Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики
от 8 декабря 2004 г. N 1457
"О Проекте зон охраны объектов культурного наследия города Чебоксары"
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 мая 2014 г. N 1449 настоящее решение признано утратившим силу
В соответствии со ст.34, 59, 60 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Чебоксарское городское Собрание депутатов решило:
1. Утвердить Проект зон охраны объектов культурного наследия города Чебоксары (прилагается).
2. Опубликовать данное решение в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной комиссии Чебоксарского городского Собрания депутатов по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, благоустройству, строительству, транспорту и связи Шлепнева Ю.Ч. и на заместителя главы администрации города Чебоксары - начальника управления строительства, архитектуры, перспективного развития и реконструкции города Черкасова А.Ю.
Глава самоуправления
г.Чебоксары |
Н.И.Емельянов |
Утверждено
решением Чебоксарского городского
Собрания депутатов
от 8 декабря 2004 г. N 1457
Проект зон охраны объектов культурного наследия
(краткое изложение)
Введение
"Проект зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксары" выполнен в# Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Чебоксары и Научно-проектным институтом пространственного планирования "ЭНКО" (Санкт-Петербург).
Проект выполнялся при участии Государственного центра по охране культурного наследия Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики и при организационном и творческом содействии специалистов Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Чебоксары входят в перечень исторических городов Российской Федерации. Научно-исследовательские, проектные и восстановительные работы, направленные на выявление, изучение и реставрацию ценных объектов историко-культурного наследия, велись и продолжаются в г.Чебоксары большим кругом местных специалистов - историков, краеведов, архитекторов, специалистов в области охраны и реставрации памятников. Большой вклад в дело сохранения объектов культурного наследия внесли общественные организации Чебоксар.
Существенным этапом в изучении и охране историко-культурного наследия Чебоксар стала разработка "Проекта охранных зон г.Чебоксары, Чувашской АССР", выполненная в 1977 г. Российским республиканским специализированным научно-реставрационное# объединением "Росреставрация", М., (Главный архитектор - Б.Гнедовский, начальник проектного отдела - Д.Навалихин, автор проекта - Д.Навалихин).
Актуальность разработки нового "Проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксары" в настоящее время обусловлена:
- Увеличением перечня объектов, находящихся под охраной государства по сравнению с ранее разработанным Проектом зон охраны;
- Новые предложения Государственного центра по охране культурного наследия по включению в список новых объектов;
- Активные градостроительные преобразования в центре Чебоксар и в других исторических зонах;
- Выходом нового Федерального закона РФ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Разработкой в 2000-2003 гг. нового Генерального плана (разработчик - НПИ "ЭНКО" и Правил землепользования и застройки г.Чебоксары (разработчики - НПИ "ЭНКО" и Фонд "Институт экономики города#, М.).
В процессе работы над Генеральным планом и Правилами застройки и землепользования встал вопрос о необходимости обновления и утверждения в установленном порядке "Проекта зон охраны объектов культурного наследия". Согласно Градостроительному и Земельному кодексам РФ, наличие утвержденного проекта является необходимым условием для ведения градостроительной деятельности и земельных отношений. Основанием для разработки проекта также является введение ряда законодательных актов в сфере охраны историко-культурного наследия, принятых на областном и городском уровнях (перечень документов см. ниже).
Основная цель проекта - обеспечение охраны недвижимых объектов культурного наследия объектов культурного наследия, ценных историко-культурных территорий, градостроительных ансамблей, исторических природных ландшафтов при проведении работ по планировке, застройке и реконструкции города.#
В проекте решались следующие основные задачи:
- изучение и оценка историко-культурного наследия Чебоксар (анализ основных этапов и особенностей исторического и градостроительного развития города, особенностей градостроительной структуры и памятников истории и культуры, ценных историко-культурно-природных территорий, природных ландшафтов);
- разработка зон охраны памятников, зон регулирования застройки и зон охраняемого ландшафта с различными режимами градостроительной деятельности;
- выработка единых принципов градостроительной политики, закрепляемых в трех взаимосвязанных документах - Проект зон охраны объектов культурного наследия, Генеральный план города, Правила землепользования и застройки г.Чебоксар.
Проект зон охраны памятников культурного наследия г.Чебоксар выполнен в оболочке компьютерной геоинформационной системы (ГИС), что позволяет использовать его не только в повседневной практической деятельности органов архитектуры и градостроительства, землеустройства и охраны памятников, но и вести постоянный мониторинг состояния и использования памятников, а также облегчает внесение периодических изменений и дополнений в различные базы данных.
Для каждого объекта культурного наследия создана соответствующая картографическая и семантическая базы данных, т.е. все памятники отражены в графическом виде на электронной карте города, снабжены цифровыми фотографиями и полной имеющейся по каждому из них информацией (совпадающей с содержанием "Аннотированного списка памятников"). Вследствие этого, возможно быстрое ранжирование памятников по времени постройки, адресу, форме собственности, состоянию, материалу стен и т.д., и поиск конкретного памятника в общей базе данных с определением его местоположения на плане. То же относится непосредственно к зонам охраны памятников: они также представлены на электронной карте и содержат соответствующую описательную информацию.
В проекте решалась задача разработки методов правового регулирования градостроительной деятельности с учетом интересов охраны памятников и исторической городской среды в целом. Проект зон охраны выполняется во взаимосвязи с новым Генеральным планом города Чебоксары, нормативным правовым актом местного самоуправления "Правила застройки и землепользования г.Чебоксары".
Разделы проекта "Градостроительные регламенты зон охраны памятников истории и культуры" и карта "Зоны охраны объектов культурного наследия" после утверждения войдут составной частью в нормативный акт местного самоуправления "Правила застройки и землепользования г.Чебоксары".
В процессе работы выполнены следующие предпроектные исследования:
- составление Исторической записки;
- проведение натурных обследований города с фотофиксацией памятников и ценных средовых объектов, городских панорам, диссонирующих построек;
- изучение и систематизация архивных, иконографических и библиографических материалов в архивах, музеях и библиотеках Чебоксар и Санкт-Петербурга;
- проведение анализа ранее разработанных проектов.
"Проект зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксар" разработан с учетом современных методов охранного зонирования на основе функционально-средового подхода, подразумевающего разработку градостроительных регламентов по выделенным типам охранных зон в пределах исторических территорий города.
- В "Проекте зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксар" использованы научно-исследовательские исторические, архивные и библиографические материалы.
Историческая записка
Чебоксары - столица Чувашской Республики, ее административный, экономический и культурный центр. В течении# ХХ века Чебоксары, из уездного городка Казанской губернии, где в 1913 году проживало 5673 человека, превратились в крупный, динамично развивающийся центр Поволжья с населением более 470 тыс. человек.
Город привольно раскинулся на правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), на Приволжском плато, пересеченном долинами рек Кайбулки, Чебоксарки и ее притоков Трусихи и Сугутки.
Чебоксары - город с многовековой историей, обладающий значительным историко-культурным наследием. Когда-то через Чебоксары по главной дороге страны "Владимирке" неслись лихие тройки, тянулись обозы, проводили кандальников. Какие только знаменитые люди не проезжали через город! По древним мостовым Западного косогора ступали А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.И.Даль, П.И.Мельников. Здесь бывали и императорские особы российского престола - Екатерина II и Павел I.
Прошедшие столетия оставили в городе немало замечательных памятников гражданской и культовой архитектуры, неповторимую историческую среду.
В последние годы, в условиях кардинально изменившейся градостроительной ситуации (рост территории, образование внутреннего водоема, возникновение новых видовых точек), многое делается по возрождению исторического центра города, реконструкции застройки, совершенствованию функциональной и транспортной схем.
Памятники истории и культуры, историческая среда придают Чебоксарам то неповторимое своеобразие, которое и побуждает ставить вопрос об их сохранении в ходе градостроительных работ.
В настоящей исторической записке проанализирована история застройки города с момента его возникновения. В работе использованы данные, приведенные в проекте охранных зон и зон регулирования застройки г.Чебоксары разработанному# в 1977 году республиканским объединением "Росреставрация" (г.Москва), материалы историко-архивных и библиографических изысканий.
Доктор исторических наук, профессор В.И.Дмитриев пишет: "Нам удалось установить, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года и на третьей карте атласа Каталинского 1375 года на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия. На карте 1459 года, составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на основе более ранних карт, на месте Чебоксар помещен город Вета-Суар (чув. Вата Савар, то есть "Средний Сувар")"1.
Дату рождения города по традиции принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. Русские летописи упоминают о Чебоксарах как о хорошо известном поселении на волжском пути в связи с походом воеводы Ивана Дмитриевича Руна на Казань в мае 1469 года: "...ночевали на Чебоксарке, а от Чебоксаря шли весь день, да и ночь всю шли, а приидоша под Казань на ранней зоре..."2.
С вхождением Чувашии в состав Русского государства (1551 год), Московское правительство начало внедрять свою административную систему в приобретенном крае, создавая здесь в течение второй половины XVI века города-крепости, как центры уездов, опорные пункты управления. К такому опорному пункту относятся и Чебоксары.
С возведением укрепленного города Чебоксары, решалась проблема создания пункта на волжском пути между Васильсурском и Свияжском, где могли бы останавливаться суда, пополнять состав служилых людей и запасы продовольствия.
Официальное основание города-крепости Чебоксары состоялось летом 1555 года, через три года после взятия Казани.
Расположение города на берегу Волги давало преимущества для развития торговли, одного из важнейших факторов экономического развития. Наличие небольшой внутренней речки Чебоксарки позволяло удовлетворять повседневные нужды посадского, ремесленного населения. Основным ядром городского организма являлся Кремль, занимающий главенствующее положение в застройке, расположенный на самой высокой и защищенной точке холма. С севера и юга подступы к кремлю были затруднены естественными обрывистыми склонами, с запада преградой для неприятеля служил глубокий ров длиной 200 саженей. С востока к кремлю примыкал посад, развивающийся в одном восточном направлении.
По имеющимся данным Чебоксарский кремль возводился под руководством именитого в годы правления Ивана IV дьяка И.Г.Выродкова.
Первым строением религиозного назначения Чебоксар была соборная Введенская церковь. В 1566 году по указу царя Ивана Грозного на территории посада создается Свято-Троицкий мужской монастырь.
Между кремлем и Свято-Троицким монастырем, предположительно в 1584 году, возводятся деревянные строения Николаевского женского монастыря. В конце XVII века возведение монастырей осуществляется за пределами города. С запада от города, на берегу Волги, располагалась основанная в 1672 году Спасо-Преображенская Геронтьевская мужская пустынь. С юга, на возвышении между холмами, в 1700 году возводится Сретенский мужской монастырь.
Имеются данные что в "деревянный" период формирования города, на правом берегу Чебоксарки была сооружена Покровская церковь. Храм сгорел. В 1672 году на месте деревянной церкви за счет средств прихожан Полубояровых, Колокольниковых и других построена каменная. Со строительством указанного храма как бы завершается ранний период формирования города, условно названный "деревянным". И хотя сосна и дуб во второй половине XVII века продолжали оставаться основным строительным материалом, возводятся и каменные строения.
Конец XVII - первая половина XVIII века. Наряду с дальнейшим развитием абсолютной монархии и феодально-крепостнических отношений происходит ускоренное формирование всероссийского рынка, товарного производства. В это время Чебоксары, как и#
Достаточно полное представление о характере дорегулярной планировки Чебоксар, основных закономерностях и особенностях ее формирования дает план 1773 года. Планировка Чебоксар при кажущейся запутанности все же имеет свою закономерность и функционально обоснованная.
Время с конца XVII до второй половины XVIII века в истории градостроительства Чебоксар отмечено необычайным размахом каменного строительства. В этот период были возведены основные памятники религиозного назначения и гражданского зодчества.
Характерным для строений XVII века декоративным оформлением отличалась теплая Вознесенская церковь, датируемая документами 1702-1703 годами. В XVII веке построены также Благовещенская церковь и скромная по размерам и декоративному оформлению Толгская церковь Свято-Троицкого мужского монастыря. К самым ранним образцам каменного гражданского зодчества Чебоксар относится здание# известное в литературе под названием "Дом купца Зелейщикова".
Строительство каменных зданий в Чебоксарах интенсивно продолжалось в XVIII веке. Время возведения многих приходских и монастырских храмов, основанных гражданских строений города приходится на первую половину века. Объемно-пространсвенная# композиция храмов решалась традиционно, в формах барокко. В основном это были небольшие одноэтажные церкви, храмовая часть которых состояла из односветного или двухсветного четверика с рядом кокошников. Храмы были либо одноглавые - Христорождественская, Христовоздвиженская церкви, либо пятиглавые - Михаило-Архангельская, Покровская церкви.
Оригинальностью декоративного оформления оконных проемов отличается Михаило-Архангельская церковь.
Во второй половине XVIII века в Чебоксарах построено всего две церкви Успенская (1763 г.) и Спасская (Кладбищенская) возведенная в 1795 г. на средства купца А.Арбатова.
В XVIII веке в Чебоксарах возведено немало казенных, общественных (на средства городского общества) и частных купеческих каменных зданий. Среди них двухэтажное здание центрального административного учреждения города-магистрата (1737-1742 гг.)
Чебоксары в конце XVIII века являлись самым крупным городским поселением на территории Чувашии.
Каменные строения, при всей их значимости в городском ансамбле, составляли малую часть построек. Рядовая застройка Чебоксар XVIII века оставалась деревянной и не сохранилась.
Бывший почти сплошь деревянным город часто страдал от опустошительных пожаров. Крупные пожары произошли в 1704, 1720, 1755, 1758 и 1773 годах. Сильнейший экономический ущерб городу и чебоксарскому купечеству был нанесен пожаром 1773 года, когда выгорело более 2/3 территории Чебоксар.
В докладе Казанского губернатора Фон Бранта, направленном в Сенат, сказано: "апреля 30 числа в городе Чебоксарах был пожар, в котором сгорело церквей 29, обывательских домов 717, заводов кожевенных, сальных и колокольных 14, кладовых на пристанях, амбаров с хлебными и другими припасами 49, торговых лавок с мелочными товарами 38, казенный амбар с илецкой солью, питейных домов с ледниками и напитками 4"3. Необходимо отметить, что количество церквей в Чебоксарах никогда не достигало 29. Возможно, в это число наряду с храмами вошли колокольни, дома причтов, монастырские строения.
Пожар 1773 года отрицательно сказался на дальнейшем развитии города. Негативное влияние на экономическую жизнь города, оказывала и постепенная утрата значения Волги, как главной торговой магистрали в связи со строительством новой столицы и установившимися оживленными связями России со странами Европы по Балтийскому морю. Поток грузов по Волге резко сократился. Некогда бурная экономическая жизнь города, создавшая условия для расцвета каменного строительства в Чебоксарах, стала затихать.
Правительством Екатерины принимаются конкретные меры по перепланированию городов и изменению принципов строительства.
Второй регулярный план Чебоксар был утвержден императором Николаем I 19 июня 1829 года.
Каменное строительство в указанный период широкого распространения не получило. На протяжении XIX века в городе были возведены всего одна каменная Христорождественская церковь (1897 г.), несколько колоколен, взамен пришедших в ветхое состояние, здание тюрьмы (1810 г.) и здание духовного училища (1847 г.).
Каменное жилищное строительство начинает оживать лишь на исходе века. В конце XIX начале XX века в Чебоксарах, в основном в районе главной Базарной площади#
К наиболее значительным постройкам этой поры относятся, сохранившиеся до наших дней, четыре строения связанные с именами известных чебоксарских купцов Ефремовых. Ярким образцом богатого купеческого особняка конца XIX века является дом П.Е.Ефремова (1884 г., ул.К.Маркса, 11).
Своеобразным, не имеющим аналогов на территории Чувашии, памятником мемориальной архитектуры является усыпальница Ефремовых. Часовня-усыпальница сооружена в 1911 году, по проекту архитектора Э.Д.Малиновского, в формах зрелого классицизма.
К характерным образцам промышленной архитектуры конца XIX - начала XX веков относится здание ликероводочного завода "Чебоксарский" (1901 год., ул.К.Иванова, 63). Здание завода (первое официальное название - "Казенный винный склад N 3") состоит из рельефных, выложенных из кирпича деталей и оригинальных по форме, ярко выраженных аттиков с люкарнами.
В соответствии с декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР 24 июня 1920 года была образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 года постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. Город Чебоксары приобретает столичный статус, что способствует развитию и активизации строительства.
К числу наиболее значимых строений конца 20-х годов XX века относятся возведенные по проектам архитектора В.Н.Александрова трехэтажное здание Главсуда (1926 год, ул.Р.Люксембург, 9) и сохранившееся до наших дней здание "Дом крестьянина" (1927 год, ул.К.Иванова, 5#
В 1930 году были начаты работы по составлению первого в советский период генерального плана города. Проектирование велось Ленинградским и Uорьковским# филиалами института Гипрогор (авторы арх. Успенский С.П., экон. Крылов Л.В.). Разработанный в 1937 году генеральный план не представлялся на утверждение в связи с нерешенностью вопроса о месте и сроках строительства Чебоксарской ГЭС.
В первой половине 30-х годов XX века в архитектуре преобладает конструктивизм, означающий функционализм строений и стремление подчеркнуть в них экспрессию конструкций. Ярким событием в архитектурной практике Чебоксар стало строительство первого звукового кинотеатра "Родина" (ул.К.Иванова, 9/25).
Из жилых домов этого периода следует выделить 26-квартирный дом (Дом ЦИК), построенный в 1938 году по проекту архитектора Е.И.Громаковского на углу улиц К.Иванова и Бондарева.
Одним из крупнейших реализованных проектов по праву можно считать Дом Советов (в настоящее время Дом правительства), построенный в 1934-1940 гг. по проекту архитектора М.М.Базилевича.
Классические приемы и формы нашли широкое отражение в многочисленных жилых и общественных зданиях Чебоксар, возведенных по проектам известного чувашского архитектора Ф.С.Сергеева. Наиболее значительными работами являются 24-х квартирный жилой дом (1984 год, ул.Ленинградская, 28), Дом политпросвещения (в настоящее время Театр кукол. 1954 год, ул.Урицкого, 41), здания МВД (1952 год, ул.К.Маркса, 41), Чувашоблпрофсовета и Чувашоблпромсовета (в настоящее время Русский драматический театр. 1959 год, ул.Гагарина, 14).
Застройка пересекающей площадь Республики главной магистрали (ул.К.Маркса, проспекты В.И.Ленина, И.Я.Яковлева) представлена образцами строений всех архитектурных стилей от электики конца XIX века, до нашего времени. Здесь представлены и образцы обезличенной архитектуры появившейся в Чебоксарах вследствие "борьбы с излишествами", вызванной известным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
Историко-архитектурный опорный план
- Историко-архитектурный опорный план является одним из основных результатов историко-архитектурных и натурных исследований застройки и ландшафта.
Историко-архитектурный опорный план выполнен в масштабе 1:5000, так как проектируемая территория занимает более 1000 га (в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке историко-архитектурных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных мест", Москва, 1990 г.).
В основную часть чертежа входит исторический центр Чебоксар. Памятники истории и культуры, расположенные за пределами этой территории, показаны на отдельных фрагментах в составе этого же чертежа.
На чертеже показаны следующие виды объектов культурного наследия - памятников истории и культуры г.Чебоксары (указан порядковый номер всех объектов, соответствующий Аннотированному списку объектов культурного наследия, раздел 1.3.1):
- Гражданской архитектуры
- Промышленной архитектуры
- Религиозного назначения
- Памятники истории
- Произведения монументального искусства, монументы, обелиски, могилы#
В результате анализа выявлены и отражены на чертеже следующие ценные историко-культурные территории и комплексы, в пределах которых сосредоточена большая часть объектов культурного наследия:
1. Западный косогор (Исторический центр города)
2. Зона Западного косогора
3. Зона Ансамбля Воскресенской церкви
4. Восточный косогор
5. Комплекс Владимирского женского монастыря
6. Центр - 1 (Красная площадь)
7. Центр - 2 (Ансамбль пл.Республики)
8. Центр - 3 (просп.Ленина)
9. Текстильщики
10. Зона художественного музея
11. Чувашский государственный университет
12. Пос.им.Чапаева
Историко-градостроительный опорный план
- Чертеж "Историко-градостроительный опорный план. Ландшафтный анализ территории" является одним из результатов первых двух этапов проекта. В пределы чертежа включена большая часть территории города, чертеж выведен в масштабе с прилегающими 1:15000.
На чертеже отражено современное использование территории города Чебоксар, включая антропогенные зоны и природно-рекреационные территории и ландшафты:
- Результатами разработки чертежа "Историко-градостроительный опорный план" являются выявление элементов планировочной структуры, которые в проектном чертеже должны получить определенный охранный статус.
Анализ исторических планов и натурное обследование территории выявило ряд особенностей планировочной и пространственной структуры города, тесно увязанных с морфологией рельефа и некоторыми другими компонентами ландшафта.
Концепция охранного зонирования г.Чебоксары.
Зоны охраны объектов культурного наследия
В данном разделе представлены результаты функционально-средового зонирования территории города, позволившего выявить и зафиксировать в картографическом виде территории, ценные с точки зрения средовых характеристик, концентрации объектов наследия и требующих определенного режима градостроительной деятельности.
В категорию исторических территорий Чебоксар проектом включен ряд исторических фрагментов, отражающих различные этапы градостроительного развития города, отличающихся средовыми характеристиками и концентрирующими большую часть историко-культурного и природного наследия города. Данные территории (на историко-архитектурном и историко-градостроительном опорных планах) - "ансамбли и ценные историко-культурные территории и комплексы") разработаны в данном проекте на основе предложений предыдущего Проекта охранных зон (1977 г.), историко-архитектурных и натурных исследований, предложений Государственного центра по охране культурного наследия Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики. В проекте даны предложения по установлению границ данных территорий, которые показаны на графических материалах проекта и в составе ГИС-версии проекта.
Критерии выделения ценных историко-градостроительных ансамблей и комплексов:
- Наличие объектов культурного наследия (памятников или вновь выявленных объектов)
- Сохранность элементов исторической планировочной структуры и природного ландшафта (улицы, дороги, площади, рельеф, элементы гидрографии, исторические ландшафты и пр.)
- Средовая однородность территории, ее способность наиболее полно охарактеризовать тот или иной исторический этап архитектурно-градостроительного формирования Чебоксар
- Функционально-планировочная целостность территории - возможность поддержания в определенных границах установленного градостроительного регламента (системы требований по реконструкции, застройке и другим видам хозяйственной деятельности, учитывающих интересы сохранения культурного наследия)
- Особенности положения территории в плане города
Выявление и картографическое выделение границ ценных историко-градостроительных территорий, ансамблей и комплексов проводилось с целью установления территорий, требующих установления определенного градостроительного регламента. В проектном плане ниже перечисленные территории, которые в проектном разделе отнесены к зонам регулирования застройки и хозяйственной деятельности получили индивидуальные регламенты градостроительной деятельности:
1) Западный косогор (Исторический центр города);
2) Зона Западного косогора;
3) Ансамбль Воскресенской церкви;
4) Восточный косогор;
5) Комплекс Владимирского женского монастыря;
6) Центр - 1 (Красная площадь);
7) Центр - 2 (Ансамбль пл.Республики);
8) Центр - 3 (просп.Ленина);
9) Текстильщики;
10) зона художественного музея;
11) Чувашский государственный университет;
12) пос.им.Чапаева.
Концепция охранного зонирования г.Чебоксары
Начало формирования концепции охранного зонирования Чебоксар было положено в проекте "Проекта охранных зон г.Чебоксары, Чувашской АССР", выполненная в 1977 г. Российским республиканским специализированным научно-реставрационное# объединением "Росреставрация".
Цель охранного зонирования Чебоксар: обеспечение охраны объектов культурного наследия: недвижимых памятников истории и культуры, ценных историко-культурных территорий и ландшафтов, ценных средовых зданий и сооружений при проведению работ по реконструкции, застройке и планировке города.
Концепция - сохранение и приумножение культурного наследия как фактор духовного и экономического развития. Концепция охранного зонирования состоит в определении и установлении статуса исторических территорий Чебоксар, в пределах которых выделяются зоны охраны памятников истории и культуры различных типов, и устанавливаются специальные режимы градостроительной деятельности в зависимости от ценности городской среды и индивидуальных исторических и архитектурно-планировочных особенностей исторических территорий.
Осуществление режимов охраны (градостроительных регламентов) должно обеспечить улучшение состояния исторического фонда и увязать текущую градостроительную деятельность с задачами сохранения историко-культурного наследия Чебоксар. Система режимов охраны формируется на основе индивидуальных исторических средовых характеристик фрагментов города; направлена на реставрацию исторических построек, сохранение целостных систем планировки, восстановление утраченных высотных доминант, преемственное историческое развитие архитектурной композиции центра города и других исторических зон.
Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Зоны охраны объектов культурного наследия и режим градостроительной деятельности в их пределах устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Чувашской Республики на основе историко-градостроительного анализа городской среды исторического населенного места г.Чебоксары. Учтены также главные положения международных документов в области сохранения культурного и природного наследия и устойчивого развития городов.
Согласно Градостроительному кодексу РФ "При осуществлении градостроительной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. В поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, особо охраняемые природные территории, устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия, особо охраняемым природным территориям, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние и нарушающая целостность и сохранность. Границы зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий определяются градостроительной документацией и утверждаются в порядке, установленном законодательством об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей природной среды..."
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В том числе здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов. Движимые памятники и предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, исторически связанные с определенным недвижимым памятником, подлежат учету, охране и использованию как единый объект недвижимого памятника истории и культуры, его неотъемлемые части. Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами. Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Зоны охраны объектов культурного наследия - специально выделенные территории, предназначенные для обеспечения сохранности памятников и их среды, выявления их историко-художественной ценности и целесообразного использования.
Зоны охраны устанавливаются на сопряженных с памятниками истории и культуры территориях, которыми могут быть архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы - исторические центры населенных пунктов, кварталы, площади, улицы, системы и элементы планировки и застройки, произведения садово-паркового и ландшафтного искусства, памятные места, связанные с историческими событиями, памятники археологии, произведения монументального искусства.
Систему зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксары составляют:
- охранные зоны;
- зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности;
- зоны охраняемого природного ландшафта;
- зоны археологического культурного слоя, подлежащего охране, надзору и контролю (зоны охраны памятников археологии).
Зоны охраны объектов культурного наследия, а также градостроительные регламенты в границах зон (ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия) включаются в состав "Правил землепользования и застройки г.Чебоксары". В настоящее время "Правила землепользования и застройки" находятся в стадии согласования.
Все нормы, содержащиеся в "Правилах землепользования и застройки" применяются и для территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия.
В случае возникновения неурегулированных ситуаций в сфере охраны объектов культурного наследия действуют процедуры специальных согласований или внесения изменений, предусмотренных "Правилами землепользования и застройки", при соблюдении норм Российского законодательства, законодательства Чувашской Республики в области охраны объектов культурного наследия.
Режим градостроительной деятельности установлен для каждого типа зон охраны объектов культурного наследия г.Чебоксар в соответствии с историко-градостроительными особенностями зон (см. таблицу "Градостроительные регламенты для зон охраны объектов культурного наследия").
Помимо режимов использования и градостроительной деятельности для каждой отдельной зоны, устанавливается ряд общих положений (нижеследующие), которые распространяются на все зоны охраны объектов культурного наследия:
1. На территории зон охраны объектов культурного наследия устанавливается особый режим градостроительной деятельности, регламентирующий хозяйственную деятельность, реконструкцию, ограничивающий (или запрещающий) строительство. Режим градостроительной деятельности установлен для каждого типа зон объектов культурного наследия г.Чебоксар в соответствии с историко-градостроительными особенностями зон. Режим градостроительной деятельности зоны включает общий режим, установленный для одного типа зон, (например, для зон Р), и дополнительный режим для каждой конкретной зоны, (например, для зоны Р-1). В случае, если на охранные либо зоны регулирования либо охраняемого природного ландшафта, происходит наложение зоны археологического культурного слоя, подлежащего охране, надзору и контролю и других зон, действуют режимы градостроительной деятельности и той и другой зоны (например, на одном и том же участке действуют регламенты зон Р и А).
2. Виды функционального использования территории, согласно Земельному и Градостроительному кодексам РФ устанавливаются нормативным правовым актом местного самоуправления "Правилами землепользования и застройки г.Чебоксар", с учетом ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия. Для объектов, виды использования которых не соответствуют градостроительному регламенту (несоответствующее использование), "Правилами землепользования и застройки" устанавливается особый режим использования, способствующий устранению отрицательного воздействия объекта на окружающие территории, более эффективному их использованию.
Градостроительные регламенты по видам использования земельных участков и иных объектов недвижимости, установленные для территориальных зон в "Правилах застройки и землепользования г.Чебоксар" (Карта правового зонирования), сохраняют свое действие и в пределах зон охраны объектов культурного наследия при условии соблюдения ограничений, накладываемых в соответствии с охранным режимом градостроительной деятельности, предусмотренным настоящим Проектом и включаемом в состав "Правил землепользования и застройки".
3. В соответствии со ст.36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", далее Закона, на территории г.Чебоксар:
"1) Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия ..., и при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ... требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
2) В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия ..., в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
3) В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы."
В соответствии со статьей 35 ФЗ "Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации" (ст.35 п.4 Закона).
"Впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (ст.63, п.4 Закона).
4. Понятие "объекты культурного наследия", используемое в тексте данных градостроительных регламентов, включает в себя следующие виды (подробнее см. ст.3 Закона, а также раздел 1.3. Пояснительной записки):
- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения, захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники;
- ансамбли изолированных или объединенных памятников, фрагменты исторических планировок и застроек поселений, а также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;
- достопримечательные места - центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, культурные и природные ландшафты, культурные слои.
5. Согласно Закону понятие "объекты культурного наследия" включают в себя:
- объекты, состоящие на охране у государства ("включенные в Единый государственный реестр"), в данном проекте - "памятники истории и культуры",
- объекты, не состоящие на охране или неизвестные государству, но представляющие собой историко-культурную ценность ("выявленные объекты культурного наследия"), которые могут впоследствии быть включены в реестр, в проекте - "ценные средовые объекты" и "ценные элементы ландшафта".
Следовательно, данные градостроительные регламенты действуют для всех "объектов культурного наследия", определенных в данном проекте, либо выявленных впоследствии. В случае употребления термина "памятник истории и культуры", его следует также понимать как "объект культурного наследия" (определение см. выше).
"Градостроительные регламенты для зон охраны объектов культурного наследия"
------------------------------
1 Е.И.Иванов. Старые Чебоксары. Чебоксары, 1994
2 Полное собрание русских летописей, т.4
3 Полное собрание законов Российской империи. Т. XIX N 14027
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Проект зон охраны объектов культурного наследия города Чебоксары.
Наличие утвержденного проекта является необходимым условием для ведения градостроительной деятельности и земельных отношений. Основанием для разработки проекта является введение ряда законодательных актов в сфере охраны историко-культурного наследия, принятых на областном и городском уровнях.
Основной целью проекта является обеспечение охраны недвижимых объектов культурного наследия объектов культурного наследия, ценных историко-культурных территорий, градостроительных ансамблей, исторических природных ландшафтов при проведении работ по планировке, застройке и реконструкции города.
Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 8 декабря 2004 г. N 1457 "О Проекте зон охраны объектов культурного наследия города Чебоксары"
Текст решения опубликован в газете "Чебоксарские новости" от 23 декабря 2004 г. N 249-253 (3323)
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 мая 2014 г. N 1449 настоящее решение признано утратившим силу