Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики
от 23 мая 2002 г. N А79-330/02-СК2-375
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 августа 2002 г. N А79-330/02-СК2-375 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от ООО "Барис-Фарм" и от МГУ "Управление рекламы и дизайна",
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МГУ "Управление рекламы и дизайна"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25 марта 2002 года по делу N А79-330/02-СК2-375,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Барис-Фарм" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному городскому учреждению "Управление рекламы и дизайна" о признании договора N 746 на право установки и эксплуатации рекламного места в г.Чебоксары, заключенного между сторонами 17.10.01, недействительным.
Истец считает, что данный договор противоречит статьям 2, 13, 14 Федерального закона "О рекламе", статьям 8, 9 Федерального закона "О защите прав потребителей", статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и является недействительным. Указание на вывеске информации "Аптека "Барис-Фарм", "Барис-Фарм" не является рекламой, поскольку такая информация является идентифицирующей и относится к профилю деятельности предприятия.
Представители ответчика иск не признали, пояснив суду, что в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не имело место.
Наружная реклама устанавливается в г.Чебоксары в соответствии с Положением о порядке размещения наружной рекламы в г.Чебоксары и органы местного самоуправления вправе предъявлять требования к ней.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.03.02 исковые требования были удовлетворены и суд признал недействительным договор N 746 от 17.10.02.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой на решение суда от 25.03.02, считая данное решение незаконным и необоснованным, полагая, что кронштейн "Аптека "Барис-Фарм" не относится к разряду вывесок, а относится к наружной рекламе. Пункт 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрел право органов местного самоуправления вводить дополнительные требования к размещению рекламы.
В судебном заседании заявитель поддержал апелляционную жалобу, повторил изложенные в ней доводы.
Представитель истца просил решение суда от 25.03.02 оставить в силе.
Обсудив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, апелляционная инстанция оснований для отмены решения не усматривает.
17 октября 2001 года между сторонами был заключен договор на право установки и эксплуатации рекламного места в г.Чебоксары N 746, в соответствии с которым истцу предоставляется право установки рекламного места для размещения кронштейна, световой панели на фасаде здания "Аптека Барис" двусторонний световой короб, вывески "Барис-Фарм" световой короб.
Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям.
Пункт 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией должно иметь фирменное наименование. Размещение уличной вывески с наименованием юридического лица как указателя места его нахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует обычаям делового оборота, сложившимся на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона "О защите прав потребителей" наличие вывески является обязательной для всех организаций, обслуживающих граждан. Назначение вывески состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и обозначении места входа. Ограничений по количеству вывесок законодательством не предусмотрено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом размещены вывески, поскольку имеющаяся на них информация извещает неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и обозначает место входа.
В спорном договоре вывеска приравнена к рекламе, что противоречит нормам Федеральных законов "О рекламе", "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса Российской Федерации.
Сделка, несоответствующая требованиям закона или иных правовых актов недействительна.
Ссылка ответчика на то, что истец добровольно заключил данный договор и потому не может требовать признания его недействительным, несостоятельна, т.к. в соответствии со ст.178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения также может быть признана судом недействительной.
В силу изложенного, решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, соответствующим требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.154-159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.03.02 по делу N А79-330/02-СК2-375 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 мая 2002 г. N А79-330/02-СК2-375 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании