I. Оценка потенциала социально-экономического развития муниципального образования Шемуршинского района
Географический потенциал. Шемуршинский район расположен в юго-восточной части Чувашской Республики и занимает площадь равную 799 кв.км, что составляет 4,35% территории Чувашской Республики. На западе район граничит с Алатырским районом, на севере - с Батыревским, на востоке и юго-востоке - с Республикой Татарстан и лишь на небольшой части границы с Ульяновской областью. Часть земель района, в виде двух небольших участков анклавных территорий, находятся за пределами района, на землях Татарстана. Территория района вытянута с севера на юг.
Климат в районе умеренно-континентальный, характеризующийся холодной зимой и жарким летом, среднегодовая температура колеблется 3-3,5° преобладают ветры юго-западного направления, а в летние месяцы в основном преобладают западные ветры.
Муниципальное образование объединяет 31 населенный пункт. Районный центр - с.Шемурша.
Природно-ресурсный и экологический потенциал. Площадь сельскохозяйственных земель составляет 28198 гектаров или 33% от площади территории района. Шемуршинский район, как и вся южная часть республики, характеризуется резкой разнопородностью почв. Согласно почвенной классификации Чувашской Республики на территории района имеются следующие группы почвы:
1. Черноземы (слабо и сильно деградированные тучные, выщелочные тяжелосуглинистые и глинистые);
2. Лесостепные подзолистые, серые суглинистые и тяжело-суглинистые;
3. Песчаные;
4. Пойменные.
Наибольшее распространение имеют выщелочные слабо и сильно деградированные черноземы с высоким содержанием гумуса в пахотном слое.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в среднем по району составляет 27400 руб./га (для сравнения в Батыревском районе - 28800 руб/га, в Яльчикском районе - 31900 руб/га, в Комсомольском районе - 25500 руб/га, в среднем по республике - 22300 руб./га)
Лесной фонд, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и являющийся природным достоянием занимает 61% площади территории района. В государственных лесах в основном преобладают хвойные породы, представленные сосной, елью и др.
По гидрогеологическому районированию район относится к территории с низкой обеспеченностью подземными водами, которые являются основным источником водоснабжения населения. Современное использование подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд населения составляет 38,1 тыс.куб.м. в сутки. Для обеспечении населения Шемуршинского и Батыревского районов хозяйственно-питьевой водой хорошего качества и в достаточном количестве ведется на территории Трехбалтаевского сельского поселения строительство водохранилища на реке Карла, площадь зеркала которого составит 426 га.
На территории Шемуршинского района находятся следующие месторождения:
1. Шемуршинское месторождение кирпичного сырья, балансовые запасы которого по категориям А+В+С1 составляют 715,6 тыс.куб.м.
2. Шемуршинское месторождение песков-отощителей, с балансовыми запасами по категории С1 427,0 тыс.куб.м.
3. Русско-Чукальское месторождение цеолитсодержащих пород, балансовые запасы которого по категории С2 составляют 4,3 млн.куб.м.
4. Ново-Чукальский участок цеолитсодержащих пород, прогнозные ресурсы по категории Р1 составляют 27,0 млн.куб.м.
5. Красно-Вазанское месторождение карбонатных пород, с балансовыми запасами по категории С1 - 283,7 тыс. тонн.
6. Шамкинское месторождение карбонатных пород, с балансовыми запасами по категории С1 - 407,4 тыс. тонн.
Шемуршинский район привлекателен своей экологической обстановкой. На территории района отсутствуют потенциальные объекты техногенного воздействия, влияющие на состояние земельных ресурсов и геологической среды.
Приоритетное значение для сохранения природных ресурсов и устойчивого развития имеет особо охраняемая природная территория национального парка "Чаваш Вармане", площадью 24796 гектаров, которая обеспечивает воспроизводство охотничье-промысловых животных, охрану редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных растительных сообществ.
Демографический и трудовой потенциал. Численность населения в Шемуршинском районе по состоянию на 1 января 2008 г. составила 15027 человек (1,17% численности населения Чувашской Республики), из которых 78,9% населения района составляют чуваши, 6,9% - русские, 11,1% - татары, 2,8% - мордва, 0,3% - другие национальности
Плотность населения составляет 19 человек на кв.км.
Демографическая обстановка в районе на протяжение ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли и продолжающим процессом миграции населения в крупные города. (рис.1).
Рис.1. Коэффициенты рождаемости и смертности в Шемуршинском районе в 1995-2007 годах (промилле)
С 2002 года в районе растет уровень рождаемости, в 2007 году общий показатель рождаемости составил 11,9 на 1000 человек населения против 10,0 на 1000 населения в 2000 году.
Коэффициент смертности в 2007 году составил 19,6 на 1000 населения, что несколько выше уровня 2006 года 17,6 на 1000 населения. Среди причин смертности 44% приходится на болезни системы кровообращения, 10,6% - несчастные случаи, отравления и травмы, 8% - новообразования.
В Шемуршинском районе в 2007 году общая убыль населения составила 374 человек, в том числе: естественная убыль населения - 121 человек, миграционный отток населения составил 253 человека.
В результате низкой рождаемости, удельный вес населения старших возрастов превышает долю населения детей и подростков и не обеспечивает возможности численного роста населения района, что приводит к "старению" населения (рис.2).
Рис.2. Возрастная структура населения Шемуршинского района на начало 2008 года (%)
В настоящее время Шемуршинский район обладает достаточными для экономического развития района трудовыми ресурсами (58% от численности населения). Из указанной численности трудоспособного населения занято в экономике района 3,09 тыс.чел. (35%). Так как предложение рабочей силы превышает ее спрос, остальная часть населения выезжает на заработки за пределы района и занимается ведением личного подсобного хозяйства.
Отраслевая структура занятости населения в Шемуршинском районе по состоянию на 01.01.2008 г.
|
Среднесписочная численность работающих, человек |
Количество индивидуальных предпринимателей, человек |
||
Всего |
в том числе: |
|||
на крупных и средних предприятиях |
на малых предприятиях |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего: |
2714 |
1913 |
801 |
385 |
в том числе по видам экономической деятельности |
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
417 |
57 |
240 |
120 |
Лесное хозяйство |
88 |
88 |
|
|
Добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
138 |
75 |
57 |
6 |
Строительство |
64 |
- |
64 |
|
Оптовая и розничная торговля |
474 |
22 |
196 |
256 |
Транспорт и связь |
193 |
150 |
40 |
3 |
Образование |
689 |
689 |
|
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
363 |
363 |
|
|
Прочие |
673 |
469 |
204 |
|
Для района характерна активная предпринимательская позиция населения: численность работающих в малом бизнесе в 2007 году составила 38,2% от общей численности работающего населения в районе.
Одной из существующих проблем в сфере занятости населения является сокращение доли молодых специалистов, работающих на предприятиях сельского хозяйства, строительной отрасли, промышленного производства. Данный фактор связан с невысоким уровнем оплаты труда, снижением привлекательности производства, престижа рабочих профессий, а также отсутствием квалифицированных специалистов. Кроме того, в Шемуршинском районе возрастает потребность в таких специальностях как инженеры, механики, агрономы, ветеринары, электрики, слесари-ремонтники, механизаторы, врачи.
Несмотря на это в период экономического роста имеющийся уровень трудовых ресурсов при условии их эффективного использования вполне достаточен для реализации новых инвестиционных проектов развития экономики района.
Производственный и инфраструктурный потенциал. Шемуршинский район традиционно является сельскохозяйственным районом. На долю продукции сельского хозяйства приходится 79% общего валового выпуска товаров, работ и услуг, производимых в районе.
33% всех земель района являются сельскохозяйственными угодьями, которые представлены пашней (82%), пастбищами и сенокосами. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 28198 гектаров, в том числе площадь пашни - 23170 гектаров.
Степень вовлечения земель Шемуршинского района в сельскохозяйственный оборот в 2007 году составила 80%.
В районе производством продукции сельского хозяйства занимаются 11 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 120 крестьянских (фермерских) хозяйств, 5558 личных подсобных хозяйств граждан.
Основными направлениями производства сельскохозяйственных товаропроизводителей являются производство зерна, сахарной свеклы, картофеля, молока, мяса.
Динамика производства продукции сельского хозяйства | |||||||
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Зерно, тонн | |||||||
Категории всех хозяйств, тонн |
17320 |
22970 |
15360 |
12290 |
17460 |
21606 |
21028,6 |
Сельхозпредприятия |
16630 |
21690 |
14130 |
11020 |
15070 |
15293 |
16246,9 |
КФХ |
150 |
850 |
820 |
830 |
2210 |
6283 |
4753,9 |
ЛПХ |
540 |
430 |
410 |
440 |
180 |
30 |
27,8 |
Картофель | |||||||
Категории всех хозяйств |
17160 |
14850 |
15050 |
19710 |
27260 |
29300 |
30582,5 |
Сельхозпредприятия |
3410 |
1020 |
1190 |
830 |
2030 |
1940 |
2366 |
КФХ |
230 |
520 |
630 |
1140 |
1720 |
3635 |
4228 |
ЛПХ |
13520 |
13310 |
13230 |
17740 |
23510 |
23725 |
23989 |
Овощи | |||||||
Категории всех хозяйств |
1210 |
881,3 |
1090 |
840 |
2080 |
2950 |
2753,8 |
Сельхозпредприятия |
460 |
281,3 |
390 |
50 |
150 |
100 |
141 |
КФХ |
20 |
50 |
120 |
30 |
650 |
886,4 |
332,8 |
ЛПХ |
730 |
550 |
580 |
760 |
1280 |
1963,6 |
2280 |
Сахарная свекла | |||||||
Категории всех хозяйств |
4240 |
2320 |
5790 |
12290 |
17270 |
31600 |
25982,9 |
Сельхозпредприятия |
3470 |
450 |
3020 |
6810 |
14030 |
24500 |
17111,3 |
КФХ |
670 |
1770 |
2300 |
5080 |
2250 |
5367 |
6175,6 |
ЛПХ |
100 |
100 |
470 |
400 |
990 |
1733 |
2696 |
Производство молока | |||||||
Категории всех хозяйств |
7760 |
7610 |
8310 |
10763 |
11906 |
16324 |
18164 |
Сельхозпредприятия |
2330 |
2370 |
2200 |
2303 |
1876 |
1805 |
2041 |
КФХ |
70 |
80 |
100 |
110 |
276,0 |
644,0 |
795,5 |
ЛПХ |
5360 |
5160 |
5990 |
8350 |
9754 |
13875 |
15327 |
Производство мяса | |||||||
Категории всех хозяйств |
1650 |
1810 |
2400 |
2850 |
2582,8 |
3058 |
3306 |
Сельхозпредприятия |
370 |
380 |
500 |
540 |
322 |
345 |
349 |
КФХ |
10 |
10,7 |
50 |
40 |
68,8 |
155 |
187,8 |
ЛПХ |
1270 |
1420 |
1850 |
2270 |
2192 |
2558 |
2769 |
По состоянию на 01.01.2008 г. в районе зарегистрировалось 8 сельскохозяйственных потребительских кооператива, основной целью которых служит увеличение объема закупаемой продукции в личных подсобных хозяйствах, их кооперация, создание и развитие перерабатывающих предприятий.
Промышленный сектор в районе представлен небольшими промышленными предприятиями, доля производства которых в общем объеме валового выпуска товаров, работ и услуг составляет 3%.
Малое предпринимательство занимает одно из главных направлений в социально-экономическом развитие района.
По состоянию на 1 января 2008 года количество субъектов малого предпринимательства составило 421 в том числе 39 малых предприятий, 382 индивидуальных предпринимателей, из них 120 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Темп роста количества малых предприятий к уровню 2007 года составил 121,9% (по Республике) 117,1%.
Темп роста индивидуальных предпринимателей к аналогичному периоду прошлого года составил 113% (по Республике - 111,7%).
В районе количество малых предприятий приходящихся на 1000 жителей (плотность малых предприятий) составляет 2,5, в Чувашской Республике этот показатель - 6,5.
По видам экономической деятельности малое предпринимательство охватывает все отрасли экономики, основная доля малых предприятий приходится на розничную торговлю и общественное питание 46%, на сельское хозяйство - 26%, на промышленность - 15%, строительство - 5%.
Распределение малых предприятий по отраслям экономики Шемуршинского района по состоянию на 01.01.2008 г.
За 2007 год среднесписочный состав работников на одном малом предприятии составил около 20 человек.
Численность занятых в сфере малого предпринимательства по состоянию на 01 января 2008 года составила 1183 человек или 38,2% от численности занятых в экономике.
Общая численность работающих в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей на 1 января 2008 года составила 1183 человек.
Количество индивидуальных предпринимателей увеличилось к началу года на 13% и составило 382 предпринимателя.
Из общего числа предприниматели занимаются:
- торгово-закупочной деятельностью 67%;
- крестьянско-фермерским хозяйством 32%;
- другими видами деятельности 1,0%.
В 2007 году с целью организации сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции от населения созданы шесть сельскохозяйственных потребительских кооперативов: "ЛАНДЫШ" (Хамидуллова Р.), "Родник" (Ергунов А.), "Луч" (Аксентьев Н.М.), "Заря" (Азизов З.), "Патриот" (Егорова Г.М.).
Зарегистрированы 4 новых предприятия: ООО "Спутник" (Кудряшов Я.), ООО "Золотой глобус" (Ильина А.), ООО "Русская охота" (Миронов Р.), ООО "Трансервис" (Смирнов В.И.).
Показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Шемуршинском районе
Наименование показателей |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Число малых предприятий (на конец года), всего |
20 |
21 |
32 |
39 |
Из них: Промышленность |
6 |
5 |
6 |
6 |
Сельское хозяйство |
7 |
6 |
8 |
10 |
Строительство |
2 |
2 |
2 |
2 |
Торговля и общественное питание |
13 |
7 |
15 |
18 |
Платные услуги |
1 |
1 |
1 |
2 |
Финансовая деятельность |
- |
- |
- |
1 |
Отгружено товаров собственного производства, млн.руб. |
31,54 |
37,28 |
55,84 |
116,07 |
Численность занятых в сфере малого бизнеса (включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), тыс. человек |
0,621 |
1,05 |
1,224 |
1,186 |
В том числе индивидуальные предприниматели (на конец года; тыс. человек) |
0,201 |
0,264 |
0,338 |
0,382 |
Доля занятых в сфере малого предпринимательства, в % от общей численности занятых |
27,9 |
36,4 |
37 |
38,2 |
Отгружено товаров собственного производства по состоянию на 1 января 2007 года 116,07 млн.руб., что к соответствующему периоду прошлого года составляет 2,08 раз, в том числе
(тыс.руб.)
Отрасли экономики |
2006 |
2007 |
2007 к 2006 в % |
Промышленность |
7019 |
4448 |
63 |
Сельское хозяйство |
34403 |
51900 |
151 |
Торговля и общественное питание |
3919 |
5326 |
136 |
Строительство |
10246 |
53654 |
524 |
Прочие |
262 |
746 |
285 |
Итого |
55848 |
116073 |
208 |
Объем продукции, произведенный малыми предприятиями сельского хозяйства, составляет 45% всего объема выпуска товаров и услуг субъектов малого предпринимательства. Доля продукции, произведенная сельскохозяйственными предприятиями в 2007 году в общем объеме продукции снизилась с 62 до 45 процентов. Также снизилась доля продукции произведенная промышленными предприятиями с 13 до 4 процентов, предприятиями торговли и общественного питания с 7 до 5%. Снижение удельных весов продукции сельского хозяйства, промышленности, торговли и общественного питания произошло в результате увеличения доли объемов строительства с 18 до 46 процентов в общем объеме отгруженной продукции.
Отраслевая структура отгрузки товаров собственного производства малыми предприятиями за 2006-2007 г.г.
Транспортная и инженерная инфраструктура.
Общая протяженность автомобильными дорогами с твердым покрытием составляет 174,7 км.
Начиная с 1995 года густота автомобильных дорог с твердым покрытием на одну тысячу квадратных километров увеличилась со 131,1 км до 218,6 км в 2007 году.
Строительство дорог в Шемуршинском районе за 2002-2007 годы
Важное значение для экономического развития района имеет строительство в 2008-2009 годах республиканской автодороги "Шемурша - Сойгино - Алтышево", протяженностью 10,05 км.
В целях ускорения реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21.08.2006 г N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" в Шемуршинском районе ведется строительство автомобильных дорог с твердым покрытием, которые соединят пять населенных пунктов, общей протяженностью 33,76 км., в том числе:
|
Протяженность, км. |
Строительство автомобильной дороги к п.Красный Вазан |
10,46 |
Строительство автомобильной дороги к п.Канаш |
1,7 |
Строительство автомобильной дороги к п.Баскаки |
11,4 |
Строительство автомобильной дороги к п.Максим Горький |
6,8 |
Строительство автомобильной дороги к п.Муллиная |
3,4 |
Ближайшие к району железнодорожные станции: узловая ст.Канаш - 70 км (1 ч. 30 м.) по автодороге Цивильск - Ульяновск; ст.Алатырь, Алтышево, Киря - на ж.д.Красный Узел - Канаш, сообщение с которыми затруднено ввиду отсутствия автодорог; ст.Буинск в Республике Татарстан.
По состоянию на 01.01.2007 г. в районе на 1000 жителей приходилось 136 легковых и 32 грузовых собственных автомобилей. Их количество за последний годы увеличилось на 31 и 20%% соответственно.
В районе функционируют 7 автобусных маршрутов, одна служба такси. Маршруты школьных автобусов к базовым школам пролегают по дорогам с твердым покрытием.
Все грузы, завозимые в район автомобильным транспортом, поступают по автомагистрали "Цивильск - Сызрань".
В сфере развития транспорта приоритетными задачами являются обновление подвижного состава и развитие маршрутной сети пассажирского транспорта, создание конкурентоспособной среды в сфере перевозок, обновление изношенного парка машин и механизмов, занятых на ремонте дорог.
На территории района функционируют 13 телефонных станций, которые все являются цифровыми. Активно развивается сотовая связь, услуги которой предоставляют 4 оператора сотовой связи (ОАО "МСС - Поволжье", ОАО "ВымпелКом", ЗАО "Шупашкар GSM", ОАО "Мобильные ТелеСистемы". Прирост числа абонентов сотовой связи будет происходить за счет разнообразия тарифных планов, расширения зоны покрытия территории в районе, развития роуминговой сети, увеличения дополнительных видов услуг.
В районе газифицированы все населенные пункты. Протяженность газовых сетей составляет 330,3 км. Количество газорегуляторных пунктов 37.
Протяженность воздушных линий электропередач составляет 564 м. Протяженность кабельных линий электропередач - 2,1 км.
Общая площадь жилищного фонда составляет 390,2 тыс.кв.м., в том числе в частной собственности находится 379,7 тыс.кв.м., государственной - 0,8 тыс.кв.м., муниципальной - 3,05 тыс.кв.м. Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованной водопроводом - 7,7%, отоплением - 99%, в том числе централизованным - 4,3%, горячим водоснабжением - 1,0%, ваннами (душем) - 3,4%. сетевым газом 94,6%.
На одного жителя на начало 2008 года приходилось в среднем 25,6 кв.м. (больше уровня 2007 года на 3,6%).
Общая площадь, жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв.м.
Удельный вес ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде составляет 4,2%
В районе представляет услуги жилищно-коммунального хозяйства МУП "Коммунальник", ООО "ЖКХ". В районе функционируют 10 котельных жилищно-коммунального хозяйства суммарной мощностью более 16,3 Гкал/час. Все котельные работают на газу.
Одной из главных преимуществ района в экономическом развитии является 100 процентная его газификация.
Социальный потенциал. Главный источником экономического роста района является уровень состояния социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры) а также уровень благосостояние населения района.
Рост среднедушевых денежных доходов в 2007 году к уровню 2006 года составил 39,3% или 2945 рублей на душу населения. По показателю уровня среднедушевых доходов район отстает от среднего показателя по Чувашской Республики в 2,2 раза.
По обороту розничной торговли на душу населения по итогам 2007 года район занимает 20 место среди районов Чувашской Республики. Оборот розничной торговли на душу населения составил 9793,6 рубля, что в 1,5 раза больше к уровню 2006 года. Объем розничного оборота во всех каналах реализации в прошлом году составил 149 млн. рублей. По объему оказания платных услуг на 1 тыс. жителей район занимает 11 место. Размер платных услуг на 1 тыс. жителей по итогам 2007 года составила 2071 рубль.
Для Шемуршинского района актуальной остается задача снижение уровня бедности населения. По итогам 2007 года численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 3,3 тыс.чел., это в основном нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды), многодетные семьи, сюда также относятся граждане, которые имеют скрытый уровень доходов, о чем косвенно свидетельствует доля обеспеченности личными легковыми автомобилями на 1 личное подсобное хозяйства равная 38%.
Существующая в районе система здравоохранения позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания. В районе работает одно муниципальное учреждение здравоохранения "Шемуршинская центральная районная больница", 5 отделений врача общей практики, 18 фельдшерско-акушерских пунктов.
По итогам 2007 года обеспеченность больничными койками в расчёте на 10 тыс. населения составила 74,9 коек. Показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений равен 350 посещения в смену на 10 тыс. населения. Численность врачей на 10 тыс. населения составляет 22,3.
Одним из важных вопросов национального проекта в сфере здравоохранения является улучшение состояние материально-технической базы. В 2007 году проведена реконструкция здания Шемуршинской районной больницы под хирургическое и родильное отделение на 20 коек. Общий объем финансирования федерального, республиканского, местного бюджетов составил 46580 тыс. рублей, в том числе на приобретение нового современного медицинского оборудования направлено средств в объеме 4721 тыс.руб.
Основными направлениями совершенствования оказания медицинской помощи населению являются:
Развитие первичной медицинской помощи на основе совершенствования деятельности общеврачебной (семейной) практики, проведение профилактической работы с населением, повышение эффективности использования больничных коек.
Образование. В Шемуршинском районе 11 дошкольных учреждений реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования для 593 детей дошкольного возраста. На каждые 100 мест в дошкольных учреждениях района приходится 105 посещающих их детей, что говорит о максимальном использовании имеющихся мощностей и необходимости их развития.
В 2007 году проведена реализация подпрограммы районной целевой программы развития образования "Развитие дошкольного образования в районе на 2007-2010 г.г.". - развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста, что позволило сделать услуги ДОУ более доступными для всех слоев населения.
Обновлено содержание дошкольного образования. По программам нового поколения обучаются 65% воспитанников детских садов. Это программы "Детство" Бабаева, "Программа воспитания ребенка в детском саду" Васильевой, парциально используются программы "Радуга", "Весточка", "Семицветик". Для дополнительного образования детей используются программы "Юный эколог" Николаевой, "Здоровье" Алямовской, "Первые шаги" для детей от 1 года до 3 лет.
Учитывая запросы родителей в МДОУ детский сад "Аленушка" с. Шемурша оказываются платные дополнительные образовательные услуги по обучению детей английскому языку с охватом 21 ребенок. Принятые меры позволили увеличить количество дошкольных групп до 26 (в 2006 году - 23 группы). Увеличился общий охват детей дошкольным образованием до 62,15% (57% в 2006 году). Охват детей 5-6,5 лет предшкольной подготовкой составляет 83,6% (в 2006 году - 65,5%).
В 2007 году увеличилась посещаемость детьми дошкольных учреждений - 153,2 дня (в 2006 году - 126 дней).
В целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления образовательных услуг учащимся, в районе с 2002 года произошли определенные изменения по оптимизации сети образовательных учреждений: 4 школы реорганизованы из средних в основные, закрыты 5 начальных школ. Созданы 3 ресурсных центра, в которых сконцентрировались финансовые, материально-технические, педагогические ресурсы.
Это дало возможность организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. С 2005 года в девятых классах всех школ организована предпрофильная подготовка. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. Это должно помочь учащимся в дальнейшем профессиональном самоопределении. Если по республике профильным обучением охвачены 66,4 процента старшеклассников, то районе уже второй год профильным обучением охватили всех учащихся 10-11 классов. Профильное обучение ведется на базе ресурсных центров - МОУ "Шемуршинская СОШ", МОУ "Бичурга Баишевская СОШ", МОУ "Трехбалтаевская СОШ" и кустовых крупных школ, как МОУ "Карабай Шемуршинская СОШ", МОУ "Большебуяновская СОШ" В них созданы от двух до четырех профиля, отрабатываются модели обучения по индивидуальным учебным программам. Для углубленного изучения отдельных предметов учащихся МОУ "Чепкас Никольская СОШ" на школьном автобусе подвозят в ресурсный центр МОУ "Трехбалтаевская СОШ", 3 школы осуществляют профессиональную подготовку детей на базе РГОУ "Профессиональное училище N 7 с.Батырево". В 3 школах "МОУ "Трехбалтаевская СОШ", МОУ "Карабай Шемуршинская СОШ", МОУ Большебуяновская СОШ") района внедряется кадетское образование в учебно-образовательный процесс.
Для обеспечения доступности качественного образования с 2002 года действует республиканская программа "Школьный автобус". Сегодня в районе более 630 детей из деревень подвозят к базовым школам на 10 автобусах. Ежедневный пробег этих автобусов составляет 498 км. Все дороги по маршрутам школьных автобусов асфальтированы.
Реструктуризация сети школ в сочетании с введением единого госэкзамена увеличила возможности выпускников школ района для поступления в учреждения высшего профессионального образования. Если в 2000 году, в вузы поступали 32%, то в 2007-м - более 45 процентов.
В последние годы в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового календарного года один современный компьютер приходился 12 учащихся. Все школы в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" подключены к широкополосному бесплатному Интернету, все школы имеют собственные сайты, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием.
Благодаря участию в Комплексном проекте модернизации образования район получил современную мебель для начальных классов, оборудование для школьных столовых, художественную и учебно-методическую литературу на русском и чувашском языках.
Одно из самых эффективных условий для дальнейшего развития системы образования - введение новой отраслевой системы оплаты труда работников школ. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда. Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах республики, в том числе и в Шемуршинском районе - в МОУ "Шемуршинская СОШ", здесь педагогическим работникам должностные оклады выплачиваются за 36-часовую рабочую неделю. В отличие от традиционного поурочного порядка оплаты труда новый механизм нормирования учительского труда учитывает не только уроки, но и все остальные виды деятельности учителя, что начнет постепенно влиять на качество воспитательной работы в школе. В нынешнем году стимулирующая часть зарплаты выплачивается в размерах, не более 10% от общего фонда оплаты труда педагогов, к концу 2009 года предусматривается довести стимулирующую часть зарплаты до 30%.
Реализация национального проекта "Образование" повлияла на дальнейшее развитие государственно-общественной системы управления образованием в районе. Сегодня во всех школах района действуют управляющие советы, в районе создан Совет попечителей образования.
Образование, как развивающая система решает множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, поэтому отличительной чертой его стал поисковый инновационный характер. Сформирована научно-ориентированная практика образования в районе - экспериментальные площадки, которые концентрируют результаты экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида. Сегодня в школах района созданы 5 экспериментальных площадок.
Во всех школах района осуществляется раннее обучение иностранному языку и основам информатики со 2 класса.
Важным элементом системы оценки качества образования и обеспечения его доступности является работа с одаренными детьми. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах - один из наиболее эффективных способов оценки уровня знаний, неординарности мышления, способности к научной деятельности и готовности к дальнейшему обучению старшеклассников.
В 2007 году учащиеся школ приняли активное участие во всех республиканских олимпиадах. Призерами республиканских олимпиад стали: ученик МОУ "Шемуршинская СОШ" - 3 место по обществознанию, ученики МОУ "Трехбалтаевская СОШ" - первое и два вторых места по татарскому языку и литературе. Ученик МОУ "Трехбалтаевская СОШ" заняла 2 место на Всероссийской олимпиаде по татарскому языку и литературе в г.Казань.
На республиканской научно-практической конференции в г.Новочебоксарск учащиеся района заняли 2 первых места, 1 - второе 1 - третье место.
Совершенствуется система работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей, талантливой молодежи. 12 учащимся района назначены именные стипендии Главы администрации, 8 - получают стипендии Президента Чувашской Республики. Постановлением главы района от 05.03.2007 г. N 105 объявлен конкурс "Лучшие молодые специалисты года". 7 представителей работающей молодежи признаны победителями и получили премию.
С 2006 года на базе МОУ "Шемуршинская СОШ" работает Межшкольный методический центр, призванный улучшить работу по повышению ИКТ - компетентности и общей квалификации педагогов. Центром проводятся различные курсы, в результате которых доля педагогов, активно использующих в образовательном процессе информационные технологии увеличилась. Учительница математики МОУ "Шемуршинская СОШ" Иванова Н.Г. участвуя на республиканском конкурсе проектов среди учителей, прошедших подготовку в ММЦ, заняла 1 место.
Информационными технологиями владеют 90% учителей. Абсолютное большинство педагогических работников в школах обладают базовыми навыками работы на компьютере.
В районе получила дальнейшее развитие семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущественной формой устройства детей-сирот остается опека (попечительство). На сегодня семьях опекунов (попечителей) проживают 65 детей. В семьях усыновителей проживает 11. В настоящее время 13 детей проживает в приемных семьях. Выполняя ст.14 ф.з. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в районе проводится работа по выявлению несовершеннолетних детей и семьей, находящиеся в социально опасном положении, ведется их учет, с целью оказания им необходимой помощи, а также с целью профилактической работы с ними, ведется учет обучаемых, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Повышение качества образования, рост его эффективности обеспечивается ресурсами, накопленными системой. Одним из основных ресурсов качества образования являются педагогические кадры. В истекшем году произошли изменения по внедрению инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
С этого учебного года в процедуру аттестации педагогических и руководящих кадров введены ЕГЭ и проверка ИКТ-компетентности. В аттестации по новой форме в 2007 году приняли участие 101 педагогов.
Реализация национального проекта "Образование" имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям. Школы района принимают участие в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на гранты Президента Российской Федерации: в 2006 году грант в размере 1 млн. рублей, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", получила МОУ "Шемуршинская СОШ".
Активное включение в проектную деятельность для многих педагогов стало толчком для создания собственных современных технологий обучения. Рост профессионального мастерства педагогов подтверждается их успешным участием в городских, республиканских и российских конкурсах профессионального мастерства.
Ежегодно педагоги района участвуют в конкурсе на соискание премии Президента России и Гранта Президента ЧР. Получателями Премии Президента России в 2006 году стал педагог МОУ "Шемуршинская СОШ": учитель информатики Иванов Ф.Ф.,. учитель химии этой школы получили Грант Президента Ч.Р. В 2007 г. 3 учителя: учитель русского языка и литературы Синякова Л.А., учитель истории МОУ "Шемуршинская СОШ" Муромцева Е.А. и учитель русского языка и литературы МОУ "Шемуршинская СОШ" получили грант администрации района по 5 тыс. рублей.
В целях реализации национального проекта "Образование" в районе в 2007 г. проводился конкурс "Лучшая школа района", победителями которого стали МОУ "Шемуршинская СОШ" (1 место), МОУ "Бичурга Баишевская СОШ" (2 место), МОУ "Чукальская СОШ" (3 место), были вручены ценные подарки.
С 1 января 2006 года начата выплата дополнительного вознаграждения за классное руководство. Его получают 129 классных руководителей.
В сентябре 2007 года образовательные учреждения района приняли участие в республиканском конкурсе Грантов. По итогам конкурса победителями стали:
- в номинации "Поддержка республиканских экспериментальных площадок по раннему изучению информатики в общеобразовательных учреждениях - МОУ "Бичурга Баишевская СОШ", грант 25 тыс. рублей.
- в номинации "Разработка моделей и проектов по обновлению воспитательной деятельности образовательных учреждений" - МОУ "Карабай Шемуршинская СОШ" - 25 тыс. рублей.
Дополнительное образование является одним из звеньев образовательной системы района, частью его воспитательного пространства. Сегодня дополнительное образование детей осуществляется не только на базе учреждений дополнительного образования как ДЮСШ, Детская школа искусств. Развитие дополнительного образования на базе образовательных учреждений после закрытия Дома детского творчества позволило увеличить охват детей с 62% в 2002 г. до 80%, увеличение количества кружков в самих школах дало возможность удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Система проведенных мероприятий позволила в истекшем году достичь достаточно высокого уровня участия в различных видах творчества, конкурсах, смотрах, фестивалях, спортивных мероприятиях. Так, образцовый танцевальный ансамбль "Фламинго" (руководитель Кузьмина В.П.) на республиканском фестивале "Радуга" занял 2 место, на республиканском фестивале воздушных змеев ученик МОУ "Чукальская ООШ" занял 3 место, на республиканской научно-практической конференции "Поиск" кружковцы МОУ "Чукальская ООШ" заняли 3 место, на республиканском слете юных космонавтов кружковцы МОУ "Шемуршинская СОШ" заняли 3 место, на 9-х всероссийских Циолковских чтениях - два третьих места, на Всероссийском конкурсе "Космос" - двое стали лауреатами. Руководитель кружка МОУ "Шемуршинская СОШ" Шамеева М.А. заняла 3 место на республиканском конкурсе авторских программ дополнительного образования.
Наиболее массовым и организованным объединением было и остается юнармейское движение, отчетом деятельности которого являются игры "Зарница", "Орленок".
Особое внимание отдел образования и образовательные учреждения уделяют проведению летней оздоровительной компании. В 2007 г. во всех образовательных учреждениях функционировали летние оздоровительные лагеря. Особенностью этой летней лагерной компанией является то, что в оздоровительных лагерях реализовывались дополнительные образовательные программы, направленные на развитие творческих способностей личности ребенка (туристско-краеведческие, спортивные). Всего за лето организованными формами труда и отдыха было охвачено (школьников, что составляет 82%.)
Ежегодно проводятся военные сборы юношей 10 классов, в 2007 году ими было задействовано 134 человека.
Культурный потенциал района представлен 17 учреждениями культуры, в которых работают 151 клубных формирования, в том числе 14 секций физкультурно-оздоровительной направленности. В районе 8 коллективов художественной самодеятельности имеют звание "народный". Это: мужской и женский хоры, театр, вокально-инструментальный ансамбль "Ремикс", хореографический ансамбль "Антонина" центрального Дворца культуры, фольклорные ансамбли "Сурпан" Трехизб-Шемуршинского и "Тевет" Старо-Шемуршинского сельских клубных учреждений, детский фольклорный ансамбль "Мерчен" Большебуяновского народного краеведческого музея. Коллективы художественной самодеятельности ведут большую работу по обслуживанию населения не только в районе, но и за её пределами.
Все учреждения культуры в районе полностью газифицированы.
В районе функционируют 17 массовых библиотек, в том числе 8 модельных библиотек, книжный фонд которых составляет 190 тыс. томов.
Большое внимание в районе уделяется качественному улучшению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Общая численность занимающихся физической культурой и спортом увеличивается и составляет около 21% от общего числа жителей.
В районе к услугам населения предоставлены 1 стадион, 50 спортивных сооружений, в том числе 16 спортивных зала. Число занимающихся в детских юношеских спортивных школах в 2007 году составило 305 человек.
В районе спортивную работу проводят детско-юношеская спортивная школа с отделениями легкой атлетики, борьбы, футбола, баскетбола, лыж. Во многих общеобразовательных школах района открыты филиалы спортивных школ. Ежегодно проводится районная спартакиада по физической культуре. В детских садах проводятся физкультурно-оздоровительные занятия с элементами состязательности, эстафеты и игры.
В районе активно развивается конный вид спорта, особенно бега рысистых лошадей. В с.Шемурша имеется один из лучших ипподромов в республике с трибунами на 800 мест.
Основные показатели социально-экономического развития муниципального развития в 2007 году
Наименование |
Показатель |
|||||||
абсолютный |
среднедушевой (удельный) |
|||||||
единица измерения |
по муниципальному образованию |
по Чувашии |
Доля муниципального образования |
единица измерения |
по муниципальному образованию |
по Чувашии |
отношение показателя по муниципальному образованию к показателю по Чувашии |
|
Территория |
тыс.км2 |
0,79 |
18,3 |
4,3 |
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
15,21 |
1284,4 |
1,18 |
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (ОКВЭД) |
млн. рублей |
12,8 |
90585,4 |
0,01 |
на душу населения, рублей |
840,0 |
70527 |
1,19% |
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
525 |
17541,9 |
3,5 |
на душу населения, рублей |
34507 |
13657 |
253% |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
221,5 |
37209,4 |
0,6 |
на душу населения, рублей |
14558 |
28970 |
50% |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь) |
тыс.м2 |
16,05 |
1004,39 |
1,7 |
на душу населения м2 |
1,05 |
0,78 |
135% |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
149 |
46713 |
0,32 |
на душу населения, рублей |
9793,6 |
36369 |
27% |
Доходы консолидированного бюджета |
млн. рублей |
199,96 |
22021,5 |
0,9 |
на душу населения, рублей |
13143 |
17145 |
76,6% |
Численность зарегистрированных безработных (на конец года) |
человек |
140 |
9700 |
1,44 |
уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,6 |
1,18 |
135% |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
тыс. человек |
3,3 |
- |
- |
уровень бедности, % от общей численности населения |
22,0 |
- |
- |
Денежные доходы в месяц |
рублей |
|
|
|
на душу населения, рублей |
2945 |
6500 |
45,3% |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
рублей |
|
|
|
одного работника, рублей |
5982,4 |
8374,3 |
71,4% |
Средний размер назначенных пенсий |
рублей |
|
|
|
одного пенсионера, рублей |
2799 |
3301 |
84,7 |
Естественная убыль населения |
человек |
-121 |
-5608 |
1,69 |
коэффициент естественного прироста населения, человек на 1 тыс. населения |
-7,9 |
-2,96 |
266% |
Место, занимаемое Шемуршинским районом среди районов Чувашской Республики в 2007 году
N п/п |
Показатели |
Место |
1 |
Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (%), определяется как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период |
21 |
2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в добываюющих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 1 тыс. жителей (в тыс.руб.) |
19 |
3 |
Индекс физического объема сельскохозяйственного производства с учетом хозяйств населения (%), определяется как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период |
4 |
4 |
Производство сельскохозяйственной продукции на 100 га сельхозугодий с учетом хозяйств населения (тыс.руб.) |
5 |
5 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли (в % к соответствующему периоду предыдущего года), определяемый как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период |
1 |
6 |
Объем розничного товарооборота на душу населения (рублей) |
20 |
7 |
Индекс физического объема платных услуг населению (в % к соответствующему периоду предыдущего года), определяемый как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период |
6 |
8 |
Объем платных услуг населению в фактических ценах на 1 тыс. жителей (тыс.руб.) |
12 |
9 |
Ввод в действие жилых домов, кв.м. общей площади на 1 тыс. жителей, учитывается по результатам года |
6 |
10 |
Темп роста ввода жилья в эксплуатацию, в % к соответствующем периоду предыдущего года, определяется как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период - учитывается дополнительно по результатам года |
15 |
11 |
Темп роста поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней (в % к соответствующему периоду предыдущего года), определяется как произведение цепных индексов, начиная с 2005 года по отчетный период) |
5 |
12 |
Темп роста налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы налогообложения, и налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) |
21 |
13 |
Доля собственных доходов в общей сумме доходов муниципальных районов без учета финансовой помощи |
21 |
14 |
Среднемесячная заработная плата одного работающего (в рублях) |
7 |
15 |
Уровень зарегистрированной безработицы (%) |
15 |
16 |
Доля газифицированных зданий учреждений культуры к общему количеству зданий учреждений культуры, в процентах |
1 |
1.2. Основные проблемы социально-экономического развития Шемуршинского района.
1. Экономические проблемы.
1.1. Износ и экономическое устаревание производственных фондов основных отраслей экономики.
1.2. Обеспечение эффективной занятости населения района.
Численность трудоспособного населения района по состоянию на 01.01.2008 г. составила 8728 человек, в том числе количество работающих на предприятиях, организациях и учреждениях - 2714 человек (31%), количество индивидуальных предпринимателей - 385 человек (4%). Остальная часть населения (55%) выезжает на работу за пределы района или занимается ведением личного подсобного хозяйства.
II. Социальные проблемы
2.1. Низкий уровень доходов населения.
В 2007 году денежные доходы на душу населения в месяц составили 2945 рублей, что ниже республиканского показателя в 2,2 раза. Значительная часть населения (22%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума.
2.2. Демографическая ситуация.
В 2007 году естественная убыль населения по району составила - 121 человек. За этот год в районе родилось 180 человек, умерло - 301 чел.
Миграционный отток населения составил 253 человека.
В результате численность населения равная 15401 человек на 1 января 2008 года по сравнению с 1 январем 2007 года уменьшилась на 374 человек.
III. Экологические проблемы
3.1. Дефицит питьевой воды нормального качества.
Среднесуточный отпуск воды на хозяйственно-питьевые нужды каждому жителю района составляет в среднем 13 литров.
Основным источником водоснабжения жителей частного сектора, являются индивидуальные колодцы, вода в которых не всегда соответствует санитарным нормам и требованиям, что способствует созданию неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Наибольшие проблемы в нехватке воды нормального питьевого качества испытывают жители с.Шемурша, с.Чепкас-Никольское, д.Русские Чукалы, д.Новые Чукалы, с.Трехбалтаево, д.Байдеряково, где недостаточная обеспеченность ресурсами подземных вод.
1.3. Сравнительные конкурентные преимущества муниципального образования
Таблица 3
Анализ социально-экономического развития муниципального образования Шемуршинского района (сильные и слабые стороны)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Район с большим потенциалом лесных ресурсов. Экологически благоприятная обстановка для проживания. Отсутствие производств с вредными выбросами. Наличие сырьевых ресурсов: имеются месторождения песка, глины, трепела, карбонатных пород Благоприятные природно-климатические условия для развития туризма |
Географическое расположение района. - Район является одним из самых отдаленных районов от столицы Республики, находится в 180 км от г.Чебоксар. - Расстояние до ближайщей железнодорожной станции г.Канаш - 90 км. |
Устойчивый экономический рост основных отраслей экономики. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность |
Наличие современной общественной инфраструктуры. Достаточный ресурс рабочей силы. 100% газификация населенных пунктов и всех социально значимых учреждений. Развитая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Завершение строительства отчистных сооружений на 400 куб.м. в сутки. Строительство водохранилища для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Шемуршинского и Батыревского районов. Благоустроенность Шемуршинского района. |
Значительный износ основных производственных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры |
Возможности |
Угрозы |
Наличие благоприятных условий для активного проведения преобразований в экономике, развитие бизнеса, привлечения инвестиций |
Старение населения района. Отставание в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности. |
II. Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования
2.1. Миссия органов местного самоуправления направлена на стабильное развитие экономики района, обеспечивающее повышение качества жизни населения.
2.2. Система стратегических целей и задач.
Стратегия социально-экономического развития Шемуршинского района включает в себя две основные цели: обеспечение экономического роста и улучшение качества жизни населения в районе.
Основными направлениями экономического развития являются:
- привлечение инвестиций в экономику района;
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие промышленного потенциала, модернизацией существующих производств, создание новых;
- эффективное использования имеющихся природных ресурсов;
- развитие туризма на базе национального парка "Чаваш Вармане".
Улучшение качества жизни населения района состоит из улучшения качества и благосостояние населения (состояние физического здоровья, воспроизводства, приверженность семейным ценностям, уровень образования и культуры, величина доходов, обеспеченность жильем и собственностью) и качества окружающей среды (безопасность, условия труда, инфраструктурная обеспеченность, экологическая обстановка, социальная и политическая стабильность).
Основными задачами здесь являются:
- рост среднедушевых денежных доходов населения в месяц минимум в 2 раза к 2020 году;
- снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума - до 10% от общей численности населения района;
- расширение возможностей для трудоустройства молодежи;
- стимулирование более высокого уровня социального потребления (улучшение качества услуг в сфере образования и здравоохранения);
- повышение роли и значения семьи, создание необходимых условий для реализации семьей ее функций;
- развитие системы социального обеспечения с учетом тенденции повышения доли пожилых граждан в общей численности населения;
- разнообразие культурной жизни и обеспечение доступности культурных услуг;
- обеспечение условий развития институтов гражданского общества.
Стратегия социально-экономического развития Шемуршинского района состоит из трех этапов:
1-й этап - Организационно-инвестиционный (2008-2011 годы).
На первом этапе предполагается сохранить сложившиеся темпы экономического роста, в этом же периоде планируется активное привлечение инвестиций в экономику района:
- строительство кирпичного завода мощностью производства 30 млн. штук кирпича в год;
- строительство физкультурно-спортивного коплекса в с.Шемурша;
- строительство водохранилища на р.Карла, строительство группового водовода в с. Шемурша, строительство водопроводных сетей в с.Шемурша;
- реконструкция Центральной районной больницы;
- строительство здания для размещения социального центра;
- реконструкция животноводческих помещений;
- развитие рынка земельных отношений, а также 100% освоение земель сельскохозяйственного назначения;
- открытие хлебопекарни на базе предприятия ООО "Сувар";
- наращивание потребительскими кооперативами объемов закупаемой продукции у личных подсобных хозяйств;
- создание проектов для модернизации существующих производств;
- проведение организационной работы по созданию туристической базы на территории национального парка "Чаваш Вармане".
2-й этап - Подготовительный (2012-2015 годы).
На втором этапе ожидается повышение инвестиционной активности в связи с более масштабной модернизацией и реструктуризацией производств, на этом этапе предполагается максимальное вложение инвестиционных ресурсов в развитие эффективного земледелия, наращивание объемов сельскохозяйственного производства, создание высокоэффективной кормовой базы для развития животноводства, организация на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов перерабатывающего производства, строительство туристической площадки на базе национального парка "Чаваш Вармане", организация производства по выращиванию рыб осетровых пород,
3-й этап - Развивающийся (2016-2020 годы).
На третьем этапе инвестиционная деятельность будет больше ориентирована на достижение нового качества производственного аппарата, на этом этапе предполагается получение максимальной отдачи от проектов реализуемых на первых двух этапах. В этом же периоде предусматривается открытие второго цеха по производству кирпича мощностью 30 млн. штук в год, строительство кирпичного завода по производству силикатного кирпича на базе имеющихся месторождений карбонатных пород, разработка Чукальских месторождений цеолитсодержащих пород, открытие новых туристических маршрутов на базе национального парка "Чаваш Вармане", открытие школы народно-художественных изделий, открытие цеха по пакетированию экологической чистой родниковой воды.
Все рассмотренные варианты экономического роста в долгосрочной перспективе могут быть реализованы при условии существенного улучшения инвестиционного климата и проведении целенаправленной инвестиционной политики
2.3. Приоритетные направления развития и ожидаемые результаты:
Основными приоритетными направлениями развития стратегии до 2020 года являются:
2.3.1. Развитие агропромышленного комплекса.
Проектные направления:
1.1. Развитие растениеводства напрямую связано с эффективностью использования земельных ресурсов, применения современной системы земледелия.
С этой целью планируется следующие мероприятия.
Полное 100% освоение земель сельскохозяйственного назначения на территории района уже на 1 этапе реализации стратегии.
Привлечение инвестиций для обновления техники и технологического оборудования с целью преодоления технической отсталости в сельском хозяйстве.
Применение ресурсосберегающих технологий, которые способствуют производству высококачественной продукции в условиях рискового земледелия. Переход на новые технологии позволит снизить количество выполняемых технологических операций, а также:
на 30-40% экономить производственные затраты;
в 1,5-2 раза снизить расход топлива;
на 30% повысить рентабельность производства.
Новые технологии позволят более успешно решать задачи экологического плана - устранение процессов деградации почв, эрозии, усиленных процессов минерализации гумуса. Переход к минимальной обработке и применение других элементов адаптивного земледелия позволит перейти к новым технологическим комплексам в растениеводстве, таким как:
зернопаровые и зернопаропропашные севообороты короткой ротации;
минимальные и дифференцированные системы обработки почвы с обязательным использованием комбинированных почвообрабатывающих и посевных машин;
высокоэффективные локально-ленточные способы внесения удобрений, широкое использование соломы и сидерации на удобрение, стартовые дозы удобрений в первую очередь - азотных;
интегрированная защита посевов.
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит на 1 этапе реализации стратегии сохранить намеченные темпы роста объемов производства растениеводческой продукции, на 2 этапе - наращивать объемы производства, на 3 этапе - получить максимальную отдачу от вложенных производственных, финансовых и трудовых ресурсов.
Производство зерна во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
Производство картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
Производство овощей во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
2. Ускоренное развитие животноводства.
На первом этапе реализации стратегии предусматривается проведение реконструкции зданий молочно-товарной фермы на 200 голов в СХПК "Восход", СХПК "Искра", ЗАО "Мир", ООО "Шанс", ЗАО "Агрофирма-Карлинская", ЗАО "Нива";
- проведение реконструкции здания фермы по откорму КРС на 250 гол. в КФХ "Бездна".
На втором этапе реализации стратегии планируется строительство свинокомплекса на территории Бичурга-Баишевского сельского поселения с проектной мощностью 100 тыс. голов.
Организация и развитие производства высокоэнергетических кормовых культур, таких как горох, вика, кукуруза на зерно с целью обеспечения потребностей животноводства в высококачественных концентрированных кормах.
3. Одним из главных направлений стратегии развития АПК Шемуршинского района является развитие малого и среднего бизнеса и предпринимательства на селе. Личные подсобные хозяйства почти полностью обеспечивают население района отдельными продуктами питания. В личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) производится картофеля - 78%, овощей - 83%, мяса - 84%, молока - 84%, яиц - 94%).
4. Создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью:
- Увеличение объемов закупаемой продукции у личных подсобных хозяйств.
- Расширение перечня различных видов услуг, оказываемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своим членам.
5. Предоставление муниципального залогового фонда под обеспечение кредитных ресурсов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств.
6. Создание на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов перерабатывающих производств.
7. Повышение производительности труда, влияющее на увеличение заработной платы работников сельского хозяйства.
С целью закрепления кадров на селе планируются к реализации следующие мероприятия:
обеспечение жильем граждан и их семей, проживающих в сельской местности;
материальное стимулирование молодых специалистов при поступлении на работу в сельскохозяйственную организацию в форме предоставления им единовременных денежных выплат;
развитие социальной инфраструктуры села.
Ожидаемые результаты:
Достижение устойчивых темпов роста сельскохозяйственного производства на основе повышения эффективности и рационального использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов;
2.3.2. Развитие промышленности
Проектные направления:
2.1. Модернизация лесоперерабатывающего комплекса на базе предприятий: ООО "Агросервис", ООО "Саид", Шемуршинского лесопункта.
2.2. Организация и развитие производства хлебобулочных изделий на базе ООО "Сувар".
2.3. Модернизация и расширение производства мясной и колбасной продукции на базе СППК "Патриот".
2.4. Открытие цеха по пошиву верхней одежды.
2.5. Строительство кирпичного завода мощностью производства 30 млн. штук в год.
2.6. Разработка Чукальских месторождений цеолитсодержащих пород.
2.7. Строительство кирпичного завода по производству силикатного кирпича на базе имеющихся месторождений карбонатных пород
Ожидаемые результаты:
Повышение качества выпускаемой продукции, снижение затрат на производство, рост объемов производства к 2020 году в 21 раз к уровню 2007 года.
2.3.3. Строительство и реконструкция дорог общего пользования с твердым покрытием.
Проектные направления:
3.1. Завершение в 2008 году строительства сети автомобильных дорог, протяженностью 33,76 км., соединяющих все населенные пункты Шемуршинского района;
3.2. Строительство и ремонт автомобильных дорог:
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
Строительство дорог, км |
1,2 |
3,2 |
2,7 |
15 |
20 |
Ремонт дорог, км |
4,0 |
3,7 |
4,0 |
20 |
25 |
Ожидаемые результаты:
улучшение состояния автомобильных дорог и технической оснащенности придорожной транспортной инфраструктуры;
улучшение транспортной доступности для жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
2.3.4. Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
Несмотря на то, что в Шемуршинском районе благоприятная экологическая обстановка, к вопросам экологии уделяется все больше внимания.
В этих условиях основными целями экологической устойчивости являются улучшение состояния окружающей среды, охрана здоровья человека и создание условий, обеспечивающих повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения в районе.
Основными направлениями деятельности для решения поставленных целей являются:
На первом этапе реализации стратегии:
- завершение в 2008 году строительства очистных сооружений, мощностью 400 куб.м. в сутки;
- в целях обеспечения населения водой нормального качества и в достаточном количестве завершение к 2010 году строительства водохранилища на р.Карла для питьевого водоснабжения поселений Шемуршинского и Батыревского районов;
- строительство и реконструкция систем водоснабжения населенных пунктов Шемуршинского района;
- проведение экологической инвентаризации всех возможных источников загрязнения и мониторинг окружающей среды
- внедрение системы сбора отходов в населенных пунктах республики с организацией центра по их складированию и обезвреживанию вблизи с.Шемурша;
- ликвидация всех очагов загрязнения не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок.
На втором этапе стратегии предполагается:
- оптимизация сети очистных сооружений области, обеспечение их максимальной загрузки;
- внедрение в промышленных и сельскохозяйственных организациях экологически безопасных и чистых ресурсосберегающих технологий, малоотходных и безотходных производств;
- утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления.
На третьем этапе реализации стратегии:
- строительство мини-завода по переработке по переработки отходов.
На всех этапах реализации стратегии планируется:
воспроизводство охотничье-промысловых животных, охрана редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных растительных сообществ на базе национального парка "Чаваш Вармане";
дальнейшая реализация мероприятий по благоустройству населенных пунктов, улучшению их санитарно-эстетического состояния, созданию парков и садов;
экологическое воспитание и образование населения. Обеспечение широкого доступа населения к экологической информации с целью формирования экологического мировоззрения и культуры;
проведение лесовосстановительных мероприятий, способствующих росту площади лесов, повышению лесистости лесного фонда, увеличению экологического разнообразия и емкости территории.
Ожидаемые результаты:
Улучшение экологической обстановки в районе, создание благоприятных условий для проживания в сельской местности.
Обеспечение население Шемуршинского района питьевой водой нормального качества и в достаточном количестве.
Снижение заболеваемости населения.
Снижение уровня загрязнения водных объектов
Сокращение потерь воды в системах водоснабжения.
2.3.5. Содействие развитию инвестиционной деятельности и повышение предпринимательской активности
Проектные направления:
Данный раздел планируется реализовать на первом этапе стратегии.
Завершение процесса разграничения государственной собственности на землю.
Развитие рынка земли (активизация процесса купли-продажи и залога земельных участков), вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков.
Привлечение инвесторов для реализации мероприятий предусмотренных в 2.3.1.-.2.3.2.
Формирование базы данных об имеющихся свободных инвестиционных площадках на территории района.
Ожидаемые результаты:
Повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики.
Увеличение объемов и темпов роста привлечения инвестиций в основной капитал.
Создание новых и сохранение имеющихся производственных мощностей.
Обеспечении занятости населения.
Эффективное использование и вовлечение земель в рыночный оборот.
Важное направление в социально-экономическом развитии района занимает развитие малого и среднего предпринимательства.
Основными направлениями которого являются:
создание условий, стимулирующих эффективную деятельность и развития субъектов малого предпринимательства на территории Шемуршинского района;
создание новых рабочих мест в отраслях реального сектора экономики;
содействие созданию новых субъектов малого предпринимательства;
активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, выявление молодых лидеров, имеющих способности к предпринимательской деятельности;
приоритетная поддержка малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере бытовых услуг, ремесленничестве, молодежной среде и социальной сфере.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики.
2. Увеличение численности работающих в сфере малого предпринимательства до 50% от числа занятых в экономике района.
3. Обеспечение роста до 50 количества работающих малых предприятий.
4. Доведение доли промышленного производства малых предприятий до 15% общего объема производства.
5. Формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.
6. Повышение уровня финансовой и бухгалтерской дисциплины предпринимателей за счет проведения обучающих семинаров и постоянно осуществляемых консультаций.
7. Ожидаемый рост оборота товаров и услуг предприятий малого бизнеса до 10% ежегодно.
8. Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней на один процентный пункт ежегодно.
9. Повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности.
2.3.6. Повышение качества жизни населения, развитие образовательного, духовного потенциала жителей района
Проектные направления:
Всевозможное содействие в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Для обеспечения качества и доступности образования предусматривается осуществлять:
- проведение текущих и капитальных ремонтов общеобразовательных и дошкольных учреждений за счет средств местного бюджета;
- благоустройство территории школ, детсадов, сельских клубов, стадионов;
- содействие в привлечение молодых специалистов и обеспечение их жильем.
Ожидаемые результаты:
Повышение доступности качественных образовательных услуг;
Привлечение молодых специалистов в образование;
2.3.7. Развитие здравоохранения включает в себя улучшение состояния здоровья и снижение уровня заболеваемости, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни населения в районе.
Достижение данной цели предполагает реализацию следующих направлений деятельности.
Проектные направления:
Всевозможное содействие в реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение".
Реконструкция Шемуршинской районной больницы.
Строительство социального центра в с. Шемурша.
Создание условий для профессиональной деятельности медицинским работникам в сельской местности, в первую очередь молодым специалистам;
Содействие к привлечение молодых специалистов-врачей в сельскую местность и обеспечением их жильем.
Широкий охват населения обслуживанием по принципу общеврачебной (семейной) практики.
Улучшение материально-технической базы МУЗ "Шемуршинская ЦРБ", офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов.
Принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках реализации трехсторонних соглашений о регулировании социально-трудовых отношений.
Ожидаемые результаты:
Повышение доступности и качества медицинской помощи населению.
2.3.8. Создание условий для массового привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом
Проектные направления:
Строительство физкультурно-спортивного комплекса с бассейном в с.Шемурша.
Укрепление материально-технической базы, реконструкции действующих спортивных объектов.
Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе с применением механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися, пенсионерами, инвалидами, совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства; увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом.
Создание действенной системы пропаганды здорового образа жизни, направленной на формирование у населения, особенно у детей и молодежи, интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
Ожидаемые результаты:
Ежегодное увеличение доли населения района, занимающегося физической культурой и спортом.
2.3.9. Развитие туризма на базе национального парка "Чaваш вaрманe" с созданием туристской базы активного отдыха является одним из приоритетных направлений экономического развития района, который обеспечит приток инвестиций в экономику района, повышение доходной части местного бюджета, увеличение числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач.
Проектные направления:
развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения инвестиций для создания новых туристских объектов и средств размещения.
Преимуществом в развитии сельского и экологического туризма в Шемуршинском районе является:
1. Наличие значительного количества природных ресурсов, хорошие природно-климатические условия, экологически чистая обстановка, наличие памятников культуры
2. Разветвленная сеть дорог, развитие частного транспортного обслуживания
Ожидаемые результаты:
Удовлетворение потребностей населения в активном, полноценном отдыхе и здоровом образе жизни, привлечение инвестиций в экономику района, увеличения числа рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства, повышение доходной части местного бюджета.
2.3.10. Снижение численности населения с денежными доходам ниже величины прожиточного минимума до 10% от общей численности населения.
Для реализации данной цели неоходимо:
привлечение инвестиций в экономику района, рост производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса;
содействие установлению минимальной заработной платы работникам предприятий, организаций не ниже величины прожиточного минимума;
сокращение на предприятиях, организациях незаконных форм оплаты труда;
привлечение трудоспособного незанятого населения к общественным работам.
2.3.11. Развитие строительства жилья и обеспечение нормальных условий проживании граждан.
Основными задачами являются:
Увеличение объемов строительства жилья и осуществление модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
Приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;
Обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом населения;
2.3.12. Развитие потребительского рынка.
Основными направлениями развития потребительского рынка на территории Шемуршинского района являются:
привлечение инвестиций в сферу торговли и услуг;
стимулирование проведения модернизации объектов торговли;
развитие кооперации (потребительское кредитование, сельхозкооперативы, потребкооперация);
стимулирование процесса интеграции организаций-товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственной продукции, организаций перерабатывающей и пищевой промышленности с организациями торговли и общественного питания.
2.3.13. Занятость населения.
Основными направлениями в сфере увеличения занятости населения являются:
Расширение инвестиционной деятельности с целью создания и модернизации рабочих мест.
Обеспечение благоприятного предпринимательского климата, содействие в повышении предпринимательской инициативы населения, расширении самозанятости жителей района, содействие развитию личных подсобных хозяйств граждан, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Создание условий для закрепления кадров на селе путем целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, обеспечения жильем молодых семей и специалистов, материального стимулирования молодых специалистов при поступлении на работу в сельскохозяйственные организации района.
III. Индикаторы оценки достижения стратегических целей
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2007 г. |
2015 г. |
2015 г. к 2007 г. |
Целевой ориентир к 2020 г. |
2020 г. к 2007 г. |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
Повышение уровня и качества жизни населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей |
2945 |
3300 |
3960 |
4600 |
в 1,56 раза |
7500 |
в 2,5 раза |
9200 |
в 3,1 раза |
Среднемесячная заработная плата одного работника, рублей |
5982,4 |
6840 |
7630 |
8900 |
в 1,49 раза |
9640 |
в 1,6 раза |
10950 |
в 1,83 раза |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % |
22,0 |
20,3 |
19,5 |
18,0 |
х |
15 |
х |
10,0 |
х |
Обеспечение высоких темпов экономического роста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Валовой региональный продукт: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на душу населения, тыс. рублей |
44,9 |
50,2 |
56,3 |
63,5 |
в 1,4 раза |
117 |
в 2,6 раза |
218 |
в 1,86 раза |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
143 |
103,5 |
104,0 |
105,0 |
в 1,13 раза |
106 |
в 1,6 раза |
107 |
в 2 раза |
Общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. рублей |
31,6 |
42,4 |
43,8 |
44,1 |
в 1,4 раза |
60 |
в 1,9 раза |
75,0 |
в 2,4 раза |
Объем отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения, тыс. рублей |
0,84 |
0,94 |
1,03 |
1,13 |
в 1,34 раза |
5,98 |
в 7,1 раза |
17,96 |
в 21,3 раза |
Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс. рублей |
34,5 |
36,9 |
39,4 |
42,1 |
в 1,22 раза |
74,2 |
в 2,1 раза |
95 |
в 2,8 раза |
Формирование благоприятных условий жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. метр на конец года |
25,6 |
25,9 |
26,6 |
27,5 |
в 1,07 раза |
28,1 |
в 1,09 раза |
30,4 |
в 1,18 раза |
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, % |
84,8 |
96 |
97 |
98 |
в 1,15 раза |
99 |
в 1,16 раза |
100,0 |
в 1,18 раза |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Шемуршинского района до 2020 года
Текст Стратегии размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)