаемые "Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на период до 2005 года" отражают общую экологическую обстановку и позволяют судить о задачах, проблемах охраны природы, путях и методах их решения.
Они являются основой для последующей разработки Комплексной экологической программы республики, конкретных схем, планов и отраслевых проектов по организации охраны окружающей среды.
Председатель Государственного комитета
Чувашской АССР по охране природы |
Ж.Г.Строкач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Чувашской АССР от 26 мая 1989 г. N 167 "О разработке целевой комплексной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 247 настоящее постановление признано утратившим силу