Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 10 ноября 2003 г. NN А79-2868/03-СК1-2718, А79-4038/03-СК1-3852, А79-4039/03-СК1-3853, А79-4081/03-СК1-3854
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2004 г. N А79-2868/2003-СК1-2718 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дела по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Кооптранссервис" г.Чебоксары, общества с ограниченной ответственностью "Волгаойлсервис-город" г.Чебоксары, индивидуального предпринимателя Дельман Александра Ильича г.Чебоксары, общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская универбаза" г.Чебоксары, Прокуратуры Чувашской Республики к Чебоксарскому городскому собранию депутатов г.Чебоксары о признании недействительными пунктов 2.1, 2.2 и 2.5 решения N 2229 от 22.12.2000 г.,
при участии в заседании суда представителей от истцов и от ответчика
установил:
ООО "Кооптрансервис" г.Чебоксары, ООО "Волгаойлсервис-город" г.Чебоксары, ИП Дельман А.И. г.Чебоксары, ООО "Чебоксарская универбаза" г.Чебоксары обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании не соответствующими пунктов 2.1, 2.2. и 2.5 решения Чебоксарского городского собрания депутатов N 2229 от 22 декабря 2000 года "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы на 2001 год за земельные участки в границах Чебоксарского городского муниципального образования" Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 г. N 31-ФЗ), Федеральному закону от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ), Федеральному закону от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ (с изменениями от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) и Конституции Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Чувашской Республики в целях обеспечения законности.
По мнению заявителей решение вопросов об установлении ставок арендной платы не относится к компетенции Чебоксарского городского собрания депутатов.
Далее заявители считают, что оспариваемое решение не соответствует нормам федерального законодательства. Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, установленные на 2000 год, должны применяться и в 2001 году.
Размеры ставок арендной платы за земельные участки в 2001 году по сравнению с 2000 годом составили:
1. согласно пункту 2.1 решения - некоммерческим и коммерческим организациям, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (приложение 4), 5 руб. 62 коп., 7 руб. 24 коп. и 9 руб. 22 коп. за один кв. метр, хотя она в 2000 году составляла по оценочным зонам соответственно 2 руб. 81 коп., 3 руб. 62 коп. и 4 руб. 61 коп.;
2. согласно пункту 2.2 решения - за земельные участки, предоставленные для автостоянок в соответствии с месторасположением участка (приложение 5), 4 руб. 80 коп. за один квадратный метр, а в 2000 году эта сумма составляла в размере 3 руб. 72 коп.;
3. за земельные участки, предоставленные под стационарные и контейнерные автозаправочные станции не в центральной части города (приложение 7) 36 рублей, а в 2000 году - 7 рублей 20 коп.
Также по мнению заявителей спорное решение должно быть признано не действующим в связи с тем, что оно не было опубликовано в средствах массовой информации.
В ходе судебного разбирательства представители заявителей поддержали заявления по изложенным в заявлениях мотивам.
Представитель ответчика заявления не признал и пояснил, что согласно ст.6 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.8 ФЗ от 25.09.97 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и решать другие финансовые вопросы местного значения при условии их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.21 Закона Чувашской Республики от 27.02.95 г. N 2 "О плате за землю" базовые размеры арендной платы за землю при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Поэтому по мнению ответчика Чебоксарское городское собрание депутатов ЧР в соответствии с вышеуказанными законами и согласно уставу муниципального образования обоснованно и законно приняло спорное решение с учетом требований ст.15 ФЗ от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", постановления Кабинета Министров ЧР от 16.04.99 г. N 107 "О нормативах платы за землю на 1999 год".
Представитель ответчика также дополнил, что на 1999 год не был увеличен коэффициент ставки земельного налога в 2 раза на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 г. N 36-ФЗ, поэтому на 2001 год был применен этот закон.
Также ответчик считает, что спорное решение было официально опубликовано в городской газете "Чебоксарские новости" от 4 января 2001 года N 1 (2331).
Оценив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 г. N 31-ФЗ) и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ) органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" от 22.02.1999 г. N 36-ФЗ (с изменениями от 5, 17 июля, 25 октября, 20 ноября, 31 декабря 1999 г., 2 января 2000 г.) ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Во исполнение данного федерального закона решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 09.06.1999 г. N 690 "Об установлении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы на 1999 год за земельные участки, предоставленные на территории города Чебоксары" (с изменениями от 29 июля, 19 ноября, 14 октября 1999 г., 29 марта, 22 декабря 2000 г.) ставки земельного налога увеличены в 2 раза против размеров, действовавших по состоянию на 31.12.98 г. в виде средств по формированию фонда инженерного обустройства для юридических лиц. Об этом в ходе судебного заседания подтвердили как представители заявителя, так и представитель ответчика.
Поэтому при таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что на 1999 год не был увеличен коэффициент ставки арендной платы и земельного налога в 2 раза, не подтверждается материалами дела.
Статьей 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 г. N 227-ФЗ (с изменениями от 10 июля, 5 августа, 25 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1.2.
Этот коэффициент был применен на 2000 год, что подтверждается решением Чебоксарского городского собрания депутатов ЧР "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы с 2000 года на территории г.Чебоксары" от 26 января 2000 г. N 899.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ (с изменениями от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Следовательно, у ответчика отсутствовали основания для применения коэффициента 2 при принятии спорного решения N 2229 от 22 декабря 2000 года "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы на 2001 год за земельные участки в границах Чебоксарского городского муниципального образования", поскольку в вышеизложенном Федеральном законе не предусмотрено применения этого коэффициента.
В части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Спорное решение было опубликовано в городской газете "Чебоксарские новости" 4 января 2001 года N 1 (2331) без приложений, в которых предусмотрены конкретные ставки земельного налога и арендной платы за землю, в количестве 11 штук, и они были опубликованы только в ходе судебного разбирательства в вышеуказанной газете 12 июля 2003 года N 135-136 (2951).
Таким образом, спорное решение не соответствует Федеральному закону от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ (с изменениями от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) и Конституции Российской Федерации.
Поэтому требования заявителей обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать несоответствующими пункты 2.1, 2.2 и 2.5 решения Чебоксарского городского собрания депутатов г.Чебоксары N 2229 от 22.12.2000 года Федеральному закону от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ (с изменениями от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) и Конституции Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10 ноября 2003 г. NN А79-2868/03-СК1-2718, А79-4038/03-СК1-3852, А79-4039/03-СК1-3853, А79-4081/03-СК1-3854 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании