Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 11 мая 2005 г. N А79-2651/2005
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2005 г. N А79-2651/2005 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда заявление Адвокатской Палаты Чувашской Республики, г.Чебоксары, в интересах НПКА "Чувашская Национальная Коллегия адвокатов", г.Чебоксары, НПКА "Центральная", г.Чебоксары, к Республиканской службе по тарифам Чувашской Республики, г.Чебоксары, о признании недействующим постановления N 6-3/т от 18.11.04 г.,
при участии в судебном заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Адвокатская Палата Чувашской Республики (далее - "заявитель", "палата") в интересах НПКА "Чувашская Национальная Коллегия адвокатов" и НПКА "Центральная" обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления N 6-3/т от 18.11.04 г. Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики (далее - "ответчик", "служба") в части включения в абзац второй пункта 54 в группу "для промышленных, приравненных к ним и прочих потребителей" фразы "и прочих".
В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемым постановлением коллегии адвокатов и адвокатские бюро, являющиеся некоммерческими партнерствами, автоматически незаконно отнесены к группе промышленных и приравненных к ним потребителей, чем грубо нарушаются их права. В соответствии с требованиями пунктов 59 и 60 Основ ценообразования, Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию должны устанавливаться отдельно по конкретным группам потребителей, получающим горячую воду и пар, с учетом дифференциации на разные группы потребителей. Палата является некоммерческой организацией, адвокатская деятельность к предпринимательской не относится, в связи с чем адвокатские образования не могут быть отнесены к промышленным и иным приравненным к ним потребителям. В нарушение статьи 15 Конституции Российской Федерации и ст.4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" постановление N 6-3/т от 18.11.04 г. в официальных средствах массовой информации не опубликовано.
В судебном заседании представитель палаты заявление поддержал по вышеуказанным основаниям. Кроме того, полагает, что тарифы на тепловую энергию для адвокатских образований, расположенных в жилых домах, должны рассчитываться на едином уровне с группой жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, а не на уровне промышленных и приравненных к ним потребителей.
Служба письменным отзывом, пояснениями представителей в заседании суда заявление не признала. Полагает, что оспариваемое постановление является законным. До настоящего времени Методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической и тепловой энергии не разработаны. При установлении тарифов на тепловую энергию служба руководствовалась Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.04 г. N 20-э/2, в соответствии с пунктом 27 которых определены 3 группы потребителей электрической энергии: базовые потребители, население и прочие потребители. При этом потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой, что и отражено в оспариваемом постановлении ответчика. В отношении иных групп потребителей таких требований не существует, в связи с чем нет оснований для их дифференциации. Исковое заявление подано в арбитражный суд с нарушением принципа подведомственности. Постановление N 6-3/т от 18.11.04 г. не является нормативным правовым актом и не подлежит официальному опубликованию, так как не носит общего характера, рассчитано на однократное применение (в течение 2005 года) и не направлено на регулирование общественных отношений.
Определением от 22.04.05 г. в соответствии со статьей 51 АПК РФ суд по своей инициативе привлек к участию в деле Чебоксарское муниципальное унитарное проектно-производственное предприятие "Теплосеть" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Протокольным определением от 05.05.05 г. суд удовлетворил заявление прокурора Чувашской Республики о вступлении в дело в соответствии с п.5 ст.52 АПК РФ.
В судебном заседании представители третьего лица ЧМУППП "Теплосеть" просят в удовлетворении заявления палате отказать. Полагают обоснованными доводы службы. Подтвердили довод заявителя о наличии договорных отношений ЧМУППП "Теплосеть" с палатой, НПКА "Центральная" и НПКА "Чувашская Национальная Коллегия адвокатов" на отпуск тепловой энергии.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики в заседании суда полагает, что постановление N 6-3/т от 18.11.04 г. затрагивает косвенно интересы и права неопределенного круга лиц, в связи с чем подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. Считает, что тарифы на тепловую энергию должны быть установлены дифференцированно по группам потребителей.
Выслушав представителей заявителя, ответчика, прокурора и третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд установил:
постановлением N 6-3/т от 18.11.04 г. служба установила тарифы на тепловую энергию для некоторых энерго - и теплоснабжающих организаций с 1 января 2005 года.
В соответствии с п.54 указанного постановления с 01.01.05 г. для Чебоксарского МУППП "Теплосеть" установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе в размере 799 руб. 24 коп. за 1 Гкал (без НДС) - для промышленных, приравненных к ним и прочих потребителей.
Указом Президента Чувашской Республики от 05.05.04 г. N 34 "О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики" Республиканская служба по тарифам включена в перечень органов исполнительной власти Чувашской Республики.
Адвокатская Палата Чувашской Республики, НПКА "Центральная" и НПКА "Чувашская Национальная Коллегия адвокатов" являются некоммерческими организациями и получают тепловую энергию для отопления своих офисов, расположенных в жилых домах и в здании Дома Союзов, на основании заключенных с ЧМУППП "Теплосеть" договоров на отпуск тепловой энергии.
Палата не согласна с включением в пункт 54 постановления N 6-3/т от 18.11.04 г. фразы "и прочих" в группу промышленных, приравненных к ним потребителей, поскольку указанная фраза автоматически относит адвокатские образования к группе промышленных и приравненных к ним потребителей.
Ранее тарифы на тепловую энергию для промышленных и приравненных к ним и прочих потребителей были установлены решением Республиканской энергетической комиссии Кабинета Министров Чувашской Республики 15.03.04 г. в размере 524 руб. 30 коп. за 1 Гкал (без НДС). При этом решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.07.04 г. по делу N А79-3802/04-СК1-3536 решение от 15.03.04 г. в части включения в группу промышленных, приравненных к ним и прочих потребителей фразы "и прочие потребители" признано недействующим.
Суд признает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичная норма содержится и в статье 11 Конституции Чувашской Республики. При этом предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Чувашской Республике, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики, а также федеральным законам (п.1 ст.11).
Согласно ст.4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" одним из принципов государственного регулирования тарифов является обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Суд признает, что постановление N 6-3/т от 18.11.04 г. в части оспариваемого пункта 54 является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Чувашской Республики - субъекта Российской Федерации, устанавливающим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц - потребителей тепловой энергии, рассчитанные на неоднократное применение; они затрагивают не только права и обязанности юридических лиц, но права и обязанности граждан, в том числе работников плательщиков-потребителей тепловой энергии, ЧМУППП "Теплосеть", хозрасчетных ЖЭО ЖКО, ЖКХ, РЭУ - жилых домов, общежитий, ЖСК, товариществ собственников жилья, членов гаражно-строительных кооперативов, владельцев гаражей, мастерских творческих работников.
Установленные указанные пунктом 54 оспариваемого постановления тарифы применяются при расчетах ЧМУППП "Теплосеть" с хозрасчетными жилищно-эксплуатационными организациями ЖКО, ЖКХ, РЭУ - жилых домов и общежитий, ЖСК, товариществ собственников жилья, членов гаражно-строительных кооперативов, владельцев гаражей и затрагивают права, законные интересы и обязанности граждан.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 21.11.01 г. N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" нормативные правовые акты органов исполнительной власти Чувашской Республики подлежат официальному опубликованию в республиканской газете "Вести Чувашии" не позднее 10 дней после дня их государственной регистрации (п.9) и вступают в силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п.12); нормативные правовые акты органов исполнительной власти Чувашской Республики, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (п.10).
Ответчик суду не представил, а в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий официальное опубликование постановления N 6-3/т от 18.11.04 г. в республиканкой газете "Вести Чувашии".
В номере 6773 (719) газеты "Вести Чувашии" 25.12.04 г. опубликовано постановление Республиканской службы по тарифам Чувашской республики от 18.11.04 г. N 8-3/э "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию ОАО "Чувашэнерго", зарегистрированное в Министерстве юстиции Чувашской Республики 23.12.04 г., которым утверждены тарифы на тепловую энергию и для промышленных и приравненных к ним потребителей тепловой энергии, поставляемой открытым акционерным обществом "Чувашэнерго".
Указанное обстоятельство подтверждает довод о том, что оспариваемое постановление также является нормативным правовым актом.
Доводы ответчика суд признает необоснованными по вышеуказанным основаниям.
Несостоятелен и довод ответчика о том, что спор не подведомственен арбитражному суду.
Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление N 112-р от 28.03.05 г. Адвокатской Палаты Чувашской Республики удовлетворить.
Постановление N 6-3/т от 18.11.04 г. Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики признать недействующим в части включения в абзац второй пункта 54 фразы "и прочих" после слов "для промышленных, приравненных к ним" как не соответствующего Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11 мая 2005 г. N А79-2651/2005 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании