В целях повышения качества и конкурентоспособности библиотечно-информационных услуг, оказываемых населению, и эффективности управления библиотечным делом в республике приказываю:
1. Утвердить республиканский стандарт качества предоставления государственных услуг в области библиотечного дела Чувашской Республики (далее - Стандарт).
2. Директорам Национальной библиотеки Чувашской Республики (Старикова С.М.), Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки (Григорьева Т.Р.), Чувашской республиканской специальной библиотеки им.Л.Н.Толстого (Васильева Л.Н.) при организации библиотечного обслуживания населения руководствоваться настоящим Стандартом.
3. Отделу аналитической работы и стратегического планирования министерства (Лизакова Р.М.) при формировании ежегодных государственных заказов библиотекам учитывать требования к качеству предоставления услуг, утвержденные Стандартом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Бондарева В.С.
Первый заместитель министра |
В.Бондарев |
Утвержден
приказом Министерства культуры,
по делам национальностей,
информационной политики и архивного
дела Чувашской Республики
от 27 июня 2007 г. N 01-07/195
Республиканский стандарт
качества предоставления государственных услуг в области библиотечного дела Чувашской Республики
1. Полное наименование
Государственные услуги по организации библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками Чувашской Республики* (далее - Библиотека).
2. Термины и определения
Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, имеющее упорядоченный фонд опубликованных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Документ - информация, зафиксированная специальным образом на материальной основе, в т.ч. электронным образом, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, которое пользуется услугами библиотеки.
3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество услуг
Основы законодательства Российской Федерации "О культуре" от 9 октября 1992 года N 3612-1;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании";
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (социальные нормативы и нормы);
Закон Чувашской Республики от 27 марта 1993 г. "О культуре";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "27 мая 1993 г."
Закон Чувашской Республики от 28 апреля 2004 г. N 3 "Об обязательном экземпляре документов Чувашской Республики";
Закон Чувашской Республики от 15 июня 1998 г. N 11 "О библиотечном деле";
Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1997 г. N 6.
4. Требования к качеству бюджетных услуг
4.1. Наименование и описание услуг Библиотеки
4.1.1. Библиотечные услуги.
Выдача документов во временное пользование. В случаях, предусмотренных законодательством, в целях обеспечения физической сохранности особо ценных и редких документов выдаются их копии.
4.1.2. Информационные услуги.
Организация индивидуального и коллективного доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам. Предоставление информации о содержании библиотечных фондов, информирование о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек, консультативная помощь в поиске и выборе источников информации. Предоставление каналов связи для получения сведений из информационных сетей через специально оборудованные места публичного доступа.
4.1.3. Культурно-просветительские услуги.
Организация книжных выставок, проведение республиканских читательских акций, фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций и других мероприятий.
4.1.4. Образовательные, консультационно-методические услуги.
Проведение республиканских семинаров, практикумов, стажировок, организация консультаций с целью повышения профессиональной квалификации библиотекарей. Мониторинг и координация деятельности муниципальных библиотек для обеспечения равного доступа городского и сельского населения к культурным ценностям. Подготовка аналитико-статистических материалов о деятельности библиотек республики.
Библиотека предоставляет услуги по удовлетворению информационных, научных, социальных, культурных, образовательных, интеллектуальных потребностей граждан. Основные услуги предоставляются бесплатно в соответствии с "Правилами пользования библиотекой". Дополнительные услуги оказываются за плату в соответствии с "Положением об оказании платных услуг населению", утверждаемым администрацией Библиотеки.
Библиотека предоставляет пользователям издания на традиционных (бумажных) и электронных носителях, доступ к информационным сетям. Фонд документов обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии. Наиболее полный фонд произведений литературы для детей формирует Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека. Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации всех видов: "говорящая книга", книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги, плоскопечатные издания.
На оказание справочной и консультационной помощи и обслуживание одного пользователя Библиотеки отводится до 20 минут, детей до 25 минут, слепых и слабовидящих пользователей до 30 минут.
Предоставление документов во временное пользование производится в отделе выдачи книг на дом на срок от 15 до 30 дней, в читальном зале в течение рабочего дня.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде Библиотеки, но могут быть получены по каналам межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу.
Пользователям Библиотеки гарантируется обслуживание и получение документов на государственных языках Чувашской Республики.
4.2. Получатели услуг Библиотеки
Получателями услуг Библиотеки могут быть:
физические лица, в том числе несовершеннолетние до 16 лет, а также лица, не имеющие возможности посещать библиотеку в обычном режиме: инвалиды, престарелые и другие;
юридические лица.
4.2.1. Порядок выбора потребителем библиотеки, оказывающей бюджетную услугу
Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
4.3. Порядок информирования населения об услугах и составе информационных ресурсов Библиотеки
Свободный доступ пользователей к информации обеспечивается созданием открытой системы информирования населения о комплексных библиотечных ресурсах, формированием сводных электронных информационных ресурсов, интеграцией их в единое мировое информационное пространство.
Для информирования населения о предоставляемых услугах Библиотека проводит следующие мероприятия:
формирует банк данных библиографических записей документов, в том числе сводные электронные каталоги библиотек республики;
обучает читателей пользованию справочно-поисковым аппаратом Библиотеки, поиску информации в электронной среде;
информирует население о режиме работы Библиотеки, ее услугах, существенных изменениях в своей деятельности;
Библиотека проводит мониторинг предпочтений пользователей, постоянно анализирует качество предоставляемых услуг, соответствие библиотечных фондов потребностям пользователей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.
Библиотека готовит ежегодный отчет о своей деятельности и доводит его до жителей республики, издает информационную и рекламную продукцию о проводимых мероприятиях, содержании библиотечных фондов и другое.
4.4. Требования к Библиотеке
4.4.1. Регламентирующие документы
Библиотека должна иметь в наличии следующие документы, регламентирующие ее деятельность:
устав;
свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
коллективный договор;
правила внутреннего распорядка;
правила пользования Библиотекой;
положение об организации библиотечного обслуживания населения;
положение о платных услугах;
штатное расписание;
должностные инструкции;
технический паспорт Библиотеки;
инструкцию по охране труда и технике безопасности;
инструкцию по пожарной безопасности;
инструкцию по электробезопасности.
4.4.2. Сохранность документов
Библиотека обязана обеспечивать целостность и нормальное физическое состояние документов, хранящихся в фонде, создавать условия для хранения в соответствии с установленными нормативами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной безопасности.
4.4.3. Режим работы
Библиотека должна быть открыта для населения не менее 6 дней в неделю. Предоставление услуг физическим и юридическим лицам осуществляется в течение 50-60 часов в неделю. Время работы Библиотеки не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения.
Один раз в месяц в Библиотеке проводится санитарный день, в течение которого читатели не обслуживаются. О проведении санитарного дня читатели информируются заранее.
4.4.4. Техническое оснащение
Библиотека должна быть оснащена специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Технические средства Библиотеки включают компьютерную технику, средства копирования документов, аудио, - видеотехнику, средства связи, средства пожарной и охранной сигнализации, транспортные средства. Для оказания качественных информационных услуг требуется постоянное обновление компьютерного парка, программного обеспечения, сетевых технологий.
Библиотека для слепых обеспечивается специальными адаптированными техническими средствами для слепых и слабовидящих (читающие комплексы, адаптированное компьютерное оборудование, тифломагнитофоны, увеличивающие устройства для чтения текста, звуковые сигнализаторы, брайлевские русифицированные принтеры для репродуцирования плоскопечатной литературы в специальный формат).
4.4.5. Условия предоставления государственной услуги в области библиотечного дела
По размерам и состоянию помещение Библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищено от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (запыленность, шум, вибрация и др.).
Санитарно-гигиенические нормы содержания библиотечных помещений и обслуживания пользователей предусматривают температурный режим не менее +18 градусов, относительная влажность воздуха - 55 процентов.
Площадь помещения Библиотеки должна соответствовать нормам (СН 495-77), учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования. При этом рекомендуются помещения прямоугольной формы, имеющие две зоны: читательскую (зона обслуживания) и служебно-производственную (функционально-техническая).
Библиотека должна быть оборудована пандусом, специальными держателями, лифтами, ограждениями, специальными креслами и другими устройствами для удобства пользователей с ограниченными возможностями.
Помещение специальной библиотеки для слепых должно быть максимально приспособлено для инвалидов по зрению.
Помещение и оборудование детско-юношеской библиотеки должны соответствовать возрастным особенностям пользователей.
Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций и составляет не менее 20% площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.
4.4.6. Кадровое обеспечение
Структура и штатное расписание Библиотеки устанавливаются с учетом объемов и сложности выполняемых работ, межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, а также выделяемых бюджетных средств.
Не менее 85% персонала Библиотеки должны быть с высшим образованием.
Каждый работник Библиотеки должен один раз в 5 лет повышать свою квалификацию по установленной программе. Сумма средств, предназначенная для повышения квалификации персонала Библиотеки, должна быть не менее 0,5% от ежегодного фонда оплаты труда.
В профессиональной деятельности библиотечный персонал руководствуется кодексом профессиональной этики.
4.4.7. Наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью Библиотеки
Внутренний контроль за деятельностью осуществляют создаваемые приказами директора Советы по основным направлениям деятельности Библиотеки (по комплектованию, каталогизации, редакционные советы и т.д.).
Внешний контроль за деятельностью Библиотеки осуществляется попечительскими и наблюдательными советами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5. Порядок рассмотрения претензий потребителя
Обращения и претензии пользователей Библиотеки могут поступать по информационным системам общего пользования (электронная почта, факс, на сайт), в книгу жалоб и предложений, а также в виде устных обращений в администрацию Библиотеки. Претензии и обращения подлежат рассмотрению в течение 30 календарных дней. Администрацией Библиотеки информация о принятии решения по конкретному заявлению пользователя направляется на его почтовый адрес.
Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющего его права в соответствии с п.6 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле".
4.6. Показатели качества услуг Библиотеки
N |
Критерий |
Показатели |
1. |
Соответствие современным методологическим принципам и технологиям |
Наличие в библиотеках программ внедрения менеджмента качества. Скорость предоставления информации о наличии документов в фондах (максимальное время с момента запроса потребителя до предоставления информации). Наличие сводных электронных каталогов (количество записей в них). Количество автоматизированных рабочих мест в библиотеке |
2. |
Повышение читательской активности и как следствие повышение культурно-образовательного уровня граждан |
Динамика посещаемости читальных залов и абонементов в среднем на одного пользователя в год. Количество документовыдач в целом и по отраслям знаний в год. Поступление новых документов в фонд Библиотеки в год |
3. |
Качество управления персоналом |
Наличие утвержденной Персонал-стратегии Библиотеки. Укомплектованность специалистами с высшим специальным образованием. Средний разряд библиотекарей в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда не ниже 10 разряда |
4. |
Качество электронных и традиционных каталогов Библиотеки |
Отношение объема электронного каталога к общему количеству книжного фонда в год. Время между датой поступления книг в библиотеку и датой их включения в электронный каталог не должно превышать 30 календарных дней |
5. |
Прозрачность и доступность информации о работе библиотеки |
Наличие собственного Интернет-сайта. Ежегодный отчет о деятельности Библиотеки перед населением в печатной, электронной или устной форме. Количество публикаций в СМИ в год. Выпуск специальных изданий о деятельности библиотек республики |
------------------------------
* Государственные библиотеки Чувашской Республики Национальная библиотека Чувашской Республики, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, Чувашская республиканская специальная библиотека им.Л.Н.Толстого.
Услуги муниципальных библиотек регламентируются Модельным стандартом деятельности общедоступных (публичных) библиотек Чувашской Республики, утвержденным приказом Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики от 28.02.2007 г. N 01-07/43.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минкультуры Чувашской Республики от 27 июня 2007 г. N 01-07/195 "Об утверждении республиканского стандарта качества предоставления государственных услуг в области библиотечного дела Чувашской Республики"
Текст приказа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 28 июня 2008 г. N 24 (1081)