Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 7 ноября 2006 г. N А79-9821/2006
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 августа 2007 г. N 9914/07 в передаче дела N А79-9821/2006 Арбитражного суда Чувашской Республики в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора настоящего решения, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2007 г. и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2007 г. отказано
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2007 г. N А79-9821/2006 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2007 г. N А79-9821/2006 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансфер" г.Чебоксары к Инспекции Федеральной налоговой службе России по г.Чебоксары об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансфер" г.Чебоксары обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления N 25 Инспекции ФНС России по г.Чебоксары о привлечении к административной ответственности от 11.10.2006 г.
Заявление мотивировано тем, что проверка соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций была проведена налоговым органом по адресу: г.Чебоксары, ул.Декабристов при этом установлено отсутствие в ООО "Трансфер" оборудованной кассы (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег). Прием, выдача и хранение денег осуществляются в бухгалтерии Общества. По результатам проверки 26.09.2006 г. составлен акт. Постановлением N 25 от 11.10.2006 г. ООО "Трансфер" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к штрафу в сумме 40000 рублей.
Протокол об административном правонарушении N 0376 от 09.10.2006 г. составлен по истечении 13 дней после обнаружения факта правонарушения, т.е. с нарушением положений п.1 статьи 28.5 КоАП РФ, который требует составления его немедленно после совершения административного правонарушения.
Налоговые органы не вправе проводить проверки предприятий, учреждений и организаций по вопросу соблюдения юридическими лицами установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, соблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег в пределах установленных лимитов, что вытекает из статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации". В соответствии с п.2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 N 47), такие проверки проводят учреждения банков, которые оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы РФ для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с представленными им правами. Таким образом, в соответствии со статьями 28.3, 23.5 части 1 КоАП РФ налоговые органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы по сведениям, предоставляемыми банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившихся и в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
При проведении проверки ООО "Трансфер" 26.09.2006 г. у проверяющих решение о проведении выездной налоговой проверки не имелось и оно не было предъявлено налогоплательщику. Проверка произведена с превышением полномочий.
Налоговым органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса, т.к. по результатам проверки акт инвентаризации о наличии денежных средств в кассе не составлен, а сам по себе факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. У ООО "Трансфер" не имелось возможности для оборудования кассы (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег), хотя и были приняты все зависящие меры по поиску и оборудованию такого помещения.
В судебном заседании представители ООО "Трансфер" заявление поддержали и дали суду аналогичные пояснения, что и в письменном пояснении.
Представитель Инспекции ФНС по г.Чебоксары требование заявителя не признала и пояснила, что в ходе проверки ООО "Трансфер" было установлено нарушение Порядка ведения кассовых операций, выразившемся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. В ООО "Трансфер" отсутствует оборудованная касса (нет изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег). Прием, выдача и хранение денег осуществляется в бухгалтерии Общества. За период с 18.09.2006 г. по 25.09.2006 г. наличные денежные средства в кассу ООО "Трансфер" поступили в сумме 47275 руб. 29 коп. Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. и нет оснований для применения статьи 2.9 Кодекса, т.е. малозначительность.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, актом проверки от 26.09.2006 г. и протоколом об административном правонарушении N 0376 от 09.10.2006 г. Инспекцией ФНС РФ по г.Чебоксары установлено, что 26.09.2006 г. в 14 час. 30 мин. в бухгалтерии ООО "Трансфер", расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул.Декабристов, выявлено нарушение Порядка ведения кассовых операций (утвержденный решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 N 40), выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (нет изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег). Прием, выдача и хранение денег осуществляется в бухгалтерии ООО "Трансфер". За период с 18.09.2006 г. по 25.09.2006 г. наличные денежные средства в кассу ООО "Трансфер" поступили в сумме 47275 руб. 29 коп.
Постановлением N 25 по делу об административном правонарушении от 11.10.2006 г. ООО "Трансфер" привлечено в административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 40000 руб.
При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела нарушений норм процессуального права Инспекцией не допущено. Директор ООО "Трансфер" Лещанов И.М. ознакомлен с протоколом об административном правонарушении, ему разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Постановление N 25 по делу об административном правонарушении также принято с участием законного представителя Общества.
Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.93 N 40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 3 названного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Пунктом 3 ст.29 Порядка предусмотрено, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 29 названного Порядка
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку. В частности, в п.3 упомянутого приложения указывается, что для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
Материалами дела подтверждается, что в бухгалтерии ООО "Трансфер", расположенного по адресу: г.Чебоксары, ул.Декабристов, выявлено нарушение Порядка ведения кассовых операций (утвержденный решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 N 40), выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (нет изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег). Прием, выдача и хранение денег осуществляется в бухгалтерии ООО "Трансфер". За период с 18.09.2006 г. по 25.09.2006 г. наличные денежные средства в кассу ООО "Трансфер" поступили в сумме 47275 руб. 29 коп.
Эти обстоятельства в судебном заседании нашли подтверждения материалами дела, данный факт не отрицается и самим заявителем.
В силу ст.15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, в действиях ООО "Трансфер" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Трансфер" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Согласно пункту 5 Правил предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
ООО "Трансфер" установлен лимит остатка кассы на 2004 г. в размере 7000 рублей.
В силу пункта 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассу в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
В ходе проверки установлено, что за период с 18.09.2006 г. по 25.09.2006 г. наличные денежные средства в кассу ООО "Трансфер" поступили в сумме 47275 руб. 29 коп.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу статьи 23.5 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 15.1, рассматривают налоговые органы.
Невозможность заявителя на перепланировку арендуемых помещений само по себе не исключает ответственности общества за допущенное правонарушение по статье 15.1 КоАП РФ.
Также не могут быть приняты во внимание и иные доводы ООО "Трансфер", указанные в заявлении.
Суд не может применить к ООО "Трансфер" положение статьи 2.9 Кодекса, т.е. малозначительность совершенного административного правонарушения, ибо выявленное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов, налогов и сборов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска интересов хозяйствующих субъектов в сферу финансов), а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Трансфер" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Обществу с ограниченной ответственностью "Трансфер" г.Чебоксары в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 7 ноября 2006 г. N А79-9821/2006 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании