Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики
от 26 августа 2004 г. N 2-1038/04
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 4 октября 2004 г. N 33-1684-04 настоящее решение оставлено без изменения
См. также определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 мая 2004 г. N А79-2766/04-СК1-2655, оставленное без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, по делу о признании недействующими и недействительными пункта 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" и постановления Администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 1998 г. N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары"
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием заявителя, представителя заинтересованных лиц администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР, прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Козлова Анатолия Николаевича о признании частично недействующим пункта 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", частично недействующими пунктов 2, 3, 4, 9, 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 N 38; недействующим постановления администрации города Чебоксары "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары" от 06.07.1998 N 1255,
установил:
Козлов А.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", постановления администрации города Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары". Заявление мотивировано тем, что указанные правовые акты нарушают право заявителя на торговлю печатной продукцией из сборно-разборной торговой палатки и противоречат законодательству, а постановление администрации города Чебоксары N 1255 также и не опубликовано.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного постановления следует читать как "06.07.1998"
При производстве по делу заявитель уточнил заявление в части недействительности названного решения и Правил, просил признать недействительным:
пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части возложения на главы районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары;
пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "утвержденным Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары". В этой части заявление мотивировано тем, что оспариваемый пункт Правил не опубликован;
пункт 3 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части разрешения торговли с палаток и лотков только в местах свободной торговли;
пункт 4 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "все индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствии организации требованиям санитарных правил";
пункт 9 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части слов: "Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района";
пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров" и слов "согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением "Чувашгосэнергонадзор". В этой части заявление также мотивировано тем, что оспариваемый пункт Правил не опубликован.
В судебном заседании заявитель Козлов А.Н. заявление поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованных лиц Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР и администрации города Чебоксары Яковлева Э.А. просила отказать заявителю в удовлетворении его заявления за необоснованностью, объяснив, что оспариваемые правовые акты приняты в пределах компетенции каждого органа местного самоуправления, соответствуют законодательству и не нарушают право заявителя на предпринимательскую деятельность.
Прокурор просил прекратить производство по делу в части заявления Козлова А.Н. о признании недействительными постановления N 1255 и пункта 14 Правил мелкорозничной торговли, отказав в удовлетворении остальной части заявления.
Заслушав объяснения заявителя Козлова А.Н., объяснения представителя заинтересованных лиц Яковлевой Э.А., заключение прокурора, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Заявитель Козлов А.Н. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством, выданным Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району города Чебоксары.
Администрацией города Чебоксары принято постановление от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары", которое устанавливает порядок открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары, обязательный для юридических и частных лиц, осуществляющих торговую и предпринимательскую деятельность (пункт 1.1 постановления), рассчитано на неоднократное применение. Данное постановление применялось, в том числе и по отношению к заявителю Козлову А.Н.
Согласно статье 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями), действовавшим до 6 октября 2003 года, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Аналогичные положения об обязательности опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплены в части 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Как следует из объяснений представителя администрации города Чебоксары, постановление N 1255 не было опубликовано для всеобщего сведения, но применяется администрацией города Чебоксары.
Поскольку постановление N 1255 официально не было опубликовано для всеобщего сведения, то оно в силу указанных ранее положений Конституции РФ и названного Закона как не вступившее в законную силу не может служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
При таких данных оспариваемое постановление надлежит признать недействующим со дня его принятия.
Чебоксарским городским Собранием депутатов принято решение от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", которое вместе с Правилами опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 8 апреля 1997 года в номере 61 (1415).
Названным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары (приложение 1 к решению), а также поручено главам администраций Калининского, Ленинского, Московского районов, Центру Госсанэпиднадзора в г.Чебоксары, Калининскому, Ленинскому, Московскому РОВД, сектору по защите прав потребителей, Управлению архитектуры и градостроительства, Государственной налоговой инспекции по городу Чебоксары обеспечить контроль за соблюдением Правил и принять меры по запрещению несанкционированной торговли на территории города.
Как следует из преамбулы Правил мелкорозничной торговли, Правила разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 09.01.1996, на основании п.6 ст.27 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19.04.1991 и действующими правилами торговли.
Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями), действовавшая на день принятия названного решения, определяла предметы ведения местного самоуправления. Так, к ведению муниципальных образований были отнесены вопросы местного значения, к которым в том числе отнесены: комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (подп.4 п.2); организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (подп.7 п.2); регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований (подп.9 п.2); контроль за использованием земель на территории муниципального образования (подп.11 п.2); благоустройство и озеленение территории муниципального образования (подп.16 п.2); создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подп.21 п.2).
Принятие нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление управления по этим вопросам было отнесено к полномочиям местных органов государственной власти подпунктом 1 части 2 статьи 4 Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19.04.1991, действовавшим на день принятия названного решения.
С учетом положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года и Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года о полномочиях органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных к их ведению, представительный орган местного самоуправления - Чебоксарское городское Собрание депутатов ЧР вправе издавать нормативные правовые акты, а содержащиеся в Правилах мелкорозничной торговли правовые нормы по указанным вопросам следует признать установленными, а Правила - принятыми полномочным органом.
Решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 26.11.1998 N 520, от 14.08.2002 N 709, от 29.03.2000 N 984 в Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары внесены изменения.
Оспариваемый заявителем Козловым А.Н. пункт 2 Правил в редакции решения от 26.11.1998 N 520, опубликованного в газете "Чебоксарские новости" от 4 декабря 1998 г. в номере 210, изложен следующим образом: "Каждое стационарное предприятие мелкорозничной торговли открывается в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары".
Вопрос открытия стационарных предприятий мелкорозничной торговли был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.
Как было указано ранее, постановление администрации города Чебоксары N 1255, также оспариваемое заявителем, не было официально опубликовано, не вступило в законную силу. С учетом этого пункт 2 Правил как принятый на основании нормативного правового акта, не вступившего в законную силу и не подлежащего применению, воспроизводящий его содержание, также не должен подлежать применению, должен быть признан недействующим и признается судом таковым с момента принятия в части слов: "утвержденным Постановлением Главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары". При этом суд принимает решение по заявленному требованию в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Оспариваемый заявителем пункт 3 Правил предусматривает, что торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением главы администрации города, и рынках, а также в местах проведения массовых мероприятий по разрешению главы администрации города, района в случае проведения районных мероприятий.
Заявитель Козлов А.Н. просит признать недействительным данный пункт Правил в части слов: "торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли".
Вопрос об определении мест торговли с палаток и лотков как связанный с благоустройством города также был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. При этом не имеет значение перечень и наименование продаваемой с палаток и лотков продукции. В связи с этим являются необоснованными изложенные в заявлении доводы заявителя о том, что продажа печатной продукции, относящейся к числу социально-значимых, не может ограничиваться местами свободной торговли. Отсутствие правового акта органа местного самоуправления об определении мест свободной торговли не препятствует обращению заявителя в орган местного самоуправления об определении таких мест и оспариванию бездействия органа местного самоуправления по данному вопросу в установленном порядке.
Оспариваемая норма пункта 3 Правил не противоречит статье 25 Закона РФ "О средствах массовой информации" и Указу Президента РФ от 29.01.1992 "О свободе торговли", которые не регулируют отношения по благоустройству городов, не нарушает право заявителя реализовывать печатную продукцию с учетом необходимости соблюдения правил благоустройства города Чебоксары и возможностью органа местного самоуправления принимать правовые акты по данным вопросам.
Заявителем оспаривается пункт 4 Правил в редакции решения от 14.08.2002 N 709, опубликованного в газете "Чебоксарские новости" от 22 августа 2002 г. в номере 151, который изложен следующим образом: "Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствии организации требованиям санитарных правил".
Согласно статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3); нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарным правилам (пункт 4).
В статье 1 названного Закона дается понятие санитарно-эпидемиологического заключения; им является документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.
Оспариваемая заявителем норма пункта 4 Правил принята в пределах компетенции органа местного самоуправления согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункт 7 пункта 2), соответствует требованиям статей 1 и 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и при мелкорозничной торговле, вне зависимости от продаваемой продукции - пищевой или непищевой, поскольку заключение подтверждает не только соответствие санитарным правилам продаваемой продукции, но и хозяйственной деятельности, оказываемых услуг в целом. Данная норма не препятствует заявителю обжаловать действия должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке ст.54 Закона при получении заключения и несогласии с действиями указанных должностных лиц.
Заявителем Козловым А.Н. оспаривается пункт 9 Правил мелкорозничной торговли в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.11.1998 N 520 в части слов: "Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района". Однако данная норма должна приниматься в совокупности с нормой, содержащейся в первом предложении данного пункта, в котором указано, что при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли руководствоваться архитектурными требованиями к объектам мелкорозничной торговли и порядком их размещения. В данном случае подразумевается, что должны учитываться обеспеченность торговыми площадями района города при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли. Оспариваемая заявителем норма как связанная с благоустройством города, вопрос по которому был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, принята полномочным органом, не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом правил благоустройства города Чебоксары.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "26.11.1998"
Заявителем оспаривается пункт 14 правил в редакции решения от 29.03.2000 N 984 "О внесении изменений и дополнений в "Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 г. N 38", которое не было официально опубликовано, в части слов: "согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров" и слов "согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением "Чувашгосэнергонадзор".
На основании ст.15 Конституции РФ, части 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ пункт 14 Правил в оспариваемой части как официально неопубликованный и невступивший в законную силу не может служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, подлежит признанию недействующим со дня принятия. При этом суд принимает решение по заявленному требованию в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части возложения на главы районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары, оспариваемый заявителем, не создает для него права и обязанности, соответственно не может нарушать право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность. Поэтому в этой части заявление не подлежит удовлетворению.
Судом обсуждены доводы прокурора о необходимости прекращения производства по делу в указанной им части, однако оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.220 ГПК РФ суд не находит.
Решение суда в части признания недействующими указанных нормативных правовых актов в указанных частях или сообщение об этом подлежат опубликованию в газете "Чебоксарские новости".
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими со дня принятия постановление администрации города Чебоксары "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары" от 06.07.1998 N 1255.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.11.1998 N 520 "О внесении изменений и дополнений в "Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 г. N 38" в части слов: "утвержденным Постановлением Главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары".
Признать недействующим со дня принятия пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.03.2000 N 984 "О внесении изменений и дополнений в "Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 г. N 38" в части слов: "согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров" и слов "согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением "Чувашгосэнергонадзор".
Заявление Козлова А.Н. в остальной части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 августа 2004 г. N 2-1038/04 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании