Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 18 июня 2004 г. N 3-44-04
(извлечение)
Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими абзацев 2 и 4 пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 90 "О создании республиканского государственного унитарного предприятия "Чуваштехинвентаризация", абзаца 6 пункта 2 указанного постановления в части возложения на РГУП "Чуваштехинвентаризация" функции по созданию дочерних предприятий,
установил:
Первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 2 и 4 пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 90 "О создании республиканского государственного унитарного предприятия "Чуваштехинвентаризация", возлагающих на республиканское государственное унитарное предприятие "Чуваштехинвентаризация" организацию и ведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в Чувашской Республике, ведение Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности в Чувашской Республике. Также прокурор оспаривал абзац 6 пункта 2 названного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, возлагающий на республиканское государственное унитарное предприятие "Чуваштехинвентаризация" функцию по созданию дочерних предприятий. По мнению прокурора, указанные нормы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики заявление прокурора признал. Оценивая соответствие федеральному закону положений абзаца 2 пункта 2 оспариваемого прокурором постановления, представитель заинтересованного лица суду пояснил, что орган исполнительной власти республики усматривает неопределенность в правовом регулировании этих отношений на федеральном уровне.
Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, Верховный суд Чувашской Республики полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Кабинетом Министров Чувашской Республики 15 мая 2001 года издано постановление N 90 "О создании республиканского государственного унитарного предприятия "Чуваштехинвентаризация".
Абзацами 2 и 4 пункта 2 этого постановления на республиканское государственное унитарное предприятие "Чуваштехинвентаризация" возложены соответственно организация и ведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в Чувашской Республике, ведение Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности в Чувашской Республике.
Эти предписания противоречат федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о градостроительстве состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
С учетом норм статьи 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации о полномочиях Правительства Российской Федерации в области градостроительства Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий постановлением от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" утвердило Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (далее именуется - Положение).
Пунктом 2 Положения уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности определен Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Также установлено, что государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.
Назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, согласно подпункту "в" пункта 4 Положения входит в компетенцию данного федерального органа исполнительной власти.
Из смысла предписаний пунктов 5, 11 Положения также следует, что государственный технический учет и техническую инвентаризацию, а также основанный на полученных в результате технической инвентаризации сведениях Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения, уполномоченные на осуществление этой деятельности названным органом федеральной исполнительной власти.
При изложенных обстоятельствах имеются основания считать, что Кабинет Министров Чувашской Республики с превышением своих полномочий возложил на республиканское государственное унитарное предприятие "Чуваштехинвентаризация" функции по организации и ведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, ведению Единого государственного реестра таких объектов.
Не может быть принят во внимание довод представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о неопределенности в правовом регулировании отношений по организации и ведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", принятые в соответствии с этим Указом акты Правительства Российской Федерации не отменяют и не изменяют актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Что касается положений абзаца 6 пункта 2 оспариваемого постановления о наделении республиканского государственного предприятия "Чуваштехинвентаризация" функцией по созданию дочерних предприятий, они противоречат статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции от 8 декабря 2003 года), вступившего в силу 3 декабря 2002 года. Так, названная норма Закона запрещает унитарному предприятию создание в качестве юридического лица другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества (дочернего предприятия).
В соответствии со статьей 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы.
Поскольку оспариваемые прокурором правовые нормы противоречат федеральному законодательству, согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает их недействующими.
Положения абзацев 2 и 4 пункта 2 оспариваемого постановления как принятые Кабинетом Министров Чувашской Республики при отсутствии соответствующих полномочий подлежат признанию недействующими со дня принятия, а положения абзаца 6 пункта 2 этого постановления - со дня вступления в силу Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", т.е. с 3 декабря 2002 года.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 90 было официально опубликовано в информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики".
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в указанном печатном издании после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь изложенным, ст.253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующими со дня принятия абзацы 2 и 4 пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 90 "О создании республиканского государственного унитарного предприятия "Чуваштехинвентаризация".
Признать недействующим с 3 декабря 2002 года абзац 6 пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2001 года N 90 "О создании республиканского государственного унитарного предприятия "Чуваштехинвентаризация" в части возложения на республиканское государственное унитарное предприятие "Чуваштехинвентаризация" функции по созданию дочерних предприятий.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в Собрании законодательства Чувашской Республики в ближайшем планируемом издании после получения редакцией информационного бюллетеня текста сообщения о принятом решении.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней, начиная с 19 июня 2004 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 3-44-04 (извлечение)
Текст решения опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2004 г., N 6, ст.347
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве