Определение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 21 мая 2004 г. N А79-2766/04-СК1-2655
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2004 г. N А79-2766/2004-СК1-2655 настоящее определение оставлено без изменения
Об оспаривании отдельных положений решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 апреля 1997 г. N 38 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары" и постановления Администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 июля 1998 г. N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары" см. решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 августа 2004 г. N 2-1038/04, оставленное без изменения определением СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 4 октября 2004 г. N 33-1684-04
Постановлением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 июня 2004 г. N А79-2766/04-СК1-2655 настоящее определение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда дело по иску индивидуального предпринимателя Козлова А.Н. к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, Администрации города Чебоксары о признании недействующими и недействительными правовых актов,
при участии в заседании истца, представителей от ответчика и от прокуратуры
установил:
Индивидуальный предприниматель Козлов А.Н., проживающий в городе Чебоксары, обратился в арбитражный суд с заявлением к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики и Администрации города Чебоксары, в котором просит признать несоответствующими законодательству правовые акты:
- решение N 38 от 03.04.1997 "О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары";
- постановление администрации города Чебоксары от 06.07.1998 N 1255 "О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары";
- протокол совещания при Главе администрации города Чебоксары от 03.04.2003 N 16.
Заявление обосновано статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьями 1, 25 Закона РФ "О средствах массовой информации", Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 и мотивировано тем, что оспариваемые правовые акты нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
В заявлении указывается, что являясь частным предпринимателем Козлов А.Н., осуществлял розничную торговлю печатной продукцией (газеты и журналы) из разборной торговой палатки в городе Чебоксары на остановке общественного транспорта "Улица имени А.Г.Николаева" со стороны парка "Лакреевский лес" с 1997 года по апреля 2003 года.
После принятия оспариваемых актов о запрете торговли из палаток на всей территории города Чебоксары предприниматель Козлов А.Н. был вынужден закрыть торговую точку.
Заявитель считает, что оспариваемые правовые акты препятствуют в осуществлении ему предпринимательской деятельности и получать доход от такой деятельности и нарушают п.3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, п.1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьи 1, 25 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указ Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли".
В судебном заседании предприниматель Козлов А.Н. поддержал требования, уточнив и дополнив предмет заявления, не изменив при этом основания заявления.
Предприниматель Козлов А.Н. просит суд признать неправомочными и неприменимыми, как несоответствующие действующему законодательству, пункт 3 решения городского Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38, постановление администрации города Чебоксары от 06.07.1998 N 1255, пункт 7 протокола совещания при главе города Чебоксары от 03.04.2003 и обязать администрацию города Чебоксары устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и восстановить право на торговлю печатной продукцией на прежнем месте - на остановке общественного транспорта "Улица имени А.Г.Николаева" со стороны парка "Лакреевский лес".
Ответчики иск не признали. Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики объяснила суду, что решение от 03.04.1997 N 38 принято в пределах компетенции органа местного самоуправления.
Представитель объяснила, что в соответствии с Законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской федерации" и статьей 22 Устава города к компетенции городского собрания депутатов ЧР относится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками и решение иных вопросов местного значения. ИП Козлов ранее установил палатку, которая является сборно-разборной конструкцией, документов на земельный участок не оформлено, срок действия талона на место торговли истек 30.04.2003, в связи с чем администрацией было отказано в дальнейшем размещении палатки. Ответчик считает, что заявителем пропущен общий срок исковой давности для оспаривания решения.
Представитель администрации города Чебоксары считает, что иск удовлетворению не подлежит. Она объяснила, что согласно СНиПу N 2.01.07-85 палатка является сборно-разборной конструкцией временного значения, поэтому при окончании действия талона на место торговли на территории города Чебоксары глава администрации вправе своим правовым актом запретить торговлю в этом временном сооружении. С владельцем палатки, с ИП Козловым А.Н., договор аренды на земельный участок не заключен.
Представитель администрации объяснила, что согласно инструкции по делопроизводству администрации города Чебоксары обжалуемый протокол от 03.04.2003 N 16 является документом, фиксирующим ход обсуждений вопросов и принятия решений (постановлений) на заседаниях, собраниях, совещаниях и не является правовым актом администрации города Чебоксары.
Представитель Прокуратуры Чувашской Республики считает, что производство по делу следует прекратить в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Заслушав представителей и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению.
Из материалов дела видно, что 03.04.1997 решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики N 38 утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары.
Из содержания оспариваемого заявителем пункта (п.3) следует, что главы районных администраций города Чебоксары и другие государственные органы обязаны обеспечить контроль за соблюдением Правил и принимать меры по запрещению несанкционированной торговли и территории города.
Постановлением администрации города Чебоксары от 06.07.1998 N 1225 утвержден порядок открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары.
Из постановления следует, что юридические и частные лица, осуществляющие торговую и предпринимательскую деятельность, представляют в администрацию города заявление на открытие предприятия торговли и общественного питания по установленной форме.
Суд считает, что оспариваемые правовые акты содержат правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократное применение, и являются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и пунктом 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 09.12.2001 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать "09.12.2002"
Следовательно, указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражных судах только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Из смысла содержащихся норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не следует, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы исключительно в арбитражный суд.
Суд считает, что протокол совещания при главе администрации города Чебоксары от 03.04.2003 N 16 является процессуальным документом, фиксирующим ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях и собраниях, он не облечен в форму правового акта, поэтому не является правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде.
В силу изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил:
Прекратить производство по делу N А79-2766/04-СК1-2655.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 мая 2004 г. N А79-2766/04-СК1-2655 (извлечение)
Текст определения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании