Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 27 марта 2007 г. N А79-2767/2006
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2007 г. N А79-2767/2006 настоящее решение частично отменено
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В. к Администрации г.Чебоксары Чувашской Республики об обжаловании нормативных актов,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Алехнович Е.В., осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими постановлений Администрации города Чебоксары: от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка"; от 20.02.2006 N 28 "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка"; пунктов 6.2, 6.3, 6.4 постановления от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил предмет требования, просил признать недействующими постановления Администрации города Чебоксары: от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка"; пункты 6.2, 6.3, 6.4 постановления от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года"; от 29.12.2006 N 21 "Об установлении тарифов на работы и услуги по содержанию объектов внешнего благоустройств, оказываемые МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" в части пункта 5 Приложения N 1 к указанному постановлению; от 27.02.2007 N 33 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года" в части пунктов 6.2, 6.3, 6.4.
Судом отказано в принятии новых требований о признании недействующими постановлений Администрации города Чебоксары от 29.12.2006 N 21 "Об установлении тарифов на работы и услуги по содержанию объектов внешнего благоустройств, оказываемые МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" в части пункта 5 Приложения N 1 к указанному постановлению; от 27.02.2007 N 33 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2007 года" в части пунктов 6.2, 6.3, 6.4.
По ходатайству Администрации судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г.Чебоксары.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В. просил признать недействующими постановления Администрации города Чебоксары от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка"; пункты 6.2, 6.3, 6.4 постановления от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
Представитель объяснил суду, что оспариваемые акты Администрации являются нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, которые затрагивают вопросы введения временных ограничений движения транспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка 2006 года. Движение транспортных средств на автодорогах Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности дорог, как в черте города, так и за ее пределами, регулируется Правилами дорожного движения, Правилами по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", УАТ и ГОСТ Р 50597-93.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Согласно статье 20 УАТ, статье 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений временное прекращение или ограничение перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам может производиться только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.
По мнению заявителя, круг органов уполномоченных органов на нормативно-правовое регулирование при введении временных ограничений определен в части 2 статьи 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Органы местного самоуправления не имеют таких полномочий, поэтому оспариваемые акты приняты Администрацией г.Чебоксары с превышением полномочий.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Если установлено несоответствие дорог требованиям статьи 3 ГОСТ Р50597-93, то статья 1 содержит предписание дорожным службам в безусловном порядке вводить временные ограничения, обеспечивающих безопасность движения вплоть до полного запрета движения. Обязанность дорожных служб вводить ограничения в случае несоответствия дорог требованиям ГОСТ не может быть поставлена в зависимость от наличия нормативного акта органа местного самоуправления и от его содержания. При этом право дорожным службам вводить ограничения дано не с целью взимания платы за проезд, а с целью приведения дорог в соответствие с ГОСТ.
Статья 3 ГОСТ Р50597-93 содержит информацию о предельно допустимых сроках, в течение которых дорожные службы обязаны устранить несоответствие дорог требованиям безопасности дорожного движения.
Тарифы, которые устанавливает Администрация, должны быть обоснованы, и если она обосновывает их необходимостью компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка, то согласно части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый акт. Методика определения ущерба, наносимого при проезде автотранспортных средств дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в указанный период Администрацией не представлена. Представленный расчет стоимости пропусков на право проезда автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка 2006 г. не доказывает, что Администрация при установлении тарифов определяла ущерб, наносимый транспортным средством дорожно-мостовому хозяйству, можно сделать вывод, что этим покрывается дефицит статьи городского бюджета на проведение ремонта дорог за целый год.
По мнению заявителя, оспариваемые акты нарушают права индивидуального предпринимателя, так как ограничивается право свободного и беспрепятственного передвижения по дорогам, а также вводятся новые обязательные платежи, которые ухудшают положение налогоплательщика.
Представитель Администрации города Чебоксары с требованиями индивидуального предпринимателя не согласилась, объяснила суду, что в соответствии частью 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в пределах своей компетенции орган местного самоуправления самостоятельно решает вопросы в области обеспечения безопасности дорожного движения, они являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 14 указанного Закона установлено, что уполномоченное лицо может ввести временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью безопасности дорожного движения. Основания устанавливаются Законами и нормативными актами.
Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесен вопрос содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и т.д.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.03.2006 N 145-р рекомендовано органам местного самоуправления временно ограничивать движение транспортных средств на дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в целях обеспечения сохранности их в период весеннего паводка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 45-р"
Статья 7 Устава г.Чебоксары к вопросам местного значения относит содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением дорог и сооружений федерального и регионального значения.
МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" г.Чебоксары приказом от 27.06.2006 в период с 20.03.2006 по 10.05.2006 ввело временное ограничение транспортных средств во исполнение постановления администрации г.Чебоксары от 21.02.2006 N 29.
В соответствии со статьей 62 Устава Администрация может создавать муниципальные предприятия, учреждения и некоммерческие организации, необходимые для осуществления полномочий и решения вопросов местного значения. МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" было создано как специализированное предприятие для решения в г.Чебоксары вопросов жилищного коммунального хозяйства и благоустройства.
По мнению представителя Администрации, в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, обязывающая орган местного самоуправления, в случае ограничения движения транспортных средствам по дорогам города в период весеннего паводка, проводить контрольные осмотры либо обследование дорог и маршрутов объездных путей.
К постановлению приложен документ, обосновывающий размер ставок оплаты за проезд транспортных средств по дорогам города в период весеннего паводка, при этом, никакой методики определения ущерба не требуется. В данном случае имеется ввиду оплата компенсационного характера за ущерб дорогам, который, предполагается, будет нанесен, а не фактический ущерб.
Представитель МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" поддержала доводы представителя Администрации, считает, что оспариваемые акты вынесены в пределах предоставленных компетенций и в соответствии с требованиями закона и иных правовых актов Российской Федерации. По мнению представителя, права индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В. не нарушаются, ограничения вводятся не круглосуточно. Большегрузный автотранспорт в период весеннего паводка наносит ущерб дорогам г.Чебоксары, поскольку в указанный период происходит очень сильное разбухание дорог, если в это время не ввести ограничения, то большегрузным транспортом будет причинен существенный ущерб дорогам. Постановление Администрации от 21.02.2006 N 29 не является нормативным актом, поэтому не опубликован, указанный акт направлен на определенный круг лиц, предусматривает порядок организации противопаводковой комиссии, ее состав.
Прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики считает, что оспариваемые постановления приняты в пределах предоставленных Администрации компетенций. Но при издании постановления был нарушен Закон РСФСР о конкуренции. Статья 3 указанного Закона запрещает передачу функций хозяйствующим субъектам. В данном случае выдача пропусков в паводковый период поручено МУП "Управление ЖКХ и благоустройства".
Заслушав представителей и оценив представленные материалы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Алехнович Е.В.
Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка" утверждены ставки оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка в зависимости от полной массы автотранспортного средства.
Суд признает несостоятельными доводы заявителя о превышении Администрацией г.Чебоксары своих полномочий при принятии оспариваемого постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно статье 14 указанного Закона временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Статьей 20 Устава автомобильного транспорта РСФСР, пунктом 4 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принимать решения о временном прекращении или ограничении движения по автомобильным дорогам общего пользования, относящимся к государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации, в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 марта 2006 г. N 45-р рекомендовано органам местного самоуправления в Чувашской Республике временно ограничивать движение транспортных средств массой 7 тонн и выше на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в целях обеспечения их сохранности и осуществлять контроль за соблюдением режима движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в Чувашской Республике, являющихся собственностью муниципальных образований, в период ограничения движения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в предмет ведения местного самоуправления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Согласно статье 7 Устава города Чебоксары к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением дорог и сооружений федерального и регионального значения.
В ходе рассмотрения заявления по данному делу не оспаривается факт введения ограничений в 2006 году в весенне-паводковый период на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования г.Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
В силу изложенного суд делает вывод, что введение оспариваемым постановлением ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования из-за дорожно-климатических условий и утверждение ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам города Чебоксары в этот период не противоречит федеральному законодательству.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации г.Чебоксары от 20.02.2006 N 27 утверждены ставки оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка согласно расчету стоимости пропусков на право проезда автотранспортных средств по дорогам г.Чебоксары в период весеннего паводка 2006 года.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 05.07.2006 по гражданскому делу N 2-1893/06 дана правовая оценка плате за проезд по автодорогам, мостам и путепроводам и сделан вывод, что владелец транспортного средства с внесением платы получает возможность использовать автодороги, мосты и путепроводы г.Чебоксары для решения своих хозяйственных и иных задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате, а установление платы призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
Из смысла частей 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт. Данная позиция изложена в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
В связи с чем, и в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда обстоятельства, установленные в решениях суда общей юрисдикции и имеющие отношения к лицам, участвующим в деле.
Индивидуальный предприниматель Алехнович Е.В. просит также признать недействующими пункты 6.2, 6.3, 6.4 постановления главы администрации г.Чебоксары от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
Согласно оспариваемому акту Администрацией в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций в период весеннего паводка, а также обеспечения сохранности жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и других инженерных сооружений города предоставлено право МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства":
- совместно с управлением ГИБДД Чувашской Республики в зависимости от погодно-климатических условий ограничить движение транспортных средств по дорогам города с учетом технического состояния дорожного полотна, организовать контроль за соблюдением режима указанного ограничения (п.6.2);
- организовать выдачу разрешений (пропусков) на проезд транспортных средств по дорогам города на период ограничения движения, руководствуясь при этом постановлением главы администрации города Чебоксары от 20.02.2006 N 28 "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г.Чебоксары в период весеннего паводка" (п.6.3);
- для компенсации нанесенного ущерба автодорогам, мостам, путепроводам автотранспортными средствами применять ставки оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам города Чебоксары в период весеннего паводка, утвержденные постановлением главы администрации города Чебоксары от 20.02.2006 N 27 (п.6.4).
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанный акт не опубликован в средствах массовой информации.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2).
Статьей 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд считает необходимым в данном случае применить положения указанной процессуальной нормы и прекратить производство по делу в части требования о признания недействующими пункты 6.2, 6.3, 6.4 постановления главы администрации г.Чебоксары от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года", поскольку указанный акт не опубликован в установленном порядке.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В данном случае индивидуальным предпринимателем Алехнович Е.В. оспариваются нормы неопубликованного нормативного акта, поэтому в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации они не подлежат применению и, таким образом, они не затрагивают прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Доводы представителей Администрации и МУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" о том, что указанный акт не носит нормативный характер судом не принимается.
Из содержания оспариваемого акта видно, что он устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение в течение 2006 года.
Руководствуясь п.1 части 1 статьи 150, статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Отказать индивидуальному предпринимателю Алехнович Е.В. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации г.Чебоксары от 20.02.2006 N 27 "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по договорам г.Чебоксары в период весеннего паводка".
Прекратить производство по делу в части требования о признании недействующими пунктов 6.2, 6.3, 6.4 постановления администрации г.Чебоксары от 21.02.2006 N 29 "О мерах по защите населения и обеспечению сохранности объектов городского хозяйства в период весеннего паводка 2006 года".
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27 марта 2007 г. N А79-2767/2006 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании