Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 22 мая 2008 г. N А79-2158/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2008 г. N А79-2158/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "АК БАРС" БАНК, Республика Татарстан, г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Чувашская Республика, г. Чебоксары, о признании недействительным решения от 05.02.2008 года N 13-10/13-ф,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Открытое акционерное общество "АК БАРС" БАНК обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения от 05.02.2008 года N 13-10/13-ф Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.05.2008 года до 10 час. 00 мин. 22.05.2008 года.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила суду, что ОАО "АК БАРС" Банк был получен от Инспекции ФНС России по г. Чебоксары запрос от 11.09.2007 года N 13-10/119 о представлении справки по счету ОАО "Финансовая Экономическая Группа", однако в мотивировочной части запроса указано на то, что он направлен в связи с проводимой выездной налоговой проверкой в ООО "Чебоксарский завод промышленного литья". При этом, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций. Налоговый орган в нарушении пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ направил запрос не об операциях и счетах проверяемого налогоплательщика, а об операциях и счетах третьего лица, в отношении которого мероприятия налогового контроля не проводятся. Таким образом, в запросе отсутствует мотивация необходимости получения сведений, составляющих банковскую тайну проведением мероприятий налогового контроля в отношении ОАО "Финансовая Экономическая Группа". В связи с указанными обстоятельствами налоговому органу в предоставлении информации было отказано. Ссылка Инспекции в решении от 05.02.2008 года N 13-10/13-ф на пункт 3 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах" как на устанавливающий законодателем на банки "безусловную обязанность" представлять по мотивированному запросу налогового органа документы не соответствует законодательству и правоприменительной практике. На основании изложенного считает, что в действиях ОАО "АК БАРС" БАНК отсутствуют событие налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса РФ.
Представитель Инспекции требования ОАО "АК БАРС" БАНК не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила суду, что законодателем установлена безусловная обязанность банка представлять по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Материалами дела подтверждается, что банку в связи с проводимой выездной проверкой ООО "Чебоксарский завод промышленного литья" направлен мотивированный запрос, в котором банку предложено представить Инспекции выписку по операциям на счете ОАО "Финансовая Экономическая Группа" за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года о движении денежных средств на счете организации в течении пяти дней с момента получения запроса. Исходя из смысла пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ проведение в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) мероприятий налогового контроля может являться отдельным самостоятельным основанием для направления запросов в банк. Вместе с тем, согласно пунктам 1, 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводившее проверку вправе истребовать сведения у контрагента или у них лиц, располагающих документами (информацией), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Истребование данных документов может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникнет обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Следует отметить, что предусмотренное статьёй 93.1 Налогового кодекса РФ истребование налоговыми органами у контрагентов или иных лиц документов о налогоплательщике или информации о конкретных сделках является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ обязанностью банков представлять соответствующую информацию о клиентах банка. Просила суд в удовлетворении требований ОАО "АК БАРС" БАНК отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары в адрес открытого акционерного общества "АК БАРС" БАНК направлен запрос от 11.09.2007 года N 13-10/119 о предоставлении в отношении ОАО "Финансовая Экономическая Группа" справки по счету N 40702810100020000149 за период с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года о движении денежных средств с указанием содержания операции, контрагентов, их ИНН и КПП. Запрос оформлен в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ в связи с проводимой выездной проверкой ООО "Чебоксарский завод промышленного литья".
19.10.2007 года в Инспекцию ФНС России по г. Чебоксары поступил ответ ОАО "АК БАРС" БАНК на запрос налогового органа, согласно которому обязанность банка в предоставлении запрашиваемой информации отсутствует.
Также Инспекция ФНС России по г. Чебоксары направила в адрес ИФНС России по Московскому району г. Казань поручение от 25.10.2007 года N в порядке статьи 93.1. Налогового кодекса РФ об истребовании у ОАО "АК БАРС" БАНК выписки из лицевого счета N 40702810100020000149 за период с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года с указанием содержания операции, контрагентов, их ИНН и КПП касательно деятельности ОАО "Финансовая Экономическая Группа" в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Чебоксарский завод промышленного литья".
В связи неисполнением банком запроса Инспекции от 11.09.2007 года N 13-10/119 налоговым органом 20.12.2007 составлен акт N 13-10/425-ф об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов проверки 05.02.2008 года налоговым органом вынесено решение N 13-10/13-ф о привлечении ОАО "АК БАРС" БАНК к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. за непредставление сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Не согласившись с решением налогового органа о привлечении к ответственности от 05.02.2008 года N 13-10/13-ф ОАО "АК БАРС" БАНК обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ закреплено право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами других прав, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Пунктом 3 статьи 86 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Форма и порядок направления соответствующих запросов в банк утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
В соответствии со статьей 135.1 Налогового кодекса РФ непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Таким образом, к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса РФ банк может быть привлечен в случае непредставления им в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа, оформленного в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса РФ при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, то есть клиентов банка.
В данном случае, как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России по г. Чебоксары проводила выездную налоговую проверку в отношении ООО "Чебоксарский завод промышленного литья", а не в отношении клиента ОАО "АК БАРС" БАНК - ОАО "Финансовая Экономическая Группа".
При таких обстоятельствах банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса РФ, поскольку мотивированный запрос оформлен в соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 86 Налогового кодекса РФ, а не каких-либо иных норм права.
Необходимо учесть, что налоговый орган имеет возможность истребовать у банка необходимые сведения непосредственно в отношении ОАО "Финансовая Экономическая Группа" в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела Инспекция ФНС России по г. Чебоксары направила в адрес ИФНС России по Московскому району г. Казань поручение от 25.10.2007 года N в порядке статьи 93.1. Налогового кодекса РФ об истребовании у ОАО "АК БАРС" БАНК выписки из лицевого счета за период с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года с указанием содержания операции, контрагентов, их ИНН и КПП касательно деятельности ОАО "Финансовая Экономическая Группа" в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Чебоксарский завод промышленного литья".
Федеральная налоговая служба в письме от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ разъяснила, что предусмотренная пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ обязанность банков выдавать соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов является отдельным правовым институтом, не связанным с институтом истребования у налогоплательщиков (в том числе банков) документов при проведении в их отношении мероприятий налогового контроля (то есть, в порядке статей 93 и 93.1 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного требования открытого акционерного общества "АК БАРС" БАНК подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение от 05.02.2008 года N 13-10/13-ф Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары о привлечении Открытого акционерного общества "АК БАРС" Банк, к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 135.1 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22 мая 2008 г. N А79-2158/2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании