Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 14 марта 2005 г. N А79-1171/2005
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2005 г. N А79-1171/2005 настоящее решение частично отменено
Постановлением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 мая 2005 г. N А79-1171/2005 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Фирма "Леон", г.Чебоксары, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике о признании недействительным решения N 000063 от 29.12.2004 г.,
при участии в заседании представителей от истца и от ответчика
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Леон", г.Чебоксары, обратилось в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике о признании недействительным решения N 000063 от 29.12.2004 г.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что решением налогового органа N 000063 от 29.12.2004 г. обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 12027 руб. 42 коп., налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 7481 руб. 01 коп., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 19508 руб. 43 коп., а также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 12342 руб., пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20283 руб., пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 16666 руб. 67 коп. Полагает данное решение недействительным по следующим основаниям. С 01.01.2003 г. ООО "Леон" применяло упрощенную систему налогообложения. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Считает, что в связи с вышеизложенным при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 г. налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г. и обязанности налогоплательщика по указанным налогам считаются прекращенными. На основании изложенного считают доначисление обществу налога на добавленную стоимость в сумме 12027 руб. 42 коп., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 7481 руб. 01 коп., пени в сумме 19508 руб. 43 коп., а также привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 12342 руб., пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20283 руб., пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 16666 руб. 67 коп. незаконным и необоснованным.
Представитель налогового органа исковые требования не признала в полном объеме. По существу суду пояснила, что в ходе выездной налоговой проверки установлен факт неуплаты ответчиком налога на добавленную стоимость в сумме 12027 руб. 42 коп., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 7481 руб. 01 коп. По результатам проверки составлен акт N 06-04/84 от 15.11.04 г. Не согласившись с актом выездной налоговой проверки общество 15.11.2004 г. представило в налоговый орган разногласия по акту. Рассмотрев разногласия налоговым органом вынесено решение N 000063 от 29.12.2004 г. о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 12342 руб., пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20283 руб., пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 16666 руб. 67 коп. Полагает данное решение законным и обоснованным поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по НДС, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующим налоговым периодам. Полагает, что если отгрузка товаров была произведена в период до перехода на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему, НДС уплачивается в общеустановленном порядке. Считает, что у ООО фирма "Леон" в соответствии с пунктом 5 статьи 167 и статьи 44 Налогового кодекса РФ после перехода на упрощенную систему возникла обязанность по уплате НДС и соответственно общество обязано было подать соответствующие налоговые декларации по НДС и уплатить НДС в бюджет. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Леон" зарегистрировано постановлением главы администрации Аликовского района Чувашской Республики от 10.06.1998 г. N 21.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике проведена выездная налоговая проверка соблюдения ответчиком законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 г. по 30.06.2004 г.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 06-04/84 от 15.11.04 г.
В ходе проверки установлено следующее.
Проверкой правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлено, что в нарушение статьи 44, пункта 4 статьи 166, пункта 5 статьи 167 и статьи 44 Налогового кодекса РФ у истца отсутствовал учет по налогу на добавленную стоимость, тем самым общество не представило в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2003 г. и 1 квартал 2004 г., а также не уплатило налог на добавленную стоимость с компенсации за неосновательное обогащение согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ в сумме 170000 руб., полученной от ДРСУ в 1 и 2 квартале 2003 г. на расчетный счет по решению арбитражного суда и с дебиторской задолженности по СХПК "Сорма" в сумме 84517 руб., ООО "Молком" в сумме 37200 руб. по которой срок исковой давности истек.
Таким образом, общество не уплатило налог на добавленную стоимость в сумме 48616 руб. 33 коп., в том числе за 1 квартал 2003 г. в сумме 11666 руб. 66 коп., за 2 квартал 2003 г. в сумме 11666 руб. 66 коп., за 2 квартал 2004 г. в сумме 20283 руб.
Проверкой правильности исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлено, что общество в нарушение абзаца 3 статьи 4 Закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не включило в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог за 12 месяцев 2002 г. сумму дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. в сумме 1571600 руб., тем самым занизил налоговую базу на 1309700 руб. и не уплатил налог в размере 13097 руб.
По результатам проверки налоговым органом принято решение N 000063 от 28.12.2004 г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности, предусмотренной:
пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налогов в сумме 22342 руб., в том числе
- налога на добавленную стоимость в сумме 9723 руб.,
- налога на пользователей автодорог в сумме 2619 руб.
пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 20283 руб. за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2004 г.
пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде штрафа в сумме 40334 руб.
Требованием N 6598 от 29.12.2004 г. ответчику предложено в срок до 04.02.2005 г. уплатить недоимку и штраф в сумме руб. в соответствующий бюджет.
Не согласившись с решением налогового органа общество обжаловало его в суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела ООО "Леон" 01.01.2003 г. перешло на упрощенную систему налогообложения и является плательщиком единого налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Статья 172 Кодекса предусматривает порядок применения налоговых вычетов.
Правомерность отнесения обществом до 01.01.2003 г. к вычетам сумм налога по основным средствам и приобретенным товарам инспекцией не оспаривается.
Согласно пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 настоящей статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Пункт 2 статьи 170 Кодекса определяет, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и материальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и реализации товаров, не подлежащих налогообложению, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; приобретения товаров (работ, услуг) для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией товара в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.
Следовательно, пунктом 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено восстановление только сумм налога на добавленную стоимость, в том числе по приобретенным товарам, которые в нарушение пункта 2 статьи 170 Кодекса неправомерно отнесены к налоговым вычетам, при этом ни нормы данной статьи, ни глава 26.2 Кодекса "Упрощенная система налогообложения" не содержат положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные за приобретенные товары либо основные средства при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога. Также Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налога на добавленную стоимость в случае получения за товар, приобретенный предприятием до перехода на упрощенную систему налогообложения, компенсации за неосновательное обогащение, а также начисление налога на добавленную стоимость на просроченную дебиторскую задолженность.
При переходе на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г. считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
В силу изложенного у общества перешедшего на упрощенную систему налогообложения отсутствовала обязанность исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость, а значит, и представлять налоговые декларации по данным налогам.
Доначисление налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 13097 руб. на дебиторскую задолженность по Администрации Аликовского района 706500 руб., по СХПК "Прогресс" 77100 руб., по СХПК "Сорма" 84500 руб., по Кожвинскому щебеночному заводу в сумме 589150 руб., всего в размере 1571600 руб. суд также считает не основанным на нормах права, поскольку доначисление налога было осуществлено налоговым органом на суммы дебиторской задолженности сроки исковой давности по которой к моменту перехода на упрощенную систему налогообложения не истекли. Также следует учесть, что предприятием в 2002 году применялась учетная политика по оплате и дебиторская задолженность к 01.01.2003 г. оплачена не была.
Довод налогового органа о том, что дебиторская задолженность по СХПК "Сорма" в размере 84500 руб. является безнадежной ко взысканию в связи с тем, что постановлением N 273/01 от 24.10.2001 г. Аликовского районного подразделения судебных приставов прекращено исполнительное производство в связи с невозможностью взыскания долга судом не принимается. Возврат исполнительного документа организации не лишает права предъявить исполнительный документ к исполнению повторно в течение 6 месяцев со дня получения обратно исполнительного листа. Пока организация имеет возможность производить такие действия, долг не может быть признан нереальным ко взысканию, а следовательно списание суммы дебиторской задолженности на убытки и учет этой суммы в целях налогообложения не правомерны.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике N 000063 от 29.12.2004 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 марта 2005 г. N А79-1171/2005 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании