Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики
от 5 июля 2006 г. N 2-1893/06
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 23 августа 2006 г.
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре судебного заседания, с участием заявителя, представителя заинтересованного лица администрации города Чебоксары, прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению П. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
П. обратился в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением в защиту своих прав, от своего имени в защиту прав индивидуального предпринимателя А. и ООО "Волготрейдмонтаж" о признании недействующими постановления администрации города Чебоксары "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г. Чебоксары в период весеннего паводка" от 20.02.2006 N 27, постановления администрации г. Чебоксары "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка" от 20.02.2006 N 28.
Определением суда от 20 июня 2006 г. П. отказано в принятии заявления в части предъявленных требований в защиту прав индивидуального предпринимателя А. и ООО "Волготрейдмонтаж", отказано в принятии заявления в части предъявленного требования о признании недействующим постановления администрации города Чебоксары "Об утверждении ставок оплаты за проезд автотранспортных средств по дорогам г. Чебоксары в период весеннего паводка" от 20.02.2006 N 27.
В судебном заседании заявитель уточнил заявление, просит признать недействующим утвержденное указанным постановлением Положение о компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка.
Заявление о признании недействующим названного Положения мотивировано тем, что оно противоречит законодательству, принято администрацией г. Чебоксары с превышением полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами; установило дополнительный сбор; препятствует заявителю осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает единство экономического пространства России, ограничивает свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах экономического пространства.
В судебном заседании заявитель П. заявление поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, объяснив в возражении, что администрацией г. Чебоксары оспариваемое заявителем Положение принято в пределах полномочий, предоставленных Уставом города Чебоксары, не противоречит законодательству и не нарушает прав заявителя.
Прокурор полагала необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 20 февраля 2006 г. N 28 "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка" утверждено Положение о компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка, опубликованное в газете "Чебоксарские новости" от 10 марта 2006 г. N 38 (далее - Положение).
Положение введено с целью обеспечения сохранности городских дорог, мостового хозяйства и привлечения дополнительных денежных средств на восстановление дорожных покрытий и благоустройство города (пункт 1.1); определяет порядок начисления, взимания и расходования средств, поступивших за проезд по автодорогам, мостам и путепроводам г. Чебоксары в период весеннего паводка (пункт 1.2).
Согласно п.2 Положения для компенсации наносимого ущерба автодорогам, мостам и путепроводам г. Чебоксары в период весеннего паводка устанавливается размер платы в зависимости от полной массы автотранспортного средства, который утверждается отдельным постановлением главы г. Чебоксары; на МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики возлагается организация работ и выдача разрешительных документов на использование дорожно-мостового хозяйства г. Чебоксары и сбору платы.
Плательщиками являются юридические и физические лица, владельцы транспортных средств, осуществляющие проезд по автодорогам, мостам и путепроводам г. Чебоксары в период весеннего паводка (пункт 3).
Средства от взимаемой платы зачисляются на бюджетный счет МУП "Управление ЖКХ и благоустройства" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики; расходуются на текущий и капитальный ремонт дорожно-мостового хозяйства, приобретение дорожной уборочной техники и др. (пункт 4).
Пункт 3.2 статьи 3 Положения определяет организации, с которых не взимается указанная плата.
Заявитель П. владеет на праве собственности автомобилем ЗИЛ-5301АО массой без нагрузки 3715 кг., с разрешенной максимальной массой 6950 кг.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (подп. 2 п.2); муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (под. 15 п.2).
Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Устав города Чебоксары), принятый решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 г. N 40, предусматривает, что администрация города Чебоксары вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Чувашской Республики (статья 50 Устава).
Уставом города Чебоксары не предусмотрено, что правовые акты по вопросам местного значения - по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, муниципальному дорожному строительству и содержанию дорог местного значения должны приниматься исключительно представительным органом местного самоуправления - Чебоксарским городским Собранием депутатов.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" от 18 октября 2004 г. N 19 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Суд приходит к выводу, что администрация г. Чебоксары вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения - по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, муниципальному дорожному строительству и содержанию дорог местного значения. К таким вопросам относится и оспариваемое заявителем Положение.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В соответствии с ч.2 ст.8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы; не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст.15 НК РФ).
В силу ч.3 ст.17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Суд приходит к выводу, что плата за проезд по автодорогам, мостам и путепроводам г. Чебоксары в период весеннего паводка в зависимости от полной массы автотранспортного средства характеризуется тем, что владелец транспортного средства с внесением платы получает возможность использовать автодороги, мосты и путепроводы г. Чебоксары для решения своих хозяйственных и иных задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Возникновение обязанности уплаты указанного платежа основано на не свойственной налоговому платежу и сбору свободе выбора, в данном случае - выбора способа использования транспортных средств и транспортировки груза. Орган местного самоуправления разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Неналоговая природа данного платежа выражается в том, что последствием его неуплаты является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на проезд транспортного средства, что влечет невозможность проезда.
Изложенное свидетельствует о том, что на платеж, взимаемый с владельцев или пользователей автомобильного транспорта в зависимости от его полной массы, не распространяется правовой режим налогового платежа и сбора.
Поскольку плата за проезд по автодорогам, мостам и путепроводам г. Чебоксары в период весеннего паводка в зависимости от полной массы автотранспортного средства не является сбором, на нее не распространяется требование статьи 31 Устава города Чебоксары об установлении сбора Чебоксарским городским Собранием депутатов.
Установление указанной платы администрацией г. Чебоксары стимулирует владельцев транспортных средств к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию автодорог, мостов и путепроводов г. Чебоксары. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
Оспариваемое Положение не препятствует заявителю осуществлению хозяйственной деятельности и не нарушает единство экономического пространства России, не ограничивает свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах экономического пространства России.
С учетом изложенного суд отказывает заявителю П. в удовлетворении его заявления.
Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил:
П. отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим "Положения о компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка", утвержденного постановлением администрации города Чебоксары "О порядке компенсации ущерба, наносимого автотранспортными средствами дорожно-мостовому хозяйству г. Чебоксары в период весеннего паводка" от 20 февраля 2006 г. N 28.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 июля 2006 г. N 2-1893/06 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 23 августа 2006 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании