Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 25 июня 2007 г. N А79-11094/2006
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2007 г. N А79-11094/2006 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда 14.06.2007 по 18.06.2007 дело по иску Администрации г.Чебоксары Чувашской Республики к Управлению федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, Территориальному управлению Федерального агентства по управлением федеральным имуществом по Чувашской Республики, третьи лица: ФГУ "Чебоксарский лесхоз", Опытный лесхоз, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, о признании незаконным включения участков лесного фонда в реестр федерального имущества, о признании недействительным права федеральной собственности,
при участии в заседании представителей от истца, от ответчиков и от третьих лиц
установил:
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее - Управление ФРС по ЧР), Территориальному управлению Федерального агентства по управлением федеральным имуществом по Чувашской Республике (далее - Территориальное управление Росимущества по ЧР) о признании незаконным включения участков лесного фонда в реестр федерального имущества и недействительным право федеральной собственности на участки лесного фонда площадью 5775 гектаров на территории муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Истец указал, что Территориальное управление Росимущества по ЧР незаконно включило участки лесного фонда площадью 5775 гектаров в реестр федерального имущества, расположенные на территории города Чебоксары.
27.11.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) незаконно внесена запись N 21-01/21-9/2003-234 о регистрации права федеральной собственности на городские леса в Заволжской части города Чебоксары:
- на участок лесного фонда площадью 3540 гектаров, кадастровый (условный) номер 21:21:00:0000, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лесничество квартала с 46 по 65; Пихтулинское лесничество - квартала с 58 по 61; Сосновское лесничество - квартала 1, 8, 15, 22, 29, 30, 38, 39, 46, 53, 60, 61, 62; Северное лесничество - квартала 33, 34, 47, 48, 62; Чебоксарское лесничество - квартала с 53 по 62.
15.12.2003 в ЕГРП незаконно внесена запись N 21-01/17-3/2003-53 о регистрации права федеральной собственности на городские леса правобережной части города Чебоксары:
на участок лесного фонда площадью 2235 гектаров, кадастровый (условный) номер 21:17:00:0000, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Опытный лесхоз, Карачуринское лесничество квартала: 14, 28, 29, с 31 по 49, с 55 по 59, с 69 по 92.
Зарегистрированное право противоречит пунктам 20, 25, 26 статьи 16, статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 7, 10, 19, 133 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики обеспечение условий для развития на территории города Чебоксары массовой физической культуры и спорта, создание условий массового отдыха населения, организация благоустройства и озеленения территории города Чебоксары являются вопросами местного значения, относящиеся к ведению местного самоуправления города Чебоксары.
Также пунктом 26 статьи 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится изъятие земельных участков для муниципальных нужд, а в пункте 6 статьи 50 Закона установлены особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества, который устанавливается федеральным законом.
Регистрация названных участков лесного фонда на праве федеральной собственности на территории города Чебоксары препятствует осуществлении полномочий администрации города, определенных Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании 28.03.2007 представитель истца представил уточненные исковые требования, согласно которым Администрация города Чебоксары просит признать недействительным право федеральной собственности на участки лесного фонда, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записью N 21-01/21-9/2003-234 от 27.11.2003 площадью 3540 га с кадастровым номером 21:21:00:0000, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лесничество - квартала с 46 по 65; Пихтулинское лесничество - квартала с 58 по 61; Сосновское лесничество - квартала 1, 8, 15, 22, 29, 30, 38, 39, 46, 53, 60, 61, 62; Северное лесничество - квартала 33, 34, 47, 48, 62; Чебоксарское лесничество - квартала с 53 по 62 в реестре федерального имущества, как не соответствующее статьям 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чувашской Республике исключить эти участки из реестра федерального имущества.
Также просит признать недействительным право федеральной собственности на участки лесного фонда площадью 2235 гектаров, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записью N 21-01/17-3/2003-53 от 15.12.2003, кадастровый номер 21:17:00:0000, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Опытный лесхоз, Карачуринское лесничество квартала: 14, 28, 29, с 31 по 49, с 55 по 59, с 69 по 92, как не соответствующее статьям 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации и обязать Территориальное управление Росимущества по ЧР исключить эти участки из реестра федерального имущества.
07.05.2007 истец представил уточнение иска, в котором просит признать незаконным включение участков лесного фонда площадью 5775 га в реестр федерального имущества, как не соответствующие статьям 14, 16, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обязать Территориальное управление Росимущества по ЧР исключить эти участки лесного фонда из реестра федерального имущества, а также признать недействительным право собственности на участки лесного фонда общей площадью 5775 га, зарегистрированное в ЕГРП 27.11.2003 записью N 21-01/21-9/2003-234 на площади 3540 га, зарегистрированное в ЕГРП 15.112.2003 записью N 21-01/17-3-2003-53 на площади 2235 га.
В уточнении Администрация указала, что в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу главы 12 указанного Закона в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Однако зарегистрированное право федеральной собственности на участки лесного фонда площадью 5775 га нарушает право муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по реализации статей 14, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Территориальное управление Росимущества по ЧР исковые требования не признало, представило суду отзыв, в котором указало следующее.
15.12.2003, на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда: назначение - группа лесов первая, категории защитности: лесопарковая часть лесов зеленой зоны, лесохозяиственная часть лесов зеленой зоны, защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог, леса первой и второй зоны округов санитарной охраны курортов; площадь - 286900000 кв.м., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 21-01/17-3/2003-53. До этого, 27.11.2003, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда: назначение - группа лесов первая, категория защитности: леса природных парков; площадь - 319890000 кв.м., о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 21-01/21-9/2003-234.
Данные участки лесного фонда никогда не входили в черту города Чебоксары, из материалов лесоустройства эти участки не исключались, землеустроительные (межевые) дела на них не оформлялись и согласование не проходили.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 133 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования. Данные полномочия органам местного самоуправления законодательством не предусмотрены.
Ссылка Администрации на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несостоятельна, так как указанный Закон применяется в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, как полагает ответчик, государственная регистрация права федеральной собственности на участки лесного фонда не нарушает прав Администрации по контролю за использованием городских лесов.
В соответствии со статьей 4 Лесного кодекса Российской Федерации акты лесного законодательства обратной силы не имеют, и, следовательно, часть 3 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации автоматически правовой статус участков лесного фонда, относящихся к лесам первой группы, изменять не может.
Об этом свидетельствует и постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия лесного фонда", которым порядок перевода лесных земель в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации независимо от места их расположения, то есть в том числе и на землях городских поселений.
Нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является основанием для возбуждения вопроса перед Правительством Российской Федерации о переводе их в нелесные земли и (или) изъятии из земель лесного фонда.
Необходимо исходить из того, что включение в городскую черту, как до регистрации права федеральной собственности, так и после нее необходимо согласовывать с Правительством Российской Федерации, на основании чего Территориальное управление Росимущества по ЧР полагает, что требования Администрации города Чебоксары являются несостоятельными и не имеющими под собой достаточных оснований.
Кроме того, включение участков лесного фонда в лесах первой группы на территории Чебоксарского лесхоза и Опытного лесхоза в черту города Чебоксары и исключение из земель лесного фонда является их изъятием у правообладателя - Российской Федерации - переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов (до 01.01.2007 года - земли поселений), что также должно согласовываться с Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Так как данные участки лесного фонда отнесены к лесам первой группы, по категориям защитности - лесам природных парков и лесопарковой части зеленой зоны, то согласно положениям пункта 6 статьи 86 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается. Кроме того, просит учесть, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 647 "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлением лесопользования, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" определен порядок возмещения потерь лесного хозяйства.
13.06.2007 Территориальное управление Росимущества по ЧР представило дополнение к отзыву, в котором указало, что истец не представил достаточных доказательств того, что спорные участки находятся на территории муниципального образования. Истцом не представлены описания границ муниципального образования и не проведены землеустроительные работы по определению точных координат этих границ.
Полагает, что в случае необходимости расширения городских земель за счёт лесных участков, у муниципального образования есть возможность выйти с вопросом о переводе земель лесного фонда в другие категории и (или) изъятии из земель лесного фонда к Правительству Российской Федерации в установленном порядке.
Управление ФРС по ЧР в отзывах иск не признало. Указало, что оно неправомерно привлечено к участию в деле в качестве ответчика, так как действия Управления ФРС по ЧР не обжалуются. При регистрации права федеральной собственности на вышеуказанные участки лесного фонда оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике (Управление Роснедвижимости по ЧР) в отзыве указало, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Согласно постановлению Государственного Совета Чувашской Республики от 25.04.1997 N 678 городская черта города Чебоксары по северу проходила и проходит по настоящее время по фарватеру реки Волга. В связи с тем, что согласно ранее действовавшему Земельному кодексу РСФСР (статья 71) городская черта должна была отделять земли поселений от земель иных категорий целевого назначения, участки лесного фонда в Заволжской части изначально не вошли и не могли войти в земли городского поселения.
Для включения рассматриваемых участков лесного фонда в земли поселений Администрации необходимо произвести соответствующее изменение черты города Чебоксары, а также произвести перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Такой перевод осуществляется только через Правительство Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в связи с тем, что указанные участки относятся к лесам первой группы.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике в отзыве указало, что требования истца подлежат отклонению, поскольку не был решен вопрос о переводе земель из категории лесного фонда в категорию "земли населённых пунктов". На сегодняшний день в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике не переданы материалы территориального землеустройства ни города, ни муниципального образования. Таким образом, границы города и муниципального образования на сегодняшний день являются условными, требующими уточнения в установленном порядке. Подлежащий отчуждению объект должен быть индивидуализирован, то есть иметь кадастровый (уникальный) номер, местоположение (адресный ориентир), границы. Кадастровых номеров земельных участков, занятых лесным фондом и указанных в иске, не существует.
Государственное учреждение "Чебоксарский лесхоз", "Опытный лесхоз" указали на соответствие действий по признанию права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда закону. В связи с чем полагают, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным выше.
Представители ответчиков и третьих лиц исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах.
Выслушав представителей сторон, 3-их лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.
27.11.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 21-01/21-9/2003-234 о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, назначение - группа лесов первая, категория защитности - леса природных парков; площадь - 319890000 кв.м.; адрес: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лесничество квартала с 1 по 65; Пихтулинское лесничество с 1 по 62; Сосновское лесничество квартала с 1 по 62; Северное лесничество квартала с 1 по 63; Чебоксарское лесничество квартала с 1 по 62. Условный номер объекта - 21:21:00:0000.
15.12.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 21-01/17-3/2003-53 о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, назначение - группа лесов первая, категории защитности: противоэрозионные леса, лесопарковая часть лесов зеленой зоны, лесохозяйственная часть лесов зеленой зоны, защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог, леса первой и второй зоны округов санитарной охраны курортов; площадь - 286900000 кв.м., адрес: Чувашская Республика, Аликовский район, Моргаушский район, Красноармейский район, Цивильский район, Чебоксарский район, Ядринский район, г.Чебоксары, Опытный лесхоз, Малиновской лесничество квартала с 1 по 47, Карачуринское лесничество квартала с 1 по 126, Цивильское лесничество квартала с 1 по 119, Ильинское лесничество квартала с 1 по 88, Икковское лесничество квартала с 1 по 56, Сормовское лесничество квартала с 1 по 55. Условный номер объекта 21:17:00:0000.
Как полагает истец, участок лесного фонда площадью 3540 гектаров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Чебоксарский лесхоз, Акшюльское лесничество квартала с 46 по 65; Пихтулинское лесничество - квартала с 58 по 61; Сосновское лесничество - квартала 1, 8, 15, 22, 29, 30, 38, 39, 46, 53, 60, 61, 62; Северное лесничество - квартала 33, 34, 47, 48, 62; Чебоксарское лесничество - квартала с 53 по 62, а также участок лесного фонда площадью 2235 гектаров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Опытный лесхоз, Карачуринское лесничество квартала: 14, 28, 29, с 31 по 49, с 55 по 59, с 69 по 92, включены в реестр федеральной собственности незаконно, поскольку находятся на территории города Чебоксары, и не относятся к лесному фонду.
Между тем следует учесть следующее.
Согласно статьям 7, 19, 46, 47, 60, 63 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период регистрации права собственности на спорные участки, лесной фонд находится в федеральной собственности, передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации допускается только на основе федерального закона; формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом; включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего на день возникновения спорных правоотношений), в силу которого перевод лесных земель в нелесные земли и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы, установление порядка такого перевода и изъятия относится к полномочиям Российской Федерации в лице его Правительства по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, спорные участки лесного фонда на момент регистрации права собственности относились к лесам первой группы.
Довод истца о том, что поскольку в силу статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) спорные лесные участки оказались расположенными на землях городского поселения и в лесной фонд не входят, то предусмотренный порядок их перевода в нелесные земли и изъятия из земель лесного фонда Правительством Российской Федерации на них не распространяется, является ошибочным.
Согласно части 3 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) земли городских поселений - городские леса - в лесной фонд не входят, однако это положение само по себе не изменяет правового статуса лесных участков лесного фонда, оказавшихся расположенными на землях городских поселений в связи с расширением города (часть 3 статьи 19 Кодекса).
В соответствии со статьёй 4 Лесного кодекса Российской Федерации акты лесного законодательства Российской Федерации обратной силы не имеют, и, следовательно, часть 3 статьи 10 Кодекса автоматически правовой статус спорных участков лесного фонда, относящихся к лесам первой группы, изменять не может.
Об этом свидетельствует и постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда", которым порядок перевода лесных земель в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации независимо от места их расположения, то есть, в том числе и на землях городских поселений.
Нахождение лесов указанной категории на землях городских поселений является основанием для возбуждения вопроса перед Правительством Российской Федерации о переводе их в нелесные земли и (или) изъятии из земель лесного фонда.
Кроме того, необходимо учесть и следующие обстоятельства.
В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли поселений (подпункт 2 пункта 1) и земли лесного фонда (подпункт 5 пункта 1).
Землями поселений (в настоящее время - землями населённых пунктов) признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из текста статей 7 и 10 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) следует, что лесной фонд образуют леса, находящиеся на землях лесного фонда. Границы лесного фонда определяются путём отграничения лесного фонда от иных земель. Леса, расположенные на землях городских поселений, не входят в лесной фонд.
Таким образом, для утверждения о том, что спорные леса на момент регистрации права федеральной собственности не входили в состав лесного фонда, истец должен представить доказательства того, что эти леса не располагались на землях лесного фонда, а находились на земле городского поселения.
18.10.2005 Администрацией города Чебоксары было принято постановление N 255 "Об отнесении земельных участков из состава земель лесного и водного фондов в состав земель поселений".
В соответствии с этим постановлением Администрация отнесла земельные участки из состава лесного и водного фондов, в том числе и спорные участки, в состав земель поселений в связи с изменением черты городского округа г.Чебоксары.
По иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 02.03.2006 по делу N 2-33/2006 данное постановление Администрации признано недействующим со дня принятия. При этом судом общей юрисдикции было установлено, что указанные в приложении к данному постановлению земельные участки (те же самые участки, право федеральной собственности, на которые оспаривает истец и по настоящему делу) из состава лесного фонда не вошли в городскую черту при её установлении в 1997 году.
Кроме того, суд пришёл к выводу, что перевод земель лесного фонда в земли поселений без проведения процедуры, предусмотренной статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а именно, без проведения государственной экологической экспертизы, недопустим, поскольку спорные участки лесного фонда в силу статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 21 Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республике" относятся к категории особо охраняемых природных территорий (леса природных парков, леса зоны округов санитарной охраны курортов, леса зелёных зон поселений и хозяйственных объектов).
Данный судебный акт вступил в законную силу.
Следовательно, из вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции следует, что и на момент издания признанного недействующим постановления от 18.10.2005 N 255, и тем более, на момент регистрации права федеральной собственности на участки лесного фонда в 2003 году, земли, занятые спорными лесами, относились к категории земель лесного фонда, но не к категории земель поселений.
Более того, данное обстоятельство подтверждено и самой Администрацией в постановлении от 18.10.2005 N 255, указывая на перевод спорных участков в земли поселений именно из земель лесного фонда.
Согласно Уставу муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.08.1996) и постановлению Государственного Совета Чувашской Республики от 25.04.1997 N 678 городская черта города Чебоксары по Северу проходит по фарватеру реки Волга.
При этом Заволжская часть Чувашской Республики Чебоксарского городского муниципального образования не является непосредственно землями города Чебоксары. Эта территория дополнительно передана в административно-территориальное подчинение городу Чебоксары, но городом как таковым не является. В соответствии же с пунктом 2 постановления Госсовета ЧР от 09.04.1999 N 174 включение земель Заволжской части Чувашской Республики в границы Чебоксарского городского муниципального образования не влечёт прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
Муниципальное образование - Чебоксарский городской округ (город Чебоксары с входящим в его состав населёнными пунктами: посёлками Сосновка, Северный, Новые Лапсары, деревней Чандрово) создано только в 2004 году Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа", то есть после регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда.
Более того, в соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 18.12.1997 N 28 "Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики", действовавшим в редакции на момент государственной регистрации права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда (в редакции Закона Чувашской Республики от 27.01.2001 N 53), такой административно-территориальной единицы, как "городское поселение - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов", не имелось. Данное понятие в указанном смысле появилось в редакции Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 N 58 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики".
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что спорные участки лесного фонда не относились к городским лесам, эти участки находились на землях лесного фонда, а не на землях городского поселения, и до настоящего времени спорные земли лесного фонда в установленном порядке в категорию земель населённых пунктов не переведены.
Поскольку лесной фонд находится в федеральной собственности, ответчик на законном основании произвёл регистрацию права федеральной собственности на спорные участки лесного фонда.
Доводы Администрации о том, что включение участков лесного фонда в реестр федерального имущества и регистрация права федеральной собственности противоречит пункту 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку нарушает права муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на безвозмездное использование данного имущества для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, судом приняты быть не могут.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Истец указывает, что спорные участки лесного фонда являются имуществом, предназначенным для решения следующих вопросов местного значения:
- организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Истец не представил доказательств того, что зарегистрированное право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда нарушает права истца по решению вопросов местного значения, и не указал, каким образом происходит нарушение прав истца. На настоящий момент правовой статус спорных участков лесного фонда не изменён, назначение - группа лесов первая и категории защитности - леса природных парков, противоэрозионные леса, лесопарковая часть лесов зеленой зоны, лесохозяйственная часть лесов зеленой зоны, защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог, леса первой и второй зоны округов санитарной охраны курортов, остались прежними. Как было указано выше, земли лесного фонда, занятые спорными лесами, в категорию земель населённых пунктов не переведены.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Кроме того, положения пункта 3 части 7 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" говорят о передаче в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, тогда как предметом исковых требований является требование о признании недействительным права федеральной собственности на участки лесного фонда. Истец противоречит сам себе, утверждая о том, что спорные участки лесного фонда уже по состоянию на момент регистрации права в 2003 году не являлись федеральной собственностью, поскольку располагались в городской черте, и в это же время ссылается на положения статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая говорит о передаче имущества, находящегося по состоянию на день вступления в силу главы 12 названного Закона (06.10.2003) именно в федеральной собственности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований администрации города Чебоксары отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25 июня 2007 г. N А79-11094/2006 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании