Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики
от 14 декабря 2005 г. N 54
"О целевой муниципальной Программе внедрения международных стандартов качества в г. Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество")"
10 апреля, 21 декабря 2007 г., 27 ноября 2008 г.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 6 марта 2012 г. N 513 настоящее решение признано утратившим силу
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" и в целях достижения устойчивой тенденции повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг предприятий и организаций города Чебоксары Чебоксарское городское Собрание депутатов решило:
1. Утвердить прилагаемую целевую муниципальную программу внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество").
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Чебоксарского городского Собрания депутатов по бюджету, экономическому развитию, промышленности и торговле (Ю.Д.Филиппов).
Глава города Чебоксары |
Н.И.Емельянов |
Утверждена
решением Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 14 декабря 2005 г. N 54
Целевая муниципальная программа
внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество")
10 апреля, 21 декабря 2007 г., 27 ноября 2008 г.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 декабря 2007 г. N 858 в паспорт настоящей целевой муниципальной программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы Целевая муниципальная Программа внедрения
международных стандартов качества в г.Чебоксары
на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа
"Чебоксарское Качество")
Основание для разработки Послание Президента Чувашской Республики
Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской
Республики 2005 года;
Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта
2005 N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в
Чувашской Республике международных стандартов
качества";
Решение Чебоксарского городского Собрания
депутатов от 18 февраля 2004 года N 1158 "Об
утверждении Программы социально-экономического
развития г.Чебоксары на 2004-2010 годы".
Муниципальный заказчик Администрация г.Чебоксары Чувашской Республики
Основной разработчик Управление экономики администрации г.Чебоксары
Программы
Цели Программы реализация городской и республиканской политики
в области качества как приоритетной составляющей
стратегии социально-экономического развития
г.Чебоксары до 2010 года,
повышение роли муниципалитета в решении проблем
качества.
Задачи Программы разработка и реализация комплекса мер по
стимулированию повышения качества и
конкурентоспособности производимой и реализуемой
продукции, услуг на потребительском рынке в
г.Чебоксары;
воспитание у руководителей и специалистов
организаций сознания экономической
целесообразности и выгодности качества через
эффективные формы обучения основам менеджмента
качества работников организаций и предприятий
г.Чебоксары, органов местного самоуправления
г.Чебоксары;
реорганизация деятельности органов местного
самоуправления, внедрение систем менеджмента
качества в работе органов местного
самоуправления г.Чебоксары;
содействие и поддержка администрацией
г.Чебоксары внедрения системы качества на
предприятиях, в учреждениях и организациях
г.Чебоксары;
разработка системы непрерывного образования в
сфере качества на всех этапах жизнедеятельности
человека на базе существующих и создаваемых
образовательных структур в г.Чебоксары;
повышение гарантий качества продукции и имиджа
предприятий и организаций через внедрение в них
систем менеджмента качества и их независимое
подтверждение российскими и зарубежными
сертификационными органами;
создание правовых, экономических,
организационных и социальных условий,
способствующих повышению конкурентоспособности
товаров, работ и услуг, обеспечивающих
динамичное развитие экономики и экспортного
потенциала товаропроизводителей г.Чебоксары;
улучшение состояния окружающей природной среды
за счет внедрения организациями систем
экологического менеджмента;
внедрение рейтинговой оценки достижений в
области качества районов и организаций
г.Чебоксары, как механизма соревновательности;
создание обстановки общественной нетерпимости к
низкому качеству продукции (работ, услуг).
Сроки и этапы реализации 2006-2010 годы, в том числе по этапам:
Программы первый этап - 2006-2008 годы,
второй этап - 2009-2010 годы
Перечень основных правовой механизм: законодательное и нормативное
разделов системы обеспечение;
программных мероприятий организационные, методические и информационные
мероприятия;
мотивация и поддержка качества администрацией
г.Чебоксары;
мероприятия по внедрению СМК на предприятиях и в
организациях г.Чебоксары;
муниципальное управление;
подготовка и повышение квалификации специалистов
в области качества;
контроль и повышение качества услуг;
обеспечение безопасности и защита прав
потребителей.
Основные исполнители управление экономики администрации г.Чебоксары;
мероприятий Программы финансовое управление Министерства финансов
Чувашской Республики в г.Чебоксары;
управление торговли, потребительского рынка и
продовольственных ресурсов администрации
г.Чебоксары;
управление строительства, архитектуры,
перспективного развития и реконструкции города
администрации г.Чебоксары;
управление делами и контроля администрации
г.Чебоксары;
управление культуры администрации г.Чебоксары;
управление образования администрации
г.Чебоксары;
управление здравоохранения администрации
г.Чебоксары;
управление социальной защиты администрации
г.Чебоксары;
управление физической культуры, спорта и туризма
администрации г.Чебоксары;
отдел транспорта и связи администрации
г.Чебоксары;
отдел по эксплуатации жилищного фонда,
благоустройству и коммунальному обслуживанию
администрации г.Чебоксары;
финансово-экономический отдел ЖКХ администрации
г.Чебоксары;
жилищный отдел администрации г.Чебоксары;
отдел по информационно-аналитической работе и
связям с общественностью администрации
г.Чебоксары;
отдел по делам молодежи администрации
г.Чебоксары;
администрация Ленинского района г.Чебоксары;
администрация Калининского района г.Чебоксары;
администрация Московского района г.Чебоксары;
Заволжское территориальное управление
администрации г.Чебоксары;
ГУ "Центр занятости населения города Чебоксары";
Чебоксарский городской комитет по управлению
имуществом;
МУ "Городское управление по земельным ресурсам и
землеустройству";
МУ "Горкомприроды города Чебоксары";
Территориальный орган федеральной службы
государственной статистики по Чувашской
Республике (по согласованию);
Территориальное управление Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Чувашской Республике
(по согласованию);
органы по сертификации и испытательные
лаборатории г.Чебоксары, аккредитованные в
системе сертификации ГОСТ Р (по согласованию).
Объемы и источники общая сумма финансирования - 176,5 млн. рублей,
финансирования в том числе:
средства республиканского бюджета Чувашской
Республики - 4,23 млн. рублей;
средства бюджета г.Чебоксары - 2,6 млн. рублей;
внебюджетные источники - 169,47 млн. рублей
(конкретные объемы затрат по годам будут
уточняться с учетом бюджетной обеспеченности на
очередной финансовый год).
Ожидаемые конечные внедрение и сертификация систем менеджмента
результаты реализации качества, соответствующих международным
Программы стандартам на предприятиях, в организациях
г.Чебоксары, в администрации г.Чебоксары и ее
структурных подразделениях;
увеличение количества организаций, имеющих
системы менеджмента качества, сертифицированные
на соответствие международным стандартам;
повышение конкурентоспособности предприятий и
организаций г.Чебоксары, рейтинга их
инвестиционной привлекательности;
создание системы взаимодействия различных
уровней власти с предприятиями и организациями,
ориентированной на планы стратегического
развития г.Чебоксары;
совершенствование качества технологических
процессов, выпуск конкурентоспособной продукции,
расширение рынков ее сбыта, в том числе развитие
сотрудничества со стратегическими партнерами и
городами-побратимами г.Чебоксары;
развитие системы подготовки специалистов в сфере
качества в г.Чебоксары;
проведение обучения в области качества на всех
уровнях, начиная с системы дошкольного
образования до повышения квалификации
руководителей и специалистов предприятий и
организаций г.Чебоксары;
повышение инвестиционной привлекательности
г.Чебоксары;
увеличения доходов в бюджет г.Чебоксары.
Система организации Общее руководство и контроль за ходом реализации
контроля за исполнением Программы осуществляет муниципальный заказчик -
Программы администрация г.Чебоксары. Исполнители
программных мероприятий ежегодно до 2011 года к
15 февраля года, следующего за отчетным,
представляют информацию о ходе их реализации в
управление экономики администрации г.Чебоксары.
Введение
Целевая муниципальная Программа внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество") разработана в соответствии с Посланием Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года, Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества", Программой социально-экономического развития города Чебоксары на 2004-2010 годы, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов 18 февраля 2004 г. N 1158.
Целевая муниципальная Программа внедрения международных стандартов качества на 2006-2008 годы и до 2010 года (далее - Программа) разработана с использованием основ Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" и основывается на положениях действующих законов Российской Федерации и Чувашской Республики.
Программа является документом, определяющим действия органов местного самоуправления, направленные на решение основных проблем, достижение целей в области качества в г.Чебоксары на период до 2010 года.
Программа предусматривает систему мер, направленных на реализацию "Концепции политики администрации г.Чебоксары в области качества" (приложение 1), носит системный комплексный характер, учитывающий не только стремление улучшить качество в процессе производства и контроля, но и создать атмосферу нравственно-психологического неприятия небрежности, халатности в вопросах повышения качества продукции как у производителя и реализующих организаций, так и у потребителя.
Организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории г.Чебоксары, принимают участие в программе на добровольной основе, являясь партнерами-участниками Программы, и полностью осознают свою морально-этическую ответственность за выполнение принятых на себя обязательств.
Программа направлена на стимулирование развития конкурентоспособного производства и управления, обеспечение всеобщей грамотности в вопросах качества и овладение современными подходами к его управлению через массовое обучение.
Положения Программы исходят из необходимости обеспечения устойчивой тенденции повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ (услуг) и предусматривают внедрение мероприятий, способствующих успешной работе предприятий и организаций г.Чебоксары на основе повышения требуемого рынком уровня качества товаров и услуг.
Необходимые в процессе реализации программных мероприятий уточнения и дополнения вносятся в установленном порядке. Все связанные с этим предложения направляются координатору программы - Управлению экономики администрации г.Чебоксары.
Для целей реализации Программы используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации - ISO.
I. Обоснование необходимости внедрения системы менеджмента качества
1.1. Внедрение систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях и в организациях г.Чебоксары
Согласно установленным в 2004 году направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, период с 2006 до 2010 годы станет временем масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться полным комплексом социально-экономических факторов: накоплением новых инвестиций, растущей внешней и внутренней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов притока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства.
Общепризнанно на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран. В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке отечественных и зарубежных организаций, выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом - высоким качеством менеджмента. Мировая практика показала, что применение принципов международного стандарта ISO серии 9000 на сегодняшний день является надежным инструментом для построения эффективной системы управления, повышения конкурентоспособности и создания благоприятных условий для роста инвестиций. Международные стандарты распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, социальную сферу, сферу управления, включая государственное и муниципальное управление.
Цель международных стандартов - обеспечение заданного качества продукции (услуг) с использованием современных методов расчета рисков, повышения организованности, ответственности персонала и руководства бизнес структур.
Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Особенностью стандарта ISO серии 9000 является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции (услуг) напрямую, а к системе управления предприятием (т.е., к системе менеджмента качества), которая в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции (услуг). Стандарт помогает построить эффективную клиентоориентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что в свою очередь дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги.
Проблема роста безопасности и качества продукции предприятий и услуг может быть решена на основе всеобщей стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Как показала практика стран, входящих во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), чем больше предприятий сертифицировано по ISO 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять меры для защиты рынков товаров и услуг. Сегодня в России сотни, а в Европе - уже сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества на базе ISO 9001, 14000 и с каждым годом их число неуклонно растет. Немалую роль здесь играет то, что стандарты ISO изначально были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы в деятельности различных предприятий и организаций.
Несмотря на предпринимаемые органами исполнительной власти и рядом промышленных предприятий г.Чебоксары меры в области повышения качества, решение проблемы качества до настоящего времени не приобрело статуса приоритетной задачи социально-экономической политики города. В связи с приведением российской нормативной базы в области стандартизации и сертификации в соответствие с мировыми требованиями (при вхождении России в ВТО) сокращена номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Предприятия, деятельность которых не связана с экспортом и стратегические партнеры которых не предъявляют требований по сертификации системы качества, не имеют достаточной мотивации для проведения этих работ, не чувствуют ощутимых выгод и преимуществ от результатов их реализации в условиях отсутствия определенной конкуренции на отечественном рынке.
По данным Всероссийской организации качества (ВОК) внедрению СМК мешают низкая корпоративная культура (57%), ограниченные ресурсы и финансы (36%), малое число примеров успеха внедрения СМК (34%), недостаточная компетенция персонала (29%).
Сдерживающее влияние оказывают следующие факторы:
- предпочтение большинством предприятий разовой, сиюминутной выгоды долгосрочным гарантиям высокого качества;
- незнание большинством руководителей предприятий методов обеспечения качества, как способа ориентирования на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- слабое информационное обеспечение и недостаточная научно-техническая поддержка предприятий;
- недостаточное использование городских и республиканских экономических стимулов для повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- отсутствие системы образования в области качества.
Внедрение сертифицированных систем менеджмента качества в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г.Чебоксары, на соответствие международным стандартам ISO 9001:2000 или национальным стандартам ГОСТ Р ИСО 9001:2001 осуществлено всего лишь в 26 организациях, что составляет 4,43% от числа крупных и средних предприятий промышленности или 0,21% от организаций экономики г.Чебоксары (в Чувашской Республике число сертифицированных организаций по ISO серии 9000 составляет лишь 0,17% от общего количества организаций республики), а по международным стандартам ISO 14000 сертифицированы только два предприятия (акционерные общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" и "Элпри"), что ничтожно мало по сравнению с европейским и мировым уровнем (приложение 2). С учетом вступления России в 2006 году во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), повышается важность и актуальность работы в данном направлении.
Противостоять внешним и внутренним конкурентам предприятия смогут только при условии внедрения современных методов менеджмента качества. Вместе с тем, в связи с предстоящим в 2006-2007 годах вступлением России в ВТО для предприятий г.Чебоксары ключевое значение приобретает рост уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг. Все это приводит руководителей предприятий г.Чебоксары к необходимости проведения сертификации как самой продукции (работу#, услуги), так и внедрения СМК и ее сертификации.
Сертифицированные СМК позволят местному предпринимательству встраиваться в мировые процессы оборота финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг. Системы менеджмента качества являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность предприятия в условиях ВТО. Большая часть крупного бизнеса прошла международную сертификацию СМК на соответствие требованиям стандарта ISO серии 9000 и подтверждает конкурентоспособность своей продукции успешной деятельностью во внешнеэкономической деятельности, при этом количество участников-экспортеров, внешнеторговый оборот, объемы экспорта и импорта с каждым годом увеличиваются. К сожалению, большинство таких СМК относится ко второму поколению, в то время как большинство западных компаний уже осваивает СМК третьего поколения. Невысокие показатели конкурентоспособности и немало проблем в области качества, которые необходимо решить, имеет малый и средний бизнес г.Чебоксары. Поэтому, чтобы выжить в условиях ВТО, ему также необходимо внедрение СМК.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения капитализации ресурсов, текущей и перспективной конкурентоспособности организаций и экономики г.Чебоксары в целом.
Современные системы всеобщего менеджмента качества - это, прежде всего социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решить многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и на сообщество г.Чебоксары в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития г.Чебоксары, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.
Обеспечение экономического роста должно решаться не просто за счет прироста валового регионального продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг. На основе сертификации производится соответствующее страхование финансовых рисков гражданской и профессиональной ответственности бизнеса перед потребителями товаров и услуг.
В настоящее время, на предприятиях и в организациях г.Чебоксары начато внедрение систем анализа риска и контроля критических точек (НАССР), применяемых согласно законодательству в странах Европейского Союза и ряде других развитых стран мира. В акционерном обществе "АККонд" на основе принципов НАССР создана и функционирует система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов.
В условиях конкуренции производители непрерывно ищут способы убедить заказчиков, клиентов, потребителей приобретать именно их продукцию или услуги. Одним из основных способов является представление различных свидетельств о высоком качестве своей продукции или услуги, прежде всего, полученных от независимых экспертных, инспекционных или испытательных организаций.
Действующая на территории г.Чебоксары инфраструктура в области сертификации не в достаточной мере обеспечивает потребности в сертификации товаропроизводителей по основным направлениям. В настоящее время функционируют четыре органа по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, из них три по сертификации продукции# услуг и один по сертификации систем качества. Сегодня значительная часть предприятий сертифицирует выпускаемую продукцию и СМК, в том числе в рамках обязательной сертификации, за пределами республики.
Обучение вопросам менеджмента качества и экологического менеджмента, технологического регулирования специалистов предприятий и организаций, в том числе обучение аудиторов, государственных и муниципальных служащих осуществляется на различных учебных курсах, конференциях и семинарах (как на республиканском и городском уровне, так и на уровне отдельных предприятий г.Чебоксары).
Одним из главных направлений в решении проблемы качества на городском уровне должно стать всеобщее образование, воспитание и просвещение в вопросах качества. Необходима система непрерывного обучения вопросам качества, которая должна предусматривать: разработку образовательных программ и обучение вопросам качества на всех образовательных уровнях (школьное, профессиональное, высшее, дополнительное) с учетом дифференцированных требований по уровням обучения; популяризацию и пропаганду знаний о качестве через средства массовой информации, рекламу, проведение специальных городских и общереспубликанских мероприятий.
1.2. Принципы международного стандарта ISO 9001:2000 в деятельности органов местного самоуправления
В 2006 году вступает в действие Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон предусматривает разграничения полномочий уровней власти, он изменит приоритеты и критерии оценки эффективности работы муниципальных администраций. Основной задачей станет достижение экономической устойчивости муниципального образования - г.Чебоксары, повышение эффективности управления в учреждениях государственной и муниципальной сферы.
Опыт работы показывает, что несовершенство технологий управления не способны сами по себе создать условия для разрешения социально-экономических проблем общества. Муниципалитеты сталкиваются с большими проблемами при реализации данного закона: им требуется методическая и консультационная помощь в планировании их деятельности, разработки стратегий развития, помощь в освоении современных информационных технологий.
Для решения задач повышения эффективности управления и самоуправления в международной практике сформировались и действуют стандарты ISO 9000:2000, которые определяют базовые наборы правил и процедур, а также рекомендации, в соответствии с которыми выстраивается управление в организациях различных сфер деятельности, в том числе в государственной и муниципальной сферах.
Стандарт ISO 9001:2000 раскрывает в обобщенном и систематизированном виде мировой опыт эффективного управления (менеджмента). Стандарт не имеет ограничения по сферам применения. Нормы стандарта отражают минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к органам местного самоуправления.
Целью функционирования любого органа власти должно быть удовлетворение требований и потребностей его потребителей. Поэтому первое, что должен сделать местный орган самоуправления - это выявить и установить требования и потребности своих потребителей: населения и различного рода организаций.
Опыт развитых стран показывает, что в органах местного самоуправления каждый вложенный доллар генерирует трёх-четырёхкратный возврат, если стандарт внедрен и действует.
Внедрение системы менеджмента качества в администрации г.Чебоксары включает следующие этапы:
- оценка соответствия деятельности местных органов самоуправления требованиям стандарта ISO 9001:2000;
- разработка плана создания СМК;
- создание СМК в администрации города;
- повышение квалификации сотрудников в области СМК;
- улучшение управленческих процессов;
- сертификация (подтверждение независимым органом) соответствия требования ISO 9001;
- оценка эффективности затрат на муниципальное управление согласно реестру расходных обязательств бюджета г.Чебоксары.
Внедрение системы менеджмента качества в органах местного самоуправления позволит:
1. Развить местное самоуправление в г.Чебоксары.
2. Создать систему взаимодействия различных уровней власти, ориентированную на планы стратегического развития муниципального образования г.Чебоксары.
3. Повысить прозрачность и доступность информации о результатах деятельности органов местного самоуправления г.Чебоксары.
4. Повысить инвестиционную привлекательность территорий г.Чебоксары.
5. Повысить ответственность всех уровней власти перед населением г.Чебоксары.
Внедрение и сертификация СМК в администрации г.Чебоксары может служить объективной оценкой ее деятельности.
II. Цели, задачи, этапы и сроки реализации Программы
Основные цели Программы "Чебоксарское качество" - реализация проводимой общегосударственной политики в области качества как приоритетной составляющей общей политики социально-экономического развития г.Чебоксары на среднесрочную перспективу до 2010 года; повышение роли муниципалитета в решении проблем качества через усиление координирующей роли во взаимодействии муниципальная власть - бизнес, муниципальная власть - население.
Основными задачами Программы являются:
- разработка и реализация комплекса мер по стимулированию повышения качества и конкурентоспособности производимой и реализуемой продукции, услуг на потребительском рынке в г.Чебоксары;
- обучение основам менеджмента качества организаций и предприятий г.Чебоксары, органов местного самоуправления г.Чебоксары;
- реорганизация деятельности органов местного самоуправления в рамках административной реформы в целях повышения качества в деятельности и доступности муниципальных услуг, внедрение систем менеджмента качества в работе органов местного самоуправления;
- создание и совершенствование правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению управления качеством, природоохранной деятельности и ресурсосбережения, а также конкурентоспособности товаров, работ и услуг для обеспечения динамичного развития экономики г.Чебоксары;
- повышение гарантий качества и имиджа предприятий и организаций г.Чебоксары, динамичное развитие конкурентоспособности г.Чебоксары через внедрение систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО);
- воспитание у руководителей и специалистов организаций и предприятий г.Чебоксары сознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения;
- внедрение систем менеджмента качества в работе органов местного самоуправления, социальной сфере, здравоохранении, системы образования;
- улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями систем экологического менеджмента, оказание содействия в расширении выпуска экологически чистой и безопасной продукции;
- внедрение рейтинговой оценки достижений в области качества организаций, как механизма соревновательности;
- информационно-методическая поддержка предприятий в решении проблем качества и делового совершенствования;
- создание возможностей для самореализации предприятий и организаций, а также совершенствование организации, координации, а также внутренней и внешней мотивации работ по качеству на территории г.Чебоксары путем проведения выставок, конкурсов, рекламы, сравнительных оценок, конференций, семинаров, круглых столов по вопросам качества;
- повышение общего, культурного, профессионально-технического уровня в области качества путем создания системы непрерывного образования в сфере качества на всех этапах жизнедеятельности человека на базе существующих и создаваемых образовательных структур г.Чебоксары;
- формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям;
- обеспечение контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции, работ и услуг на потребительском рынке г.Чебоксары;
- создание предпосылок для всеобщего постоянного стремления к качеству и устойчивого развития г.Чебоксары на пути к реальному благополучию, непрерывному поступательному повышению качества жизни.
Сроки реализации Программы - 2006-2010 годы, в том числе по этапам: I этап - 2006-2008 годы: разработка, внедрение и сертификация СМК в органах местного самоуправления и в подведомственных учреждениях.
II этап - 2009-2010 годы: корректировка и улучшение СМК администрации г.Чебоксары.
III. Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию системы мероприятий (приложение 3), призванных обеспечить согласованность и логическую последовательность осуществления "Концепции политики администрации г.Чебоксары в области качества" (приложение 1), способствующей объединению усилий всех заинтересованных сторон в развитии и совершенствовании качества и конкурентоспособности продукции товаропроизводителей города Чебоксары.
В основу программных мероприятий заложены базовые принципы всеобщего менеджмента качества (total quality management - TQM):
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководителя;
- вовлечение работников;
- процессный подход;
- системный подход к менеджменту;
- постоянное улучшение;
- принятие решений, основанных на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000, они универсальные, не зависят от рода, вида или характера деятельности, организационной структуры и других факторов.
Программа предусматривает мероприятия по следующим разделам.
3.1. Правовой механизм, организационные, методические и информационные мероприятия. Мотивация и поддержка качества администрацией г.Чебоксары
3.1.1. Правовой механизм: законодательное и нормативное обеспечение Программы
Целью данного подраздела является нормативное обеспечение Программы в масштабах муниципального образования - г.Чебоксары; вынесение вопросов через Чебоксарское городское Собрание депутатов на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики (в случае необходимости); обеспечение формирование пакета государственных законодательных и муниципальных нормативных актов, регламентирующих деятельность заинтересованных структур в области качества и направленных на совершенствование процессов повышения качества продукции, через эффективное использование существующей нормативной правовой базы# действующей в Российской Федерации и в Чувашской Республике.
Мероприятия данного подраздела призваны осуществить задачу по разработке действенных механизмов, а также созданию и поддержанию благоприятной организационной, методической и информационной среды на территории г.Чебоксары.
Решение поставленных задач связано с совершенствованием муниципальной нормативно-правовой базы, направленной на мотивацию и муниципальную поддержку предприятий, вносящих существенный вклад в повышение качества продукции, услуг, выравнивание условий конкуренции, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую и хозяйственную деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
3.1.2. Организационные, методические и информационные мероприятия. Мотивация и поддержка качества администрацией г.Чебоксары
Целью подраздела является доведение Концепции политики администрации г.Чебоксары в области качества до структурных подразделений администрации г.Чебоксары, учреждений, предприятий, организаций и населения и создание действенных побудительных мотивов для максимально широкого их вовлечения в деятельность по постоянному повышению качества продукции, услуг и менеджмента.
Мероприятия подраздела предусматривают:
1. Организацию и проведение конкурсов, направленных на пропаганду качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг (по различным номинациям), выставок товаров и услуг согласно планам администрации г.Чебоксары;
2. Включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ г.Чебоксары (на общих основаниях) программ предприятий и организаций по разработке, внедрению и подтверждению соответствия систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001 и систем менеджмента охраны окружающей среды по ГОСТ Р ИСО 14001.
3. Обеспечение широкого и объективного освещения в городских СМИ достижений, проблем и недостатков в сфере качества, передового опыта лидеров по качеству (организаций и специалистов), идей приверженности качеству.
4. Оказание информационной и методической помощи предприятиям города по их участию в российских и республиканских конкурсах по качеству.
5. Оказание методической, организационной и консультационной помощи организациям экономики г.Чебоксары, особенно малым предприятиям и предпринимателям, организациям социальной сферы по вопросам системного менеджмента качества и сертификации, в том числе путем привлечения органов по сертификации систем качества (ОССК) и консалтинговых фирм.
3.2. Создание и внедрение систем менеджмента качества в г.Чебоксары
Проблемы повышения качества решают, прежде всего, самостоятельно хозяйствующие субъекты. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности требуют столь же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и муниципальных органов, при координирующей роли последних. Поэтому достичь желаемой результативности и эффективности в этой работе возможно только в рамках комплексной целевой программы, о чем свидетельствует практика успешной реализации аналогичных программ в других регионах.
Целью данного раздела является выработка системного подхода к решению вопросов качества на территории муниципального образования - г.Чебоксары.
Раздел направлен на решение задачи по выработке механизмов повышения эффективности и качества работы органов муниципальной власти и подведомственных учреждений, мотивации и поддержке работы предприятий (организаций) в области качества на территории муниципального образования.
Мероприятия данного раздела включают в себя следующие подразделы:
3.2.1. Мероприятия по внедрению СМК на предприятиях и в организациях г.Чебоксары
Разработка, внедрение и сертификация на предприятиях города систем управления качеством, основанных на международных стандартах ISO серии 9000, систем управления экологическим менеджментом (стандарты ISO серии 14000), систем социального менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья (стандарты SA8000 и OHSAS 18001), систем управления качеством пищевых продуктов на основе принципов HACCP (анализ рисков и критические контрольные точки).
Мероприятия подраздела предусматривают решение следующих задач:
- улучшение качества систем управления посредством внедрения и развития современных технологий управления;
- существенное повышение гарантий качества продукции и имиджа организаций г.Чебоксары на российском и зарубежных рынках, стабилизация и поступательное развитие экономической деятельности предприятий через создание и внедрение на них современных систем менеджмента качества;
- улучшение экологической ситуации в городе и сбережение природных ресурсов через создание и внедрение систем менеджмента охраны окружающей среды по международным нормам на предприятиях г.Чебоксары.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
1. Сертификацию продукции, работ и услуг.
2. Создание и внедрение в организациях всех сфер экономики систем менеджмента качества и систем менеджмента охраны окружающей среды на базе международных стандартов ISO серии 9000 и 14000, сертификация (ресертификация) систем качества и производств.
3.2.2. Муниципальное управление
Активное участие администрации г.Чебоксары является решающим фактором при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной системы менеджмента качества, обеспечивающей достижение выгоды всех заинтересованных сторон на основе постоянного роста удовлетворенности потребителей.
В 2006 году административная реформа муниципального управления в Российской Федерации предполагает перенос акцентов со структурных изменений на реформирование содержания и внутренних механизмов деятельности органов исполнительной власти. Важнейшим результатом реформы должно стать использование всеми органами исполнительной власти в своей работе комплексной системы целеполагания и показателей результативности деятельности.
Данный подраздел Программы включают в себя следующие мероприятия:
1. Реализацию администрацией г.Чебоксары политики в области качества на 2006-2010 годы, как составляющая интересов и целей Концепции Чувашской Республики в области качества.
2. Разработка и внедрение систем менеджмента качества в органах местного самоуправления и в подведомственных учреждениях.
Предусматривается обязательное документирование административных процессов, разработка административных регламентов и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности.
См. постановление Главы города Чебоксары Чувашской Республики от 3 ноября 2006 г. N 187 "Об утверждении Положения о порядке проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг"
3. Разработка стандартов качества оказания услуг в муниципальных учреждений# (жилищно-коммунальных, медицинских, бытовых, транспортных, образовательных и др.).
3.3. Вовлечение персонала. Подготовка и повышение квалификации специалистов в области качества
Важнейшим направлением работ по совершенствованию действующих систем качества и приведению их в соответствие с требованиями международных стандартов является обучение всего персонала предприятий и организаций целям и методам управления качеством.
Международный опыт зарубежных предприятий показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного бизнеса.
Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды всей системы воспитания, начиная со школьной скамьи. В пропаганде и разъяснении этой идеи должны участвовать все муниципальные, общественные организации, средства массовой информации.
Данный подраздел Программы включает в себя следующие мероприятия:
- повышение профессиональной и методической компетентности в области менеджмента качества руководителей и специалистов предприятий и организаций, муниципальных служащих, перехода к массовому обучению населения, прежде всего, правовым вопросам в сфере качества и пониманию роли каждого в общей методологии создания качества продукции для обеспечения качества жизни человека;
- внедрение принципов менеджмента качества в образовательную деятельность, создания и сертификации СМК в муниципальных образовательных учреждениях;
- участия в постоянно-действующих семинарах по проблемам качества руководителей различного уровня.
3.4. Контроль и повышение качества услуг. Обеспечение безопасности и защита прав потребителей
Понятие качества из старой трактовки "соответствие определенным стандартам" переросло в термин "удовлетворение требований потребителя". Именно поэтому в условиях современного рынка все поставщики ориентируются на потребности потенциальных клиентов, стараясь максимально соответствовать выдвигаемым ими требованиям.
Мероприятия подраздела направлены на развитие и совершенствование надзора в г.Чебоксары со стороны органов местного самоуправления за качеством продукции и услуг с созданием единой базы данных по результатам проверок наиболее значимой продукции.
В рамках реализации данного подраздела предусматривается организация взаимодействия и координация деятельности существующих в г.Чебоксары контролирующих и надзорных органов по качеству и безопасности продукции и предоставляемых услуг, общественной инфраструктуры по защите прав потребителей.
Кроме этого предполагается проводить систематические рейтинговые оценки предприятий и организаций экономики г.Чебоксары по качеству их деятельности, мониторинг качества продуктов, реализуемых на рынках г.Чебоксары, применение результатов при совершенствовании политики в области качества.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 декабря 2007 г. N 858 в раздел IV настоящей целевой муниципальной программы внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации большинства планируемых мероприятий требуются соответствующие финансовые ресурсы. Планируется использование следующих источников финансирования:
- республиканский бюджет Чувашской Республики;
- бюджет г.Чебоксары;
- собственные средства организаций - участников.
Общий объем финансирования в 2006-2010 годах составит ориентировочно 174 млн.руб. При этом в качестве основного источника финансирования рассматриваются собственные средства организаций-участников с учетом использования ими кредитов и других заемных средств. Средства местного бюджета учитываются по предложениям участников в рамках принятых либо разработанных муниципальных программ.
Средства бюджета г.Чебоксары рассматриваются в строго ограниченном объеме, основными статьями расходования средств из бюджета являются мероприятия по обеспечению мер, направленных на организацию работы органов местного самоуправления г.Чебоксары по разработке, внедрению и на развитие СМК в органах местного самоуправления и подведомственных муниципальных предприятий и организаций, мероприятия мотивационного характера.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации
Общие объемы затрат по источникам финансирования |
2006-2010 годы |
в том числе по годам реализации, млн.руб. |
||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего: в том числе: бюджет Чувашской Республики бюджет г.Чебоксары внебюджетные источники |
176,5 4,23 2,6 169,47 |
21,11 0,66 0,1 20,35 |
34,73 0,77 2,0 31,96 |
35,81 1,00 0,5 34,31 |
40,72 0,87 - 39,85 |
43,92 0,92 - 43,00 |
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Ожидаемые результаты реализации и индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы
В настоящее время адаптация хозяйствующих субъектов (организаций и частных предпринимателей) к работе в условиях ВТО невозможна при отсутствии централизованного и координированного решения целого ряда общих задач на городском уровне, к которым относится и важнейшая проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
Поэтому в основу мероприятий заложен системный комплексный подход, учитывающий вопросы экономики, экологии, духовно-нравственного развития населения г.Чебоксары, направленный на формирование и реализацию социально-экономической политики по улучшению качества и конкурентоспособности.
Прогноз ожидаемых конечных результатов:
повышение конкурентоспособности предприятий и г.Чебоксары в целом, рейтинг их инвестиционной привлекательности;
динамичное развитие производства новой конкурентоспособной продукции, расширение рынков ее сбыта, в том числе развитие сотрудничества со стратегическими партнерами и городами-побратимами г.Чебоксары;
достижение роста количества сертифицированных по международным стандартам организаций более чем в 4 раза к уровню 2005 года;
внедрение системы менеджмента качества в органах исполнительной власти местного самоуправления;
развитие системы подготовки специалистов в сфере качества на территории г.Чебоксары;
обеспечение 100% охвата сертификацией предприятий по оказанию услуг, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством;
создание городского информационного банка данных с внедрением программы мониторинга показателей качества и работ в области качества для широкого круга пользователей.
Таблица 2
Индикаторы эффективности реализации Программы
Индикаторы | еди- ница изме- рения |
годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Удельный вес убыточных организаций в общем числе предприятий промышленности Темп роста экспорта (к 2005 году) Межрегиональный торго- вый оборот (к 2005 г. без учета роста цен) Доля организаций, сертифицировавших свои системы в соответствии# международным стандар- там, в общем количестве крупных и средних организаций экономики г.Чебоксары |
% % % % |
30,4 100 100 4,4 |
не более 29,2 109 110 7,8 |
не более 28,0 119 118 9,8 |
не более 26,0 127 127 13,4 |
не более 22,0 141 138 15,2 |
не более 24,0 157 153 18,4 |
VI. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее реализации
Управление экономики администрации г.Чебоксары контролирует выполнение намеченных мероприятий, обеспечивает при необходимости уточнение Программы, осуществляет координацию деятельности по выполнению программных мероприятий, регулярный мониторинг и оценку их результативности, обеспечивает своевременную подготовку отчетов о ходе реализации Программы, размещает информацию о ходе реализации Программы на сайте администрации г.Чебоксары.
Реализация программы предусматривает взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями и организациями города.
Исполнителями Программы являются структурные подразделения администрации г.Чебоксары, предприятия и организации города, организации финансовой сферы и иные органы исполнительной власти.
Управление делами и контроля администрации г.Чебоксары организовывает и координирует деятельность по внедрению международных стандартов качества в органах муниципальной исполнительной власти г.Чебоксары.
Исполнители программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе мероприятий Программы, итоги которой рассматриваются администрацией города Чебоксары.
Приложение 1
к целевой муниципальной Программе
внедрения международных стандартов
качества в г.Чебоксары
на 2006-2008 годы и до 2010 года
(программа "Чебоксарское Качество")
Концепция политики администрации г.Чебоксары в области качества
Концепция политики администрации г.Чебоксары в области качества - система официальных взглядов на:
- роль качества продукции (услуг) в реализации интересов г.Чебоксары;
- цели политики администрации г.Чебоксары в области качества продукции (услуг);
- основные направления политики г.Чебоксары в области качества продукции (услуг).
Для целей настоящей Концепции взято определение качества продукции, услуги, данное Международной организацией по стандартизации (ISO): "Совокупность характеристик продукции, обусловливающая ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности".
Качество является одним из важнейших факторов реализации интересов и цели настоящей Концепции в сферах деятельности, экономической, социальной, международной, информационной, экологической.#
Администрация г.Чебоксары своей стратегической целью считает устойчивое развитие г.Чебоксары на пути к реальному благополучию путем повышения показателей социально-экономического развития и непрерывного поступательного улучшения качества жизни населения г.Чебоксары, в том числе:
- качества материальной среды (товаров, услуг);
- качества природной среды (сохранение, рациональное использование, воспроизводство);
- качества здравоохранения, повышения активного долголетия;
- качества образования и культуры;
- качества морально-психологического климата.
Администрация г.Чебоксары считает основой своей политики в области качества решение следующих задач:
1. Широкое внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов менеджмента качества для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках за счет разработки и реализации политики:
- в образовательной сфере;
- в области развития консультационной деятельности;
- в области развития сертификации систем качества;
- поддержки внедрения систем качества при размещении муниципальных заказов на поставку продукции для муниципальных нужд г.Чебоксары.
Создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему и повышению безопасности качества продукции и услуг за счет разработки и реализации политики:
- в области стандартизации;
- в области метрологии;
- в области развития информационной инфраструктуры и информационных услуг;
- в области защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
Формирование механизма защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции базируется на следующих основных положениях:
неотвратимость наступления ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции;
предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;
муниципальный надзор и контроль за качеством продукции на рынке товаров, работ и услуг г.Чебоксары;
разумный баланс между разными механизмами защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, основными критериями которого должны быть минимизация риска и экономическая целесообразность;
пропаганда идей и стимулирование качества продукции и услуг.
3. Учет фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики.
Для реализации указанных целей и создания в г.Чебоксары системы управления, ориентированной на качество, предусматривается:
реализация целевой муниципальной Программы внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество");
внедрение и непрерывное совершенствование систем качества в деятельности органов местного самоуправления;
координация взаимодействия служб, действующих на территории г.Чебоксары и занимающихся вопросами качества на основе действующего законодательства;
поддержка инновационных преобразований, направленных на обеспечение качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг.
Приложение 2
к целевой муниципальной Программе
внедрения международных стандартов
качества в г.Чебоксары
на 2006-2008 годы и до 2010 года
(программа "Чебоксарское Качество")
Информация
о количестве организаций, сертифицированных на соответствие международным стандартам, по Чувашской Республике и г.Чебоксары
организации экономики | доля сертифици- рованных орга- низаций от об- щего количества |
планируемое количество | плани- руется всего к 2010 г. |
доля в числе крупных и сред- них ор- ганиза- ций эконо- мики, в % |
|||||||||||
всего за 2005- 2010 гг. |
в том числе по отраслям: | ||||||||||||||
машино- строе- ние |
легкая и де- ревооб- рабаты- вающая промыш- лен- ность |
хими- ческая про- мыш- лен- ность |
научно- произ- водст- венные |
строи- тельный комп- лекс |
пищевая промыш- лен- ность |
туризм и сер- вис |
|||||||||
Всего на 01.10.2005 г. |
крупные и сред- ние |
имеющие сертифи- каты на соответ- ствие междуна- родным стандар- там |
органи- заций эконо- мики, в % |
крупных и сред- них ор- ганиза- ций, в % |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Чувашская Республика г.Чебоксары |
21615 12269 |
1650 587 |
38 26 |
0,17 0,21 |
2,3 4,43 |
188 82 |
37 25 |
30 14 |
8 - |
5 6 |
33 17 |
69 15 |
6 5 |
226 108 |
13,7 18,4 |
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2008 г. N 1183 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к целевой муниципальной Программе
внедрения международных стандартов
качества в г.Чебоксары
на 2006-2008 годы и до 2010 года
(программа "Чебоксарское Качество")
Cистема программных мероприятий
целевой муниципальной Программы внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество")
10 апреля, 21 декабря 2007 г., 27 ноября 2008 г.
/----------------------------------------------------------------------------------------------------\
| NN | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки | Источники |
| п.п. | | |исполне-| финансирования |
| | | | ния | |
|------+-------------------------------------------+-----------------------+--------+----------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Раздел I. Правовой механизм, организационные, методические и информационные мероприятия. |
| Мотивация и поддержка качества администрацией г.Чебоксары |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Правовой механизм: законодательное и нормативное обеспечение |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Анализ существующей нормативной правовой|Правовое управление|2006 г. |в пределах|
| |базы в г.Чебоксары в сфере обеспечения|администрации г.Чебок-| |средств, пре-|
| |качества продукции, товаров и услуг,|сары | |дусмотренных на|
| |подготовка предложений по ее| | |текущую деятель-|
| |совершенствованию | | |ность |
|1.2. |Разработка и утверждение документов по|МУ "Горкомприроды|2006 г. |в пределах|
| |внедрению системы экологического аудита в|города Чебоксары" | |средств, пре-|
| |г.Чебоксары | | |дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|1.3. |Разработка Положения и проведение|Управление экономики|2006- |в пределах|
| |ежегодного конкурса "Лучшее предприятие|администрации г.Чебок-|2010 гг.|средств, пре-|
| |года" по различным номинациям |сары |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Организационные, методические и информационные мероприятия. Мотивация и поддержка качества|
|администрацией г.Чебоксары |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.4. |Оказание методической, организационной и|Структурные подразделе-|2006- |в пределах|
| |консалтинговой помощи организациям|ния администрации|2010 гг.|средств, пре-|
| |г.Чебоксары, особенно субъектам малого|г.Чебоксары, адми-|постоян-|дусмотренных на|
| |предпринимательства, организациям|нистрации районов|но |текущую деятель-|
| |социальной сферы по вопросам системного|г.Чебоксары | |ность |
| |менеджмента качества и сертификации | | | |
|1.5. |Информационное сопровождение мероприятий,|Отдел по информационно-|2006- |в пределах|
| |направленных на реализацию политики|аналитической работе и|2010 гг.|средств, пре-|
| |администрации г.Чебоксары в области|связям с|постоян-|дусмотренных на|
| |качества через специальные периодические|общественностью адми-|но |текущую деятель-|
| |издания и городские СМИ |нистрации г.Чебоксары,| |ность |
| | |СМИ г.Чебоксары | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Организация участия организаций г.Чебоксары в: |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.6. |конкурсе на соискание премий Президента|Управление экономики|2006- |республиканский |
| |Чувашской Республики в области качества |администрации г.Чебок-|2010 гг.|бюджет Чувашской|
| | |сары, |ежегодно|Республики, |
| | |организации, независимо| |внебюджетные |
| | |от организационно-| |средства |
| | |правовых форм и форм| | |
| | |собственности | | |
|1.7. |программе-конкурсе "100 лучших товаров|Администрации районов|2006- |внебюджетные |
| |России" |г.Чебоксары, |2010 гг.|средства |
| | |организации, независимо|ежегодно| |
| | |от организационно-| | |
| | |правовых форм и форм| | |
| | |собственности | | |
|1.8. |научно-практических конференциях в области|Администрации районов|2006- |республиканский |
| |качества, посвященных Всемирному дню|г.Чебоксары, |2010 гг.|бюджет Чувашской|
| |качества и Европейской неделе качества |организации, независимо|ежегодно|Республики |
| | |от организационно-| | |
| | |правовых форм и форм| | |
| | |собственности | | |
|1.9. |Организация конкурса молодежных|Отдел по делам молодежи|2006- |в пределах|
| |инновационных проектов "Мой город" |администрации г.Чебок-|2010 гг.|средств, пре-|
| | |сары |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II. Создание и внедрение СМК |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Мероприятия по внедрению СМК на предприятиях и в организациях г.Чебоксары |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Участие в формировании и организации|Управление экономики|2006 г. |внебюджетные |
| |деятельности республиканского "Клуба|администрации г.Чебо-| |средства |
| |менеджеров качества" |ксары, | | |
| | |ТПП Чувашской| | |
| | |Республики, | | |
| | |ФГУ "Чувашский ЦСМ" | | |
|2.2. |Внедрения# и сертификация в организациях|организации, независимо|2006- |внебюджетные |
| |всех сфер экономики г.Чебоксары систем|от организационно-|2010 гг.|средства |
| |менеджмента качества на соответствие|правовых форм и форм|постоян-| |
| |международным стандартам ISO |собственности |но | |
|2.3. |Внедрение и сертификация систем менеджмента| | | |
| |качества в организациях и учреждениях: | | | |
| |сферы туризма и спорта |Управление физкультуры,|2006- |в пределах|
| | |спорта и туризма|2010 гг.|средств, пре-|
| | |администрации г.Чебок-|ежегодно|дусмотренных на|
| | |сары | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
| |сферы образования |Управление образования|2007- |в пределах|
| | |администрации г.Чебок-|2010 гг.|средств, пре-|
| | |сары |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
| |здравоохранения |Управление здраво-|2007- |в пределах|
| | |охранения администрации|2010 гг.|средств, пре-|
| | |г.Чебоксары |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
| |сферы культуры |Управление культуры|2008- |в пределах|
| | |администрации г.Чебок-|2010 гг.|средств, пре-|
| | |сары |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
| |сферы потребительского рынка |Управление торговли,|2006- |внебюджетные |
| | |потребительского рынка|2010 гг.|средства |
| | |и продовольственных|ежегодно| |
| | |ресурсов администрации| | |
| | |г.Чебоксары | | |
| |промышленности |отдел промышленности и|2006- |внебюджетные |
| | |предпринимательства ад-|2010 гг.|средства |
| | |министрации г.Чебоксары|ежегодно| |
| |строительства и архитектуры |Управление строи-|2007- |внебюджетные |
| | |тельства, архитектуры,|2010 гг.|средства |
| | |перспективного развития|ежегодно| |
| | |и реконструкции| | |
| | |администрации г.Чебок-| | |
| | |сары | | |
| |жилищно-коммунальной сферы |Отдел по эксплуатации|2007- |внебюджетные |
| | |жилфонда, благо-|2010 гг.|средства |
| | |устройству и комму-|ежегодно| |
| | |нальному обслуживанию| | |
| | |администрации г.Чебок-| | |
| | |сары | | |
| |транспорта и связи |Отдел транспорта и|2007- |внебюджетные |
| | |связи администрации|2010 гг.|средства |
| | |г.Чебоксары |ежегодно| |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Муниципальное управление |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.4. |Реализация Политики администрации|Структурные подразделе-|2006- |в пределах|
| |г.Чебоксары в области качества |ния администрации|2010 гг.|средств, пре-|
| | |г.Чебоксары |постоян-|дусмотренных на|
| | | |но |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|2.5. |Разработка порядка организации социально-|Управление торговли,|2006- |в пределах|
| |гигиенического и экологического мониторинга|потребительского рынка|2007 гг.|средств, пре-|
| |среды обитания человека, качества,|и продовольственных| |дусмотренных на|
| |безопасности пищевых продуктов и здоровья|ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| |населения на территории г.Чебоксары на|г.Чебоксары, | |ность |
| |2006-2010 гг. |МУ "Горкомприроды| | |
| | |города Чебоксары" | | |
|2.6. |Создание и внедрение системы менеджмента|Управление делами и| 2007 г.|в пределах|
| |качества в исполнительно-распорядительном|контроля администрации| |средств, |
| |органе местного самоуправления|г.Чебоксары, | |предусмотренных |
| |г.Чебоксары, в том числе: |структурные | |на текущую|
|------+-------------------------------------------|подразделения | |деятельность |
|2.6.1.|Организация обучения в форме|администрации | | |
| |семинаров-тренингов с муниципальными|г.Чебоксары, | | |
| |служащими по методам и технологии|администрации районов| | |
| |создания системы менеджмента качества и|г.Чебоксары | | |
| |внутреннему аудиту в| | | |
| |исполнительно-распорядительном органе| | | |
| |местного самоуправления города Чебоксары. | | | |
|------+-------------------------------------------| | | |
|2.6.2.|Организационно-методические мероприятия. | | | |
|------+-------------------------------------------| | | |
|2.6.3.|Консультационно-постановочный аудит. | | | |
|------+-------------------------------------------| | | |
|2.6.4.|Создание и введение системы менеджмента| | | |
| |качества в действие. Предсертификационная| | | |
| |работа. | | | |
|------+-------------------------------------------| | | |
|2.6.5.|Организация проведения совещаний-семинаров| | 2008 г.| |
| |по требованиям стандарта| | | |
| |ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и внутренних| | | |
| |нормативных документов (стандарты| | | |
| |организации, руководство по качеству). | | | |
|------+-------------------------------------------+-----------------------+--------+----------------|
|2.6.6.|Оценка осведомленности персонала| | 2008 г.| |
| |требованиям# системы менеджмента качества| | | |
| |стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и| | | |
| |внутренних нормативных документов| | | |
| |(стандарты организации, руководство по| | | |
| |качеству) в исполнительно-распорядительных| | | |
| |органах местного самоуправления города| | | |
| |Чебоксары - столицы Чувашской Республики | | | |
|------+-------------------------------------------+-----------------------+--------+----------------|
|2.6.7.|Сертификация | | 2008 г.| |
|------+-------------------------------------------+-----------------------+--------+----------------|
|2.7. |Разработка и внедрение стандартов качества|Структурные подразде-|2007- |в пределах|
| |предоставления услуг для населения и|ления администрации|2008 гг.|средств, пре-|
| |организаций г.Чебоксары муниципальными|г.Чебоксары | |дусмотренных на|
| |учреждениями | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III. Вовлечение персонала. Подготовка и повышение квалификации специалистов в области качества |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Организация участия организаций г.Чебоксары в: |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1. |работе учебно-практических семинаров по|Структурные подразде-|2006- |республиканский |
| |внедрению систем менеджмента качества |ления администрации|2010 гг.|бюджет Чувашской|
| | |г.Чебоксары и|ежегодно|Республики, |
| | |подведомственные орга-| |внебюджетные |
| | |низации | |средства |
|3.2. |семинарах по проблемам менеджмента качества|МУ "Горкомпроироды|2007- |в пределах|
| |городской окружающей среды |города Чебоксары"# |2010 гг.|средств, пре-|
| | | |ежегодно|дусмотренных на|
| | | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| IV. Контроль и повышение качества услуг. Обеспечение безопасности и защита прав потребителей |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Мониторинг Программы "Чебоксарское|Управление экономики|2006- |в пределах|
| |Качество", внесение корректировок и|администрации г.Чебок-|2010 гг.|средств, пре-|
| |дополнительных предложений по|сары |ежегодно|дусмотренных на|
| |совершенствованию программы | | |текущую деятель-|
| | | | |ность |
|4.2. |Создание условий для обеспечения|Управление торговли,|2006- |в пределах|
| |функционирования в организациях пищевой|потребительского рынка|2010 гг.|средств, пре-|
| |промышленности, внедривших системы|и продовольственных|постоян-|дусмотренных на|
| |менеджмента качества ISO, систем управления|ресурсов администрации|но |текущую деятель-|
| |качеством и безопасностью пищевых продуктов|г.Чебоксары, органи-| |ность, |
| |на основе принципов НАССР |зации, независимо от| |внебюджетные |
| | |организационно-правовых| |средства |
| | |форм и форм| | |
| | |собственности | | |
|4.3. |Обеспечение создания и функционирования|Управление торговли,|2006- |в пределах|
| |технологических лабораторий качества в|потребительского рынка|2010 гг.|средств, пре-|
| |организациях любых форм собственности,|и продовольственных|постоян-|дусмотренных на|
| |производящих пищевые продукты, для|ресурсов администрации|но |текущую деятель-|
| |проведения производственного контроля за|г.Чебоксары, | |ность, |
| |качеством и безопасностью пищевых|ФГУ "Чувашский ЦСМ",| |внебюджетные |
| |продуктов, материалов и изделий, условиями|организации, независимо| |средства |
| |их изготовления, хранения, перевозок и|от организационно-| | |
| |реализации |правовых форм и форм| | |
| | |собственности | | |
| | | | | |
|4.4. |Совершенствование инфраструктуры повышения|Управление торговли,|2006- |в пределах|
| |качества бытового обслуживания населения,|потребительского рынка|2010 гг.|средств, пре-|
| |разработка и внедрение новых видов услуг |и продовольственных|ежегодно|дусмотренных на|
| | |ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| | |г.Чебоксары, органи-| |ность |
| | |зации, независимо от| | |
| | |организационно-правовых| | |
| | |форм и форм| | |
| | |собственности | | |
|4.5. |Проведение анкетирования населения и|Управление торговли,|2006- |внебюджетные |
| |организаций г.Чебоксары по независимой|потребительского рынка|2010 гг.|средства |
| |потребительской оценке качества продукции|и продовольственных|ежегодно| |
| |товаропроизводителей |ресурсов администрации| | |
| | |г.Чебоксары, | | |
| | |ТУ Роспотребнадзора по| | |
| | |Чувашской Республике | | |
|4.6. |Системный мониторинг качества продуктов,|Управление торговли,|2006- |в пределах|
| |реализуемых на рынках г.Чебоксары |потребительского рынка|2010 гг.|средств, пре-|
| | |и продовольственных|ежегодно|дусмотренных на|
| | |ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| | |г.Чебоксары, | |ность |
| | |ТУ Роспотребнадзора по| | |
| | |Чувашской Республике | | |
|4.7. |Участие в создании межведомственных| | | |
| |информационных банков данных: | | | |
| |о правонарушителях, выявленных в сфере|Управление торговли,|2006 г. |в пределах|
| |незаконного производства и оборота спирта и|потребительского рынка| |средств, пре-|
| |алкогольной продукции |и продовольственных| |дусмотренных на|
| | |ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| | |г.Чебоксары, | |ность |
| | |Комиссия по| | |
| | |предупреждению и| | |
| | |пресечению незаконного| | |
| | |оборота алкогольной| | |
| | |продукции | | |
| |о недобросовестных производителях пищевой|Управление торговли,|2006 г. |в пределах|
| |продукции |потребительского рынка| |средств, пре-|
| | |и продовольственных| |дусмотренных на|
| | |ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| | |г.Чебоксары | |ность |
| |по организациям г.Чебоксары, вырабатывающим|Управление торговли,|2006 г. |в пределах|
| |и реализующим некачественные товары|потребительского рынка| |средств, пре-|
| |народного потребления |и продовольственных| |дусмотренных на|
| | |ресурсов администрации| |текущую деятель-|
| | |г.Чебоксары, | |ность |
| | |ТУ Роспотребнадзора по| | |
| | |Чувашской Республике | | |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена целевая муниципальная программа внедрения международных стандартов качества в г.Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество").
Основными задачами Программы являются:
- разработка и реализация комплекса мер по стимулированию повышения качества и конкурентоспособности производимой и реализуемой продукции, услуг на потребительском рынке в г.Чебоксары;
- обучение основам менеджмента качества организаций и предприятий г.Чебоксары, органов местного самоуправления г.Чебоксары;
- реорганизация деятельности органов местного самоуправления в рамках административной реформы в целях повышения качества в деятельности и доступности муниципальных услуг, внедрение систем менеджмента качества в работе органов местного самоуправления;
- создание и совершенствование правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению управления качеством, природоохранной деятельности и ресурсосбережения, а также конкурентоспособности товаров, работ и услуг для обеспечения динамичного развития экономики г.Чебоксары;
- внедрение систем менеджмента качества в работе органов местного самоуправления, социальной сфере, здравоохранении, системы образования;
- улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями систем экологического менеджмента, оказание содействия в расширении выпуска экологически чистой и безопасной продукции;
- внедрение рейтинговой оценки достижений в области качества организаций, как механизма соревновательности;
- информационно-методическая поддержка предприятий в решении проблем качества и делового совершенствования.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 декабря 2005 г. N 54 "О целевой муниципальной Программе внедрения международных стандартов качества в г. Чебоксары на 2006-2008 годы и до 2010 года (программа "Чебоксарское Качество")"
Текст решения опубликован в газете "Чебоксарские новости" от 17 февраля 2006 г. N 27 (3615)
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 6 марта 2012 г. N 513 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2008 г. N 1183
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 декабря 2007 г. N 858
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 апреля 2007 г. N 556