Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 20 мая 2003 г. N А79-1244/03-СК1-1202
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2003 г. N А79-1244/03-СК1-1202 настоящее решение отменено
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Чувашской Республики г.Чебоксары к Кабинету Министров Чувашской Республики, третьим лицам - Республиканской энергетической комиссии и открытому акционерному обществу "Чувашэнерго" г.Чебоксары - о признании недействующим распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 N 49-р,
при участии в заседании представителей от Прокуратуры ЧР и от ответчика
установил:
Прокуратура Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим вышеуказанного распоряжения. Заявление мотивировано тем, что в соответствии с оспариваемым распоряжением с 15.02.03 увеличены тарифы на электрическую и тепловую энергию соответственно на 25 и 11 процентов, для сельского и городского населения тарифы на электроэнергию увеличены на 11 процентов.
Считает, что распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики противоречит требованиям действующего законодательства. Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год не допускается. После принятия Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" 28.11.02 какие-либо законопроекты о внесении в него изменений и дополнений в связи с изменением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Государственный Совет Чувашской Республики не вносились. Полагает, что принятое Кабинетом Министров Чувашской Республики распоряжение противоречит названному Закону, а также ст.33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип сбалансированности бюджета. Кроме этого считает, что это может повлечь за собой неплатежи бюджетополучателей за потребленные энергоресурсы.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Чувашской Республики просит об отложении рассмотрения дела, поскольку в настоящее время Кабинетом Министров Чувашской Республики в Государственный Совет Республики внесен проект закона "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год", и Прокуратура с названным законопроектом не ознакомлена. После изучения документов заявитель определит свою позицию по спору.
По существу заявления пояснил, что требование о признании недействующим вышеназванного распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики поддерживает полностью.
В обоснование этого требования привел доводы, изложенные в заявлении. Просит также учесть, что согласно экспертному заключению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике от 28.04.03 N 02-03/2269 абзац третий пункта 1 распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 об утверждении ОАО "Чувашэнерго" покупных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую оптовым потребителям-перепродавцам, противоречит законодательству.
Представители ответчика считают, что Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Закона от 26.03.03 N 38-ФЗ не содержит норму, предусматривающую возможность рассмотрения в арбитражном суде споров, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию. Поэтому просят производство по делу прекратить.
По их мнению, регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в субъектах Российской Федерации возможно осуществить только при наличии решения Правительства Российской Федерации по предельным уровням тарифов, и только до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете. В этой связи полагают невозможным применять изложенный в вышеназванном Законе механизм ценообразования тарифов на 2003 год.
Просят учесть, что в настоящее время в Государственный Совет Чувашской Республики внесен законопроект о внесении изменений в Закон ЧР "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" и все неясности устранены.
Республиканская энергетическая комиссия в отзыве на иск и ее представители в заседании суда указывают, что основанием для повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию явились увеличение оптовой цены на природный газ, размера абонентской платы за услуги РАО "ЕЭС России", тарифа на покупную энергию ФОРЭМ с 01.01.03. Решение о повышение тарифов в республике было принято с учетом анализа предполагаемого их увеличения для населения, промышленности, сельского хозяйства.
Просят также учесть, что до принятия распоряжения Кабинета Министров ЧР было получено заключение Министерства юстиции Чувашской Республики, которое полагало возможным утвердить временные тарифы на электрическую и тепловую энергию. Кроме этого, в целях сближения позиций с Прокуратурой Республики Кабинет Министров Чувашской Республики 14.05.03 внес в Государственный Совет Чувашской Республики проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год". Каких-либо изменений в абсолютных цифрах в отношении тарифов этот законопроект не предусматривает, т.к. в республиканском бюджете было предусмотрена возможность изменения тарифов.
Открытое акционерное общество "Чувашэнерго" отзывом на исковое заявление требования Прокуратуры ЧР также не признает. Полагает, что заявитель неправильно трактует ч.4 ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В частности, в ч.2 ст.2 Закона указывается, что предельные уровни тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно, до принятия в первом чтении закона о бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года. Аналогичной по смыслу является и ч.3 ст.2 Закона.
С учетом анализа норм закона считает, что ч.4 ст.2 названного Закона распространяется лишь на отношения, которые будут регулироваться непосредственно в период утверждения бюджета на 2004 год. Оснований для отложения рассмотрения дела не усматривает.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 11.02.03 Кабинетом Министров Чувашской Республики принято распоряжение N 49-р. В соответствии с упомянутым распоряжением с 15.02.03 утверждены и введены в действие тарифы на электрическую энергию, отпускаемую от электрических сетей открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чувашэнерго" (приложение N 1), тарифы на тепловую энергию, отпускаемую от тепловых сетей открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чувашэнерго" (приложение N 2), покупные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую оптовым потребителем-перепродавцам от тепловых сетей открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чувашэнерго" (приложение N 3). После принятия распоряжения от 11.02.03 признаны утратившими силу распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.07.02 N 344-р и от 10.12.02 N 507-р.
Текст распоряжения опубликован в газете "Хыпар" от 13.02.03 N 27 (23665), в газете "Вести Чувашии" от 14.02.03 N 7 (588).
Вместе с тем на дату принятия оспариваемого распоряжения действовал Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ).
Ст.2 названного Закона определяет сущность государственного регулирования тарифов.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Частью 2 упомянутой статьи Закона предусмотрено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Законодателем определено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем год.
В части 3 ст.2 Закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Часть 4 названной статьи указывает, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Суд находит, что названное положение Закона при принятии оспариваемого распоряжения ответчиком не соблюдено.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что части 2, 3 и 4 ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10.01.03 N 6-ФЗ (вступившие в действие с 14.01.03), могут быть применены исключительно после установления Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, т.е. лишь с 2004 года, являются неубедительными. Упомянутыми выше частями Закона с 14.01.03 был введен порядок, обеспечивающий государственное регулирование тарифов, который действовал на дату принятия ответчиком оспариваемого распоряжения. Это положение Закона является обязательным для всех участников правоотношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Закон не содержит переходных положений введения его в действие и не может быть применен в ином порядке.
Кроме этого в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" прямо предусмотрена возможность установления тарифов субъектами исполнительной власти Российской Федерации на очередной финансовый год только в рамках предельных уровней и в период до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" принят 28 ноября 2002, текст Закона опубликован в газете "Республика" от 29 ноября 2002 г., N 74-75 (407-408), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2002 г., N 11-12, ст.551.
Судом не принимаются ссылки представителей ответчика о том, что увеличение тарифов на электрическую и тепловую энергию не повлекло изменение расходной части бюджета, ибо в нем заложено повышение тарифов. Фактические обстоятельства по делу свидетельствуют, что повышение тарифов влечет необходимость изменение расходных статей бюджета разных уровней.
Оснований для отложения разрешения спора ввиду внесения Кабинетом Министров Чувашской Республики в Государственный Совет Чувашской Республики проекта Закона ЧР "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" не имеется. Поэтому ходатайство представителя Прокуратуры ЧР об отложении рассмотрения дела удовлетворено быть не может.
Во-первых, оспариваемое постановление Кабинета Министров принято 11.02.03, а законопроект Президенту Чувашской Республики для внесения в Госсовет ЧР направлен лишь 14.05.03.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Кабинета Министров 11 февраля 2003 г. N 49-p
Во-вторых, в силу п.8 ст.194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, приняв заявление об оспаривании нормативного правового акта и начав его проверку в судебном заседании, должен завершить ее и вынести судебное решение, несмотря на отказ от своего требования заинтересованного лица (включая прокурора, государственного, муниципального или иного органа), обратившегося в суд. Это также не является основанием для прекращения производства по делу.
Судом также не принимаются доводы ответчика и третьих лиц о необходимости прекращении производства по делу ввиду исключения из Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" статей о возможности рассмотрения споров, связанных с регулированием тарифов, в арбитражном суде. Спор к производству Арбитражного суда Чувашской Республики был принят с соблюдение# правил подведомственности и подсудности и дальнейшее изменение законодательства не может свидетельствовать о не подведомственности дела арбитражному суду.
Названное положение корреспондирует со ст.47 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По изложенным основаниям распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 N 49-р следует признать недействующим как не соответствующее требованиям ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и нарушающим права граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление Прокуратуры Чувашской Республики удовлетворить.
Признать недействующим полностью распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.03 N 49-р как не соответствующее Федеральному закону от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.99 N 33-ФЗ и от 10.01.03 N 6-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20 мая 2003 г. N А79-1244/03-СК1-1202 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2003 г. N А79-1244/03-СК1-1202 настоящее решение отменено