Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий:
Достижение программной цели и решение поставленной задачи по развитию коммунального хозяйства города возможно только при повышении эффективности использования топлива и энергии, снижения финансовой нагрузки на городской бюджет, привлечении инвестиций через кредитные ресурсы, лизинговые сделки и частные инвестиции, что приведет к аккумулированию финансовых средств, позволяющих реализовать основные мероприятия Программы с получением экономии от использования энергоресурсов.
3.1. Анализ деятельности МУП "Гортеплосеть"
МУП "Шумерлинская городская тепловая сеть" является специализированным предприятием по выработке и реализации тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. При производстве тепловой энергии используется два вида топлива - природный газ и топочный мазут. После перевода в 2002 году на газ двух котельных топливная составляющая в составе себестоимости снизилась с 48,5% в 2001 году до 39,8% в 2002 году. На 01.01.03 г. 10 котельных из 12-ти работают на газообразном топливе и вырабатывают 98% от общего объема теплоэнергии, 1 котельная (N 8 УПК) работает на мазуте, 1 котельная (N 5 школа-интернат) переоборудуется в ЦТП.
Анализ затрат в себестоимости 1 Гкал отпущенной теплоэнергии показывает, что наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на топливо - 39,8%, воду - 7,6%, электроэнергию - 9,0%.
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов показал, что за 2002 год потреблено сверхустановленных нормативов: топлива - 2500 тыс.куб.м, воды - 268 тыс.куб.м. Основными причинами низкой эффективности работы являются низкий КПД котлов и плохое техническое состояние тепловых сетей (большинство котлов были# находятся в эксплуатации 15-20 лет), несвоевременное и неполное проведение планово-предупредительного ремонта, низкая квалификация обслуживающего персонала.
Сверхнормативные потери тепловой энергии имеют место вследствие:
1. Подогрева сверхнормативной сетевой воды по причине:
- несанкционированного разбора теплофикационной воды (котельная N 6 (ЦРБ) и котельная N 10 (п.Палан), котельная N 14 (Верхний поселок), котельная N 3 (п.Лесной));
- утечек из трубопроводов (ввиду большого износа);
- заниженных норм на потребление горячего водоснабжения;
- эксплуатация насосного оборудования с двигателями, мощность которых больше расчетной.
2. Частичного отсутствия изоляции на трубопроводах. В результате длительной эксплуатации теплоизоляционные материалы утратили свои первоначальные расчетные технические характеристики и поэтому не соответствуют требованиям СНиП 2.04.14-88 "Тепловая изоляция трубопроводов и оборудования". Отсутствие тепловой изоляции запорной арматуры и фланцевых соединений наружных тепловых сетей увеличило процент потерь теплоэнергии в 2,5 раза.
3. Использования маломощных и непроектных котлов.
4. Эксплуатация насосного оборудования с двигателями, мощность которых больше расчетной.
ООО "Экспертно-методический центр "Чувашэнергонадзора" в марте 2003 года проводились инструментальные замеры потерь в тепловых сетях. Фактически потери на момент замера составили 31% к отпуску, что выше нормативных более, чем в два раза. Пережог топлива от сверхнормативных потерь 2500 тыс.м3, что в денежном выражении составляет 2 млн.руб. и ведет к удорожанию себестоимости 1 Гкал на 21,3 руб.
Общая сумма убытков от сверхнормативных потерь при себестоимости 372 руб. 84 коп. за 1 Гкал составляет 7,3 млн.руб.
Мероприятиями по энергоресурсосбережению предусмотрено:
- перевод потребителей от котельной N 5 к котельной N 10.# ликвидация котельной N 5;
- замена изношенных тепловых сетей микрорайона "Камчатка";
- замена изношенных тепловых сетей котельной N 6 (ЦРБ) и N 13 (БПК) и прокладка тепловых сетей с увеличением нагрузки котельных;
- ликвидация ЦТП N 8 с распределением нагрузок между котельной N 13 и ЦТП N 9, что позволит вывести из эксплуатации 4 насоса с суммарной мощностью электродвигателей 170 кВт.
Проведение реконструкции тепловых сетей позволит улучшить теплоснабжение и горячее водоснабжение, а также уменьшить потребление топливно-энергетических ресурсов.
3.2. Анализ деятельности МУП ПУ "Водоканал"
Одной из приоритетных проблем МУП ПУ "Водоканал" является обеспечение населения города питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Решение этой проблемы необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения. Обеспечение населения города питьевой водой производится из р.Суры и подземных источников. Суточный расход воды 10 т.м3/сут. На сегодняшний день на балансе МУП ПУ "Водоканал" находится комплекс водоочистных сооружений, мощность которых 25 т.м3/сут. и скважины. Из подземных источников для хозяйственно-бытовых нужд забирается 1,5 т.м3/сут.
В г.Шумерля водоснабжение осуществляется из водозаборов, расположенных на ее территории, из-за чего существует реальная угроза загрязнения водоочистных горизонтов. На балансе МУП ПУ "Водоканал" находятся водопроводные сети, протяженность которых 68 км. Кроме того на балансе МУП ПУ "Водоканал" имеются комплекс очистных сооружений канализации (ОСК), производительная мощность которых 25 тыс.м3/сут., 2 насосных станции перекачки хозяйственно-бытовых стоков города, канализационные сети протяженностью 70 км.
Износ отдельных основных средств достигает 100%, особенно ветхое состояние имеют водопроводные и канализационные сети, станция перекачки сточных вод на территории бывшего химзавода. Из-за недостатка собственных средств МУП ПУ "Водоканал" не в состоянии производить реконструкцию и капитальный ремонт сооружений и инженерных сетей, хотя проектно-сметная документация систем водопровода и канализации имеется.
Характеристика и состояние инженерных сетей и сооружений МУП ПУ "Водоканал"
Ед.изм. | Кол- во |
Год ввода |
Год реконст. |
Степень износа, % |
|
1. Водопотребление | |||||
1.1. одиночное протяжение водопроводов |
км | 22,7 | 1972 | - | 10-80 |
1.2. городские сети | км | 51,0 | 1963 | 1990 | 20-70-100 |
1.3. водозабор р.Сура | т.м3/сут | 30,0 | 1972 | - | 70 |
1.4. насосная станция ВОС | шт/(т.м3/сут) | 1/25 | 1989 | - | 20 |
1.5. станция очистки воды | шт/(т.м3/сут) | 25 | 1989 | - | 20 |
1.6. водозабор д.Шумерля | шт/(т.м3/сут) | 1,6 | 1966 | 1987 | 60 |
2. водоотведение | |||||
2.1. станция очистки сточных вод |
шт/(т.м3/сут) | 1/25 | 1986 | 1992 | 60 |
2.2. канализационные сети | км | 58 | 1955-62 | - | 20-100 |
2.3. главный коллектор | км | 12 | 1979 | - | 20-60 |
3. станция перекачки сточной жидкости |
шт/(т.м3/сут) | 2/25 | 1962 | 1990 | 20-100 |
3.2.1. Водопроводные сети
Городские водопроводные сети пущены в эксплуатацию в 1963 году. Износ сетей составляет 65%. Существующий план сетей не удовлетворяет сложившимся современным требованиям водоснабжения города. Необходима реконструкция водопроводных сетей. Существует проект магистральных водопроводных сетей г.Шумерля (1 очередь). Проект разработан проектным институтом "Чувашгражданпроект" в 1993 году. Данный проект "Магистральные трубопроводные сети г.Шумерля 1 очередь" включает в себя комплекс инженерных сооружений, предназначенных для подачи воды от существующей насосной станции 2-го подъема в сеть города.
Состав сооружений:
- водопроводы - 2 О 160 мм. От насосной станции 2-го подъема до насосной станции 3-го подъема протяженностью 4,2 км.
- Площадка насосной станции 3-го подъема (насосная станция, 2 резервуара емкостью 1000 куб.м каждый, фильтры-поглотители)
- Водопроводные сети О 300 мм. От насосной станции 3-го подъема до городских магистральных сетей.
3.2.2. Водоочистная станция
Состояние здания хлораторной - аварийное. Наблюдается сезонная деформация каркаса здания. Стены имеют сквозные трещины с раскрытием щелей до 50-65 мм. Имеется проект строительства хлораторной на площадке ВОС, разработанный Ленинградским отделением "Гипрокоммунводоканал" в 1993 году. Сметная стоимость работ в ценах 2002 г. - 7,6 млн.руб. Экологическая экспертиза получена в 2002 году.
3.2.3. Канализационные сети
Год пуска в эксплуатацию городских канализационных сетей - 1968. Износ в среднем составляет 66%.
Существующая действующая сеть канализации не удовлетворяет современным требованиям. Необходима разработка и проектирование генеральной схемы канализации г.Шумерля (с привлечением проектного института).
На сегодняшний день 100% износ имеют канализационные сети по пр.Мебельщиков (трубы деревянные), Заводскому проезду, коллектор от КНС химзавода по ул.К.Маркса. Необходима реконструкция канализационного коллектора по ул.Ленина (ориентировочная сметная стоимость составляет 1,5 млн.руб.), требуется перекладка труб канализационного коллектора, проходящего по территории промышленной базы СУ-8, сметная стоимость - 64 тыс.руб.
3.2.4. Канализационные сети перекачки стоков
КНС на территории химзавода эксплуатируются с 1968 года. В настоящее время конструктивные элементы подземной сети КНС в результате воздействия агрессивной среды пришли в негодность. Состояние КНС - аварийное. К эксплуатации практически не пригодна. Необходимо строительство новой насосной станции с учетом перспективы развития города. Имеется "Проект строительства канализационной насосной станции производительностью 200-1200 куб.м/ч напором 12-27 м с решетками-дробилками при глубине заложения подводящего коллектора 5,5 м". Сметная стоимость в ценах 2002 г. - 2,05 млн.руб.
КНС в пос.Палан эксплуатируется с 1989 года. Необходим капитальный ремонт технологических трубопроводов и оборудования.
3.2.5. Очистные сооружения канализации
Износ составляет 60%. Требуется реконструкция и расширение ОСК, продолжение строительства цеха доочистки.
3.3. Анализ распределения топливно-энергетических ресурсов
Анализ распределения ТЭР при их переработке и потреблении позволяет сделать вывод о необходимости повышения эффективности использования ТЭР по следующим направлениям:
1. Замена неэффективных источников топлива.
2. Повышение эффективности использования топлива и энергии у потребителей.
3. Снижение потерь при транспортировке.
4. Снижение потерь у потребителей.
5. Замена источников тепла на новые ТКУ.
6. Использование индивидуальных источников теплоснабжения (поквартирные, пристроенные).
7. Ужесточение контроля за потреблением энергии, в том числе с поэтапным переходом от аналитического к инструментальным методам контроля.
Последний пункт имеет особое значение еще и потому, что данная программа разрабатывается только для системы ЖКХ, находящейся в муниципальном подчинении, а 40% жилищного фонда и объектов соцкультбыта обеспечиваются теплоэнергией от ведомственных источников (АО "ШКАФ", АО "ШЗСА"). Ужесточение контроля за потреблением теплоэнергии будет стимулировать администрацию акционерных обществ на внедрение в жизнь энергосберегающих технологий и мероприятий.
Основная цель программы - повышение эффективности использования теплоэнергетических ресурсов, снижение потерь, снижение финансовой нагрузки на бюджет г.Шумерля и на население при переходе к бездотационной системе оплаты энергии.
3.4. Управление энергосбережением
ГУЖКХ - служба "Единого Заказчика" совместно с предприятиями ЖКХ реализуют систему программных мероприятий. Общий контроль осуществляет заместитель Главы администрации города по вопросам ЖКХ и энергетики.
Первоочередные мероприятия по управлению энергосбережением:
- организация контроля за использованием энергоресурсов в жилых домах и объектах социальной сферы.
- составление энергопаспортов и балансов энергопотребления.
- организация энергетических обследований объектов, финансируемых из городского бюджета.
- введение нормирования и лимитирования потребления ТЭР, планирование в бюджете отдельной строки финансирования на ТЭР.
- совершенствование договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями.
Программа реализуется методом проектного управления. По каждому мероприятию (проекту) определяются цели и задачи, необходимые ресурсы, организация-исполнитель, схема управления проектом.
Общую организацию программы осуществляет руководитель ГУЖКХ - службы "Единого Заказчика".
Программные мероприятия предусматривают:
- создание системы управления эффективностью использования топлива и энергоресурсов в системе ЖКХ г.Шумерля;
- организационные проекты энергоресурсосбережения;
- контроль за выполнением мероприятий по ресурсосбережению при проведении строительства и реконструкции жилого фонда и объектов социальной сферы.
Важным звеном в реализации Программы является кадровая политика, которая должна производиться по следующим направлениям:
1. Подготовка и переподготовка инженерных кадров для организации контроля за использованием ТЭР. Каждая организация ЖКХ и отдел администрации должен иметь инженерного работника, персонально отвечающего за экономное расходование ТЭР и выполнение мероприятий по энергоресурсосбережению.
2. Обучение технического персонала эксплуатации систем ЖКХ.
3. Повышение зарплаты работникам ЖКХ в целях уменьшения текучести кадров и привлечения на работу квалифицированных специалистов.
4. Часть сэкономленных средств направлять на финансовое поощрение работников, участвовавших в разработке и внедрении мероприятий по энергосбережению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.