Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 10 ноября 2004 г. N А79-9105/04-СК1-8477
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2005 г. N А79-9105/2004-СК1-8477 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гринбладт Л.Г., г.Алатырь, к ОГПН г.Алатырь и Алатырского района ЧР о признании незаконным ненормативного акта,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гринбладт Л.Г., г.Алатырь, обратилась в арбитражный суд с заявлением к ОГПН г.Алатырь и Алатырского района ЧР и просит признать незаконным постановление о наложении на нее административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности N 145 от 6 октября 2004 года. Заявление мотивирует тем, что она как арендатор не должна нести ответственность, поскольку согласно статье 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором. По мнению заявителя договором аренды предусмотрена только одна обязанность арендатора - оплачивать арендную плату, которая включает все необходимые расходы по содержанию помещения. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Поэтому обязанность по обеспечению помещения необходимыми средствами противопожарной защиты лежит на собственнике помещения, т.е. на Антоновой Т.Н., с которой она заключила договор аренды помещения. Ни договором, ни законом на нее не возложена обязанность по обеспечению помещения необходимым противопожарным оборудованием.
В заявлении заявитель просит восстановить срок на обжалование постановления.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и пояснили, что они арендуют все здание. Ранее собственник, Антонова Т.Н., торговала строительными товарами. В настоящее время они торгуют бытовыми товарами. Противопожарная сигнализация при получении в аренду здания была и имеется, но она не работает. Огнетушителя не было и плана эвакуации также не было.
Представитель ОГПН г.Алатырь и Алатырского района ЧР требования не признал и пояснил, что его предприятием ИП Гринбладт Л.Г. привлечена обоснованно к административной ответственности с соблюдением всех требований законодательства.
Судом установлено, что Гринбладт Л.Г. является предпринимателем и согласно пункту 1.2 договора аренды нежилого помещения от 01 мая 2004 года ею помещение принято для использования под предпринимательскую деятельность.
В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22.08.95, 18.04.96, 24.01.98, 07.11. и 27.12.00, 06.08. и 30.12.01, 25.-7.02, 10.01.03, 29.06. и 22.08.04) предприятия имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Предприятия обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), (утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 и зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года, регистрационный номер 4838). Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В пункте 2 Правил предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 4 также предусмотрено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В пункте 10 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
В соответствии с требованиями пункта 38 Правил при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
Из пояснений ИП Гринбладт Л.Г. и ее представителя установлено, что изменилось функциональное назначение здания. Вместо реализации товаров строительно-хозяйственного назначения, которыми торговала арендодатель, она стала, как арендатор, реализовывать бытовые товары.
Также из пояснений представителя заявителя установлено, что противопожарная сигнализация при получении в аренду здания была и имеется, но она не работает. Огнетушителя не было и плана эвакуации также не было.
Однако в подтверждение своих пояснений заявитель не представил доказательств, подтверждающих обратное, т.е. доказательства неисправности пожарной автоматики при получении здания в аренду от собственника, поскольку согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эта обязанность доказывания лежит на заявителе.
Протокол об административном правонарушении и постановление о наложении административного взыскания приняты с соблюдением всех требований административного законодательства, т.е. с учетом требований статей 23.34, 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку от имени ИП Гринбладт Л.Г. участвовал по доверенности от 5 августа 2004 года ее супруг Гринбладт О.Е., который также принимал участие при рассмотрении дела в суде.
Таким образом, суд считает заявление неподлежащим удовлетворению по вышеуказанным обстоятельства и поэтому в удовлетворении заявления отказывает.
Суд восстанавливает срок на обжалование постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Индивидуальному предпринимателю Гринбладт Л.Г., г.Алатырь, отказать в удовлетворении заявления к ОГПН г.Алатырь и Алатырского района ЧР о признании незаконным постановления о наложении на нее административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности N 145 от 6 октября 2004 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10 ноября 2004 г. N А79-9105/04-СК1-8477 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании