Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 4 июля 2008 г. N 208
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2012 года"
Паспорт Программы
Наименование Программы - республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в Чувашской
Республике до 2012 года"
Дата принятия решения о - постановление Правительства Российской
разработке Программы Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О
федеральной целевой программе "Социальное
развитие села до 2012 года";
Закон Чувашской Республики "О Стратегии
социально-экономического развития Чувашской
Республики до 2020 года";
Указ Президента Чувашской Республики от 21
мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии
общественной инфраструктуры в Чувашской
Республике";
Указ Президента Чувашской Республики от 23
июля 2004 г. N 83 "О мерах по сохранению
государственной поддержки села в условиях
внесения изменений в федеральное
законодательство по вопросам
агропромышленного комплекса"
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Чувашской
- координатор Программы Республики
Государственные заказчики - Министерство экономического развития и
Программы торговли Чувашской Республики, Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики,
Министерство промышленности и энергетики
Чувашской Республики, Министерство
образования и молодежной политики Чувашской
Республики, Министерство здравоохранения и
социального развития Чувашской Республики,
Министерство культуры, по делам
национальностей, информационной политики и
архивного дела Чувашской Республики,
Министерство по физической культуре, спорту
и туризму Чувашской Республики,
Государственный комитет Чувашской
Республики по связи и информатизации
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства Чувашской
Программы Республики, Министерство экономического
развития и торговли Чувашской Республики,
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики, Министерство промышленности и
энергетики Чувашской Республики,
Министерство образования и молодежной
политики Чувашской Республики, Министерство
здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики, Министерство
культуры, по делам национальностей,
информационной политики и архивного дела
Чувашской Республики, Министерство по
физической культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики, Государственный
комитет Чувашской Республики по связи и
информатизации
Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются:
повышение уровня и качества жизни сельского
населения на основе повышения уровня
развития социальной инфраструктуры и
инженерного обустройства населенных
пунктов, расположенных в сельской
местности;
создание условий для улучшения
социально-демографической ситуации в
сельской местности, расширение рынка труда
в сельской местности и обеспечение его
привлекательности.
Основными задачами Программы являются:
улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности, и
обеспечение доступным жильем молодых семей
и молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения и закрепления
для работы в социальной сфере и других
секторах сельской экономики выпускников
высших учебных и средних профессиональных
заведений, молодых специалистов;
повышение уровня обеспеченности
общеобразовательными учреждениями;
организация работы с детьми и молодежью на
селе;
обновление и расширение сети сельских
учреждений здравоохранения;
создание условий для активного занятия
сельского населения физической культурой и
спортом;
расширение культурно-досуговой деятельности
и приобщение сельского населения к
культурно-историческому наследию;
расширение сети комплексных объектов
торгово-бытового обслуживания;
создание условий для получения сельским
населением необходимой информации в области
развития агропромышленного комплекса
Чувашской Республики независимо от места
проживания;
повышение уровня электро-, водо- и
газоснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и
телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных
дорог и их благоустройство
Важнейшие целевые - реализация Программы к 2012 году (по
индикаторы и показатели сравнению с 2003 годом) позволит:
улучшить жилищные условия более 12,5 тыс.
сельских семей и 3,2 тыс. молодых
специалистов и их семей;
ввести в действие общеобразовательные
учреждения на 7447 ученических мест,
дошкольные образовательные учреждения на
2220 мест;
открыть 95 филиалов детско-юношеских
спортивных школ при сельских средних
общеобразовательных учреждениях;
ввести в действие районные и участковые
больницы на 150 коек,
амбулаторно-поликлинические учреждения на
2775 посещений в смену;
привлечь к активным занятиям физической
культурой и спортом до 25 процентов
сельского населения;
увеличить единовременную пропускную
способность спортивных сооружений в
сельской местности до 56 тыс. человек;
обеспечить повышение удельного веса
населения, участвующего в
культурно-досуговых мероприятиях,
проводимых сельскими клубными учреждениями,
и в работе любительских объединений, до 112
процентов от общей численности сельского
населения;
обеспечить необходимую динамику обновления
книжных фондов сельских библиотек и
увеличить долю поступления новых изданий в
единый книжный фонд до 2,5 процента;
ввести в действие 1140 объектов розничной
торговли и общественного питания, открыть
107 специализированных объектов бытового
обслуживания и 306 пунктов приема заказов
на бытовые услуги при магазинах
потребкооперации;
открыть информационно-консультационные
центры во всех муниципальных районах
республики;
построить, реконструировать и выполнить
техническое перевооружение линий
электропередачи протяженностью 1281,61 км и
297 трансформаторных подстанций;
ввести в действие распределительные газовые
сети протяженностью 6684,6 км и
газифицировать более 94,1 тыс. домов
(квартир);
ввести в действие локальные водопроводы
протяженностью 593,03 км, станции
водоподготовки и системы водоотведения
производительностью 600 куб. метров в
сутки;
обеспечить ввод 63,68 тыс. телефонных
номеров;
построить и реконструировать автомобильные
дороги общего пользования, связывающие
сельские населенные пункты, протяженностью
1058,9 км;
отремонтировать и содержать автомобильные
дороги, связывающие сельские населенные
пункты, протяженностью 1928,3 км;
привести в нормативное техническое
состояние ведомственные автомобильные
дороги, связывающие сельские населенные
пункты, протяженностью 63,8 км
Сроки и этапы реализации - 2003-2012 годы
Программы I этап: 2003-2005 годы;
II этап: 2006-2010 годы;
III этап: 2011-2012 годы
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 95,41 млрд. рублей, из них
средства:
федерального бюджета - 5,59 млрд. рублей
(5,9 процента от общего объема
финансирования);
республиканского бюджета Чувашской
Республики - 33,71 млрд. рублей (35,3
процента);
местных бюджетов - 7,52 млрд. рублей (7,9
процента);
внебюджетных источников - 48,59 млрд.
рублей (50,9 процента)
Ожидаемые конечные - повышение уровня и качества жизни сельского
результаты реализации населения;
Программы и показатели повышение уровня обеспеченности сельского
социальной и бюджетной населения благоустроенным жильем и
эффективности качественными коммунальными услугами;
обеспечение доступности качественного
образования;
улучшение состояния здоровья сельского
населения и формирование здорового образа
жизни
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет государственный
Программы заказчик-координатор - Министерство
сельского хозяйства Чувашской Республики.
Государственные заказчики Программы до 10
февраля ежегодно до 2013 года представляют
информацию о ходе выполнения Программы в
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики.
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики до 1 марта ежегодно до 2013 года
представляет в Министерство экономического
развития и торговли Чувашской Республики и
Министерство финансов Чувашской Республики
доклад о ходе работ по реализации Программы
и эффективности использования финансовых
средств. По окончании срока реализации
Программы Министерство сельского хозяйства
Чувашской Республики до 1 марта 2013 года
представляет в Кабинет Министров Чувашской
Республики доклад о выполнении Программы,
эффективности использования финансовых
средств за весь период ее реализации.
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2012 года" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", Законом Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указом Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике".
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
На конец 2006 года, по данным Чувашстата, в очереди на улучшение жилищных условий состояли 8226 семей, из них 1490 - молодые семьи. Острота проблемы обусловлена низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Решение жилищной проблемы молодых семей и молодых специалистов на селе повлияет на стабильность условий их жизни, улучшение демографической ситуации в республике, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации.
Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности, создания базовых школ - ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами, организации их сетевого взаимодействия. В настоящее время в 413 сельских школах (78,6 процента от общего количества школ) обучаются 62942 учащихся (46,7 процента от общего количества учащихся). На 13 учащихся сельских школ приходится один современный компьютер, в 133 удаленных сельских школах установлены спутниковые антенны. Ежедневно 277 школьных автобусов подвозят в базовые школы более 11,0 тыс. школьников из 800 населенных пунктов.
Многие здания и сооружения учреждений образования обветшали, построены по старым типовым проектам, в них нет помещений под спортивные и актовые залы, столовые, отсутствуют помещения для оборудования компьютерной техникой, учебные классы не соответствуют нормативным требованиям.
На начало 2008 года 48 из 413 сельских школ были размещены в зданиях деревянной постройки.
Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 21 центральная районная больница, 1 районная и 2 участковые больницы, 5 сельских здравпунктов, 19 отделений скорой медицинской помощи. В составе центральных районных больниц функционируют 573 фельдшерско-акушерских пункта. Общий коечный фонд сельских больниц составляет 3478 коек (29,5 процента от коечного фонда по республике). При этом обеспеченность ими сельских жителей на 10 тыс. населения составляет 70,1 койки при среднереспубликанском показателе 91,8.
Большая работа проводится по развитию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Из 400 общих врачебных (семейных) практик, организованных в Чувашской Республике, более 50 процентов открыто в сельской местности. Охват населения данным видом медицинского обслуживания составляет 51 процент. В целях улучшения медико-социальной помощи пожилым людям организована работа 7 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов под патронажем специалистов общей врачебной (семейной) практики.
Численность сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 112,9 тыс. человек, процент охвата сельского населения физкультурно-спортивными занятиями увеличился с 16,2 до 22,7. К услугам сельского населения предоставлено 2157 спортивных сооружений. По сравнению с 2005 годом единовременная пропускная способность спортивных сооружений увеличилась с 44662 до 51570 человек (прирост составил 115 процентов). В целях активного привлечения детей и подростков к занятиям физкультурно-спортивной направленности функционируют 21 спортивная школа, где занимаются 8723 человека, и 256 филиалов.
В сельской местности недостаточно развита материально-техническая база для массового привлечения населения к занятиям физкультурно-спортивной направленности. Основным местом для систематических занятий физической культурой и спортом являются спортивные залы сельских общеобразовательных школ. Уровень эксплуатационного состояния многих спортивных сооружений, учреждений физической культуры и спорта, их пропускная способность не соответствуют нормативным требованиям.
В сельской местности функционируют 93 процента всех имеющихся в республике учреждений культуры. Им принадлежит важная роль в формировании культурного облика села, цивилизованной среды, духовных и нравственных ценностей сельчан, воспитании и образовании молодежи.
В Чувашской Республике при 854 сельских клубах, домах культуры функционирует более 5,4 тыс. кружков, формирований, любительских объединений (в среднем 9 кружков на 1000 человек), в них занимается около 68,8 тыс. человек (13,9 процента от общей численности сельского населения). Однако 846 малонаселенных и отдаленных населенных пунктов республики (50 процентов) не имеют стационарных клубных учреждений, а 9 передвижных клубных учреждений и 12 автоклубов при районных домах культуры в 15 районах республики не в полной мере справляются с возложенными на них функциями.
В сельской местности действуют филиал государственного учреждения "Чувашский национальный музей", государственное учреждение культуры "Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева", муниципальные учреждения культуры "Ибресинский этнографический музей под открытым небом", "Чебоксарский районный музей "Бичурин и современность", около 30 музеев в сельских поселениях.
В детских музыкальных, художественных школах и школах искусств (всего 29) обучаются 5,5 тыс. учащихся. Охват детей дополнительным образованием составляет 9,7 процента от общего числа учащихся при нормативе 12 процентов.
Важнейшей составляющей социально-культурной среды являются сельские библиотеки. В фондах 548 сельских библиотек республики хранится около 5,7 млн. печатных изданий. В районных библиотеках функционируют информационные центры по вопросам права, местного самоуправления, социальной защиты. К сети Интернет подключены 500 библиотек.
Начата реализация Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97 "О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике" и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2008 г. N 55 "О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97", предусматривающих техническую модернизацию сельских клубных учреждений, внедрение в их деятельность новых информационных технологий.
В сельской местности функционируют 39 киновидеоустановок. В ряде районов полностью прекращена демонстрация кинофильмов. Имеющаяся материально-техническая база сельских культурно-досуговых учреждений, кинозрелищных предприятий нуждается в радикальном обновлении и технической модернизации. Необходима концентрация средств на завершении строительства сооружений объектов культуры, развитии мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения, внедрении новых технологий в деятельность учреждений культуры.
Уровень потребления различных видов платных и бытовых услуг в муниципальных районах республики неодинаков, и в ряде районов их ассортимент представлен не в полном объеме: отсутствуют такие виды услуг, как ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, химчистка и крашение, услуги бань и душевых, прокат. В то же время сеть объектов розничной торговли и бытового обслуживания различных форм собственности активно расширяется.
Общая протяженность сельских электрических сетей составляет 19734 км, количество трансформаторных подстанций - 5035 единиц с установленной мощностью 954 МВА (1192,5 тыс.кВт). Требуют замены 8893 км электрических сетей, 2897 единиц трансформаторных подстанций. Для приведения электрических сетей в надлежащее техническое состояние следует ежегодно реконструировать около 650 км электрических сетей и 300 единиц трансформаторных подстанций.
В сельской местности природным и сжиженным газом обеспечено 84 процента жилых домов (квартир). В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 13 "О завершении газификации населенных пунктов в Чувашской Республике" основные работы по газификации населенных пунктов завершены. Природным газом пользуются жители всех 1595 сельских населенных пунктов, подлежащих газификации.
Актуальна проблема обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Общий объем воды, используемой в сельских населенных пунктах для хозяйственно-питьевых нужд, составляет 18,3 тыс.куб. метров в сутки, в основном за счет подземных источников. Дефицит питьевой воды испытывает ряд административных центров муниципальных районов, а именно: сс.Аликово, Батырево, Моргауши, Порецкое, Шемурша, Яльчики. Лишь 0,5 процента сельских водопроводов имеет системы водоотведения. Очистные сооружения канализации отсутствуют в районных центрах - сс.Батырево, Шемурша, Яльчики.
В настоящее время на селе действуют 329 телефонных станций общей монтированной емкостью 67688 номеров. Плотность телефонов на 100 жителей сельского населения составляет 11,8 телефона. Основной целью развития телекоммуникационной сети в сельской местности должно стать обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы, иных организаций в телефонной связи, передаче данных и информационных услугах.
В республике ведется последовательная работа по созданию службы информационно-консультационного обслуживания агропромышленного комплекса. Указом Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности" создано казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации". Указанное предприятие действует в рамках государственного плана-заказа по оказанию информационно-консультационных услуг. При этом казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации" рассматривается как совокупность информационно-консультационных центров районного уровня, имеющих различные организационно-правовые формы и взаимодействующих между собой в процессе обслуживания организаций агропромышленного комплекса. Организация подобных центров приобретает особое значение для информационного обеспечения сельских товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств и населения. В связи с этим до 2010 года предусматривается создание информационно-консультационных центров во всех муниципальных районах республики. За 2006-2007 годы они созданы в с.Батырево, пгт Вурнары, пгт Ибреси, с.Моргауши, пгт Кугеси Чебоксарского района.
По плотности дорог на 1000 кв.км Чувашия занимает 4-е место по Российской Федерации, 1-е место - по Приволжскому федеральному округу. Основные грузоперевозки осуществляются по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе по сельским. Протяженность местных, республиканских и федеральных автомобильных дорог общего пользования составляет 5241,6 км (в том числе с твердым покрытием 97,7 процента), из них 329,8 км - дороги федерального значения и 4911,8 км - дороги республиканского и местного значения. Развитие транспортной инфраструктуры республики является республиканской приоритетной задачей. Указом Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" предусмотрено за два года построить подъезды с твердым покрытием и соединить все населенные пункты республики автомобильными дорогами.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
потребностью в формировании условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Ряд перечисленных проблем предопределил необходимость разработки и реализации Программы в интересах стратегического развития Чувашской Республики.
II. Основные цели, задачи, сроки, целевые индикаторы и показатели реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
повышение уровня обеспеченности общеобразовательными учреждениями;
организация работы с детьми и молодежью на селе;
обновление и расширение сети сельских учреждений здравоохранения;
создание условий для активного занятия сельского населения физической культурой и спортом;
расширение культурно-досуговой деятельности и приобщение сельского населения к культурно-историческому наследию;
расширение сети комплексных объектов торгово-бытового обслуживания;
создание условий для получения сельским населением необходимой информации в области развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики независимо от места проживания;
повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог и их благоустройство.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
снижение себестоимости строительства жилья на селе путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 3 этапа.
На I этапе (2003-2005 годы) было обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы, выполнение первоочередных задач в области социального развития села и были созданы предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности.
На II этапе (2006-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочих кадров и интенсивности труда.
На III этапе (2011-2012 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села, в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий Госпрограммы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.
За 2003-2005 годы мероприятия Программы за счет всех источников профинансированы в сумме 14,25 млрд. рублей, из них средства:
федерального бюджета - 1,27 млрд. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 5,19 млрд. рублей;
местных бюджетов - 0,53 млрд. рублей;
внебюджетных источников - 7,26 млрд. рублей.
Развитие жилищного строительства в сельской местности за 3 года профинансировано в сумме 5577,0 млн. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета - 161,18 млн. рублей. Средства предназначались для предоставления безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере до 30 процентов от стоимости жилья по социальной норме;
республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов - 467,67 млн. рублей;
внебюджетных источников - 4948,2 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования построено 966,1 тыс.кв. метров жилья.
Введено в действие 6299,2 км распределительных газовых сетей, газифицировано 79155 домов (квартир). На финансирование указанных мероприятий привлечено 4825,3 млн. рублей, из них средства:
федерального бюджета - 248,1 млн. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 2285,6 млн. рублей;
внебюджетных источников - 2291,6 млн. рублей.
Построены и введены в эксплуатацию общеобразовательные школы на 1828 ученических мест, районные и участковые больницы на 56 мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 1800 посещений в смену, 26 спортивных площадок, 45 филиалов детских юношеских спортивных школ при сельских средних общеобразовательных учреждениях, осуществлена компьютеризация 140 сельских библиотек, введено в действие 62,5 км локальных водопроводов.
Значительно расширилась сеть бытового обслуживания на селе за счет открытия 658 объектов розничной торговли и общественного питания и 240 пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации. Введено в эксплуатацию 60 объектов по оказанию населению услуг производственной деятельности.
Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 9344 номера.
Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848. В сельской местности было построено 128,7 км автомобильных дорог общего пользования и приведено в нормативное техническое состояние 63,8 км ведомственных автомобильных дорог.
За 2006-2007 годы мероприятия Программы профинансированы в сумме 18,75 млрд. рублей, из них средства:
федерального бюджета - 1,08 млрд. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 6,93 млрд. рублей;
местных бюджетов - 1,12 млрд. рублей;
внебюджетных источников - 9,62 млрд. рублей.
Развитие жилищного строительства в сельской местности за 2 года профинансировано в сумме 8491,11 млн. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета - 179,63 млн. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 180,65 млн. рублей;
местных бюджетов - 135,1 млн. рублей;
внебюджетных источников - 7955,73 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования построено 956,8 тыс.кв. метров жилья.
Построены и введены в эксплуатацию общеобразовательные школы на 1881 ученическое место, районная больница на 34 места, введено в действие 80,9 км локальных водопроводов, 135,21 км линий электропередачи напряжением 0,38 кВ, 46,89 км - напряжением 6-10 кВ. Построено 377,6 км автомобильных дорог с твердым покрытием.
Сеть бытового обслуживания на селе расширилась за счет открытия 322 объектов розничной торговли и общественного питания и 36 пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации.
Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 20,182 тыс. номеров.
Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.
III. Перечень программных мероприятий
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электроснабжения, водоснабжения, газификации, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает:
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы на селе, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в пределах установленных социальных норм;
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство.
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики выделяются бюджетам муниципальных образований на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 144 (далее - Правила), доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, до 2009 года составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а начиная с 2009 года указанная доля средств будет определяться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и других критериев.
Доля средств республиканского бюджета Чувашской Республики в объеме софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, начиная с 2009 года будет составлять 5 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Исходными показателями (индикаторами) при распределении субсидий муниципальным районам за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, являются:
численность постоянного сельского населения (тыс. человек) с весовым коэффициентом 1,0;
уровень обеспеченности сельского населения жильем (кв. метр на 1 жителя) с весовым коэффициентом 1,0;
площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в сельских поселениях (тыс.кв. метров) с весовым коэффициентом 0,9;
потребность в трудовых кадрах в сельских поселениях (единиц) с весовым коэффициентом 0,8;
индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) с весовым коэффициентом 0,7;
производство сельскохозяйственной продукции на 100 га сельхозугодий (тыс. рублей) с весовым коэффициентом 0,6;
уровень обеспечения ввода жилья в эксплуатацию гражданами, получившими социальные выплаты в предыдущем году (в процентах к необходимому объему ввода жилья), с весовым коэффициентом 0,5.
Весовой коэффициент применяется в целях приведения абсолютного показателя "количество баллов, присваиваемых в зависимости от места, занимаемого муниципальным районом по значению каждого показателя" в относительный показатель для дальнейшего расчета доли муниципального района в интегральном показателе. Таким образом, весовой коэффициент - это коэффициент приведения балльного показателя в относительный показатель.
При распределении субсидий проводится ранжирование муниципальных районов по значениям исходных показателей (индикаторов) и с поправкой на весовой коэффициент, учитывающий значимость показателя, определяется ранг муниципального района начиная с наивысшего значения и заканчивая наименьшим (от 21 до 1).
Ранг муниципального района по каждому показателю определяется как произведение количества баллов, присваиваемых в зависимости от места, занимаемого муниципальным районом по значению каждого показателя, на весовой коэффициент.
,
где:
- ранг муниципального района по каждому показателю;
- количество баллов, присваиваемых в зависимости от места, занимаемого муниципальным районом по значению каждого показателя;
- весовой коэффициент (от 0,5 до 1,0).
При ранжировании по показателям "уровень обеспеченности сельского населения жильем" и "уровень обеспеченности трудовыми ресурсами организаций агропромышленного комплекса и организаций социальной сферы" ранг муниципального района определяется начиная с наименьшего значения и заканчивая наивысшим (от 1 до 21).
Далее рассчитывается доля каждого муниципального района в интегральном показателе () по следующей формуле:
,
где:
- сводный показатель по каждому муниципальному району, определяемый на основе суммирования полученных рангов;
- интегральный показатель в целом по всем муниципальным районам.
Объемы субсидий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых муниципальному району на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, определяются как произведение общего лимита финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на текущий финансовый год на долю каждого муниципального района в интегральном показателе по следующей формуле:
,
где:
- объем средств, предусматриваемых для каждого муниципального района;
- общий лимит финансирования за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на текущий финансовый год.
Реализация мероприятий (приложение N 2) позволит улучшить жилищные условия около 12500 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности.
3.2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе
Для обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе необходимо осуществить такие меры правового, финансового и организационного характера, как:
формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
осуществление информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики выделяются бюджетам муниципальных образований на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
В соответствии с Правилами доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, до 2009 года составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а начиная с 2009 года указанная доля средств будет определяться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и других критериев.
В 2008 году доля средств местных бюджетов в объеме софинансирования мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе составляет 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Начиная с 2009 года доля средств республиканского бюджета Чувашской Республики в объеме софинансирования мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе будет составлять 10 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Исходными показателями (индикаторами) при распределении субсидий муниципальным районам за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются:
уровень обеспеченности трудовыми ресурсами организаций агропромышленного комплекса и организаций социальной сферы (в процентах) с весовым коэффициентом 1,0;
количество молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (человек), с весовым коэффициентом 0,9;
индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) с весовым коэффициентом 0,7;
производство сельскохозяйственной продукции на 100 га сельхозугодий (тыс. рублей) с весовым коэффициентом 0,6.
Объемы субсидий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых муниципальному району на финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, определяются в порядке, указанном в пункте 3.1 раздела III настоящей Программы.
Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (приложение N 3) позволит:
улучшить жилищные условия около 3200 молодых специалистов и их семей;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере.
3.3. Развитие сети образовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями осуществляются следующие мероприятия:
дальнейшая реструктуризация сети образовательных учреждений;
обеспечение сетевого взаимодействия базовых школ с другими образовательными учреждениями;
обеспечение необходимой материальной и учебно-методической базой общеобразовательных учебных заведений;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования;
строительство, реконструкция дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений;
разработка и внедрение программ работы с детьми и молодежью в сельских поселениях.
Выполнение мероприятий по развитию сети образовательных учреждений в сельской местности (приложение N 4) позволит обеспечить доступность качественных образовательных услуг.
3.4. Развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское население;
совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи, повышение доступности сельскому населению специализированной медицинской помощи.
В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений здравоохранения в сельской местности (приложение N 5) ожидаются обновление и расширение сети учреждений здравоохранения, улучшение стационарной и амбулаторно-медицинской помощи населению.
3.5. Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельской местности
В области развития сети учреждений физической культуры и спорта предусмотрена реализация следующих мероприятий:
реконструкция спортивных сооружений и строительство комплексных спортивных площадок;
проведение спортивно-массовых мероприятий;
открытие филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских средних общеобразовательных учреждениях;
пропаганда здорового образа жизни.
Выполнение указанных мероприятий (приложение N 6) позволит привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом до 25 процентов населения, создать условия для вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом детей и молодежи, снизить заболеваемость населения и сократить потери рабочего времени.
3.6. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культурно-досуговой деятельности в сельской местности является сохранение и развитие сельского образа жизни, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации учреждений культуры и отдыха;
создание централизованных систем учреждений культурно-досугового типа сельских поселений в форме юридических лиц;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
проведение ежегодных конкурсов творческих проектов сельских учреждений культурно-досугового типа в области сохранения местного традиционного народного художественного творчества;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований, разработка и реализация программ работы с детьми и молодежью в сельских поселениях по месту жительства;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и развитие библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения библиотек;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
завершение строительства незавершенных объектов и реконструкция сельских учреждений культуры;
капитальный ремонт помещений сельских учреждений культуры.
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности (приложение N 7) позволит расширить культурно-досуговую деятельность и приобщить население к культурно-историческому наследию.
3.7. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
В рамках реализации мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания предусматриваются:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере потребительского рынка;
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети объектов общественного питания;
оказание государственной поддержки и стимулирование деятельности организаций потребительского рынка, в том числе за счет субсидирования процентных ставок по кредитам в соответствии с действующим законодательством;
развитие и улучшение качества потребительских услуг, оказываемых сельскому населению;
организация и проведение семинаров, рабочих встреч и круглых столов по актуальным вопросам развития сферы потребительского рынка;
осуществление контроля за выполнением организациями торговли и бытового обслуживания требований законодательства.
Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания в сельской местности (приложение N 8) позволит расширить сеть комплексных объектов торгово-бытового обслуживания, обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.
3.8. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности:
создание и открытие информационно-консультационных центров во всех муниципальных районах республики;
предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях, а также рекомендаций по их применению;
организация правового, производственного и технического консультирования;
проведение семинаров и курсов по развитию информационно-консультационного обслуживания.
Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности (приложение N 9) позволит:
создать условия для получения населением необходимой информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов;
создать условия для расширения рынка труда и обеспечения занятости сельского населения.
3.9. Развитие электрических сетей в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой электроэнергии.
Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности (приложение N 10) позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения.
3.10. Развитие газификации в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
завершение строительства и реконструкции распределительных газовых сетей;
повышение уровня газификации жилого фонда;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования природного газа.
Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности (приложение N 11) позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения.
3.11. Развитие водоснабжения в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
введение в действие локальных водопроводов;
реконструкция и строительство станций водоподготовки и систем водоотведения.
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности (приложение N 12) позволит повысить уровень обеспеченности населения качественной питьевой водой.
3.12. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
разработка предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности (приложение N 13) позволит улучшить условия жизнедеятельности населения, повысить уровень комфортности быта.
3.13. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности (приложение N 14), включая приведение в нормативное техническое состояние дорог общего пользования, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848.
3.14. Прочие мероприятия
В рамках реализации прочих мероприятий (приложение N 15) предусматривается приобретение пожарных автомобилей для технического обеспечения пожарных служб, находящихся в муниципальной собственности.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы разработано на основе оценки реальной ситуации в финансово-бюджетной сфере на федеральном и республиканском уровнях, с учетом высокой общеэкономической, социально-демографической и политической значимости проблемы, а также возможности ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. В связи с тем что Программа обеспечивает комплексный и системный подход к решению проблем инженерного и социального обустройства в сельской местности, при разработке стратегии ее ресурсного обеспечения учтены мероприятия республиканских целевых программ, направленные на развитие общественной инфраструктуры села.
Основными источниками финансирования Программы (таблица) являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов;
средства внебюджетных источников;
средства банков и других организаций, предоставляющих гражданам ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства граждан, используемые для частичной оплаты стоимости жилья.
Финансирование Программы в 2003-2012 годах
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Источники финансирования |
Всего | В том числе по годам реализации | ||||||
2003-2005 | 2006-2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
федеральный бюджет |
5591,92 | 1266,15 | 1080,50 | 729,96 | 496,94 | 578,81 | 688,52 | 751,04 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
33711,68 | 5187,91 | 6930,85 | 5004,87 | 3636,29 | 2842,12 | 4952,86 | 5156,78 |
местные бюджеты | 7519,85 | 533,34 | 1117,65 | 910,53 | 1093,63 | 1190,11 | 1284,66 | 1389,93 |
внебюджетные источники |
48592,01 | 7259,39 | 9617,47 | 5937,73 | 5848,27 | 6467,75 | 6555,86 | 6905,54 |
Итого | 95415,46 | 14246,79 | 18746,47 | 12583,09 | 11075,13 | 11078,79 | 13481,90 | 14203,29 |
Средства, необходимые для реализации мероприятий настоящей Программы, определены исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов и приведены в приложении N 16 к настоящей Программе.
Объемы финансирования отдельных мероприятий Программы, реализуемых за счет средств федерального бюджета и местных бюджетов, могут уточняться в зависимости от изменений объемов расходных обязательств, установленных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на осуществление указанных мероприятий.
V. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, являющееся государственным заказчиком-координатором Программы.
5.1. Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, и общественных организаций.
Государственный заказчик-координатор Программы совместно с государственными заказчиками соответствующих разделов, органами местного самоуправления муниципальных районов ежегодно уточняет и согласовывает перечень и объемы финансирования мероприятий по реализации разделов Программы, принимаемых к финансированию из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год, и вносит на утверждение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Чувашской Республики.
5.2. Реализация Программы осуществляется на основании договоров (соглашений), заключаемых Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривающих взаимные обязательства по финансированию программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Формирование, распределение и контроль за использованием средств федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике по разделам "Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности" и "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности", осуществляют соответственно государственные заказчики - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации на основании двусторонних договоров с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Финансирование расходов из федерального бюджета на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, газификацию и водоснабжение сельских населенных пунктов, развитие сети сельских общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта в сельской местности, развитие электрических сетей в сельской местности, физкультурно-спортивной и культурно-досуговой деятельности в сельской местности, развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения осуществляется на основании двустороннего договора (соглашения), заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.
5.3. Государственными заказчиками по выполнению мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики являются:
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - развитие сети автомобильных дорог в сельской местности, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитие газификации в сельской местности, развитие водоснабжения в сельской местности;
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики - развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики - развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в сельской местности;
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики - развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики - развитие электрических сетей в сельской местности (по функционалу);
Министерство экономического развития и торговли - развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности;
Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации - развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности;
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности.
5.4. Финансирование Программы предусматривается по принципу софинансирования и консолидации средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников.
С учетом реализации программных мероприятий государственные заказчики совместно с государственным заказчиком-координатором уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют бюджетную заявку с ее обоснованием в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики для включения в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Государственные заказчики Программы в установленном порядке представляют государственному заказчику-координатору Программы форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-СРС "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" для дальнейшего представления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики до 1 марта ежегодно до 2013 года представляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики до 1 марта 2013 года представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Оценка социальной, бюджетной и экологической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предусматриваются создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному и социальному обустройству сельских муниципальных образований, доступности сельским жителям качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания, и базовых предпосылок перехода к устойчивому развитию сельских территорий, а также развитие села как единого социально-экономического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические и культурные функции.
В сельских муниципальных образованиях будет создана необходимая среда жизнедеятельности, уровень обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства территорий максимально приблизится к городскому.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Методика расчета экономической эффективности реализации Программы изложена в приложении N 17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.