Хисепле депутатсем!
Хакла ханасем, ентешсем, сыннамарсем!
Уважаемые депутаты!
Дорогие гости, соотечественники, люди!
См. справку о посланиях Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Прошел год с того момента, когда я, всенародно избранный Президент Чувашской Республики, ее высшее должностное лицо, взял на себя полную ответственность - и юридическую, и политическую, и моральную - перед своим народом за состояние дел в республике.
Осознавая эту высокую миссию и высокую ответственность, сформированный мной Кабинет Министров приступил к работе по реформированию социально-экономической жизни, корректировке ее с учетом сложившихся реальностей и выявляемых тенденций.
Первым важнейшим шагом на этом пути явился всесторонний анализ всей обстановки. Чувашия, как субъект Российской Федерации, была подвержена общим экономическим "болезням": это инфляция и связанные с ней низкая инвестиционная активность, недостаток оборотных средств у предприятий, низкие доходы и низкая покупательная способность населения; это низкий технологический уровень большинства производств, в том числе в сельском хозяйстве; это значительный уровень дебиторской и кредиторской задолженности предприятий; это дефицитность бюджетной системы.
К тому же республика отличалась и своими, особо специфическими местными факторами, усугубляющими общее кризисное положение: трудоизбыточность и высокий уровень безработицы; значительный объем конверсионных производств; высокая ресурсоемкость и, как следствие, - малая эффективность производства и неконкурентоспособность значительной части продукции промышленности и сельского хозяйства.
Все это, при отсутствии у Чувашии ярко выраженной специализации и места в общероссийском и международном разделении труда, поставило меня, как Президента, и Кабинет Министров перед необходимостью решения чрезвычайно непростой задачи. В этих условиях она становилась триединой:
в экономике - остановить негативные тенденции, наращивая темпы роста там, где стабилизация достигнута;
за счет этого - развернуть максимум социальных программ;
а также - сохранить культуру, здоровье и нравственность общества, как главный залог будущего успеха Чувашской Республики.
Тщательный экономический анализ привел к необходимости выработки выраженной экономической политики, которой, к сожалению, не было в Чувашии. И такая политика нами была определена - с четко обозначенными задачами и приоритетами. Она была заявлена как Программа народной реформы на республиканском совещании 1 марта 1994 года в Алатыре, в наиболее концептуальном виде ориентиры проводимой реформы были опубликованы в апреле республиканскими средствами массовой информации.
В самом начале мною было заявлено, что в наследство новому руководству Республики достался пустой казенный кошелек, поэтому раздачи денег (такой обычной старосоветской и постсоветской процедуры, привычно ожидаемой и от новой президентской структуры) не будет, как не будет и популистских заявлений о скором райском житье. Более того, я счел необходимым потребовать от Кабинета Министров установить жесткую экономическую дисциплину, аккумулировать финансовые ресурсы и заняться собиранием денег по крупицам.
Мы исходили также из понимания необходимости принятия непопулярных, но жизненно важных радикальных решений, обеспечивающих усиление стабильности, ограничения воздействия на экономическую политику внеэкономических факторов (рождающихся на митингах или просто в пустых демагогических политических дискуссиях).
Как крупную задачу мы поставили перед собой преодоление инерционности предшествующего развития, которая загоняла республику, ее экономику в исторический тупик, обрекая на постоянное отставание среди субъектов Российской Федерации. Новые формы взаимоотношений Чувашии с федеральными органами управления, широкое использование собственных ресурсов и возможностей (как природных, технологических, так и интеллектуальных) должны были быть направлены на уменьшение дотационной зависимости республики, а затем и вовсе на уход от дотаций Центра.
Создание условий для конкурентоспособности Чувашской Республики требовало активизации экономической среды. Эти исходные принципы и были положены в основу всего комплекса принимаемых управленческих решений и практической деятельности республиканских органов исполнительной власти.
Оценивая эти шаги, а точнее - исходя из позиций сегодняшнего дня, должен с полной отчетливостью и ответственностью констатировать, что при неизбежных трудностях, просчетах и прочих моментах неудовлетворенности в социально-экономическом развитии республики я, как Президент, считаю правильным выбор программы действий Кабинета Министров Чувашской Республики.
В итоге сегодня можно констатировать, что Чувашия заявила себя как регион, способный проводить достаточно самостоятельную политику.
Впервые в прошлом году начали упоминать Чувашскую Республику как один из наиболее динамично развивающихся субъектов в Российской Федерации. Это обстоятельство отметили японские аналитики по итогам 1994 года. Впервые в нашей истории о Чувашии вышло специальное издание федеральной службы по внешнеторговым информациям ФРГ. В нем, в частности, сказано, что "республика, находившаяся по прежним оценкам относительно климата и риска инвестиций лишь в середине списка, сейчас в рамках этих оценок среди 89 регионов постоянно продвигается вперед".
Западные оценки нам интересны, ибо они трезвы и прагматичны, но мы к ним относимся спокойно. Наша философия, наша программа исходят из того, что Чувашия пойдет по своему пути. Не по американскому, не по турецкому. Но учитывая опыт и этих стран, и опыт наших соседей. В любом случае Чувашию строить мы должны сами.
"Там, где есть воля, - там есть путь", - гласит народная мудрость. Сегодня важно отметить: все, что делалось в Чувашии, - делалось практически за счет наших внутренних ресурсов, за счет сосредоточения квалифицированных кадров, появления иной культуры управления, нового интеллекта, ответственности перед собственным населением и самостоятельности перед федеральными властями.
Одним из приоритетных направлений деятельности Президента и Правительства в течение года являлась инвестиционно-финансовая политика, ориентированная на увеличение и эффективное использование собственных финансовых средств республики, создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиционной активности.
Указ от 26 апреля 1994 года "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений в Чувашской Республике" создал важные предпосылки для развития вновь образуемых предпринимательских и банковских структур, привлечения в республику инвестиций.
В результате сегодня в Чувашской Республике зарегистрировано более 400 новых предприятий и предпринимательских структур, создавших рабочие места, выпускающих продукцию. Проявляя деловой интерес и доверие, целый ряд известных российских банков, таких, как "АвтоВАЗбанк", "Транснациональный банк", "Росстромбанк", "Россия-Малс" открыли в Чувашии свои филиалы. Наладилось сотрудничество с такими известными и крупнейшими банками России, выходящими на солидный международный уровень, как "Онэксимбанк" и "Инкомбанк".
Решения, принятые по вопросам налогово-бюджетного регулирования, позволили в течение восьми месяцев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в размере 18,4 млрд.руб.
Должен отметить и такое новое направление работы, как создание Указом Президента от 11 марта 1994 года Совета по инвестиционной политике. Он помогает Кабинету Министров осуществлять более рациональную и взвешенную политику, позволяющую максимально эффективно использовать бюджетные и внебюджетные финансовые средства для инвестирования на конкурсной основе в наиболее приоритетные и нужные республике проекты. За неполный год на реализацию наиболее эффективных (из 300 рассмотренных) бизнес-проектов было выделено в качестве льготных кредитов 14,5 млрд.руб., их получили 66 предприятий различных форм собственности.
Известно, что по ряду причин структурного характера, в силу отсутствия собственных источников сырья, высокого удельного веса конверсионных предприятий, преобладания предприятий, ориентированных на конечного потребителя, а также отсутствия развитой сферы переработки сельхозпродукции, в республике пока еще не преодолены условия, тормозящие ее социально-экономическое развитие. И сегодня это обуславливает и низкий уровень заработной платы, и высокий уровень безработицы, - увы, традиционные для республики.
Хотя, объясняя столь тяжелое положение по уровню заработной платы и безработицы, надо честно и откровенно сказать людям о том, что в числе основных причин этих явлений - крайне низкий уровень образованности и его последствия для общего уровня культуры в республике. Как бы нам это ни нравилось, и как бы нам ни хотелось этого признавать, это подтверждается объективными статистическими показателями по России и Волго-Вятскому региону.
Как и в 1993 году, в прошедшем году спад промышленности производства Чувашии был глубже, чем в целом по Российской Федерации (39,7% и 29,8% соответственно). В такой ситуации, если говорить ответственно и с осознанием реальностей развивающихся сегодня тенденций по Российской Федерации, основная надежда и опора - это делать ставку на себя, на свой ум и нетрадиционные подходы к решению проблем социально-экономического развития республики.
В условиях, когда налоговый потенциал на душу населения в Чувашии значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и у подавляющего большинства наших соседей, на первый план выходит увеличение собственных финансовых средств.
В целях привлечения инвестиций в республику за прошедший период проведены Всероссийский съезд товаропроизводителей, Всероссийская конференция хмелеводов, ряд других всероссийских и международных конференций, а также такой большой форум, как международная выставка "Чувашия - новое время", на которой впервые в истории Чувашии побывали официальные делегации двадцати четырех государств мира. Федеральными органами поддержана и реализуется идея организации в Чебоксарах Всероссийского центра монолитного домостроения.
Следует учитывать, что вся эта работа проводилась в условиях жесточайшего дефицита финансовых средств. Продолжающийся спад производства, кризис неплатежей не позволяли собирать налоги в прогнозируемых для нашей работы суммах, заявленных еще бывшим Верховным Советом Чувашии. За истекший год в бюджет собрано 515 млрд.руб. налоговых платежей. И отставание относительно обещанного составляет около 30 млрд.руб.
В условиях политического и бытового страха некоторых людей в республике за возможный гнев федеральных органов на позицию руководства Чувашии (позицию самостоятельную, ответственную, нравственную и принципиальную в ряде острых проблем), есть смысл сказать о том, о чем я говорил, вступая в свою должность. Хочу еще раз напомнить: мной была заявлена принципиальная позиция по укреплению социально-экономической самостоятельности республики. Я тогда подчеркнул, что для нас это должно быть делом национальной чести. Делом всех, кто не просто заявляет о себе как о патриоте, а является подлинным патриотом Чувашии. Делом всех, кто действительно умеет работать как надо, а не просто митинговать и болтать.
Сегодня я хочу сообщить предварительные итоги нашей работы (менее чем за год) в этом направлении.
С учетом внебюджетных фондов (пенсионный, соцстраха, дорожный и т.д.):
- в 1993 г. из общего объема налогов и других обязательных отчислений, собранных в Чувашской Республике, в Российскую Федерацию перечислено 69 млрд.руб. Из федеральных источников получено 106 млрд.руб. Превышение полученных из федеральных источников средств над перечисленными в Российскую Федерацию составляет 37 млрд.руб., что означает осуществление 11,9% наших расходов за счет Российской Федерации.
- в 1994 г. из общего объема налогов и обязательных платежей, собранных в республике, перечисление в Российскую Федерацию предусматривалось на сумму 210 млрд.руб., а получение из федеральных источников - 309 млрд.руб. Превышение получаемых средств над передаваемыми - 99 млрд.руб., или 8,4% расходов за счет Российской Федерации.
Без учета внебюджетных фондов:
- в 1993 г. из общего объема собранных в республике налогов в Российскую Федерацию перечислено 66 млрд.руб. Получено из федерального бюджета 81 млрд.руб. Превышение полученных средств над переданными составляет 15 млрд.руб., или 7,4% к общей сумме всех расходов.
- в 1994 г. из общего объема собранных в республике налогов в Российскую Федерацию перечислено 208 млрд.руб. Полагалось получить из федеральных источников 244 млрд.руб. Превышение получаемых средств над перечисляемыми составляет 36 млрд.руб., или 4,6% к общей сумме расходов.
В приведенных данных не столь важны цифры, сколько тенденции, которые удалось создать впервые. И они благоприятны для будущего республики.
Конечно, еще рано говорить об историческом переломе, но эти цифры достаточно симптоматичны, ибо они - результат действительно квалифицированной, ответственной и часто в буквальном смысле круглосуточной работы. Работы во имя того, чтобы "подтянуть" собственные ресурсы и пропагандировать (а порой и насаждать) иную дисциплину поведения для всех - и государственных институтов, и хозяйствующих субъектов.
Если нам удастся сохранить эти первые симптомы благоприятных тенденций, если нас не будут отвлекать и нам не будут слишком мешать наши внутриреспубликанские политиканствующие деятели, у нас с вами есть реальные возможности в течение четырехлетнего периода, отпущенного нам Конституцией, справиться с поставленной задачей. И вывести республику на достойный уровень, когда она сможет существовать самостоятельно, без дотаций, уважая себя как сильный субъект Российской Федерации.
"Кашни суртан хайен маччи",- тене ваттисем. В переводе это звучит примерно так: "У каждого дома - свой потолок", или: "Каждому - свое". Могу заверить: мы строим дом большой и светлый, потому что знаем свой потолок. А потолок - или потенциал нашего народа и республики - достаточно высок.
Дальнейшая работа в этом направлении предполагает развитие серьезных проектов. В частности, продолжение того, что мы начали активно полгода назад - поиск нефти и газа на территории Чувашской Республики. Наверняка непредвзятый, честный человек, болеющий за Чувашию, не может не признать то достижение, которое зафиксировано уже в прошлом году. Нам удалось выполнить такой объем работ, который позволил получить результаты, в соответствии с которыми Правительство РФ признало Чувашию регионом высокоперспективной нефтегазоносности.
В 1995-1996 годах, по моим оценкам, мы уже должны иметь полную информацию по работе, которую сейчас проводим очень интенсивно - и по объему нефти и газа, и по качеству этого сырья. Верю, что в результате этой работы Чувашия получит новый потенциал и силы, и достоинства.
Уже сегодня сделан огромный, можно сказать исторический прорыв в изучении недр республики. За полгода выполнен такой гигантский объем работы, какого не было никогда в истории Чувашии. Посмотрите на такие цифры. Если за весь 1993 год на изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы на территории Чувашии было выделено 123 млн.руб., то по предварительным итогам 1994 года - около 2 млрд.руб. То есть увеличение составляет примерно 15 раз за полгода.
И все это достигнуто за счет активизации нашей работы, путем привлечения умных людей в то дело, с которого надо начинать в умной политике строительство дома, - с геологических изысканий. Для того, чтобы жители Чувашии чувствовали себя увереннее и будущие поколения жили лучше и богаче, чем мы сегодня. Причем я говорю не о поколениях, которые придут через 10-20 лет, а о тех, кто придет нам на смену, после истечения конституционных полномочий уже через три года - руководить республикой. Уверен, что им будет значительно легче работать и решать социально-экономические проблемы Чувашии.
Еще раз хочу обратиться к тем, кто боится слишком активной или самостоятельной позиции нынешнего руководства Чувашии. Скажу о том, в чем убежден: как в жизни, так и в политике самая выгодная и верная позиция - принципиальная позиция. Если кто-то думает, что с учетом ситуации и сложностей можно добиться хороших результатов для республики, проводя старую - беспринципную, безнравственную политику, прогибаясь холопом перед Москвой, - то это абсолютное заблуждение.
Это уже было в истории Чувашии, и было едва ли не традиционно, особенно в последние годы. Результат был один: Чувашия всегда плелась в хвосте событий, отставала по всем показателям от среднероссийских, над некоторыми ее руководителями просто смеялись. Надо менять представление России и мира о Чувашии и чувашах. Считаются только с теми, у кого есть позиция, есть сила, и мы должны быть способными сопротивляться любой непринципиальной политике Центра, а тем более - безнравственной. Уверяю Вас, что только такая позиция даст позитивные результаты и Чувашии, и каждому ее жителю.
Правительство Чувашской Республики имеет хорошие взаимоотношения с подавляющим большинством федеральных министерств, комитетов, других органов управления. Со многими впервые подписаны договоры и соглашения. И именно в силу нашей принципиальности, самостоятельности, надежности и целеустремленности нам оказывалось и оказывается существенная морально-политическая и материальная поддержка.
Ряд предприятий республики в прошлом году напрямую получили заметные инвестиции для развития своего производства из-за рубежа. Такое количество и такой масштаб зарубежных инвестиций в экономику Чувашии несопоставимы с тем, что мы имели до 1994 года. Только в одно из предприятий инвестировано 1,2 миллиона американских долларов, что означает в переводе на рубли порядка пяти миллиардов рублей. В течение ближайшего месяца мы ожидаем (подписано соответствующее решение) появления еще инвестиций на сумму около 7 миллионов долларов. Думаю, что вы представляете, что в переводе на рубли эти цифры сравнимы с очень крупными разделами всего республиканского бюджета. Причем это не кредиты, - это вложения в экономику и в развитие производства Чувашии.
Мы трезво оцениваем положение дел в промышленности, намерены и дальше всеми доступными средствами содействовать усилиям предприятий по повышению эффективности производства, установлению новых хозяйственных связей и расширению рынков сбыта.
Необходимо подчеркнуть, что сейчас наступает этап, когда результаты выхода из кризиса в решающей степени зависят от самих предприятий, от включения их внутренних стимулов для снижения издержек и цен, повышения производительности труда, освоения новых технологий и видов продукции.
Правительство не считает возможным придерживаться стратегии, которая основывалась бы на поддержке неконкурентоспособных и бесперспективных производств посредством дотаций и льготных кредитов, ибо это непозволительно расточительно для республики. Будем прежде всего помогать умным руководителям, тем, кто создает новые технологии, дает новую конкурентную продукцию и создает новые рабочие места.
Существенным моментом политики 1994 года стали принятые нами (в соответствии с решениями июньского Алатырского совещания) меры по устранению нарушений законодательства, принципов права и справедливости в ходе приватизации государственной собственности в республике, по остановке процесса создания приватизированных супермонополий с диктуемыми ими обществу космическими ценами, по предотвращению возникновения опасности возможных социальных и криминальных разборок в будущем за передел собственности.
На ряде предприятий республики и в некоторых отраслях мы приостановили или даже запретили приватизацию. Чем, естественно, вызвали сильное неудовольствие некоторых людей и здесь, и в федеральных органах. Но ведь не это важно для будущего республики. Важно, чтобы мы меньше совершали ошибок, лучше и эффективнее защищали интересы тружеников Чувашии.
С другой стороны, я вынужден констатировать крайне неудовлетворительный ход приватизации в торговле, общественном питании и сфере услуг, прежде всего в столице Чувашии. Это приносит огромный экономический, финансовый ущерб и городу, и горожанам, и республике в целом. Администрациям, прежде всего городов, необходимо форсировать работу по созданию конкурентной среды и через это обеспечить доступность высокого качества обслуживания населения.
Политика по отношению к малому бизнесу, провозглашенная в Программе народной реформы как одна из самых важных в условиях структурной перестройки экономики, остается приоритетным направлением в деятельности Президента и Кабинета Министров.
В результате соответствующих преобразований заметно увеличилась доля негосударственного сектора экономики в ведущих отраслях народного хозяйства. В некоторых из них она становится все ощутимее: по итогам года в промышленности малые предприятия уже начали выпускать около 5% общего объема продукции; в строительстве ими выполняется 12,5% общего объема подрядных работ, в общем объеме розничного товарооборота доля выручки малых предприятий торговли и общественного питания составила более 17%. Таким образом сделан определенный шаг в создании основ конкурентной среды на рынках Чувашской Республики.
Малый бизнес уже сегодня является значительным сектором рынка труда. Удельный вес работающих в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике граждан республики за прошедший год увеличился почти в 2 раза (до 6%).
Началось создание и функционирование республиканской системы поддержки малого и среднего предпринимательства: Фонда поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты, Информационно-аналитического центра, Республиканского бизнес-центра, Бизнес-инкубатора, Центра подготовки кадров и др.
Для создания необходимой инфраструктуры экономических преобразований в Программе народной реформы предусматривалось развить современную систему деловой связи, включающую телефонизацию. В этом направлении в Чувашской Республике также сделан крупный прорыв, введены в эксплуатацию мощности на 6204 номера, телефонизировано более 8000 квартир и домов.
Одной из основных задач республики в этом году является обеспечение ввода новой, соответствующей лучшим мировым стандартам, цифровой автоматической междугородней телефонной станции на 6600 каналов. Эта станция должна быть поставлена "под ключ" германской фирмой "Сименс" в мае 1995 г. Ее ввод в последующем обеспечит организацию полностью автоматической телефонной связи между городами, райцентрами и населенными пунктами на всей территории Чувашской Республики и за ее пределами.
На днях совместно с голландской компанией у нас создано предприятие, задачей которого является предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи общего пользования на территории Чувашской Республики. Данный вид услуг также должен появиться уже в мае 1995 г. Сотовая радиотелефонная связь, как известно, позволит клиентам с миниатюрных радиотелефонных аппаратов пользоваться услугами и местной, и междугородней, и международной связи, из машин или офиса, прямо на ходу. Проект предусматривает инвестиции в республику на сумму 900 тысяч долларов. И еще один фрагмент в этой работе: буквально в эти дни начало предоставлять свои услуги персонального радиовызова еще одно предприятие, созданное нами совместно с американской компанией. Все это также будет служить гарантией нормальной работы наших деловых людей и средством привлечения российских и зарубежных инвесторов.
Несмотря на крайнюю сложность ситуации с инвестиционными ресурсами как в целом по Российской Федерации, так и в республике, обусловленную огромным дефицитом бюджета, продолжающимся спадом производства, в 1994 году удалось осуществить целый ряд важных социальных инвестиционных программ, которые нельзя не заметить и не отметить.
В республике остановлено снижение объемов жилищного строительства. В прошлом году введено в эксплуатацию около 440 тысяч кв.м жилья, что даже несколько выше объемов предыдущего года. Построено и сдано в эксплуатацию 196,4 км дорог общего пользования, в том числе до сельских населенных пунктов - 134,8 км. Это также заметно больше, чем в прошлом году.
Во исполнение принятой Правительством годовой программы газификации введено в эксплуатацию 6 автоматических газораспределительных станций, 62,4 км газопроводов-отводов, 391 км газораспределительных сетей, газифицировано свыше 15 тысяч квартир. Эти показатели в 2-3 раза выше уровня предыдущего года.
Совместными усилиями руководителей администраций районов и городов республики и отраслевых министерств сданы в эксплуатацию 11 школьных зданий и пристроев, а также новые амбулатории, больницы и поликлиники, клубы.
В республике начали создаваться новые институты - санаторно-оздоровительные центры для особо нуждающихся, престарелых и инвалидов. И за год открылись несколько таких центров - "Вега" для инвалидов под Чебоксарами и еще 5 территориальных центров по республике.
Под жестким контролем велась углубленная электрификация села: в 1994 г. проложено 51,15 км электрических сетей и электрифицировано более 1000 домов, что также выше итогов 1993 года.
В рамках закона о бюджете на 1994 год обеспечивалось нормальное функционирование жизненно важных отраслей народного хозяйства и социальной сферы. В этих целях в течение года продолжалось регулирование цен, тарифов на отдельные социально значимые услуги для населения, твердое топливо, сжиженный газ, перевозку пассажиров. На содержание жилищно-коммунального хозяйства республики государство направило ресурсов на 80,7 млрд.руб., выделило индивидуальным застройщикам на селе 1,2 млрд.руб., что позволило заметно оживить индивидуальное строительство по сравнению с 1993 г.
Стоит сообщить и о том, о чем так много спекуляций. В 1994 году проведена крупная реорганизация республиканских органов управления. Количество министерств и ведомств уменьшено на 5, а численность управленцев сокращена примерно на 300 человек в системе исполнительной власти. И это в условиях, когда в России шли сильные обратные тенденции.
Хочу сказать, что мы должны ценить профессиональных управленцев, способных много и хорошо, квалифицированно работать. Но нельзя не отметить и то, что здесь еще много проблем. Часть их на самом деле занята вовсе не помощью в организации жизни, развитии новых предприятий, а представляет собой действительно махровых бюрократов, задача у которых одна - не дать работать и не дать развиваться экономике, мешать созданию новых предприятий. Этой проблемой и мне, и Кабинету Министров надо заняться специально. Профессионально заняться, чтобы преодолеть фактор, очень серьезно тормозящий развитие республики и дискредитирующий политику Президента и Правительства.
Аграрная политика была направлена на сохранение и эффективное использование производственного потенциала сельского хозяйства, содействие развитию как уже сложившихся хозяйств, так и вновь возникающих форм хозяйствования.
В условиях малоземелья наиболее ценным сельскохозяйственным ресурсом является земля и ее рациональное использование. Принятые нами решения заложили основы для создания нормативно-правовой базы землепользования (она у нас очень консервативная) с учетом специфики республики, упорядочив и вопросы предоставления, охраны земель, вовлечения пустующих участков в хозяйственный оборот. В развитие урегулирования земельных отношений в Чувашской Республике Кабинет Министров разработал и в эти дни вносится в Госсовет ряд законопроектов, среди которых и те, которые будут, возможно, приняты на этой сессии: о плате за землю, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о личном подсобном хозяйстве (что особенно важно в условиях специфики Чувашии), об охране земель и повышении плодородия почв.
Определенные сдвиги произошли в производстве сельскохозяйственной продукции. В 1994 году производство зерна возросло по сравнению с 1993 годом на 8,5%. Однако в республике заметно снизилось производство картофеля, хмеля и овощей. Это серьезный фактор и серьезный "звонок" для корректировки всей аграрной политики и деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Из этого мы должны сделать выводы.
В республике сохраняется традиционно высокий уровень интенсивности развития животноводства. В 1994 году на 100 гектаров сельхозугодий было произведено 92 центнера мяса, 361 центнер молока, на 100 гектаров зерновых - 59 тыс. штук яиц, среднегодовые удои молока составили 2735 килограммов. Эти показатели значительно выше, чем в целом по России. Вместе с тем вследствие ряда причин (объективных и субъективных) в 1994 году несколько снизилось производство продукции животноводства: мяса на 7%, молока и яиц на 2%.
В 1994 году в основном выполнен необходимый объем закупок сельхозпродукции. Для государственных нужд республики заготовлен достаточный объем продовольственных ресурсов зерна, овощей, картофеля, птицы, скота, яиц, что позволяет обеспечить потребность населения республики в основных продуктах питания.
В 1994 году в республике активно занимались реализацией продукции по нетрадиционным каналам: на рынке, по бартеру, прямым связям, что позволило практически снять с повестки дня проблему реализации сельхозпродукции, о чем мы говорили везде в ходе предвыборной кампании в 1993 году.
Так, реализация картофеля по этим каналам увеличилась в два раза, овощей - на 50%, мяса - на 20%, молока - на 22%. Продажа яиц увеличилась в 6 раз.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что несмотря на все сложности, сельское хозяйство республики сохраняет относительную устойчивость и имеет хороший потенциал и резервы для преодоления проблем с минимальными потерями. Этой отрасли оказывалась и по проекту бюджета на 95 год будет оказываться существенная государственная поддержка по максимуму.
В силу особого стимулирования нашими налоговыми решениями переработки сельхозпродукции по итогам 1994 года республика получила 29 новых предприятий, что почти на 50% выше того, что было сделано за весь 1993 год. Такая тенденция будет сохранена и развиваться еще более высокими темпами в 1995 году. Результат - это демонополизация сферы переработки, это прямая выгода для всех крестьян, это гарантия иного уровня доходов и заработной платы для жителей села. Это качественно новый уровень эффективности сельхозпроизводства.
Нельзя не заметить и такие показатели по обеспечению сельскохозяйственного сектора, как резкое увеличение числа приобретаемой техники. Если в 1993 году республика приобрела 307 тракторов, то в 1994 году - 409, более чем на треть. Если в 1993 году было приобретено 50 зерноуборочных комбайнов, то в 1994 году - уже 60.
Цифры - вещь упрямая. И как бы тяжело ни было, и как бы трудно все это ни происходило, за этими цифрами потенциал, который должен сработать и в этом году, и в последующие годы.
С самого начала нашей деятельности был взят курс на значительную активизацию внешнеэкономической и региональной политики, направленной на дальнейшую интеграцию Чувашии в международную экономику, привлечение иностранных инвестиций и укрепление культурных связей.
В результате в 1994 году Правительством республики подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 70 регионами России, городами Москва и Санкт-Петербург, заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с республиками Башкортостан, Татарстан, Коми и межправительственные соглашения с республиками Казахстан, Крым, Венгрия.
Ведется работа по заключению соглашений с Литвой и Эстонией, Украиной, Белоруссией, Молдовой, Узбекистаном, налаживаются официальные деловые связи с Германией, Египтом. Заключены первые соглашения с юго-западом Швеции. Выставка-презентация "Чувашия-Новое время", проведенная в сентябре 1994 года, стала заметным катализатором в работе по реализации согласованных намерений в области внешнеэкономических, межгосударственных и региональных связей, позволила развить и укрепить торгово-экономические связи.
Как известно, действия и конкретные цифры всегда громче слов. Может быть, для некоторых стоит привести и такой маленький фрагмент, характеризующий как интерес к республике, перспективам ее экономического развития, так и возможности оказания материальной поддержки такому небольшому объекту, как Чебоксарское авиапредприятие. Если в 1993 году его самолетами по заказам частных лиц (в основном российских и зарубежных коммерсантов) было выполнено вне расписания 24 рейса, то в 1994 году - уже 58, т.е. почти в 2,5 раза больше.
Есть смысл выделить кажущийся незначительным еще один фрагмент. В прошлом году впервые за последние годы нам удалось купить для республики 4 современных пассажирских вагона. Мелочи, но из них складывается будущее республики.
Приоритетами в социальной политике Президента являются безопасность человека, надежность и эффективность системы его защиты от уголовного мира, защита здоровья населения.
Известно, что они нашли свое отражение в первом Указе по борьбе с преступностью. Вы знаете и о том, что при Президенте недавно создан координационный совет по борьбе с преступностью и коррупцией, который также начал сегодня активно работать и уже есть первые результаты (если можно назвать результатами уголовные дела). Министерство внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами уже провело ряд операций по нейтрализации давно функционировавших в республике организованных групп преступников. Я обращаюсь ко всем правоохранительным органам: эта работа должна быть продолжена дальше, с еще большей активностью.
Могу сказать, что нам практически удалось остановить тенденцию постоянного роста преступности за последние годы.
Если в 1991-1992 годах, в начале 1993 года общий уровень роста преступности увеличивался примерно на 10-20% ежегодно, то в 1994 году уровень вырос на 0,7%. Но это тоже очень плохо.
В республике заметно уменьшились (на 12%) случаи тяжких телесных повреждений, случаи краж чужого имущества (на 7,1%), случаи насильственного завладения имуществом, грабежей (на 15,3%), случаи неправомерного завладения транспортными средствами, угона (на 8,5%). Впервые достигнуто столь заметное увеличение раскрываемости преступлений (примерно на 10%). Это гарантирует неотвратимость наказания и является в конечном счете самым главным фактором в борьбе с преступностью.
Но есть в статистике и печальные моменты. Наша с вами общая ответственность (не умаляю значимости и ответственности правоохранительных органов) - в том, что увеличилось в республике число умышленных убийств на почве бытового пьянства и изнасилований.
Причины разные, но я думаю, что в значительной степени нам известные. Это наши внутренняя расхлябанность, падение нравов, морали, просто безответственность и многие другие факторы, о которых стоит задуматься и всем нам предложить варианты позитивного реагирования с тем, чтобы выправить скорее не криминальную, а социальную ситуацию.
Я должен также сказать, уважаемые министры, что в целом результаты борьбы с преступностью нас не удовлетворяют. Перед правоохранительными органами (прежде всего МВД) ставлю, по крайней мере, две крупные задачи. Первая - ужесточить служебно-профессиональную дисциплину в самой милиции, и вторая - ужесточить и еще раз ужесточить борьбу с уголовщиной.
Правительство проводит целенаправленную работу по укреплению материально-технической базы здравоохранения. В 1994 году на объектах отрасли освоено почти 3,9 млрд.руб., введены в эксплуатацию поликлиника на 200 посещений в пос.Лапсары, хирургическое и стоматологические отделения медсанчасти им.Чапаева, стоматологическая поликлиника Козловской центральной больницы на 60 посещений.
Созданы Чувашская государственная санитарно-противоэпидемическая комиссия и группа гигиенической сертификации импортируемой продукции, отделение медико-биологической токсикологии. Открыты кабинет литотрипсии и диабетологический центр (который существенно поддержит более 10 тысяч человек, страдающих этим недугом), закуплены современная ультразвуковая техника, стоматологическое оборудование, появились инкубаторы для выхаживания недоношенных детей.
Но есть действительно крайне неприятные негативные тенденции, о которых надо говорить, на которые надо обратить внимание всех жителей Чувашии. В республике очень высока распространяемость социальных и венерических болезней. Минздраву, Министерству физкультуры и спорта, Министерству культуры, Министерству информации и печати, всем средствам массовой информации, да и всей общественности надо предпринять срочные меры по оздоровлению нации, по поднятию нравов, по проведению специальных мероприятий, внедрению здорового образа жизни.
Конечно, вышеобозначенному явлению способствует и такой социальный фактор, как безработица. Особая проблема для Чувашии, настоящий бич.
К сожалению, несмотря на принимаемые меры, ситуация на рынке труда остается крайне напряженной. На 1 января 1995 года численность безработных составила 34 тысячи человек (4,7 процента от трудоспособного населения республики). Наиболее высокий уровень безработицы установился в городах Шумерля, Новочебоксарск, Алатырь, в Алатырском, Ибресинском, Чебоксарском районах.
Для нас не может быть утешением статистика уменьшения темпов роста численности безработных в Чувашской Республике на фоне общероссийской. То, что в 1994 году уровень безработицы в России вырос в два раза, а у нас только на 50%, - это не повод для успокоения. Это повод только для усиления мер, направленных на решение проблемы безработицы и активизации нетрадиционных подходов к решению этой проблемы.
В целях проведения активной политики на рынке труда, обеспечения гарантии прав граждан на труд Правительством республики в 1994 году была принята программа содействия занятости и социальной защиты безработных. В результате, при содействии городских и районных центров занятости, было трудоустроено почти 16 тысяч человек. Свыше 1700 безработных привлечены к общественным работам (надо шире практиковать это направление).
Создано полторы тысячи дополнительных рабочих мест, 47 предприятий и организаций получили финансовую помощь из фонда занятости, что позволило создать и сохранить свыше 7 тысяч рабочих мест. 48 безработных граждан получили финансовые субсидии на организацию собственного бизнеса, открытие предприятий. Свыше 3,5 тысяч безработных прошли переподготовку и получили новую квалификацию и профессию, с которой они смогли трудоустроиться.
Тяжелые цифры, но вы видите, что делается все, что возможно. Хотя мы и понимаем, что работы здесь - непочатый край. Очень хотелось бы объединить в этом направлении усилия, мысли, идеи всех для преодоления крупнейшей социально-политической значимости проблемы Чувашии.
Президент и Кабинет Министров понимают, что эффективная социальная защита населения является необходимым условием проведения реформ и улучшения общественно-политической ситуации. Решением Правительства республики был определен перечень наиболее уязвимых категорий граждан, имеющих право на льготное обслуживание. Это в первую очередь участники, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды труда первой и второй групп, инвалиды по зрению первой и второй групп, инвалиды с детства, одинокие престарелые пенсионеры, многодетные семьи. Наряду с действующими льготами на федеральном уровне им предоставлены республиканские льготы - по оплате ряда социально значимых услуг.
В 1994 году наиболее нуждающимся пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям оказана материальная помощь на сумму более 640 млн.руб.
Кабинетом Министров утверждена программа подготовки и празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны. Она определяет дополнительные мероприятия - за счет республиканского бюджета - по улучшению социально-экономических условий жизни инвалидов, участников войны и приравненных к ним лиц.
Особое место отводилось социальной защите детей. На удешевление питания учащихся общеобразовательных школ направлено 6 млрд.руб. Несмотря на трудности, был организован летний отдых детей при школах и в спортивно-оздоровительных лагерях. Только в январе 82 школьника отправлены в международный детский центр "Артек". И пусть станет предметом гордости для нас всех то, что удалось возобновить эту прекрасную традицию: направление в международный детский центр "Артек" наиболее одаренных и способных детей.
На предоставление бесплатного питания и одежды детям из многодетных семей выделено 2,4 млрд.руб. Значительные средства были выделены на оказание поддержки социально незащищенным категориям населения, хотя пришлось прибегнуть к некоторым ограничениям.
Учитывая создающиеся возможности республиканского бюджета и достигнутую договоренность Правительства Чувашской Республики с Министерством финансов Российской Федерации о выделении из федерального бюджета дополнительных средств, мы ввели с 1 февраля 1995 года порядок выплаты единого ежемесячного пособия на каждого ребенка по заявлению о его назначении без представления справок о совокупном доходе. И многим семьям в этом отношении теперь будет хоть чуточку легче.
Правительством республики разрешено главам администраций выплачивать надбавку к окладам и тарифным ставкам до 25% работникам социальной сферы рабочих поселков и городов районного подчинения.
Президент и Правительство принимают необходимые меры по развитию системы образования в республике, в этих целях Кабинетом Министров утверждена соответствующая республиканская программа на 1994-2000 годы.
Сотрудничество с международным фондом Джорджа Сороса, фондом "Культурная инициатива" позволило начать работу по изменению содержания гуманитарного образования в образовательных учреждениях республики. В 84 средних школах, в том числе 38 сельских, организовано углубленное изучение различных предметов с целью развития склонностей и способностей одаренных учащихся. Особое внимание уделяется образованию сельского населения. В прошедшем году осуществлен отдельный конкурсный прием сельской молодежи на педагогические специальности в пединституте, в университете. Это не здорово, но на это сегодня надо идти и надо поддерживать вузы в проведении этой политики.
В целях объединения научных и интеллектуальных сил республики создана Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. Надеюсь, что это позволит более целенаправленно решать актуальные задачи социально-экономического преобразования республики и будет способствовать объединению нации. Я прошу Кабинет Министров ускорить решение вопросов финансового обеспечения для начала активной работы воссозданной академии. Вот куда надо вкладывать деньги! Конечно, не все сразу это поймут и примут, но думающие о завтрашнем дне люди поймут.
Несмотря на всю сложность социально-экономической ситуации в республике, неотложность решения многих задач и острый недостаток денежных ресурсов, в центре внимания руководства находятся вопросы государственной поддержки культуры, ибо без ее сохранения невозможно будущее нации: как чувашей, так и всех народов, исторически живущих на территории Чувашской Республики.
Указ "О мерах по государственной поддержке культуры в Чувашской Республике" и соответствующие действующие программы, а также Указ "О мерах государственной поддержки развития физической культуры, спорта и туризма в Чувашской Республике" и соответствующие программы, которые будут разработаны, создают реальные предпосылки для решения насущных задач и дальнейшего поступательного развития духовной сферы в жизни народа. Это возможно лишь на основе создания культа здорового образа жизни и духовной устремленности к настоящим ценностям, для подрастающего поколения в особенности. Вам известно, что для выдающихся деятелей науки, литературы и искусства, талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, а также для выдающихся, заслуженных мастеров спорта, прославивших Чувашию далеко за ее пределами, для молодых перспективных спортсменов республики учреждены государственные пособия и соответствующие стипендии.
Сохранение и защита истории и языка, поддержка учреждений культуры и искусства, - особая миссия Президента Чувашской Республики. Здесь очень многое нас не удовлетворяет, хотя в прошлом году в этом направлении велась работа: продолжалось выделение средств на капитальный ремонт зданий, на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению памятников истории и культуры, начата работа по проектированию музея чувашской обрядовой культуры, музея космонавтики в с.Шоршелы, проектирование Театра юного зрителя.
Большое внимание уделялось укреплению связей республики с чувашской диаспорой. В истекшем году заключены договоры о культурном сотрудничестве с 13 регионами Российской Федерации - это Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Красноярский край и г.Москва, Ульяновская, Самарская, Тюменская, Саратовская области и др.
В соответствии с заключенными договорами в этих регионах регулярно проводятся Дни чувашской культуры. Популярностью в республике и уже за ее пределами пользуются журналы: литературно-художественный "Лик Чувашии" и детский "Тетте". Издание этих журналов также началось только в 1994 году.
Особая - новая, созданная неумелыми действиями политиков, тема. Увы, влияющая на положение в Чувашии. События в Чеченской Республике, продолжающийся вооруженный конфликт - новое и самое ответственное испытание как российской, так и нашей чувашской государственности, способности тех или иных лидеров проводить самостоятельную и честную политику.
Мы все обязаны помнить, что конституционная власть не может не нести как морально-политическую, так и конституционно-правовую ответственность перед своим народом за сохранение самого дорогого - жизни людей, составляющей абсолютную ценность.
Наш подход к противостоянию в Грозном может быть только справедливым и правовым. Еще раз повторюсь (не потому, что только я лично так считаю, а потому, что таковы международно-правовые документы) - интересы территориальной целостности Российской Федерации не могут быть в принципе удовлетворены ценой массового и грубого нарушения прав человека, уничтожения мирного населения (даже если и вооруженного, но не военного), ценой разрушения национальной государственности.
Еще и еще раз говорю, что в рамках Конституции РФ мы вправе и обязаны всемерно содействовать прекращению массового и грубого нарушения прав человека. По существу - геноцида (как бы слово ни раздражало, но объективные последствия для чеченского народа таковы), развязанного сегодня вокруг Грозного.
Ситуация в Чеченской Республике и вокруг нее настолько сложна и драматична, что в одиночку или игнорируя друг друга никому не удастся выйти из нее.
Дальнейшая эскалация военных действий на этой территории, массовая гибель гражданского населения, опасность втягивания в конфликт соседних с Чечней территорий (Ингушетия и Дагестан), все нарастающая угроза дестабилизации ситуации во всей Российской Федерации делают настоятельной необходимостью активное включение в процесс мирного урегулирования ситуации в Чечне органов власти субъектов Российской Федерации, а также духовенства различных конфессий, общественных объединений, правозащитных организаций. Кстати, парламентская делегация Татарстана там уже побывала и продолжает активно присутствовать.
Разрозненные действия всех этих структур на первых этапах эскалации конфликта в Чечне не позволили предотвратить войну. Поэтому, с учетом опыта разрешения конфликтов как на территории стран СНГ (в Приднестровье, Карабахе, Абхазии), так и в дальнем зарубежье, необходимо незамедлительно начать подготовку и в ближайшее время провести мирную конференцию по урегулированию ситуации в Чечне, что и было официально предложено мной и С.А.Ковалевым совместно 28 января с.г.
Наверное, некоторые удивляются: что, у нас своих проблем не хватает, Почему Президент Чувашии так много говорит и занимается проблемой Чечни? Но думаю - не все. Не стоит заблуждаться, что его интересы, интересы Чувашии не затрагивает эта война. Уже два месяца там непрерывно льется кровь и наших земляков. Каждое утро я получаю по существу фронтовые сводки о числе убитых, раненых, пропавших без вести и оказавшихся в плену уроженцев Чувашии. И с каждым днем их становится все больше и больше: за 1,5 месяца погибло 8 человек, пропало без вести 9, в плену - 4, ранено - 25 человек. В основном это ребята рождения 1975-76 годов.
И если не будет сильной позиции объединенных усилий субъектов федерации, президентов, парламентов, вы знаете сами: продлится это месяцы и годы. Надо же знать историю России, Кавказа, Чечни, Афганистана.
Тем, кого не трогает эта проблема, надо иметь в виду еще один аспект. В социально-экономическом отношении ежедневные расходы на проведение войны в Чечне сопоставимы с суммой, необходимой для решения проблем наших промышленных гигантов ("Промтрактора", "Агрегатного", "Химпрома" и "ХБК"), вместе взятых. Подчеркиваю - ежедневные расходы.
В историко-политической перспективе события в Чечне прямой дорогой ведут к установлению жесткого тоталитарного военно-полицейского режима в России. Перед этой угрозой тьмы для России и Чувашии необходимо объединение всех политических, общественных и интеллектуальных сил.
Как Президент Чувашии считаю необходимым высказаться еще на одну важную тему.
Хотя великий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин устами своих персонажей, и не без основания, предупреждал, что россияне не могут определиться, чего им больше хочется: не то конституции, не то севрюжины с хреном, мы не можем не признать - сегодня одной из актуальных задач процесса формирования государственности Чувашской Республики является учреждение новой Конституции.
Пора создать Конституцию, которую народ принял бы как свою. Чтобы она могла претендовать на своего рода историческое явление. Но для этого Конституция не должна быть придумана или подчинена интересам политических партий. Она должна выражать потребности общества.
Трудно надеяться, что Россия пойдет по пути известной 10-й поправки Конституции другого федеративного государства - Соединенных Штатов Америки. Принятая еще в 1791 году, она гласит: "Законодательство относится к компетенции штатов". Надо воздать должное уму и дальновидности американцев, если они более 200 лет назад смогли столь однозначно решить проблему федеральных полномочий и компетенции штатов. Что, безусловно, является одной из существенных основ стабильности американского общества.
А в самой Российской Федерации в целом конституционный процесс еще не завершен, о чем особенно остро свидетельствуют последние события (как вызванные Чечней, так и инициируемые известными радетелями "единой и неделимой"). Вот что пишет и предлагает известный "федералист" Президенту России в ответ на наши обращения по заключению соответствующих соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти России:
"... с увеличением числа подписанных договоров федеральные органы власти все больше отходят от ранее согласованных принципов работы, главным из которых является заключение рамочных договоров только с теми субъектами Российской Федерации, которые не стали участниками Федеративного Договора 1992 г."
Интересно, а с кем они согласовали этот абсолютно неконституционный принцип? А далее еще интересней: "Широкое распространение внутридоговорной практики осложнит и столь необходимую для России административно-территориальную реформу, которую следовало бы провести до выборов 1996 года. Иначе укрупнение субъектов Федерации и переход на земское устройство в условиях уже подписанных 89 договоров окажутся просто невозможными. Между тем, эта реформа должна рассматриваться в ряду важнейших политических инициатив Президента России в предвыборный период". Как говорится, "конец цитаты". Что означают эти предложения известных "федералистов" из Госдумы и Совета Федерации России в практическом осуществлении - надеюсь, понимает каждый.
В политике не надо делать ничего второпях, но обновить и укрепить основательно конституционно-правовой статус Чувашии необходимо.
Моим Указом от 3 августа 1994 г. была создана Конституционная комиссия Чувашской Республики. На паритетных началах в ее состав вошли представители законодательной, исполнительной и судебной власти, ученые и специалисты.
На рассмотрение Конституционной комиссии было представлено несколько проектов Конституции Чувашской Республики. На заседании комиссии 26 сентября 1994 года было принято решение изучить альтернативные проекты с приглашением представителей соответствующих авторских коллективов. Для того, чтобы выработать единый проект Конституции Чувашской Республики, который вобрал бы в себя все лучшее из представленных проектов. Однако авторские позиции и отдельные положения проектов оказались настолько противоречивыми, что это поставило под угрозу срыва возможность подготовки согласованного проекта Конституции Чувашской Республики.
В данной ситуации я, как Председатель Конституционной комиссии и Президент Чувашской Республики, взял на себя координацию деятельности рабочей группы, которая с учетом моих рекомендаций составила сводный проект Конституции, включающий в себя все лучшее и положительное из проектов, а также наиболее ценные предложения и замечания, поступившие от граждан в адрес Конституционной комиссии.
Отличительной особенностью проекта является то, что он учитывает положения Конституции Российской Федерации, опыт конституционного строительства субъектов Российской Федерации, отражает исторические особенности и специфику Чувашской Республики.
Анализ показывает, что в Конституциях многих субъектов РФ содержатся положения, противоречащие Конституции России и деформирующие федеративные отношения. Другой крайностью являются Конституции некоторых республик, которые представляют собой переписанный текст ("копию") Конституции Российской Федерации и не отражают особенностей и специфику своих регионов.
Мы предприняли попытку избежать эти крайние подходы. И основу проекта составляет модель сбалансированного учета интересов Чувашской Республики и Российской Федерации в целом.
Вчера этот проект с пояснительной запиской разослан членам Конституционной комиссии и ряду общественных объединений для оценки и предложений. Рассчитываю, что с появлением этого "сводного" проекта у Конституционной комиссии откроется "второе дыхание" и в ближайшие месяцы она справится со своей исторической миссией.
И в завершение - еще одна тема жизни в республике. Как гласит народная мудрость, "плохие связи портят манеры". И я вынужден посоветовать некоторым нашим политическим руководителям меньше слушать идеологов построения Российской Империи, либо просто своих московских начальников. Неправильные советы они дают, нельзя строить Чувашию из Москвы. Мы должны быть умнее, думать собственной головой и находить свои пути и подходы обустройства Чувашии.
В последнее время вновь начали возникать какие-то странные политические дискуссии и даже предложения о том, что государство в России должно стать выше личности, и оно должно управлять всем и вся. Что элементы рыночной экономики должны исчерпаться. Должен заявить о своем принципиальном неприятии этих тезисов. И о проведении провозглашенной Президентом политики, преодолевая любое сопротивление со стороны носителей исторического регресса, зовущих нас обратно к управлению предприятиями и жизнью людей, в рамках их представлений, сформированных в условиях тоталитарного режима.
Еще раз подчеркиваю, из чего все мы должны исходить - прежде всего законодатели, Правительство, все хозяйствующие субъекты и граждане. Роль государства должна быть ограничена установлением лишь правил пользования имеющимися ресурсами - всеми, любыми ресурсами. А как будут использовать эти ресурсы конкретные субъекты - пусть решают сами, им виднее. Именно к такого рода идеалу стремимся мы в своей программной деятельности, для того чтобы не обрекать Чувашию и дальше на постоянное историческое отставание от общероссийских и мировых процессов.
А те, кто нынешнее неблагоприятное время в российской экономике связывает с рынком, игнорируют очень простую вещь. Реальная общественная проблема не в рынке, а в том, что мы с вами имеем дело главным - и часто единственным образом - с диким, нецивилизованным рынком. Именно это обстоятельство осложняет нашу с вами жизнь и не дает быстрее выйти из состояния разрухи, падения производства и т.д.
И не надо давать государству - будь то Парламент или Кабинет Министров, или желающим возродить традиции и опыт партийных секретарей садиться на шею народу, на шею трудовых коллективов, руководителей предприятий и начинать снова, как они мечтают, ими непосредственно управлять.
"Урла выртакана тарах саварса хур", - тессе халахра, т.е. если кто-то и лег поперек дороги, то поверни его, чтобы не мешал.
Я обращаюсь ко всем конструктивным силам, людям-созидателям: не отвлекайтесь на пустозвонство, не участвуйте в выяснении отношений в продолжении политических дискуссий и дележке кресел в нашей родной республике. Сколько можно спорить и ломать копья по поводу совершенно никчемных дискуссий о том, Что строим - капитализм или социализм? Ведь главная проблема - не как общество называется, а как человек себя чувствует в нем. Так давайте же строить республику, где мы защищены от преступного мира, где есть работающие предприятия, гарантирующие высокую заработную плату, значит - надежды на приобретение квартиры, на то, что дадим детям хорошее образование, чтобы они смогли сами выбрать себе такую профессию, такую работу, которая могла бы гарантировать им интересную жизнь и материальное благосостояние.
Слишком много у нас дел в республике и слишком мало времени нам отпущено в этой жизни, чтобы успеть справиться с ними.
Уважаемые депутаты, гости!
В расхожую фразу превратили мы замечательные слова: если хочешь, чтобы след твой остался на земле, - посади дерево, воспитай сына, построй дом. Говорим, не доходя до сути, до глубокого смысла сказанного. Да и то порой верно - где тут дом построить, коли жизнь пошла такая тяжелая, непонятная...
Но история много раз доказывала: беспощадность жизни не может убить духовное в народе. Какое бы лихолетье ни обрушивалось - ищет человек опору. И единственное, в чем находит эту опору без ошибки - Вера. Вера в добро, в терпимость, в Бога. У каждого - своего, но все-таки одного - на всех...
Я много думал и пришел к выводу, что вера - это осознанное признание тех вечных этических норм, которые выработало человеческое сознание. И никакое общество их не отрицает, в том числе и наше - такое порой уродливое, измученное, но так страстно желающее обрести Веру и Путь, на котором станет легче жить, легче переносить невзгоды.
Конечно, религиозность прежде всего подразумевала высокую нравственность. Не скрою, в этом смысле, как и многие из вас, как многие тысячи моих соотечественников, я тоже человек верующий. И как человек верующий - тоже ищу дорогу к своему Храму, который поможет жить, поможет быть терпимее и добрее, поможет помочь другим стать терпимее и добрее.
Во все прошедшие времена люди на новом ли месте, на пепелище ли - начинали строить свое поселение с возведения Храма, ибо туда они шли за Верой. За верой в Себя. И Храм помогал им обретать ее в своих стенах.
Говорят, в старых Чебоксарах было более 40 церквей. Проплывающие по Волге мимо города путешественники были в восхищении от красоты нашего города. Даже взыскательный монарх - царица Екатерина II после посещения Чебоксар писала: " Чебоксары во всем для меня лучше Нижнего Новгорода"... Сгоревшие практически все после сильнейшего пожара 1773 года церкви наш трудолюбивый, добродетельный, верующий народ (верующий, наверное, не только в Бога - в добро и торжествующую справедливость) - восстановил.
Но потом снова пришли лихие времена и в 20-30-е годы уже нашего столетия рука воинствующего атеиста, активного политика, увы - рука человека, одурманенного наивной идеей построения рая на Неправедном Пути, - снесла почти все Храмы в городе.
Сегодня мы с вами пожинаем последствия того, что так долго, кропотливо, с кровью вытравливали из нас десятилетиями. Сегодня мы пожинаем плоды бездуховности. И словно горький материальный символ этой оторванности большинства граждан нашего общества от духовности, - стоит наш Храм, наш возрождающийся Свято-Троицкий монастырь на набережной Волги, оторванный от жителей оживленного города. Оторванный от мира.
Неужели нет к нему пути? Нет дороги, ведущей к Храму?
Может быть все-таки пришли новые времена? Мне кажется, что пришли, ибо должны придти. Когда мы - да, именно нам досталась эта высокая миссия, эта честь - мы призваны начать новый этап возрождения нашего общества. Возрождения нашей материально новой жизни - через возрождение духовности.
Но любое возрождение состоятельно только тогда, когда начинается с Покаяния, как бы ни раздражало это слово некоторых. Помните знаменитый фильм начала перестроечных лет - фильм талантливейшего кинорежиссера Тенгиза Абуладзе? Он так и назывался - "Покаяние". И он рассказывал молодым о том времени, когда в нашей жизни разрушали Храмы, строив дороги. И мудрая старая женщина в конце фильма вопрошает к нам: "А что же это за дорога, если она не ведет к Храму?"...
Сегодня я предлагаю всем, кто действительно, истинно, не на словах любит свой край, свою Чувашию, свою Родину - начать с Покаяния. И начать со строительства дороги, ведущей к Храму. По существу, оно уже начато решением Президента и Кабинета Министров. И в любом случае завершится. Но я предлагаю всем, кто ищет согласия в обществе, кто по-настоящему настроен на созидание, сотрудничество, добро - объединиться, как у нас всегда было (политиками забывалось, а в народе все равно оставалось), в Ниме, в наше чувашское Ниме.
И всем миром, всем народом выйти - и построить Дорогу, ведущую к Храму. Это будет началом нашего Покаяния за все совершенные до этого момента ошибки, это будет началом нашего духовного возрождения, это будет началом нашей действительно новой жизни.
Я надеюсь, что эта стройка станет символом единения народа республики и гарантией благополучного будущего.
И уверен в этом, потому что верю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики от 2 февраля 1995 г. "Построим дорогу, ведущую к храму"
Текст послания опубликован в газете "Советская Чувашия" от 4 февраля 1995 г. N 24 (20748)