Постановление Главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики
от 5 мая 2008 г. N 291
"Об утверждении программы "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г."
Постановлением Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 6 мая 2014 г. N 463 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью повышения эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения Моргаушского района и во исполнение постановление# Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2002 г. N 315 "О республиканской целевой Программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г.".
2. Определить заказчиком Программы администрацию Моргаушского района.
3. Установить, что при подготовке проекта бюджета Моргаушского района на соответствующие годы Программа включается в перечень районных программ, подлежащих финансированию за счет средств районного бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - начальника управления капитального строительства, архитектуры и ЖКХ - Никитина В.Г.
Глава администрации |
Ю.А. Иванов |
Программа
комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г." |
Основания разработки Программы |
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2002 г. N 315 "О республиканской целевой Программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы"; Решение Моргаушского районного Собрания депутатов от 28.04.2006 г. N С-9/4 "О Программе экономического и социального развития Моргаушского района на 2006-2010 г.г." |
Заказчик Программы |
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики |
Разработчик Программы |
Управление капитального строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Моргаушского района Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы |
- Повышение эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения Моргаушского района - управление процессом доступности и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению; - управление процессом уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при росте тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса"; - организация максимально достоверного учета потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов; - организация информационной открытости реализации программы; - обеспечение условий для создания ТСЖ. |
По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Название названного Федерального закона следует читать как "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Сроки реализации Программы |
- 2008-2011 годы |
Исполнители Программы |
Управление капитального строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Моргаушского района Чувашской Республики, МУП ЖКХ "Моргаушское", МУП Сундырское ЖКХ |
Объем и источники финансирования Программы |
Потребность в финансовых ресурсах - 669 млн. рублей) из них: 435 млн. рублей - средства федерального бюджета 159 млн. рублей - средства республиканского бюджета 65 млн. рублей - средства местного бюджета 10 млн. рублей - внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Реализация Программы позволит достичь: - улучшения качества коммунального обслуживания потребителей: - ликвидации критического уровня износа основных средств, к концу 2011 года будет решена проблема замены и модернизации сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения - благоустройство территорий населенных пунктов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Моргаушского района |
1. Общие положения
Программа "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г." (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2002 г. N 315 "О республиканской целевой Программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы", Федерального закона# от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, благоустройство территорий населенных пунктов, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач устранения сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое применение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения вопросов надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Все это значительно повысит качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерговодоснабжения и канализации.
Программные задачи и мероприятия определены с учетом послания Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова депутатам Государственного Совета Чувашской Республики, а также стратегических задач развития района.
2. Существующее положение современного состояния территории, инженерного обеспечения, коммунальных инфраструктур
2.1. Природные условия района:
3.1.1. Климат |
- |
умеренно-континентальный, удобный для проживания и сельхоздеятельности, но бывают засухи, средняя январская температура -13 среднеиюльская +19 С0, снег держится пять месяцев, осадки 420-450 мм в год; |
рельеф |
- |
плоская равнина, перемежаемая оврагами, что затрудняет сельхозработы и развитие компактных поселений; |
почвы |
- |
дерново-подзолистые, лесные и почвы речных пойм, нуждаются в внесении удобрений и подвержены сильной эрозии; |
растительность |
- |
лиственные леса с преобладанием дуба, культивируются различные виды трав; |
гидрографическая часть |
- |
характеризуется наличием реки Волги, рек и запасов подземных вод; |
полезные ископаемые |
- |
кирпичная глина, торф, запас до 1 млн.т. |
2.2. Речная сеть, подземные воды
Речная сеть представлена с севера рекой Волгой и другими реками: Моргаушка, Сорма, Штранга, Юнга, Сундырка, Шатьма. Многочисленные речушки и ручьи перемежаются с прудами и водоемами, являющимися естественными накопителями воды, в период обезвоживания рек.
Район обладает значительными запасами подземных артезианских вод.
2.3. Экологическое состояние природной среды
Состояние воздушного бассейна района удовлетворительное. Основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - котельные и автотранспорт.
Топливо, используемое в котельных, газ, уголь.
Состояние водных ресурсов неудовлетворительное.
Несмотря на то, что все животноводческие фермы, МТП, сельские администрации, пищевая промышленность, объекты коммунального назначения, школы и детские учреждения обеспечены водой, водопроводной водой пользуются 87,3% населения, 4760 человек (12,7%) используют нецентрализованные источники водоснабжения: колодцы и родники.
Качество воды в реках района в большей степени зависит от неорганизованной свалки в период снеготаяния и половодий, а также в процессе водной эрозии обработанной химикатами почвы на границах овражно-балочной сети. В то же время качество воды рек зависит от трансграничного переноса загрязняющих веществ с сопредельных территорий республики, стоков от перегруженных очистных сооружений отдельных хозяйств.
В районе наблюдается нарушение гидродинамического режима подземных вод и, как следствие, изменение дебита скважин и их загрязнение.
В целях рационального распределения бюджетных средств, направленных на реконструкцию водопроводной сети есть необходимость часть их потратить на обследование артезианских скважин (выборочно по годам) на предмет выявления наиболее водоносных и экологически чистых, чтобы сосредоточить дальнейшие мероприятия по совершенствованию водопроводной сети, основываясь на стабильных и экономически чистых источниках. Не исключено, что часть скважин придется закрыть, но при условии, что потребители получат воду из другого источника.
Строительство полигона ТБО обеспечит требуемую безопасную эксплуатацию объектов водоснабжения, а также позволит улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе, сократит экологический ущерб (выброс вредных веществ).
В прогнозируемом периоде основные действия службы экологического контроля должны быть направлены на взаимодействие с субъектами хозяйственной деятельности по проблемам охраны окружающей среды, осуществления природоохранных мероприятий, позволяющих сократить количество выбрасываемых в атмосферный воздух вредных веществ и сброса загрязненных сточных вод.
В прогнозируемом периоде основными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности будут:
- экологически безопасное размещение производительных объектов;
- модернизация технологических процессов;
- обеспечение населения питьевой водой нормативного качества;
- охрана и рациональное использование земельных ресурсов.
2.4. Инженерная инфраструктура.
2.4.1. Энергообеспечение.
Всего по району проходят линии электропередачи: ВЛ-10 кв - 617 км., ВЛ-0,4 кв - 593 км. По срокам эксплуатации требуется замена 250 км. ВЛ-10 кв и 358 км. ВЛ-0,4 кв.
Из имеющихся 412 трансформаторных подстанций требуется замена - 145 подстанций. Электрические линии обслуживает# "Северные электрические сети".
2.4.2. Теплоснабжение, водоснабжение и канализация
Муниципальный жилой фонд и бюджетные организации района обеспечивают теплом 18 котельных и 85 топочных. Большие затраты требуются на реконструкцию котельных, а именно: требуется замена котлов с более высоким КПД. В 2005 году проведена реконструкция газовых котельных в д. Старые Мадики и д. Сыбаи МУП ЖКХ "Моргаушское", д. Шатьмапоси МУ Шатьмапосинская ООШ. Вместо котлов с большой мощностью и меньшим КПД были установлены экономичные котлы марки "Микро". Экономия газа ожидается в пределах 40%, электроэнергии - 4 раза, экономия фонда заработной платы - 4 раза, уменьшились потери тепла.
В 2007 году выполнили работы по замене котлов с большим КПД в котельной Сундырского МУП ЖКХ в с. Б.Сундырь и закрыли одну котельную из-за перехода потребителей на индивидуальное теплоснабжение. В связи с переходом потребителей тепла на индивидуальное теплоснабжения и уменьшением выработки тепла отрасль теплоснабжения становится убыточным.#
Из имеющихся в районе 25 км теплотрасс требуют капремонта 9,5 км и реконструкции - 2,4 км. В свою очередь сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Средний уровень износа инженерных коммуникаций сегодня в районе составляет 65 и более процентов, характеризуется низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) отслужили свой срок полностью.
В районе, в основном, водоснабжение осуществляется через артезианские скважины.
Всего в районе имеется 185 действующих скважин, 329,35 км водопровода. Требуется замена 124 км водопровода, строительство и реконструкция водопровода протяженностью 84 км. Стоит задача передачи их в муниципальное ведение для обеспечения населения района качественной водой. Для обслуживания водопроводов требуется заложение финансовых средств в местном бюджете.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Стоимость основных фондов коммунального комплекса Моргаушского района Чувашской Республики оценивается величиной более 98,2 млн. рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5% от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты технической коммунальной инфраструктуры должно вкладываться примерно 4 млн. рублей. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 1,8 млн. рублей в год, то есть на 65% меньше нормативной величины.
В результате хронического недоремонта современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры района характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 60% до 90%). При этом от 15% до 25% инженерных коммуникаций района отслужили нормативный срок.
Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, повышенная аварийность. В 2006 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 2001 годом выросло в 2 раза.
В создавшихся условиях вопросы технической политики, внедрения новых технологий и материалов, энергосбережения отодвигаются на последний план. Основной задачей коммунального комплекса становится обеспечение необходимой устойчивости (прохождение очередного отопительного сезона без больших аварий).
Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов. Отсутствие обоснованных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений не позволяет рассчитывать на инвестиционную составляющую. Но главный фактор, не позволяющий установить действительно экономически обоснованные тарифы, - низкий уровень доходов населения.
Дотационность местного бюджета вынуждает руководство района районный бюджет считать как основной, а часто и единственный финансовый источник восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества. При этом:
инвестиционная привлекательность проектов модернизации коммунального имущества, возможность использования иных источников финансирования обычно даже не рассматриваются;
отсутствуют экономические стимулы эффективного использования бюджетных средств.
Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения денежных средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, платежей потребителей за коммунальные услуги. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе района и опирающихся на бюджетное финансирование.
Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе коммерческих инвестиций. Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках республиканской целевой программы
4. Цели и задачи программы
Основной целью программы является модернизация коммунальной инфраструктуры района для повышения надежности и устойчивости снабжения потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества, стабилизации стоимости ресурсов для потребителей и консолидированного бюджета района.
Предоставление коммунальных ресурсов непосредственно влияет на здоровье и комфортность проживания населения. Следовательно, главным требованием для объектов коммунальной инфраструктуры является их устойчивая и надежная работа. С другой стороны, затратность отрасли актуализирует проблему повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Для нормализации ситуации должно быть ликвидировано главное противоречие отрасли - коммерческая, инвестиционно-привлекательная по своей сути отрасль не должна зависеть от политической ситуации и величины бюджетных вливаний. Устойчивость функционирования коммунального комплекса должны обеспечивать прежде всего частные инвестиции.
Задача обеспечения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса района в рамках настоящей Программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций.
Кроме предложения коммерчески привлекательного проекта для потенциального инвестора должны быть решены проблемы гарантий возврата и прибыльности вложенных средств. Эта задача решается организационными мероприятиями, включающими в себя долгосрочный договор аренды или доверительного управления коммунальным имуществом, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, утвержденную его представительным органом.
Таким образом, основными задачами настоящей Программы являются:
1. Разработка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
2. Модернизация технической инфраструктуры коммунального комплекса района на основе привлечения коммерческих инвестиций.
5. Этапы реализации программы
Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.
На первом этапе (2008 год) планируется:
- Изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию, строительство и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов благоустройства за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств
На втором этапе (2009-2010 годы) планируется:
- Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных средств
Данной Программой определены оптимальные варианты модернизации коммунальной инфраструктуры Моргаушского района, направленные на достижение финансово-сбалансированного состояния, при котором поселение содержит и развивает инфраструктуру за счет собственных средств, не используя (или минимизируя) помощь вышестоящих бюджетов. Таким образом приводятся в соответствие уровень технического благоустройства поселений и уровень их социально-экономического развития. На основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в течение 2008 года в Моргаушском районе будет разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащий модернизации, реконструкции или новому строительству.
Перечисленные работы в полном объеме финансируются из средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников. Соответствующие затраты запланированы в размере 669 млн. рублей.
6. Основные принципы и требования к решению задач программы
При разработке программы "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г." учтены следующие принципы:
1. Программа "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г."
- основана на программе социально-экономического развития района;
- направлена на обеспечение соответствия уровня технического благоустройства поселений и уровня его# социально-экономического развития;
- целесообразна с точки зрения поселений в целом, а не с точки зрения интересов организации, которая в данный момент эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры населенного пункта (например, децентрализация системы отопления далеко не всегда совпадает с интересами организации жилищно-коммунального комплекса, у которой уменьшаются объемы реализации продукции);
2. Заказчиком программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является Администрация Моргаушского района Чувашской Республики.
3. Критерии для выбора технических решений и очередности реализации мероприятий программы устанавливаются на основе анализа следующих показателей:
степень амортизации (первоочередной модернизации подлежат сети и отдельные элементы коммунального оборудования, срок эксплуатации которых превысил нормативный, а также теплоэнергетическое оборудование, имеющее коэффициент полезного действия менее 80%);
объем снижения затрат при эксплуатации объекта инфраструктуры;
количество потребителей - получателей жилищно-коммунальных услуг от модернизируемого объекта;
экологический эффект от мероприятия.
4. Дополнительные технические требования к мероприятиям программы.
Принимая во внимание наибольший удельный вес платежей за тепловую энергию в общей структуре платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, основное внимание уделяется модернизации систем теплоснабжения поселений с определением оптимального использования схемы централизованного теплоснабжения или применение# автономных и индивидуальных источников теплоснабжения жилых домов (квартир) и объектов соцкультбыта. Кроме того, предусмотрены мероприятия по повышению эффективности источников теплоснабжения, энергосбережению, уменьшению потерь при транспортировке тепла.
Программой устанавливается необходимость проведения мероприятий по энергосбережению при производстве, транспортировке и потреблении энергоресурсов# стимулирование установки приборов коммерческого учета воды, прежде всего индивидуального (поквартирного) пользования.
7. Ресурсное обеспечение программы
Исходя из физического износа объектов коммунальной инфраструктуры района и для приведения их в нормативное состояние был проведен анализ и определена стоимость работ по укрупненным сметным расценкам, в том числе:
приведение в нормативное состояние систем теплоснабжения учреждений бюджетной сферы и муниципальных предприятий ЖКХ - 196 млн. рублей;
приведение в нормативное состояние систем водоснабжения и водоотведения поселений (в т.ч. очистных сооружений) - 342 млн. рублей;
приведение в нормативное состояние муниципального жилого фонда, ремонт и строительство объектов благоустройства - 131 млн. рублей.
Таким образом, объем средств, необходимых для приведения в нормативное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства района, оценивается величиной 669 млн. рублей.
Финансирование настоящей программы предусматривается осуществлять за счет федерального, республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы
(по годам в млн. рублей в ценах 2007 года)
Источники |
Всего |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Федеральный бюджет (прогноз) |
435 |
5,6 |
87 |
110 |
232,4 |
Республиканский бюджет (прогноз) |
159 |
3,2 |
32 |
40 |
83,8 |
Местный бюджет (прогноз) |
65 |
2,1 |
13 |
16 |
33,9 |
Внебюджетные средства (прогноз) |
10 |
1,9 |
2 |
2 |
4,1 |
Итого: |
|
|
|
|
|
8. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
В результате выполнения программы:
1. Повысятся надежность и устойчивость обеспечения потребителей района коммунальными услугами, при этом:
- уменьшится число аварийных ситуаций;
- уменьшатся затраты на ликвидацию последствий аварий.
2. Рост платежей потребителей за коммунальные услуги будет ограничен величиной официального уровня инфляции.
3. Совершенствование и развитие правового и кадрового обеспечения, включая принятие мер предосторожности от возникновения угроз экологической безопасности и создание условий обеспечения благоприятной окружающей среды и повышения экологической безопасности в Моргаушском районе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 5 мая 2008 г. N 291 "Об утверждении программы "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Моргаушского района на 2008-2011 г.г."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 6 мая 2014 г. N 463 настоящее постановление признано утратившим силу