Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 29 апреля 2008 г. N А79-518/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2008 г. N А79-518/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2008 г. N А79-518/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике - Чувашии к индивидуальному предпринимателю Дельману А.И. о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 221485 рублей 20 копеек,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Управление по технологическому экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике - Чувашии (далее Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Дельману А.И. (далее предприниматель) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 221485 рублей 20 копеек.
Заявление мотивировано тем, что в ходе плановой проверки природоохранной деятельности предпринимателя установлено образование собственных отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности. В нарушении статей 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предпринимателем, как лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предпринимателем расчет фактической платы за загрязнение окружающей среды за 2005 год в части размещения отходов в окружающую среду, в нарушение требований пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды за размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, составлен без учета пятикратного повышающего коэффициента.
Впоследствии Управление на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило основание заявленного требования, указав, что сумма 221485 рублей 20 копеек составляет фактическую плату за негативное воздействие только по г. Чебоксары, а не по г. Чебоксары и Чебоксарскому району Чувашской Республики вместе.
Предприниматель Дельман А.И. заявленные требования не признал. Указал, что фактический расчёт платы за загрязнение окружающей среды за 2005 год, согласованный с Управлением, проверен Управлением по вопросам правильности заполнения расчёта, и, по усмотрению Управления, внесены соответствующие корректировки.
Договор между ЧМУП "Спецавтохозяйство" и предпринимателем N 001526/981 на вывоз и захоронение твёрдых бытовых отходов, на который ссылается Управление, в силу статьи 18, пункта 1 статьи 160, статей 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключенным, поскольку данный договор предпринимателем Дельманом А.И. не подписывался. Предпринимателем подписан только акт от 16.12.2005 N 017040 за вывоз мусора за декабрь 2005 года, однако данный акт не подписан со стороны ЧМУП "Спецавтохозяйство". За иные месяцы 2005 года подтверждённых и подписанных предпринимателем актов за вывоз мусора не имеется. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду рассчитываются исходя из массы, а не из объёма размещённых отходов.
На предпринимателе не лежит вина за упущения Управления. Но предпринимателем представлен расчёт, согласно которому сумма платежей к уплате по г. Чебоксары составляет 16547 рублей 95 копеек.
Представленные ОАО "Спецавтохозяйство" копии документов не могут служить доказательством фактической массы отходов, вывезенных и размещённых ОАО "Спецавтохохяйство", поскольку представленные копии счетов-фактур, актов никем не подписаны - ни со стороны предпринимателя, ни со стороны ОАО "Спецавтохозяйство". В платёжных поручениях имеются ссылки на договор от 01.01.2003 N 981, однако этот договор суду не представлен.
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал, просил взыскать с предпринимателя Дельмана А.И. задолженность в сумме 221485 рублей 20 копеек.
Представители предпринимателя заявление не признали по ранее изложенным основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и представленные документы, суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 названного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утверждён Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, при отсутствии у лица, размещающего отходы, соответствующего разрешения на размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная; при расчёте платы необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент.
Понятие "размещение отходов" дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления). Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов.
Лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (статья 1 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела следует, что у предпринимателя Дельмана А.И. в 2005 году отсутствовало разрешение на размещение отходов, при этом размещение отходов в 2005 году производилось. Лимиты, на основании которых могли размещаться отходы, предпринимателю в 2005 году не были установлены. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год должна быть уплачена предпринимателем Дельманом А.И. с учётом пятикратного повышающего коэффициента.
Сумма задолженности заявлена Управлением исходя из представленного самим предпринимателем расчёта фактической платы за загрязнение окружающей среды на 2005 год от 31.01.2006. Согласно разделу 3 данного расчёта плата за размещение отходов за 2005 год составляет 55371 рубль 30 копеек. В расчёте фактической платы за 2005 год пятикратный повышающий коэффициент предпринимателем не учтён.
В ходе рассмотрения настоящего дела возник спор относительно массы отходов, размещённых предпринимателем Дельманом А.И. в 2005 году.
В представленном расчёте фактической платы на 2005 год масса отходов, размещённая предпринимателем Дельманом А.И., составляет 123,84 тонны.
По мнению предпринимателя, фактическая масса отходов, размещённая в 2005 году, значительно меньше, чем указано в расчёте.
Однако имеющимися в материалах дела документами этот довод не подтверждается.
Сам предприниматель, представляя названный выше расчёт фактической платы за 2005 год, указал массу размещённых им отходов в 2005 году - 123,84 тонны.
Согласно письму ОАО "Специализированное автохозяйство" от 30.10.2007 N 636/10 в 2005 году транспортом данной организации с территории заправок, принадлежащих предпринимателю Дельману А.И., на городскую свалку вывезено твёрдые бытовые отходы в количестве 1173,9 куб.м.
В соответствии с письмом ЧМУП "Спецавтохозяйство" от 19.01.2006 N 24/1 средний вес одного кубического метра твёрдых бытовых отходов, завозимых предприятием на городскую свалку в течение 2005 года, составляет 0,1 тонны. В представленном расчёте фактической платы за 2005 год от 31.01.2006 предприниматель также указывает на коэффициент 0,1 для перевода объёма отходов в массу.
Заявителем суду представлены заверенные ОАО "Специализированное автохозяйство" копии счетов-фактур, выставленных на оплату предпринимателю Дельману А.И., и актов на вывоз мусора за 2005 год. Данные документы не подписаны ни предпринимателем, ни ОАО "Специализированное автохозяйство".
Однако в дело представлены также копии платёжных поручений, подтверждающих оплату предпринимателем Дельманом А.И. услуг ЧМУП "Спецавтохозяйство" по вывозу мусора в 2005 году (платёжные поручения: от 25.01.2005 N 119 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 14.02.2005 N 219 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 09.03.2005 N 329 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 11.04.2005 N 525 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 12.05.2005 N 693 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 14.06.2005 N 887 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 11.07.2005 N 54 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 15.08.2005 N 284 на сумму 3784 рубля 19 копеек, от 19.09.2005 N 1532 на сумму 4128 рублей 21 копейка, от 08.11.2005 N 877 на сумму 4128 рублей 21 копейка, от 11.11.2005 N 923 на сумму 4128 рублей 21 копейка, от 22.11.2005 N 9 на сумму 172 рубля 01 копейка, от 13.12.2005 N 181 на сумму 4128 рублей 21 копейка). Всего предпринимателем уплачено за вывоз ТБО 46958 рублей 37 копеек.
Подлинники перечисленных платёжных поручений были представлены суду на обозрение.
В платёжных поручениях (кроме платёжного поручения от 22.11.2005 N 9 на сумму 172 рубля 01 копейка) в графе "назначение платежа" указано, что платёж осуществляется за вывоз мусора и имеется ссылка на договор от 01.01.2003 N 981.
Данный договор суду не представлен.
Однако, кроме ссылки на договор от 01.01.2003 N 981, во всех платёжных поручениях имеются также ссылки на основание произведённых платежей, а именно, на счета-фактуры.
Так, согласно платёжному поручению от 25.01.2005 N 119 оплата произведена по счёту-фактуре от 19.01.2005 N 99, платёжным поручением от 14.02.2005 N 219 оплата произведена по счёту-фактуре от 07.02.2005 N 1011, платёжным поручением от 09.03.2005 N 329 оплата произведена по счёту-фактуре от 02.03.2005 N 2206, платёжным поручением от 11.04.2005 N 525 оплата произведена по счёту-фактуре от 04.04.2005 N 3559, платёжным поручением от 12.05.2005 N 693 оплата произведена по счёту-фактуре от 04.05.2005 N 5236, платёжным поручением от 14.06.2005 N 887 оплата произведена по счёту-фактуре от 03.06.2005 N 6779, платёжным поручением от 11.07.2005 N 54 оплата произведена по счёту-фактуре от 04.07.2005 N 8180, платёжным поручением от 15.08.2005 N 284 оплата произведена по счёту-фактуре от 02.08.2005 N 9785, платёжным поручением от 19.09.2005 N 1532 оплата произведена по счёту-фактуре от 06.09.2005 N 11602, платёжным поручением от 08.11.2005 N 877 оплата произведена по счёту-фактуре от 04.10.2005 N 12551, платёжным поручением от 11.11.2005 N 923 оплата произведена по счёту-фактуре от 04.11.2005 N 14111, платёжным поручением от 22.11.2005 N 9 оплата произведена по счёту-фактуре от 31.08.2005 N 10956, платёжным поручением от 13.12.2005 N 181 оплата произведена по счёту-фактуре от 06.12.2005 N 17040.
Копии перечисленных счетов-фактур суду представлены.
Поскольку предпринимателем Дельманом А.И. произведена оплата услуг ЧМУП "Спецавтохозяйство" на основании конкретных счетов-фактур, суд пришёл к выводу о наличии у предпринимателя этих счетов-фактур и о принятии предпринимателем данных счетов-фактур в качестве оснований для оплаты.
Сам же факт оплаты подтверждает, что услуги по вывозу мусора были оказаны предпринимателю и им эти услуги приняты.
Непредставление суду договора от 01.01.2003 N 981 не свидетельствует о том, что услуги не оказывались, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на оказание разовых услуг без оформления соответствующего договора.
Во всех указанных счетах-фактурах имеются сведения о количестве (объёме) вывезенного мусора.
Так, согласно счёту-фактуре от 19.01.2005 N 00000099 вывезено 94,6 куб.м. отходов, счёту-фактуре от 07.02.2005 N 00001011 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 02.03.2005 N 00002206 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 04.04.2005 N 00003559 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 04.05.2005 N 00005236 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 03.06.2005 N 00006779 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 04.07.2005 N 00008180 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 02.08.2005 N 00009785 - 94,6 куб.м., счёту-фактуре от 06.09.2005 N 00011602 - 103,2 куб.м., счёту-фактуре от 04.10.2005 N 00012551 - 103,2 куб.м., счёту-фактуре от 04.11.2005 N 00014111 - 103,2 куб.м., счёту-фактуре от 31.08.2005 N 00010956 - 4,3 куб.м., счёту-фактуре от 06.12.2005 N 00017040 - 103,2 куб.м.
Оплачивая услуги ЧМУП "Спецавтохозяйство" на основании счетов-фактур, предприниматель знал, какое именно количество отходов вывезено в каждом месяце.
Всего согласно перечисленным счетам-фактурам в 2005 году ЧМУП "Спецавтохозяйство" вывезло с автозаправочных станций предпринимателя Дельмана А.И. в г. Чебоксары мусор (твёрдые бытовые отходы) в количестве 1173,9 куб.м.
Такое количество вывезенных отходов совпадает с данными, указанными ОАО "Специализированное автохозяйство" в письме от 30.10.2007 N 636/10.
Таким образом, оценив представленные документы в совокупности, суд установил, что фактически в 2005 году предпринимателем Дельманом А.И. размещены отходы в количестве 1173,9 куб.м. (с автозаправочных станций в г. Чебоксары). Как было указано выше, средний вес одного кубического метра твёрдых бытовых отходов составляет 0,1 тонны.
Следовательно, в 2005 году предприниматель Дельман А.И. разместил 117,39 тонн отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Согласно названному постановлению норматив платы за размещение одной тонны отходов составляет 248,4 рубля за отходы IV класса опасности (малоопасные).
Вся масса отходов, размещённых предпринимателем в 2005 году, относится к 4-му классу опасности. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утверждён приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, зарегистрирован в Минюсте РФ 09.01.2003 N 4107) мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относится к 4-му классу опасности. В отношении такого вида отходов, как "прочие коммунальные отходы" класс опасности не установлен, однако, при отнесении отхода к 5-му классу опасности расчётным путём необходимо подтверждение этого экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности отход относится к 4-му классу опасности (пункт 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждённых приказом МПР России от 15.06.2001 N 511).
Исходя из массы размещённых предпринимателем в 2005 году отходов (117,39 тонн), норматива платы за одну тонну отходов 4-го класса опасности 248 рублей 40 копеек, учитывая коэффициенты: 1,5 (коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы) для Волго-Вятского экономического района), 1,2 (коэффициент согласно статье 11 Закона Чувашской Республики от 29.11.2004 N 54 "О республиканском бюджете на 2005 год", статье 18 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"), а также пятикратный повышающий коэффициент в связи с отсутствием разрешения на размещение отходов, за 2005 год предприниматель должен был перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на сумму 262437 рублей.
Как указало Управление в заявлении и подтвердил предприниматель в дополнении к отзыву, Дельманом А.И. в 2005 году произведена уплата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 55371 рубль 30 копеек по г. Чебоксары. Факт уплаты подтверждается представленными платёжными поручениями.
Таким образом сумма задолженности за 2005 год составляет 207065 рублей 70 копеек. Заявление Управления удовлетворяется судом частично в указанной сумме, поскольку наличие долга именно в этом размере подтверждено материалами дела.
Доводы предпринимателя о том, что в 2005 году им были размещены отходы в меньшем количестве, признаны судом несостоятельными. Как указывалось выше, представленные документы подтверждают размещение отходов в количестве 117,39 тонн. Документов, подтверждающих размещение меньшего количества отходов, не имеется.
Представленный предпринимателем расчёт количества размещённых отходов исходя из площади убираемой территории и среднесписочной численности работников суд не принимает, так как факт размещения отходов в количестве 117,39 тонн подтверждён документально. Споров между предпринимателем Дельманом А.И. и ОАО "Специализированное автохозяйство" по поводу количества размещённых отходов в 2005 году не имеется.
Доводы предпринимателя о том, что ОАО "Специализированное автохозяйство" учитывало не объём вывезенных отходов, а количество мусорных контейнеров, которые могли быть и не заполнены, судом не принимается, так как предприниматель оплатил услуги ЧМУП "Спецавтохозяйство" не по вывозу какого-либо количества контейнеров, а по вывозу отходов в установленном объёме. За каждый месяц 2005 года объём вывезенного мусора указывался в счетах-фактурах, на основании которых предпринимателем произведена оплата.
То обстоятельство, что расчёт фактической платы за 2005 год согласован Управлением в сумме 55371 рубль 30 копеек (в части платы за размещение отходов), не свидетельствует об отсутствии у предпринимателя обязанности произвести уплату в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно, с учётом пунктов 5 и 6 Порядка.
Таким образом, заявленные Управлением требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике - Чувашии удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Дельмана А.И., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Московского района 21.11.1995, Чувашская Республика, город Чебоксары, в доход соответствующих бюджетов задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2005 год в сумме 207065 рублей 70 копеек.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29 апреля 2008 г. N А79-518/2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании