Введение
Стратегия социально-экономического развития Яльчикского района до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер муниципального управления, основанная на долгосрочных приоритетах муниципальной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенародными приоритетами.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Яльчикского района;
- устойчивое развитие Яльчикского района, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального, республиканского и муниципального уровня:
приоритетных национальных проектов;
ежегодных посланиях Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики;
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 года;
Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 9;
указах Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, занятости сельского населения, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, на пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, на благоустройство населенных пунктов и территорий;
республиканских целевых программах;
муниципальных целевых программ Яльчикского района;
положениях о территориальном планировании сельских поселений;
законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Чувашской Республики.
Основными целями разработки Стратегии являются:
усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и осуществлением мер среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики;
формирование основы для совместных действий органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций;
обеспечение согласованности действий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Яльчикского района и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития района, муниципальных целевых программ, планов деятельности органов местного самоуправления, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, нормативно-правовых инициатив.
Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Яльчикского района, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых экономикой в условиях перехода к новому постиндустриальному этапу развития.
В рамках подготовки настоящего документа проведены исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализы, анализ пространственного развития на базе комплексных схем градостроительного планирования развития территорий Чувашской Республики и муниципальных образований, прогнозирование с применением методов моделирования в автоматизированной информационной системе объединенных государственных информационных ресурсов "Мониторинг - Аналитика - Прогноз".
I. Оценка потенциала социально-экономического развития муниципального образования
1.1. Современная социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании
В Яльчикском районе Чувашской Республики преобладает сельскохозяйственное производство. Основные отрасли сельского хозяйства - производство зерна, картофеля, мясо-молочное скотоводство. По сравнению с 2006 годом в 2007 году объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 18%. Производство мяса к 2006 году увеличилось на 6%, молока - на 3%, поголовье крупно-рогатого скота (КРС) - на 2%. Поголовье свиней уменьшилось на 10%.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства. Рост продукции сельского хозяйства будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве и растениеводстве на основе использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, заменой выбывающей устаревшей сельскохозяйственной техники новой. Для повышения производства продукции растениеводства увеличиваются площади, засеваемые элитными семенами. Увеличится доступность приобретения элитных семян, внесение минеральных удобрений.
В настоящее время для Яльчикского района характерны положительные тенденции роста объемов сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, размеров средней заработной плата работников предприятий района, увеличением суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Функционирование экономики Яльчикского района в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Среди внешних условий наибольшее значение для района будут иметь динамика развития мировой экономики и экономики Чувашии, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации и Чувашской Республики, демографическая ситуация.
К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального воздействия органом местного самоуправления, относятся следующие факторы:
активизация инвестиционной деятельности, реализация инвестиционных проектов;
повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
состояние производственных фондов, степень их изношенности;
развитие сектора общественных услуг;
ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;
реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития муниципального развития в 2006 году
Наименование |
Показатель |
|||||||
абсолютный |
среднедушевой (удельный) |
|||||||
единица измерения |
по муниципальному образованию |
по Чувашии |
Доля муниципального образования |
единица измерения |
по муниципальному образованию |
по Чувашии |
отношение показателя по муниципальному образованию к показателю по Чувашии |
|
Территория |
тыс. км2 |
0,567 |
18,3 |
3,1 |
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
23,1 |
1289,2 |
1,8 |
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (ОКВЭД) |
млн. рублей |
35,1 |
70291,7 |
0,05 |
на душу населения, рублей |
1519,5 |
54523,2 |
2,8 |
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
825,1 |
15750,6 |
5,2 |
на душу населения, рублей |
35718,6 |
12217,3 |
292,4 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
282,6 |
26548,9 |
1,1 |
на душу населения, рублей |
12233,8 |
20593,3 |
59,4 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (общая площадь) |
тыс. м2 |
21,6 |
854,5 |
2,5 |
на душу населения м2 |
0,935 |
0,663 |
141,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
169,4 |
37048,1 |
0,5 |
на душу населения, рублей |
7333,0 |
28737,3 |
25,5 |
Доходы консолидированного бюджета |
млн. рублей |
152,0 |
19171,9 |
0,8 |
на душу населения, рублей |
6580,0 |
14871,2 |
44,2 |
Численность зарегистрированных безработных (на конец года) |
человек |
193 |
11871 |
1,6 |
уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,56 |
1,45 |
107,6 |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
тыс. человек |
6,42 |
261,7 |
2,4 |
уровень бедности, % от общей численности населения |
27,8 |
20,3 |
136,9 |
Денежные доходы в месяц |
рублей |
|
|
|
на душу населения, рублей |
2164,0 |
5241,6 |
41,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
рублей |
|
|
|
одного работника, рублей |
3301,7 |
6436,7 |
51,3 |
Средний размер назначенных пенсий |
рублей |
|
|
|
одного пенсионера, рублей |
2356,8 |
2530 |
93,2 |
Естественная убыль населения |
человек |
-127 |
-5608 |
2,3 |
коэффициент естественного прироста населения, человек на 1 тыс. населения |
-5,5 |
-4,3 |
127,9 |
1.2. Основные проблемы: экономические, социальные, экологические
Наряду с позитивными тенденциями в социально-экономическом развитии района остаются проблемы.
1. В целях увеличения выпуска конкурентоспособной промышленной продукции необходимо сосредоточить усилия на решении следующих основных проблем:
- необходимость реконструкции и технического переоснащения промышленных предприятий;
- привлечение и подготовка высококвалифицированных кадровых ресурсов (особенно рабочих специальностей);
- активизация маркетинговой деятельности;
- разработка и внедрения системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов.
2. Несмотря на действующий в республике механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, наблюдается низкая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в районе, отсутствие свободных (неиспользованных) производственных мощностей, пригодных для организации производства субъектами малого предпринимательства.
3. Развитию отрасли сельского хозяйства будет способствовать решение проблемы низкой квалификации персонала на селе, а также меры направленные на повышение плодородия почвы.
4. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг
Высокий износ пассажирского парка приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
5. Неразвитость рынка услуг
Рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.
6. Относительно низкий уровень доходов населения.
Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Яльчикского района в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднереспубликанских показателей. Значительная часть населения (27,8%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума.
7. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения.
Для Яльчикского района характерен отрицательный прирост населения, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,7 раза (по России - в 1,5 раза, по Чувашии - в 1,4 раза).
Решение проблем в области демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения.
8. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем.
Несмотря на ежегодное увеличение темпов роста строительства жилых домов в Яльчикском районе проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой.
Уровень износа сетей и объектов коммунальной инфраструктуры остается высоким, более 60%. Следствием этого является технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.
Одной из проблем является ветхое состояние сетей электроснабжения с. Яльчики, износ которых составляет 80%, что вызывает высокую аварийность сетей, низкий коэффициент полезного действия мощностей и большие потери энергоносителей.
9. Рост потребления и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов, однако в Яльчикском районе отсутствует полигон по утилизации ТБО. Данные факты оказывают отрицательное влияние на состояние окружающей среды. В 2007 году введена первая очередь очистных сооружений. В настоящее время строятся канализационные и инженерные сети.
1.3. Сравнительные конкурентные преимущества муниципального образования
Таблица 3
Анализ социально-экономического развития муниципального образования (сильные и слабые стороны)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокая плотность автодорог с твердым покрытием; район имеет выходы на другие регионы России. |
Неудобное географическое положение, отдаленность от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары и автомобильных магистралей. Отсутствие железной дороги; автодорожной связи района по кратчайшим направлениям со всеми районами республики. |
Наличие высококвалифицированных специалистов и учебной базы для их подготовки; высокий образовательный уровень населения; достаточный ресурс рабочей силы; оживление самозанятости и экономической активности населения. |
Отрицательный естественный прирост населения, отток населения в трудоспособном возрасте, неблагоприятная демографическая структура. Значительная скрытая безработица. |
Наличие производственных площадей, возможных для развития экономики района. Наличие предприятия по переработке продукции сельского хозяйства (молоко). Наличие экологически чистых территорий. |
Низкая степень обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры; значительный износ инженерного оборудования; низкий уровень жилищной обеспеченности. |
Обеспеченность электроэнергией, устойчивое газоснабжение всех населенных пунктов района. Наличие магистрального газопровода, позволяющего обеспечить полную газификацию района. |
Слабое развитие учреждений бытового и коммунального обслуживания; недостаточное развитие социальной инфраструктуры в районе. |
Высокая обеспеченность общеобразовательными, детскими, дошкольными учреждениями, а также учреждениями культуры и медицины. Наличие средних специальных учебных заведений. |
Отсутствие канализационных сетей. |
Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет. |
Недостаточная бюджетная обеспеченность. |
|
Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности. |
Возможности |
Угрозы |
Наличие благоприятных условий для развития бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности района. |
Дефицит квалифицированных кадров для работы в новых рыночных условиях. |
Развитие высокотехнологичных производств, конкурентоспособность по стоимости выпускаемой продукции. |
Незначительный удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей; снижение объемов производства и уровня потребления населением основных продуктов питания, ухудшения здоровья. |
Наличие условий для проведения преобразований в экономике и социальной сфере. Оптимизация бюджета по доходам и расходам. |
Невозможность устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. |
Оптимизация образовательного уровня населения. Наличие рынка услуг связи, обеспечивающих широкий доступ населения к информационным ресурсам. |
Ухудшение экологического состояния из-за отсутствия полигона твердых бытовых отходов, надлежащего качества. |
II. Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципального образования
2.1. Миссия органов местного самоуправления
Решение местных социально-экономических проблем во все возрастающей степени зависит от самих муниципальных образований, от того, насколько районы в состоянии отказаться от ожидания установок сверху, развивать собственную инициативу и предпринимательство и эффективно использовать те возможности и резервы, которыми при всех существующих ограничениях они сегодня располагают.
Администрацией Яльчикского района предусматривается придерживаться этого принципа, проводя социально-экономическую политику в 2008-2020 годах.
Стратегия социально-экономического развития Яльчикского района на 2008-2020 годы разработана в целях реализации "Стратегии экономического и социального развития Чувашской Республики до 2020 года", утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8.
Стратегия социально-экономического развития Яльчикского района предусматривает выполнение органами местного самоуправления в сотрудничестве с другими представителями района, а также органами государственной власти Чувашской Республики комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие экономики района, укреплению налоговой базы, повышение уровня занятости и образованности населения, обеспечение стабильного роста качества жизни населения.
2.2. Система стратегических целей и задач
Система стратегических целей и задач представлена в Приложении N 1.
2.3. Приоритетные направления развития и ожидаемые результаты: промышленной политики, инновационной политики, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта и инженерной инфраструктуры, экологической безопасности, предпринимательской деятельности, сферы услуг, здравоохранения, культуры, спорта, туризма, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления
Стратегическое развитие Яльчикского района в долгосрочной перспективе определено с учетом приоритетов социально-экономической политики Чувашии.
В складывающихся условиях району необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском рынке, создать динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ района, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, формирующих ускоренный социально-экономический рост.
В соответствии с выбранными стратегическими целями и задачами действия органов местного самоуправления Яльчикского района будут сконцентрированы на реализации следующих приоритетных направлений развития.
Промышленная политика
Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по крупным и средним организациям составил 100,1% к 2006 году.
Промышленной продукции в действующих ценах произведено на сумму 87491,6 тыс. рублей, что в действующих ценах составляет 102,6% к соответствующему периоду прошлого года. Основной вклад в промышленный рост внесли ОАО "Яльчикский сыродельный завод", ООО "Агрофирма "Яльчикский крахмал", ООО "Яльчикский хлебозавод", ООО "Кирпич", ГУП "Яльчикский издательский дом", ЗАО НПО "Промсервис".
Товаров народного потребления произведено на сумму 38030,2 тыс. рублей, в том числе продовольственных - на 36358,8 тыс. рублей, непродовольственных - на 1671,4 тыс. рублей. Производство товаров народного потребления в действующих ценах увеличилось на 43,8%. В 2007 году увеличилось производство цельномолочной продукции, творога, хлебобулочных и кондитерских изделий, безалкогольных напитков, реабура, кирпича.
- ОАО "Яльчикский сыродельный завод". Произведено продукции за 2007 год на сумму 23845,0 тыс.руб. (в 2006 году - на 11767,0 тыс.руб.). Рост обеспечен освоением новой технологии производства творога, а также пакетированием цельномолочной продукции.
- ООО "Агрофирма "Яльчикский крахмал". Данное предприятие вышло из кризиса инициации банкротства. Если ещё в 2006 году был сделан упор на производство хлеба и хлебобулочных изделий, то за 2007 год предприятие достаточно быстро и на высоком уровне набрало обороты в производстве модифицированного крахмала - реабура - 161 т (447,2% к 2006 году) .
- ООО "Чувашъенкрахмал". Произведено продукции на сумму - 3780 тыс.руб.(за 2006 год - 11631 тыс.руб.).
- ООО "Кирпич". В 2007 году было произведено 550 тыс.шт., когда в 2006 г. - всего 380 тыс.шт.
- ГУП "Яманчуринскхимия". Выручка за 2007 год составила -13237,5 тыс.руб. (рост - 102,1%).
- ООО "Яльчикский хлебозавод". Произведено продукции на сумму - 8 218,5 тыс.руб. (в 2006 году - на 5730,0 тыс.руб., рост -143,4%).
- Яльчикское МРТП. Получено доходов на сумму - 1833,6 руб. (в 2006 году - на 2234,0 тыс.руб.).
- ЗАО НПО "Промсервис". Хотя и был обеспечен рост производства продукции на 9,2% по сравнению с 2006 годом, доходов было получено на сумму 31000,0 тыс.руб. против 36261,3 тыс.руб. в 2006 году.
Ежеквартально проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Принимаются меры по обеспечению стабильного развития предприятий и увеличению объемов производства. Продолжается осуществление мер по финансовому оздоровлению предприятий, обеспечению устойчивого роста объемов производства и получению отдачи от вложенных средств.
Приоритетные направления:
совершенствование технологии, освоение новых видов продукции, концентрация усилий на модификации потребительских свойств основных видов продукции;
модернизация производственных мощностей и технологии на основе внедрения наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий, создание и развитие системы экологического мониторинга и охраны окружающей среды с регулярным оповещением населения.
Ожидаемые результаты:
снижение экологической нагрузки на окружающую среду;
увеличение разовой мощности, загрузки производственных корпусов.
Агропромышленный комплекс
Аграрный сектор района занимает наибольший удельный вес в валовом продукте. Здесь действуют 24 сельскохозяйственных предприятия,12 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 39 крестьянско-фермерских хозяйств.
В 2007 году в хозяйствах района произведено 31515,0 тонн зерна, 8655,0 тонн картофеля, 2008,0 тонн овощей, 1718,6 тонн мяса (в живом весе), 10745,4 тонн молока. Средняя урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 23,4 ц/га, картофеля - 172,94 ц/га, овощей - 247,08 ц/га. Производство мяса в 2007 году составляет 92,8%, молока - 105,7% к уровню 2006 года. Производство мяса увеличилось в 10 хозяйствах, молока - в 17 из 24. Средний удой молока от одной коровы составляет 4214 кг, что на 351 кг больше 2006 года. Самые высокие удои в сельскохозяйственных предприятиях "Комбайн" (6165 кг), "Сатурн" (5651 кг), "Победа" (5949 кг). Увеличились среднесуточные привесы крупного рогатого скота на откорме.
В 2007 году поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 4,2% (309 голов), а свиней и лошадей уменьшилось.
В рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" в сельхозпредприятиях района разработаны документы на реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений. Проводится целенаправленная работа по обновлению машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий.
Хозяйства района пользуются услугами лизинга и льготного кредита. За 2007 год машинно-тракторные парки сельскохозяйственных предприятий пополнились 6 зерноуборочными комбайнами и 8 тракторами. В 2007 году в 6 хозяйствах проведена реконструкция животноводческих ферм. На реконструкцию и оснащение животноводческих ферм современным оборудованием получены льготные кредиты в сумме более 34,0 млн. рублей. В 10 хозяйствах района установлены доильные установки с высокоэффективными охладителями молока. Для улучшения генетического потенциала коров сельскохозяйственными предприятиями завезено 201 голова племенных телок, что в 3 раза превышает прошлогодний уровень. Завезено 23 головы свинок и 19 голов хряков.
Приоритетные направления:
ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, обеспечение доступным и комфортным жильем молодых специалистов на селе в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК";
привлечение льготных долгосрочных кредитных ресурсов в соответствии с направлениями государственной поддержки, предусмотренными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в целях увеличения эффективности сельскохозяйственного производства;
увеличение объемов производства сельскохозяйственных культур;
внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям региона, увеличение площади, засеваемой элитными семенами;
сохранение и развитие генетического потенциала имеющихся видов скота и птицы с применением мировых достижений селекции и воспроизводства, развитие мясо-молочного животноводства;
привлечение инвестиций для обновления техники и технологического оборудования с целью преодоления технической отсталости в сельском хозяйстве;
внедрение инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;
повышение производительности труда, влияющее на увеличение заработной платы работников сельского хозяйства;
совершенствование взаимоотношений сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими, обслуживающими и другими предприятиями-партнерами на основе кооперативных отношений и интеграционных процессов.
Ожидаемые результаты:
создание производственно-экономических условий для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение производительности труда и заработной платы работников сельскохозяйственных организаций;
развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
обеспечение доходности и финансовой устойчивости отрасли;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами и повышение доходов сельского населения;
создание социально-экономических условий, обеспечивающих улучшение условий жизни сельского населения.
Строительство
В 2007 году за счет всех источников финансирования предприятиями всех форм собственности освоено капитальных вложений на сумму 349200,0 тыс. рублей, в том числе на строительство объектов производственного назначения 154734,0 тыс. рублей, непроизводственного назначения - 194466,0 тыс. рублей. Объем капитальных вложений увеличился в 1,8 раза. Введены в действие основные фонды общей стоимостью 321080,0 тыс. рублей. В 2007 году введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Яльчики, первая очередь очистных сооружений, Дом правосудия, 23800,0 кв.м жилья, в том числе 23350,0 кв.м индивидуального, построено 11,2 км дорог с твердым покрытием, газифицировано 102,0 жилых дома.
Приоритетные направления:
выпрямление русла реки М. Була у с. Байдеряково;
строительство плотины на реке Таябинка в с. Яльчики;
завершение строительства канализационных сетей, инженерных сетей (водоснабжение);
строительство Парка в с. Яльчики;
переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
строительство школы с. Байдеряково Яльчикского района.
Ожидаемые результаты:
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в результате строительства канализационных очистных сооружений;
сокращение потерь воды в системах водоснабжения;
создание системы зеленых насаждений и оздоровление окружающей среды в сельских поселениях республики;
улучшение условий для обучения учащихся, увеличение количества учащихся.
Экологическая безопасность и улучшение состояния окружающей среды
Рост потребления и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов, однако в Яльчикском районе отсутствует полигон по утилизации ТБО. Данные факты оказывают отрицательное влияние на состояние окружающей среды. В 2007 году введена первая очередь очистных сооружений. В настоящее время строятся канализационные и инженерные сети.
Приоритетные направления:
внедрение системы сбора отходов и организация их доставки до предприятий по переработке и обезвреживанию;
создание новых полигонов размещения отходов;
дальнейшая реализация мероприятий по благоустройству населенных пунктов, улучшению их санитарно-эстетического состояния;
обеспечение населения качественной питьевой водой.
Ожидаемые результаты:
снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния;
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в результате строительства канализационных очистных сооружений;
создание системы зеленых насаждений и оздоровление окружающей среды в сельских поселениях республики;
создание предпосылок для реализации прав нынешних и будущих поколений на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.
Социальное развитие
В настоящее время в районе открыто всего 24 модельных библиотеки.
Приоритетные направления:
проведение реструктуризации сети сельских учреждений культуры путем создания многопрофильных интегрированных (культурно-досуговых, социально-культурных, культурно-образовательных) центров;
обеспечение сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев;
обеспечение бесперебойной работы Интернет-каналов, созданных в модельных библиотеках.
Ожидаемые результаты:
Создание многопрофильных социально-культурных центров в сельских поселениях к 2020 году до 12 единиц.
III. Индикаторы оценки достижения стратегических целей
Наименование показателя |
Муниципальное образование |
Чувашская Республика 2006 г. |
Целевой ориентир к 2020 г. |
Повышение уровня и качества жизни населения | |||
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей |
2164,0 |
5241,6 |
16230 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, рублей |
3301,7 |
6436,7 |
27070 |
Обеспечение высоких темпов экономического роста | |||
Общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, рублей |
12233 |
302400 |
96750 |
Объем отгруженной продукции обрабатывающего производства на душу населения, рублей |
775 |
46200 |
2402 |
Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, рублей |
35718,6 |
12200,0 |
107154 |
Формирование благоприятных условий жизнедеятельности | |||
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. метр на конец года |
25,0 |
21,5 |
35,0 |
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, % |
100,0 |
97,2 |
100,0 |
IV. Карта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия социально-экономического развития Яльчикского района до 2020 года
Текст Стратегии размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)