Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 13 июня 2007 г. N А79-11393/2006
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2007 г. N А79-11393/2006 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда дело по иску муниципального унитарного предприятия "Объединенные котельные и тепловые сети" к администрации Порецкого района Чувашской Республики, Комитету по управлению муниципальным имуществом Порецкого района Чувашской Республики о понуждении заключить договор, третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Объединение предприятий ЖКХ",
при участии в заседании представителей от истца, от ответчика и от третьего лица
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее МУП "ОКиТС") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Порецкого района Чувашской Республики (далее Администрация) о понуждении заключить договор.
В обоснование иска указано, что МУП "ОКиТС" образовано на основании постановления Порецкой районной администрации N 211 от 18.06.2001, основными видами деятельности являются оказание услуг по теплоснабжению, обслуживанию сооружений и оборудования электроснабжения, содержание объектов благоустройства, оказание бытовых услуг населению. В целях обеспечения уставной деятельности пунктом 4 постановления N 212 от 18.06.2001 Порецкое МППЖКХ было обязано осуществить передачу котельных по актам приема-передачи.
Актами от 02.07.2001, согласованными с комитетом по управлению муниципальным имуществом Порецкого района и утвержденными Главой администрации Порецкого района МПП ЖКХ передало, а МУП "ОКиТС" приняло
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 1 (литера А1), 1980 года постройки, нежилого назначения, инвентарный N 4443-н, общей площадью по внутреннему обмеру 201,9 кв.м. расположенное по адресу: Порецкий район, с.Порецкое, ул.Крупской с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 220930 руб. 79 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 2 (литера AT), без указания года постройки, нежилого назначения, инвентарный N 4444-н, общей площадью по внутреннему обмеру - 191,1 кв.м. расположенное по адресу: Порецкий район с.Порецкое, по ул.Ленина во дворе администрации района с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 73761 руб. 05 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 3 (литера А1), без указания года постройки, нежилого назначения, реестровый N 231-Н, общей площадью по внутреннему обмеру 137,2 кв.м., расположенное по адресу: Порецкий район с.Порецкое, во дворе жилых домов по ул.Ульянова, д.1 и ул.Комсомольская, д.6 с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 218050 руб. 45 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 4 (литера А1), без указания года постройки, нежилого назначения, реестровый N 232-Н, общей площадью по внутреннему обмеру 135,7 кв.м. расположенное по адресу: Чувашская Республика, Порецкий район, с.Порецкое, по ул.Ленина во дворе районного ДК с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 194344 руб. 57 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 6 (литера А1), без указания года постройки, нежилого назначения, реестровый N 234-Н, общей площадью по внутреннему обмеру 154,6 кв.м. расположенное по адресу: Порецкий район с.Порецкое, по ул.Ленина у д/с "Колокольчик" с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 134815 руб. 50 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 8 (литера А1), без указания года постройки, нежилого назначения, реестровый N 235-Н, общей площадью по внутреннему обмеру 141,9 кв.м. расположенное по адресу: Порецкий район с.Порецкое, ул.Ленина у жилого дома N 163 с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 195912 руб. 54 коп.,
- одноэтажное кирпичное здание котельная N 9 (литера А1), без указания года постройки, нежилого назначения, реестровый N 236-Н, общей площадью по внутреннему обмеру 20,7 кв.м. расположенное по адресу: Порецкий район с.Порецкое, ул.Крылова, д.43, с остаточной стоимостью по состоянию на 02.07.2001 в сумме 42808 руб. 91 коп.
В соответствие с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество МУП находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Однако, Администрация ни в акте приёма-передачи от 02.07.2001, ни в постановлении N 212 от 18.06.2001 не указывала, что имущество передано и закреплено за МУП "ОКиТС" на праве хозяйственного ведения. Указание на закрепление имущества на праве хозяйственного ведения является обязательным условием государственной регистрации такого права. В силу статей 449-557 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права собственности (хозяйственного ведения) является обязательным условием при продаже объектов недвижимости.
Согласно пункту 4.1 Устава МУП "ОКиТС" имущество предприятия является муниципальной собственностью местного самоуправления Порецкого района и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, на условиях договора, заключенного с учредителем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Однако договор о закреплении переданного в МУП "ОКиТС" Администрация не подписала, уклоняясь от его подписания, что и послужило основанием для обращения в суд.
20.03.2007 истец заявил об уточнении исковых требований, просил дополнительно суд обязать Администрацию зарегистрировать здания котельных на праве собственности.
Определением суда от 24.04.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Порецкого района Чувашской Республики и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Объединение предприятий ЖКХ" (далее МУП "Объединение предприятий ЖКХ").
В последующем заявлением от 30.05.2007 истец просил обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Порецкого района закрепить на праве хозяйственного ведения МУП "ОКиТС" муниципальное имущество - здания котельных за NN 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 путем заключения договора, представив суду проект договора от 24.04.2007.
Между тем, истцом в уточенном варианте одновременно изменяются и предмет и основания иска, что в силу требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается. Кроме того, истцом представлен иной вариант договора, отличный от редакции от 04.12.2006, представленного в материалы дела при предъявлении настоящего иска. Поскольку в этом случае необходимо соблюдение досудебного порядка разрешения спора, то уточнение иска о понуждении ответчиков заключить договор в редакции от 24.04.2007 рассмотрению в рамках настоящего дела не возможно.
Таким образом, суд рассматривает спор в первоначально заявленной редакции.
Ответчик в лице Администрации в своем отзыве на иск и дополнении к нему со ссылкой на статью 299 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что действующее законодательство не предусматривает обязанность администрации заключить с истцом договор хозяйственного ведения муниципального имущества. Ответчик просил отказать в иске, пояснив, что администрация Порецкого района никогда не принимала решение о передаче истцу спорного муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, не подписывала с ним акт приема-передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
3-е лицо МУП "Объединение предприятий ЖКХ" Порецкого района также полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Просят учесть, что имущество, являющееся предметом спора по настоящему иску, находится у него пользовании, предприятие несет бремя содержания спорных котельных, осуществило их ремонт и установило газовое оборудование, а также имеет специально обученный для работы с этим оборудованием персонал. В настоящее время МУП "Объединение предприятий ЖКХ" является единственным предприятием, оказывающим населению с.Порецкое услуги по отоплению жилых домов.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме, просил обязать в отношении спорного имущества заключить договор хозяйственного ведения.
Представитель ответчика и третьего лица иск не признали по изложенным в отзывах основаниям.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд установил.
МУП "ОКиТС" учреждено постановлением Порецкой районной администрации от 18.06.2001 N 212. Пунктом 2 постановления принято решение о передаче вновь образованному МУП "ОКиТС" незавершенных строительством котельных МРТП и Порецкой средней школы (в отношении котельных, не имеющих отношение к предмету спора, поскольку речь в пункте 2 постановления шла о незавершенных строительством объектах).
Согласно уставу МУП "ОКиТС", зарегистрированному 25.06.2001 за N 218, уставной фонд предприятия составляет 950 тыс.руб. - пункт 4.2.
Как заявили представители Администрации и конкурсный управляющий в оплату уставного капитала МУП "ОКиТС" было передано здание гостиницы "Порецкая" по акту от 22.06.2001.
Одновременно пункт 4.1. устава предусматривает, что имущество предприятия является муниципальной собственностью местного самоуправления Порецкого района и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения на условиях договора, заключенного с учредителем.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.08.2005 N А79-1370/2005 в отношении истца введено конкурсное производство.
В связи с отказом администрации района заключить договор в отношении котельных за NN 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 с прилегающими теплотрассами и находящимся в них оборудованием о закреплении за МУП "ОКиТС", конкурсный управляющий обратился с иском в суд.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора в обязательном порядке допускается в соответствии с условиями ранее заключенного между сторонами предварительного договора или если в соответствии с федеральным законом заключение договора для стороны обязательно.
Пункт 1 статьи 421 Кодекса устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена нормами Кодекса, законом или добровольно принятым обязательством.
Из материалов дела не усматривается, что Администрация приняла на себя добровольное обязательство по заключению с МУП "ОКиТС" договора хозяйственного ведения в отношении спорных котельных за NN 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 с прилегающими теплотрассами и находящимся в них оборудованием.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Кроме того, следует учесть, что в материалах дела имеются выписки из реестра муниципальной собственности Порецкого района, согласно которому спорное имущество относится к муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 113 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, которой государственное или муниципальное имущество передано на праве хозяйственного ведения, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику, в данном случае Порецкому району, который осуществляет эти функции через специально уполномоченные органы в лице администрации района.
Постановлением Порецкой районной администрации от 09.08.2004 N 206 принято решение о создании муниципального унитарного предприятия "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства Порецкого района" и передаче вновь созданному предприятию объектов теплоснабжения, водоканализационного хозяйства, муниципальных жилых домов с внутридомовым оборудованием, спецтехники, технической документации, объектов внешнего благоустройства по акту приема-передачи.
В настоящее время спорные объекты находятся в пользовании и эксплуатируются МУП "Объединение предприятий ЖКХ", что конкурсным управляющим в ходе судебного заседания также было подтверждено.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.11.2006 по делу N А79-9055/2006, вступившим в законную силу, отказано в признании недействительным постановления Порецкой районной администрации от 09.08.2004 N 206 в части передачи спорного имущества МУП "ОП ЖКХ".
При таких обстоятельствах, доводы конкурсного управляющего о том, что Администрация обязана заключить с ним договор о закреплении за МУП "ОКиТС" в отношении спорных котельных, несостоятельны, и, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 13 июня 2007 г. N А79-11393/2006 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании