Определение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 12 мая 2006 г. N А79-2767/2006
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 января 2007 г. N А79-2767/2006 определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 8 декабря 2006 г. N А79-2767/2006, отказывающее в удовлетворении заявления о пересмотре настоящего определения по вновь открывшимся обстоятельствам, отменено
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В. к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики об обжаловании нормативных актов,
при участии в судебном заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Алехнович Е.В., осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими постановления Администрации города Чебоксары:
от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка";
от 20.02.2006 N 28 "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка";
пункты 6.2, 6.3, 6.4 постановления от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
Требования заявителя основаны нормами международной "Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, статьями 4, 31 Конституции Чувашской Республики, п.3 статьи 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и мотивированы тем, что предпринимательская деятельность Алехнович Е.В. связана с оказанием автотранспортных услуг большегрузным транспортом грузоподъемностью 20 тонн и полной массой до 38 тонн.
Обжалуемые акты администрации города нарушают право заявителя на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, чинят препятствия для свободного доступа транспортных средств как к грузоотправителям, так и к грузополучателям, местам стоянки и ремонта.
В судебном заседании представитель Алехнович Е.В. требования поддержал полностью. Он объяснил, что предпринимательская деятельность Алехнович Е.В. связана с оказанием грузовых автотранспортных услуг гражданам и организациям большегрузным транспортом грузоподъемностью 20 тонн и полной массой до 38 тонн, поэтому оспариваемые акты нарушают право заявителя на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской деятельности.
Пункт 6.2 постановления от 21.02.2006 N 29 предусматривает ограничение движения транспортных средств по дорогам города в зависимости от погодно-климатических условий с учетом технического состояния дорожного полотна.
Однако отсутствие в тексте постановления ссылки на методику учета технического состояния дорожного полотна и перечня погодно-климатических условий, при которых эти ограничения начинают действовать, фактически означает обязательное ограничение для движения всех автомобильных дорог в г.Чебоксары на весь период действия данного постановления. Следовательно, нарушаются конституционные права заявителя на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, на свободное перемещение товаров, услуги и финансовых средств.
Пункт 6.2 постановления противоречит п.3 статьи 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" (согласно которому участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам на основании установленных правил), п.1 Приложения международной Конвенции о дорожном движении" (согласно которому международное движение тяжелых транспортных средств должно осуществляться).
Согласно статье 28 НК РФ Алехнович Е.В. является плательщиком транспортного налога, который поступает в региональный бюджет, ставка налога не предусматривает возможность вычетов на период введения ограничений на автодорогах.
Однако пункты 6.3, 6.4 постановления от 21.02.2006 N 29 и постановления от 20.02.2006 NN 27, 28 предусматривают введение ставок оплаты за проезд большегрузных автотранспортных средств по дорогам города Чебоксары в период весеннего паводка. Таким образом, согласно названным постановлениям становится платным проезд по дорогам г.Чебоксары автотранспортных средств, принадлежащих предпринимателю Алехнович Е.В. Тем самым нарушаются права предпринимателя, так как вводятся новые обязательные платежи и ухудшается положение как налогоплательщика.
Согласно статье 54 Конституции Чувашской Республики законы, устанавливающие новые налоги, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, Конституционный Суд РФ постановлением от 17.07.1998 N 22-П исключил возможность дополнительного изъятия денежных средств в порядке компенсации ущерба, в данном случае, ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка. Представитель Алехнович Е.В. также считает, что администрацией нарушается статья 7 Закона о конкуренции, органы местного самоуправления не имеют право влиять на конкуренцию, изымать из обращения автотранспортные услуги, увеличивать стоимость этих услуг.
Представитель администрации города Чебоксары с требованием заявителя не согласился, объяснив, что из содержания п.2 статьи 8 НК следует, что под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав на выдачу разрешений (лицензий). Участниками отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах согласно п.5 статьи 9 НК РФ являются исполнительные органы местного самоуправления, то есть администрация г.Чебоксары.
В соответствии с п.5 статьи 23 Устава муниципального образования г.Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация г.Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П плата за провоз тяжеловесных грузов, введенная постановлением Правительства РФ, направляется в Федеральный дорожный фонд, консолидированный в федеральном бюджете. Однако, это не является основанием для признания ее фискального характера, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей. Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что и за счет средств, поступающих от проведения займа, лотерей, продажи акций, штрафных источников, добровольных взносов, а также из других неналоговых источников, в том числе имеющих характер возмещения ущерба и затрат.
Под ставкой оплаты за проезд понимается размер компенсации наносимого ущерба автодорогам, мостам, путепроводам г.Чебоксары в период весеннего паводка, что предусмотрено п.2.1 Положения о компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка, утвержденного постановлением администрации г.Чебоксары N 28 от 21.02.2006.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "20.02.2006"
В п.6 постановления администрации г.Чебоксары от 21.02.2006 N 29 даются указания службам ограничить движение транспортных средств по дорогам города, организовать контроль за соблюдением режима данного ограничения.
Пунктом 3.2 Положения о компенсации ущерба, утвержденного постановлением от 20.02.2006 N 28 наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка, предусмотрено освобождение от взимания платы с автотранспортных средств предприятий, финансируемых из бюджетов разных уровней. Целью данного освобождения явилось упрощение проведения финансовых операций по указанным предприятиям.
Представитель администрации сообщил, что сроки противопаводковых мероприятий устанавливаются ежегодно исходя из погодных условий, о чем принимается отдельное решение МУП "Управление ЖКХ и благоустройства", в 2006 году период прохождения весеннего паводка установлен с 1 апреля по 10 мая 2006 года.
Прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики считает, что постановления администрации г.Чебоксары от 20.02.2006 N 27 и от 21.02.2006 N 29 прекратили действие 10.05.2006, поэтому производство по требованию о признании недействующими названных постановлений необходимо прекратить.
Срок действия постановления администрации г.Чебоксары от 20.02.2006 N 28 не определен, поэтому подлежит применению на неопределенный срок. Однако прокурор считает, что некоторые положения постановления противоречат п.6 статьи 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения". Органы местного самоуправления самостоятельно отвечают за состояние безопасности дорожного движения, поэтому возложение обязанности на использование своих полномочий хозяйствующим субъектам противоречит статье 7 Закона о конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 6 названного Федерального закона
Заслушав представителей и исследовав представленные материалы, суд находит подлежащим прекращению производство по настоящему делу.
В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации, 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения находятся в ведении местного самоуправления.
В целях обеспечения сохранности объектов дорожно-мостового хозяйства, инженерных сетей и искусственных сооружений, а также для создания нормальной их работе на время весеннего паводка 2006 года администрацией города Чебоксары изданы постановления от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка"; от 20.02.2006 N 28 "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка"; от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
Указанными нормативными актами администрацией города Чебоксары на период прохождения весеннего паводка 2006 года с 1 апреля по 10 мая 2006 года было введено временное ограничение движения в г.Чебоксары транспортных средств с разрешенной максимальной массой 7 тонн и выше, приняты меры по обеспечению сохранности объектов городского хозяйства, определен порядок компенсации наносимого ущерба.
В соответствии с пунктом 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" в случае, если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспариванию нормативного правового акта указанный акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, то дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такового акта подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что срок действия оспариваемых актов администрацией города установлен конкретным периодом - с 1 апреля по 10 мая 2006 года.
Таким образом, суд устанавливает отсутствие предмета спора по настоящему делу и производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь п.1 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил:
Прекратить производство по делу по заявлению индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В.
Определение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12 мая 2006 г. N А79-2767/2006 (извлечение)
Текст определения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании