Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики
от 2 февраля 2006 г. N А79-10664/2005
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2006 г. N А79-10664/2005 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года по делу N А79-10664/2005, принятое судьей по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары к открытому акционерному обществу "Автоколонна N 1852" о взыскании 40370,00 руб.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Автоколонна N 1852" (далее - ОАО "Автоколонна N 1852", налогоплательщик) о взыскании 40370,00 руб.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары в удовлетворении заявления к открытому акционерному обществу "Автоколонна N 1852" о взыскании 40370 руб. отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23 ноября 2005 года и принять по делу новый судебный акт.
В ходе судебного заседания представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал. По существу суду пояснил, что ОАО "Автоколонна N 1852" заявило льготу, как автотранспортное предприятие, выполняющее мобилизационное задание по формированию, содержанию и постановке автоколонн войскового типа. Ссылки налогоплательщика на графу 3 декларации необоснованны, поскольку перечень указанных в ней льгот не является безусловным: налогоплательщик вправе пользоваться льготой и, соответственно, заполнять соответствующие разделы декларации лишь при наличии такой льготы в законе субъекта Российской Федерации. Законом не определено понятие оборонных организаций (имеется только понятие предприятий оборонной промышленности), в связи, с чем отнести налогоплательщика к таковым не представляется возможным. Из письма МНС России от 01.10.2003 следует, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, общество не является организацией, на которой предусмотрена военная служба. Следовательно, ОАО "Автоколонна N 1852" не является оборонным предприятием. Принимая во внимание то, что льгота носит заявительный характер, налоговый орган правомерно привлек ОАО "Автоколонна N 1852" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании изложенного просил отменить решение суда от 23 ноября 2005 года и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Автоколонна N 1852" апелляционную жалобу не признал. По существу суду пояснил, что общество правомерно применило льготу, установленную статьей 33 Закона Чувашской Республики N 38 от 23.07.2001 для оборонных предприятий, поскольку к таковым приравнены организации, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа, к каковым относится налогоплательщик исходя из представленных налоговому органу и суду документов. Пояснил, что предприятие несет обременения, связанные с содержанием транспортных средств мобилизационного назначения, которые привлекаются для участия в учениях и т.п., лишь частично компенсируемые бюджетом, для чего, как полагают, законом и предоставлена соответствующая льгота. Кроме того, налоговая декларация содержит графу, в которой, как указано в пункте 6.2. раздела 6 Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу, утвержденному приказом МНС России, и должны указываться льготы для автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе автомобильные колонны войскового типа, автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа и т.п. На основании изложенного просил оставить решение суда от 23 ноября 2005 года без изменения.
Выслушав представителей сторон изучив материалы дела, апелляционная инстанция установил следующее.
ОАО "Автоколонна N 1852" зарегистрировано Инспекцией Министерства по налогам и сборам по Калининскому району г.Чебоксары 26.11.2002 года.
Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 27 мая 2005 года и принято решение от 20 июня 2005 года N 10-09/625-П о привлечении ОАО "Автоколонна N 1852" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение требования N 677 от 24 июня 2004 года, направленного налогоплательщику 26 июня 2004 года, явилось основанием обращения Инспекции в суд.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Чебоксары в удовлетворении заявления к открытому акционерному обществу "Автоколонна N 1852" о взыскании 40370 руб. отказано.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 23 ноября 2005 года не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Автоколонна N 1852" является плательщиком транспортного налога.
Инспекцией установлено, что согласно представленной декларации по транспортному налогу за 2004 год ОАО "Автоколонна N 1852" не облагало транспортным налогом 106 транспортных средств, применяя льготу, предусмотренную статьей 33 Закона Чувашской Республики N 38 от 23.07.2001 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (в строке 080 налоговой декларации указан код льготы 20115 "автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа").
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы по транспортному налогу и основания их использования налогоплательщиком устанавливаются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 33 главы 8 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 387 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" на территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 38"
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды, в том числе дети-инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и их общественные объединения (организации), хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
оборонные, спортивно-технические организации (общества) и организации потребительской кооперации.
Налоговое законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики, другие отрасли законодательства не содержат понятия "оборонные организации". Между тем, исходя из смысла указанной льготы, целью ее предоставления является освобождение имущества, предназначенного для целей обороны, от уплаты налога в связи с несением собственниками указанного имущества обременений, связанных с его содержанием.
Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" в пункте 3 статьи 1 предусматривает, что в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
Подпунктом 7 статьи 2 указанного Закона предусмотрено, что организация обороны включает мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 543 "О мобилизационной подготовке автоколонн войскового типа" в народном хозяйстве на базе ОАО "Автоколонна N 1852" была создана автоколонна войскового типа.
На основании Закона Российской Федерации "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 24 января 1997 года на базе предприятий РГУП "Чувашавтотранс", в числе которых находится ОАО "Автоколонна N 1852", был создан мобилизационный резерв автомобилей, что подтверждается сводным нарядом 1/45, выданным военкоматом Калининского района г.Чебоксары 18 августа 2005 года, число автомобилей - 106.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "26 февраля 1997 г."
Кроме того, на основании Инструкции "О порядке создания и содержания автоколонн войскового типа создан специальный список машин и водителей, отобранных для передачи в войска, согласованный руководителями ОАО "Автоколонна N 1852", войсковой части и военного комиссариата.
В материалах дела имеется Перечень зданий и сооружений, маши и оборудования, транспортных средств, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения ОАО "Автоколонна N 1852", согласованный с военным комиссариатом.
Материалами дела подтверждается факт наличия в составе ОАО "Автоколонна N 1852" транспортных средств мобилизационного назначения, т.е. предназначенных для использования в целях обороны, в связи, с чем факт их возможного использования в иных, хозяйственных целях, на что ссылается Инспекция, не может служить основанием не распространять на них действие льготы.
На основании изложенного, применение ОАО "Автоколонна N 1852" льготы по транспортному налогу за 2004 год является правомерным. Следовательно, доначисление налоговым органом транспортного налога за 2004 год в размере 201850 руб. является не обоснованным.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Суд признает не обоснованным привлечение общества к налоговой ответственности по данной норме закона за неуплату транспортного налога за 2004 год в связи с отсутствием суммы налога за данный период к уплате.
На основании изложенного, решение суда от 23 ноября 2005 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года по делу N А79-10664/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 2 февраля 2006 г. N А79-10664/2005 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании