Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 1 апреля 2005 г. N 3-6-2005
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 29 июня 2005 г.
Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июня 2004 года N 126 "О Правилах охоты на территории Чувашской Республики" и утвержденных им Правил охоты на территории Чувашской Республики,
установил:
Заместитель Волжского природоохранного прокурора обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением и просил признать недействующими со дня принятия пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июня 2004 года N 126 "О Правилах охоты на территории Чувашской Республики" и утвержденные им Правила охоты на территории Чувашской Республики.
По мнению прокурора, указанный нормативный правовой акт утвержден органом исполнительной власти республики в нарушение требований ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", ст.20 Федерального закона "О животном мире", т.е. Правила не прошли государственную экологическую экспертизу.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и пояснил, что охота как один из видов пользования животным миром не может не оказать воздействия на окружающую природную среду. Соответственно, проект правового акта, регулирующего отношения по использованию животного мира, подлежал обязательной государственной экологической экспертизе с целью выяснить, не окажет ли реализация акта негативного воздействия на окружающую природную среду.
Правовую позицию Кабинета Министров Чувашской Республики в отношении заявления прокурора изложили представители Афанасьев Ю.Г. и Егоров Р.В., утверждавшие, что проект Правил охоты не требовал проведения экологической экспертизы.
Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованного лица, заслушав заключение представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике Степановой Н.С., полагавшей обжалуемые Правила утвержденными с соблюдением установленной процедуры, Верховный суд Чувашской Республики находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Эти положения распространяются и на животный мир, поскольку согласно преамбуле Федерального закона "О животном мире" он является возобновляющимся природным ресурсом.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июня 2004 года N 126 утверждены Правила охоты на территории Чувашской Республики. Ими регулируются отношения по использованию (и охране) объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
Принятию органом исполнительной власти данного нормативного правового акта должна была предшествовать государственная экологическая экспертиза, что следует из положений статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 г.), статьи 20 Федерального закона "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 г.).
Так, согласно статье 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Эта же норма использование природных ресурсов определяет как эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
По смыслу ст.11 указанного Закона понятие "хозяйственная и иная деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду", включает и использование природных ресурсов.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной или иной деятельности.
Этот же принцип нашел закрепление в статье 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Как указывалось выше, охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду прежде всего путем изъятия из этой среды такого ее компонента, как объекты и животного мира, а также воздействие на среду их обитания. Таким образом, следует исходить из того, что реализация проекта любого нормативного правого акта, регулирующего отношения по использованию животного мира, предполагается опасной для окружающей природной среды, пока иное не будет установлено в рамках предусмотренных законом процедур, в рассматриваемом случае - государственной экологической экспертизой.
Эти выводы согласуются также с нормами Федерального закона "О животном мире", согласно статье 20 которого обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Анализ норм обжалуемых Правил охоты свидетельствует о том, что они содержат правила, сроки и перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира. Отдельные нормы фактически устанавливают возможность изъятия из среды обитания некоторых видов животных без ограничения какими-либо объемами (пункты 9.1, 9.2, 9.3). Изложенное лишь подтверждает необходимость проведения экологической экспертизы проекта Правил на предмет возможного негативного воздействия на окружающую среду в результате их реализации, чего сделано не было.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы установлен статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и ее заключение не может быть заменено различного рода согласованиями с заинтересованными в этом вопросе ведомствами, в данном случае - с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Чувашской Республике (в настоящее время - Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике).
Таким образом, Правила охоты на территории Чувашской Республики утверждены без учета вышеуказанных норм федерального законодательства, и согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ они подлежат признанию недействующими со дня принятия.
Правила охоты официально опубликованы в республиканской газете "Вести Чувашии", информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики".
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в указанных печатных изданиях после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь изложенным, ст.253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующими со дня принятия пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июня 2004 года N 126 "О Правилах охоты на территории Чувашской Республики" и утвержденные им Правила охоты на территории Чувашской Республики.
После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в республиканской газете "Вести Чувашии" и информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" в ближайших планируемых изданиях после получения редакциями средства массовой информации текста сообщения о принятом решении.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в помещении Верховного суда Чувашской Республики.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.