Чувашия активно использует стимулы в экономическом росте и пополнении доходов бюджетов всех уровней. Рост промышленного производства уже много лет устойчиво опережает среднероссийский уровень (по РФ в 2005 году - 104 процента, по Чувашии - 106,3 процента). Собственные доходы республики увеличиваются большими темпами, чем безвозмездные поступления из федерального бюджета. Значительное увеличение сумм налогов на доходы физических лиц и налогов на совокупный доход свидетельствует о соответствующем росте денежных доходов населения и возрастающем практическом значении развития малого предпринимательства.
Выше средних по стране сложились среднегодовые темпы роста объема консолидированного бюджета Чувашской Республики. По Чувашии это почти 33 процента, по стране - 22 процента. Следовательно, бюджетная обеспеченность в Чувашии росла более быстрыми темпами, что позволяла# больше вкладывать в конкретного человека через увеличение финансирования в социально-культурную сферу.
За последние пять лет доля финансирования образования в бюджете возросла с 20,1 до 23,7 процента, культуры - с 2,4 до 3,6 процента, здравоохранения и спорта - с 10,3 до 16,8 процента. В целом в бюджете республики удельный вес расходов в социально-культурную сферу возрос с 45,8 до 56,2 процента.
Последовательно реализуется политика Президента Чувашии по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы. Расходы на заработную плату в консолидированном бюджете Чувашской Республики за 2001-2005 годы возросли в 5,1 раза. Это намного выше роста потребительских цен (в 2,8 раза).
У Чувашии высокий уровень инвестиционной привлекательности, что позволяет проводить эффективную долговую политику через мобилизацию инвестиционных ресурсов на финансовых рынках. В последние годы на фондовой бирже размещено государственных ценных бумаг Чувашской Республики на 1,5 млрд. рублей, на текущий год запланирована эмиссия еще на 1 млрд. рублей.
Налаженная система управления государственным долгом обеспечивает надежность и кредитоспособность перед инвесторами. Согласно международной шкале, используемой рейтинговым агентством Moody"s, кредитный рейтинг Чувашии характеризуется очень высокой кредитоспособностью. Это результат проведения ответственной бюджетной политики и воплощения в практику жестких бюджетных ограничений, как законодательных, так и добровольных.
Обеспечение высоких темпов экономического роста и увеличение собственной доходной базы Президент Н.В.Федоров определил в качестве ключевой задачи. Реализация Указа Президента "О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики" должна повысить прозрачность и улучшить корпоративное управление на предприятиях, что должно послужить более активному привлечению инвестиций на фондовых рынках.
Важным направлением в работе Кабинета Министров стала реализация на территории Чувашской Республики приоритетных национальных проектов, что при наличии достаточно прочной стартовой площадки и хорошей организации работы даст колоссальный эффект для экономики и социальной сферы. В этих целях уже в текущем году в республиканском бюджете предусмотрен дополнительный объем поддержки проектов на сумму 981 млн. рублей.
Очень важно продолжить работу по реформированию управления бюджетными расходами с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров должно распространяться на все направления бюджетных расходов, а оценка результативности использования бюджетных средств должна осуществляться после каждой бюджетной программы. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию системы реальных и объективных индикаторов достижения субъектами бюджетного планирования поставленных целей и решения определенных задач.
В этом плане в отрасли здравоохранения предполагается внедрить, а в других бюджетных сферах развить механизм нормативного бюджетного финансирования с тем, чтобы финансирование напрямую зависело от объема предоставленных услуг.
Президентом Чувашской Республики принято решение применить новый закон о местном самоуправлении в полном объеме уже с 2006 года, несмотря на разные отсрочки на федеральном уровне. В целях лучшей координации органов государственной власти и местного самоуправления принят Указ "О мерах по развитию местного самоуправления", что предопределило высокую готовность муниципальных образований для реализации своих полномочий.
Принят закон по вопросам межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, сформированных по единой формуле. Образован ряд фондов помощи для муниципальных образований, у которых еще недостаточна собственная доходная база для реализации полномочий. Но как отметил Президент в своем Послании Госсовету: "все должны стремиться к такому положению, когда местное самоуправление осуществляет свои полномочия в основном за счет собственных доходов. Мы будем требовать этого и финансово стимулировать глав, способных обеспечить это". Поэтому от качества налогового стимулирования и администрирования напрямую будет зависеть благополучие конкретного поселения.
Муниципальные образования со слабой доходной базой в основном находятся в сельской местности. При этом, осуществляя масштабные многомиллиардные капитальные вложения из республиканского бюджета в социальное развитие села, мы не всегда видим отдачу от сельскохозяйственного производства. Поэтому и инвестиционные ресурсы на развитие инфраструктуры в дальнейшем будут распределяться между районами, городами, поселениями в зависимости от эффективности хозяйствования на селе. Большим богатством на селе являются земельные ресурсы. Федеральные власти наконец-то вносят поправки в земельное законодательство, предусматривающие упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю. Эту работу необходимо провести быстро и качественно, ибо только реальный собственник может эффективно использовать свой надел, извлекая выгоду не только для себя, но и для местного бюджета, реально способствовать развитию земельного рынка и, в конечном итоге, эффективности сельскохозяйственного производства.
Планируется дальнейшее повышение заработной платы работников бюджетной сферы. В 2006 году такое решение будет приниматься в два этапа, с 1 мая и с 1 сентября. И на следующий год Президент республики ставит задачу повышения заработной платы в качестве приоритетной.
Планируется сохранение достигнутых высоких темпов развития общественной инфраструктуры и строительства жилья.
Реализация бюджетной политики, объявленной Президентом республики, позволит увеличить экономический потенциал Чувашии, создаст новые возможности для привлечения инвестиций и эффективного решения социальных вопросов.
Первый заместитель Председателя
Кабинета Министров
Чувашской Республики -
министр финансов
Чувашской Республики | Н.В.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст комментария опубликован в газете "Вести Чувашии" от 3 мая 2006 г. N 46-47 (858)
Данный материал размещен в системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве между Министерством финансов Чувашской Республики и ООО "Гарант-Чебоксары"