Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением Администрации
г. Чебоксары
Чувашской Республики
от 17 июля 2007 г. N 151
Положение
о пожарной безопасности на территории города Чебоксары Чувашской Республики
I. Общее положение
1.1. Цели и задачи обеспечения пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности осуществляется в целях защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций, общественных объединений от пожаров на территории г.Чебоксары и надлежащего исполнения федерального законодательства в области пожарной безопасности, определения перечня первичных мер пожарной безопасности и обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.
Основные понятия, используемые в Положении:
а) первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения;
б) пожаротушение - основные (главные) действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;
в) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
г) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
д) меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
1.2. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности
Правовую основу обеспечения пожарной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Чувашской Республики от 25.11.2005 г. N 47 "О пожарной безопасности в Чувашской Республике", Устава# муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, настоящее Положение, законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.
1.3. Организационная основа обеспечения пожарной безопасности
Организационной основой обеспечения пожарной безопасности является администрация города Чебоксары, организации, граждане, принимающие участие в разработке и осуществлении мер по предупреждению и тушению пожаров.
II. Полномочия органов местного самоуправления. Права и обязанности организаций и граждан в области пожарной безопасности
2.1. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к ведению органов местного самоуправления относятся:
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в городе Чебоксары;
- вопросы организационного правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в г.Чебоксары;
- установление особого противопожарного режима на территории г.Чебоксары, установление на время его действия дополнительных требований, согласованных с Государственной противопожарной службой;
- разработка градостроительной документации и осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий города Чебоксары;
- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Чебоксары, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
- организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов, создание условий и проведение мероприятий по тушению пожаров в границах города Чебоксары;
- информирование населения о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействование распространению пожарно-технических знаний.
2.2. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Руководители организации имеют право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организаций обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- обучать мерам пожарной безопасности работников организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- представлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных;
- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
2.3. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
- защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
III. Организация пожарной охраны на территории города Чебоксары
3.1. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны на территории города Чебоксары и составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
Государственная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами и другими нормативными правовыми актами.
3.2. Ведомственная пожарная охрана
Ведомственная пожарная охрана может создаваться федеральными органами исполнительной власти, организациями для обеспечения пожарной безопасности. Деятельность подразделений ведомственной пожарной охраны, имеющих на вооружении пожарную технику, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие на вооружении пожарную технику, включаются в расписание выездов гарнизона пожарной охраны (план привлечения сил и средств), ежедневно сообщают в Государственную противопожарную службу данные о численности личного состава в боевом расчете и состоянии техники.
Подразделения ведомственной пожарной охраны на подведомственных объектах имеют право:
- вносить предложения в администрацию обслуживаемого объекта по вопросам усиления пожарной безопасности;
- давать письменные и устные предложения должностным лицам для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
- приостанавливать полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей.
Подразделения ведомственной пожарной охраны обязаны:
- обеспечивать боевую готовность имеющихся сил и средств;
- участвовать в составе комиссий в проведении пожарно-технических обследований обслуживаемых территорий, объектов;
- контролировать выполнение мероприятий, предлагаемых предписаниями должностных лиц Государственной противопожарной службы;
- информировать Государственную противопожарную службу и администрацию обслуживаемого объекта о противопожарном состоянии;
- организовывать выполнение требований пожарной безопасности, принимать меры по устранению причин и условий возникновения пожаров;
- проводить инструктажи, беседы и специальные занятия с гражданами, рабочими, инженерно-техническим персоналом объектов по вопросам пожарной безопасности и другие мероприятия по противопожарной пропаганде и агитации;
- осуществлять периодические проверки состояния пожарной безопасности обслуживаемой территории и объектов.
3.3. Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и осуществляет свою деятельность на основании положений, разрабатываемых и утверждаемых органом местного самоуправления, согласованных с Государственной противопожарной службой, а также проходит обязательное лицензирование своей деятельности.
Подразделения муниципальной пожарной охраны находятся в оперативном подчинении Государственной противопожарной службы и входят в состав гарнизона пожарной охраны.
Руководитель подразделения муниципальной пожарной охраны назначается главой администрации города Чебоксары по согласованию с Государственной противопожарной службой.
Подразделения муниципальной пожарной охраны осуществляют свою деятельность за счет средств городского бюджета, иных средств.
3.4. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана может создаваться в организациях города независимо от форм собственности и наличия подразделений Государственной противопожарной службы, и осуществлять деятельность на основании Положения о добровольной пожарной охране, утверждаемого главой городского округа или руководителями организаций и согласованного Государственной противопожарной службой.
Членство в составе пожарных дружин (команд) и инспекций (групп) общественного пожарного надзора осуществляется на добровольной основе (без заключения трудового договора).
Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны могут осуществляться за счет средств городского бюджета, организаций, внебюджетных и иных средств.
3.5. Частная пожарная охрана
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
IV. Обеспечение пожарной безопасности
4.1. Учет мер пожарной безопасности при разработке социально-экономического развития
Программы социально-экономического развития города Чебоксары и организаций должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты.
4.2. Учет требований пожарной безопасности при планировке и застройке населенных пунктов
При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться действующие требования пожарной безопасности.
Порядок участия должностных лиц Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора за строительством объектов физическими и юридическими лицами и последующие плановые мероприятия для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объектах, введенных в эксплуатацию, осуществляется согласно действующего законодательства.
4.3. Обеспечение пожарной безопасности садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан
Обеспечение пожарной безопасности территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан и отдельных участков возлагается на правление этих объединений и собственников участков.
Правление обязано проводить проверки противопожарного состояния территорий садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, совместно с подразделениями Государственной противопожарной службы проводить инструктажи и принимать меры по устранению выявленных нарушений противопожарных требований.
Садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать добровольные пожарные дружины из числа членов объединения, обеспечивают приобретение и эксплуатацию необходимого противопожарного оборудования.
4.4. Противопожарная пропаганда
Противопожарная пропаганда организуется с целью воздействия на сознание и поведение людей для соблюдения ими требований пожарной безопасности и создания условий для успешного предотвращения, тушения пожаров и спасения людей.
Противопожарную пропаганду проводят должностные лица органов местного самоуправления, пожарная охрана и организации с использованием средств массовой информации, агитационно-пропагандистских мероприятий, выставок, ярмарок, смотров, конференций, конкурсов, а также издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и других форм для информирования населения.
Средства массовой информации на безвозмездной основе обязаны по требованию Государственной противопожарной службы оперативно информировать население по вопросам пожарной безопасности. В случае установления особого противопожарного режима такая информация должна доводиться до населения незамедлительно.
4.5. Обучение мерам пожарной безопасности
Образовательные и дошкольные учреждения г.Чебоксары независимо от форм собственности должны проводить обязательное обучение детей и учащихся мерам пожарной безопасности. Обучение проводится по курсу основ безопасности жизнедеятельности, а также в рамках дополнительного образования по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органы управления образованием обязаны обеспечить подготовку учебно-методических материалов и средств обучения.
Управление образования города Чебоксары совместно с Государственной противопожарной службой может создавать добровольные дружины юных пожарных. Органы местного самоуправления должны оказывать содействие по развитию дружин юных пожарных.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
4.6. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. Лицензирование
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
Органом лицензирования деятельности работ, услуг, по обеспечению пожарной безопасности является МЧС России. Лицензионная деятельность Государственной противопожарной службы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок выдачи заключений о соответствии противопожарным требованиям территорий, зданий, помещений определяется законодательством.
4.8. Особый противопожарный режим на территории города
В случае повышения пожарной опасности на соответствующих участках территории г.Чебоксары органы местного самоуправления вправе устанавливать особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
Особенно неблагоприятной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными (массовыми) пожарами, в том числе и лесоторфяными.
При особом противопожарном режиме органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства организаций для устранения причини ликвидации пожаров, а также выделять для этого дополнительные средства.
4.9. Тушение пожаров
Пожарная охрана осуществляет тушение пожаров на территории г.Чебоксары в обязательном порядке на всех объектах независимо от форм собственности.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров в городе Чебоксары устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Привлечение сил и средств для тушения пожаров осуществляется в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны. В расписание выезда включаются все виды пожарной охраны, расположенные на территории города Чебоксары.
4.10. Содействие пожарной охране
Органы местного самоуправления, организации должны оказывать всемерное содействие пожарной охране в проведении профилактических мероприятий и тушении пожаров, предоставлять транспортные средства, необходимые для доставки сил и средств к месту пожара и проведения работ по их ликвидации.
Расходы на финансирование первичных мер пожарной безопасности осуществляются за счет средств бюджета города Чебоксары.
Расходы указываются отдельной строкой и выделяются в первоочередном порядке.
При следовании на пожар пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.