Определение Верховного суда Чувашской Республики
от 4 октября 2004 г. N 33-1684-04
(извлечение)
См. также определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 мая 2004 г. N А79-2766/04-СК1-2655, оставленное без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, по делу о признании недействующими и недействительными пункта 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" и постановления Администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 1998 г. N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары"
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, судей
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Козлова А.Н. о признании частично недействующим пункта 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", частично недействующими пунктов 2, 3, 4, 9, 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 N 38; недействующим постановления администрации города Чебоксары "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары" от 06.07.1998 N 1255, поступившее по кассационной жалобе заявителя на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 августа 2004 г., которым постановлено:
Признать недействующими со дня принятия постановление администрации города Чебоксары "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары" от 06.07.1998 N 1255.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.11.1998 N 520 "О внесении изменений и дополнений в "Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 г. N 38" в части слов: "утвержденным Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату вышеупомянутого постановления следует читать "06.07.1998"
Признать недействующим со дня принятия пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.03.2000 N 984 "О внесении изменений и дополнений в "Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 г. N 38" в части слов: "согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров" и слов "согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением "Чувашгосэнергонадзор".
Заявление Козлова А.Н. в остальной части оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Козлов А.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах Мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", постановления администрации города Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары".
Требования мотивированы тем, что указанные правовые акты нарушают право заявителя на торговлю печатной продукцией из сборно-разборной торговой палатки и противоречат законодательству, кроме того, постановление администрации города Чебоксары N 1255 не было опубликовано.
Впоследствии заявитель уточнил заявление в части недействительности указанного решения и Правил, просил признать недействительным: пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части возложения на главы районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары, пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "утвержденным Постановлением Главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары" - по тому основанию, что оспариваемый пункт Правил не опубликован; пункт 3 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части разрешения торговли с палаток и лотков только в местах свободной торговли; пункт 4 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "все индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствии организации требованиям санитарных правил"; пункт 9 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.97 N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части слов: "Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района"; пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары в части слов: "согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров" и слов "согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением "Чувашгосэнергонадзор" - по тому основанию, что оспариваемый пункт Правил не опубликован.
В судебном заседании заявитель Козлов А.Н. заявление поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованных лиц, Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР и администрации города Чебоксары, Яковлева Э.А. просила отказать заявителю в удовлетворении его заявления за необоснованностью, объяснив, что оспариваемые правовые акты приняты в пределах компетенции органов местного самоуправления, соответствуют законодательству и не нарушают право заявителя на предпринимательскую деятельность.
Прокурор, участвующий в деле, просил прекратить производство по делу в части признания недействительными постановления N 1255 и пункта 14 Правил мелкорозничной торговли, отказав в удовлетворении остальной части заявления.
Судом вынесено указанное выше решение, которое частично обжаловано заявителем Козловым А.Н. по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Козлова А.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая данное решение, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал им надлежащую правовую оценку. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе и письменные, оценены судом правильно, в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Заявитель Козлов А.Н. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством, выданным Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району города Чебоксары.
Судом первой инстанции установлено, что Чебоксарским городским Собранием депутатов принято решение от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары", которое вместе с Правилами опубликовано в газете "Чебоксарские новости" от 8 апреля 1997 года в номере 61 (1415).
Названным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары (приложение 1 к решению), а также поручено главам администраций Калининского, Ленинского, Московского районов, Центру Госсанэпиднадзора в г.Чебоксары, Калининскому, Ленинскому, Московскому РОВД, сектору по защите прав потребителей, Управлению архитектуры и градостроительства, Государственной налоговой инспекции по городу Чебоксары обеспечить контроль за соблюдением Правил и принять меры по запрещению несанкционированной торговли на территории города.
Как следует из преамбулы Правил мелкорозничной торговли, Правила разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" от 09.01.1996, на основании п.6 ст.27 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19.04.1991 и действующими правилами торговли.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона "О защите прав потребителей" следует читать "07.02.1992"
Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями), действовавшая на день принятия названного решения, определяла предметы ведения местного самоуправления. Так, к ведению муниципальных образований были отнесены вопросы местного значения, к которым в том числе отнесены: комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (подп.4 п.2); организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (подп.7 п.2); регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований (подп.9 п.2); контроль за использованием земель на территории муниципального образования (подп.11 п.2); благоустройство и озеленение территории муниципального образования (подп.16 п.2); создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (подп.21 п.2).
Принятие нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление управления по этим вопросам было отнесено к полномочиям местных органов государственной власти подпунктом 1 части 2 статьи 4 Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19.04.1991, действовавшим на день принятия названного решения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года и Закона РСФСР "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года о полномочиях органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных к их ведению, представительный орган местного самоуправления - Чебоксарское городское Собрание депутатов ЧР вправе издавать нормативные правовые акты, содержащиеся в Правилах мелкорозничной торговли правовые нормы по указанным вопросам следует признать установленными, а Правила - принятыми полномочным органом.
Решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 26.11.1998 N 520, от 14.08.2002 N 709, от 29.03.2000 N 984 в Правила мелкорозничной торговли на территории г.Чебоксары внесены изменения.
Оспариваемый заявителем Козловым А.Н. пункт 2 Правил в редакции решения от 26.11.1998 N 520, опубликованного в газете "Чебоксарские новости" от 4 декабря 1998 г. в номере 210, изложен следующим образом: "Каждое стационарное предприятие мелкорозничной торговли открывается в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары".
Вопрос открытия стационарных предприятий мелкорозничной торговли был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.
Постановление администрации города Чебоксары N 1255, также оспариваемое заявителем, не было официально опубликовано, не вступило в законную силу.
С учетом этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 2 Правил, принятый на основании нормативного правового акта, не вступившего в законную силу и не подлежащего применению, воспроизводящий его содержание, также не должен подлежать применению, должен быть признан недействующим и признается судом таковым с момента принятия в части слов: "утвержденным Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г.Чебоксары".
Оспариваемый заявителем пункт 3 Правил предусматривает, что торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением главы администрации города, и рынках, а также в местах проведения массовых мероприятий по разрешению главы администрации города, района в случае проведения районных мероприятий.
Заявитель Козлов А.Н. просит признать недействительным данный пункт Правил в части слов: "торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли".
Вопрос об определении мест торговли с палаток и лотков как связанный с благоустройством города также был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. При этом не имеет значение перечень и наименование продаваемой с палаток и лотков продукции. В связи с этим являются необоснованными изложенные в заявлении доводы заявителя о том, что продажа печатной продукции, относящейся к числу социально-значимых, не может ограничиваться местами свободной торговли. Отсутствие правового акта органа местного самоуправления об определении мест свободной торговли не препятствует обращению заявителя в орган местного самоуправления об определении таких мест и оспариванию бездействия органа местного самоуправления по данному вопросу в установленном порядке.
Оспариваемая норма пункта 3 Правил не противоречит статье 25 Закона РФ "О средствах массовой информации" и Указу Президента РФ от 29.01.1992 "О свободе торговли", которые не регулируют отношения по благоустройству городов, не нарушает право заявителя реализовывать печатную продукцию с учетом необходимости соблюдения правил благоустройства города Чебоксары и возможностью органа местного самоуправления принимать правовые акты по данным вопросам.
Заявителем оспаривается пункт 4 Правил в редакции решения от 14.08.2002 N 709, опубликованного в газете "Чебоксарские новости" от 22 августа 2002 г. в номере 151, который изложен следующим образом: "Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствии организации требованиям санитарных правил".
Согласно статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3); нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарным правилам (пункт 4).
В статье 1 названного Закона дается понятие санитарно-эпидемиологического заключения; им является документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.
Оспариваемая заявителем норма пункта 4 Правил принята в пределах компетенции органа местного самоуправления согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункт 7 пункт 2), соответствует требованиям статей 1 и 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и при мелкорозничной торговле, вне зависимости от продаваемой продукции - пищевой или не пищевой, поскольку заключение подтверждает не только соответствие санитарным правилам продаваемой продукции, но и хозяйственной деятельности, оказываемых услуг в целом.
Заявителем Козловым A.Н. оспаривается пункт 9 Правил мелкорозничной торговли в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.11.1998 N 520 в части слов: "Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района". Однако данная норма должна приниматься в совокупности с нормой, содержащейся в первом предложении данного пункта, в котором указано, что при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли руководствоваться архитектурными требованиями к объектам мелкорозничной торговли и порядком их размещения. В данном случае подразумевается, что должны учитываться обеспеченность торговыми площадями района города при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли. Оспариваемая заявителем норма, как связанная с благоустройством города, вопрос по которому был отнесен к ведению органов местного самоуправления, согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, принята полномочным органом, не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом правил благоустройства города Чебоксары.
Пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" в части возложения на главы районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары, оспариваемый заявителем, не создает для него права и обязанности, соответственно не может нарушать право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность. Поэтому в этой части заявление не подлежит удовлетворению.
При разрешении данного заявления суд первой инстанции достаточно полно проверил доводы и возражения сторон. В решении подробно изложены мотивы, по которым оно постановлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение кассационной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Кассационную жалобу Козлова А.Н. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 26 августа 2004 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного суда Чувашской Республики от 4 октября 2004 г. N 33-1684-04 (извлечение)
Текст определения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании