Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 ноября 2012 г. N 468 в настоящую республиканскую целевую программу внесены изменения
Принята
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 сентября 2008 г. N 293
(приложение N 1)
Республиканская целевая программа
развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
30 сентября 2011 г., 26 июля, 9 ноября 2012 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке Программы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 2008 г. N 230 "О перечнях республиканских и ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009-2011 годах"
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
|
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
|
Цель и задачи Программы |
- |
цели Программы: обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции; создание системы государственной и социально-экономической поддержки молодых учителей в решении жилищной проблемы; привлечение молодых учителей в систему общего образования; сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений за счет создания современной системы школьного питания. Задачи Программы: обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства и доходов родителей; достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам качества образования, использование в этих целях общепризнанных международных процедур и инструментов контроля качества образования; обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей; создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей; создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности с активной гражданской позицией; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни; разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных учреждений; развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности; развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование; разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым учителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми учителями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных организаций для улучшения жилищных условий; внедрение в практику механизмов привлечения молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения в Чувашской Республике; совершенствование нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей функционирование системы школьного питания и обеспечивающей ее развитие; повышение эффективности организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления пищи; обеспечение соответствия школьного питания установленным нормам и стандартам; оптимизация затрат на школьное питание с учетом использования современного энергосберегающего технологического оборудования; создание системы мониторинга организации школьного питания; создание доступных методических и информационных ресурсов по вопросам здорового питания для обучающихся, их родителей и работников системы школьного питания
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
удовлетворенность населения качеством общего образования 90 процентов от числа опрошенных к 2021 году; удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2021 году; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, 93 процента к 2021 году; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, 110 процентов к 2021 году; удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2021 году; численность учащихся, приходящихся на одного учителя в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, 14 к 2021 году; средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях к 2021 году: в городской местности - 25,0; в сельской местности - 17,0; расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях 150,0 тыс. рублей к 2021 году; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных: на нормативное подушевое финансирование - 100 процентов к 2021 году; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов к 2021 году; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений 100 процентов к 2021 году; удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 100 процентов к 2021 году; количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия при оказании государственной поддержки, - 66 учителей ежегодно (всего 594 учителя за период реализации подпрограммы); доля молодых учителей в общей численности учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике к 2021 году 20 процентов (в 2011 году - 15,4 процента); увеличение доли обучающихся, обеспеченных горячим питанием, с 91,6 процента в 2011 году до 96 процентов к 2015 году; увеличение доли столовых общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием, с 3,2 процента в 2011 году до 70 процентов к 2015 году; увеличение доли обучающихся, получающих питание в столовых общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием, с 7,5 процента в 2011 году до 80 процентов к 2015 году; увеличение количества работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации, с 16 человек в 2011 году до 400 человек к 2015 году; увеличение количества волонтеров, обученных основам здорового питания, с 60 человек в 2011 году до 2800 человек к 2015 году; увеличение доли общественного участия в системе совершенствования школьного питания с 70 процентов в 2011 году до 95 процентов к 2015 году; увеличение доли обучающихся, удовлетворенных качеством питания в столовых общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием, с 70 процентов в 2011 году до 85 процентов к 2015 году
|
Срок реализации Программы |
- |
2011-2020 годы
|
Перечень подпрограмм |
- |
Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы; Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике;
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы в 2011-2020 годах составляет 10722,0 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 785,1 млн. рублей (7,3 процента); республиканского бюджета Чувашской Республики - 8135,0 млн. рублей (75,9 процента); местных бюджетов - 1332,8 млн. рублей (12,4 процента); внебюджетных источников - 469,1 млн. рублей (4,4 процента)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: повышение качества общего образования (удовлетворенность населения качеством общего образования); обеспечение высокого уровня профессиональной ориентации школьников на основе запросов рынка труда (удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2021 году); обеспечение доступа населения к качественному общему образованию; развитие государственно-общественного управления системой образования; повышение качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, снижение социальной и психологической напряженности в обществе; создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования детей; увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; обеспечение поддержки институтов семейного воспитания, развития культуры здоровья; создание системы повышения уровня профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; бюджетная эффективность: формирование эффективной экономики образования, основанной на программно-целевых методах финансирования; повышение статуса педагогических работников, создание стимула для привлечения высококвалифицированных кадров в систему общего образования; повышение экономической эффективности системы общего образования; внедрение инновационных экономических механизмов; введение нормативного финансирования, перевод дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведение наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями; внедрение в учреждениях дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью; ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения к 2021 году; увеличение притока молодых специалистов в систему общего образования (доля молодых, в возрасте до 35 лет, учителей в общей численности учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике к 2021 году 20 процентов); формирование современного корпуса педагогических кадров в системе образования; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных организаций; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; устойчивое функционирование и развитие системы школьного питания за счет создания современной инфраструктуры школьных столовых; обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике качественным сбалансированным питанием за счет создания современной инфраструктуры школьных столовых
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
- |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля до 2021 года. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Система образования Чувашии за последние 10 лет совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
Стратегическим документом, положившим начало модернизации всей системы образования, стала Президентская программа "Новая школа". В соответствии с ней и другими республиканскими целевыми программами реализовывались идеи последовательного увеличения ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей образования (строительство новых школ, увеличение финансирования образовательных учреждений, развитие информатизации и др.). За последние десять лет объем бюджетного финансирования образования в республике вырос более чем в 12 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы. За эти годы построено 145 объектов образования, в том числе 138 школ. Активно решались вопросы общесоциального и экономического характера (строительство дорог, газификация сел, благоустройство населенных пунктов).
Образовательные учреждения ведут активный поиск экономических резервов и внутри системы образования: приближают нормативные показатели наполняемости учреждений, классов, количество учащихся на 1 учителя к европейским стандартам, эффективно используют энергоресурсы. В настоящее время наполняемость классов составляет 19,7 ученика, в сельской местности - 16,0, на одного учителя приходится 12 учеников, в сельской местности - 10.
Активное участие Чувашской Республики в масштабных инновационных международных и федеральных проектах также в значительной мере содействует эффективному решению вопросов развития образования. Благодаря участию в 25 наиболее значимых проектах в области образования за последние 10 лет дополнительно привлечены финансовые средства в объеме 3,35 млрд. рублей.
С 2002 года ведется работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, что позволило создать различные модели школ. В настоящее время на территории республики функционируют 526 школ, в которых обучаются 127,6 тыс. учащихся. "Точками роста" стали 138 базовых школ, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база.
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2007/08 учебном году 72,4 процента старшеклассников было охвачено профильным обучением.
В сельской местности созданы современные образовательные центры, куда ежедневно подвозится более 12,5 тыс. детей из 930 деревень на 304 школьных автобусах. Реализация республиканской программы "Школьный автобус" также способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей.
В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами республики, в том числе в дистанционной форме, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Увеличивается число победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад. В 2008 году 36 старшеклассников стали победителями и призерами по 16 предметам (в 2007 году - 28, в 2006 году - 18, в 2005 году - 10).
Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - единый муниципальный экзамен для выпускников 9-х классов. Чувашия активно участвует в международных исследованиях качества образования (PIRLS-2006, TIMSS-2007). Учащиеся 4-х классов в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2006 в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты.
Принятые меры позволили создать условия для обеспечения доступности качественных образовательных услуг всем детям независимо от места проживания и доходов родителей.
С 2006 года результаты ЕГЭ у выпускников сельских базовых школ сравнялись с результатами ЕГЭ городских школьников. В 2008 году 54,2 процента выпускников сельских школ поступили в вузы, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. Школы республики успешно готовят выпускников для продолжения обучения в профессиональной школе. 97,0 процентов выпускников поступают учиться в учреждения профессионального образования, из них 31,0 процент - в учреждения начального и среднего профессионального образования, 66,0 процентов - в вузы. В 2008 году в ведущие вузы страны поступили 23,7 процента выпускников, а в 2000 году их было менее 1 процента.
Значительная работа проделана по развитию этнокультурного (национального) образования для формирования благоприятной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования различных культур, расширения диалога между ними. Все учащиеся имеют возможность изучать родной язык и культуру народов, проживающих в Чувашской Республике. В этих целях школы обеспечиваются современной учебной литературой, в том числе электронными учебными пособиями. Число наименований изданной учебной литературы по родному языку, культуре в расчете на одного учащегося увеличилось в 1,3 раза по сравнению с 2000 годом. Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствуют развитию языков и культур народов, проживающих в Чувашии, создают условия для повышения их общей культуры и гармонизации отношений граждан разных национальностей. В настоящее время в республике насчитывается 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских национальных школ, в 4 общеобразовательных учреждениях учащиеся изучают мордовский язык. Существующая сеть позволяет удовлетворять потребности детей в получении качественного образования в условиях поликультурного пространства.
Наряду с владением чувашским языком на уровне функциональной грамотности очень важное значение имеет развитие полилингвизма в целом. Формирование личности, владеющей несколькими иностранными языками, - важнейшая задача, обозначенная в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Для решения ее в последние годы сделано немало: введено раннее изучение иностранного языка, расширена сеть школ, в которых учащиеся изучают несколько иностранных языков, 8,5 процента школьников республики охвачено углубленной подготовкой. Для дальнейшего развития этого направления необходимо уже в новом учебном году иметь в каждом муниципалитете как минимум по одной школе, а в микрорайонах городов несколько школ с углубленным изучением иностранных языков.
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (77,0 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Чувашия в числе первых среди регионов России ввела в учебную программу школ 3 часа занятий физической культурой в неделю. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников Чувашии стали реальностью. Ежегодно проводится более 300 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются спартакиада школьников на кубок Президента Чувашской Республики, которая включает самые популярные и доступные виды спорта, республиканская олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада", республиканские конкурсы "Самый спортивный класс", "Самая спортивная школа".
Активно формируются современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО). В 2006-2008 годах в конкурсных процедурах участвовало около 62,0 процентов школ и 10,0 процентов учителей. Государственную поддержку из федерального бюджета получили 99 школ и 336 учителей, 60 образовательных учреждений и 90 педагогов были удостоены грантов и премий Президента Чувашской Республики.
В системе школьного образования работают 11974 учителя, из них 93,9 процента - с высшим образованием, остальные со средним специальным (в начальных классах). 15,9 процента учителей имеют высшую квалификационную категорию, что в 1,8 раза больше, чем в 2002 году.
С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Введена новая процедура аттестации: учителя сдают экзамены на определение предметной компетентности, проходят тестирование на ИКТ-компетенцию, в ходе которого проверяется умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы. По новой схеме в 2007/08 учебном году прошли аттестацию более полутора тысяч педагогов республики.
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогических работников в системе общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 сентября 2007 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007 г. N 39 "О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике". Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого педагога. В рамках комплексного проекта модернизации образования, реализацию которого Чувашская Республика начала в 2007 году, во всех общеобразовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества работы. По сравнению с 2006 годом средняя зарплата учителей в 2007 году выросла более чем на 25,0 процентов и составила в 2008 году 9 тыс. рублей.
В республике идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех учреждениях образования созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учителей Чувашской Республики, советы директоров школ. Активизации участия общественных формирований в оценке качества образования способствовала реализация приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсных процедурах ПНПО в качестве гражданских экспертных организаций участвовало более 10 общественных объединений: Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Ассоциация врачей, общественная организация "Чувашский республиканский совет женщин", Чувашский национальный конгресс и др.
Таким образом, образование, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов.
II. Основные цели и задачи Программы, срок реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
Цели Программы:
обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции;
создание системы государственной и социально-экономической поддержки молодых учителей в решении жилищной проблемы;
привлечение молодых учителей в систему общего образования;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений за счет создания современной системы школьного питания.
Задачи Программы:
обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства и доходов родителей;
достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам качества образования, использование в этих целях общепризнанных международных процедур и инструментов контроля качества образования;
обеспечение непрерывного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и гендерных особенностей;
создание условий для формирования традиционных и трансверсальных компетентностей;
создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности с активной гражданской позицией;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных учреждений;
развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности;
развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике и обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование;
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым учителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
создание условий для привлечения молодыми учителями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных организаций для улучшения жилищных условий;
внедрение в практику механизмов привлечения молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения в Чувашской Республике;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей функционирование системы школьного питания и обеспечивающей ее развитие;
повышение эффективности организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления пищи;
обеспечение соответствия школьного питания установленным нормам и стандартам;
оптимизация затрат на школьное питание с учетом использования современного энергосберегающего технологического оборудования;
создание системы мониторинга организации школьного питания;
создание доступных методических и информационных ресурсов по вопросам здорового питания для обучающихся, их родителей и работников системы школьного питания";
Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей и индикаторов оценки эффективности ее реализации (приложение N 1).
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы изложены в приложении N 2 к настоящей Программе и сгруппированы в проекты, предусмотренные Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года на среднесрочный период (табл. 1).
Абзац второй утратил силу.
Таблица 1
Перечень проектов, предусмотренных Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года
N п/п |
Наименование проекта |
Инновационная цель проекта |
1 |
2 |
3 |
1. |
Менеджмент в образовании: самостоятельность, автономность и проектное управление |
создание условий для повышения самостоятельности и автономности образовательных учреждений, внедрение в практику управления проектных методов |
2. |
Кадры в образовании: горизонтальная карьера |
создание условий для планирования профессионального развития и горизонтальной карьеры персонала образовательных учреждений, обеспечивающего решение задач индивидуализации общего образования |
3. |
Содержание образования: универсальные компетенции |
создание институциональных механизмов применения компетентностного подхода в массовой образовательной практике для развития универсальных компетентностей учащихся и достижения высоких образовательных результатов |
4. |
Структура образования: интеграция, кредитно-модульная система |
развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений и внедрение кредитно-модульной системы для повышения интеграции региональных сетей компетенций в мировую экономическую систему |
5. |
Экономика в образовании: многоканальное финансирование |
развитие форм многоканального финансирования региональной системы образования, стимулирование частных инвестиций потребителей образовательных услуг в повышение интеллектуально-профессионального потенциала региональной экономики |
6. |
Маркетинг в образовании: конкурентоспособные учреждения, международная сертификация |
содействие образовательным учреждениям в повышении конкурентоспособности и расширение возможностей участия учащихся в международной сертификации |
7. |
Технологии в образовании: мультисервисная информационная образовательная среда
|
обновление технологий раннего развития, обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, непрерывного психолого-медико-социального сопровождения, обеспечивающее баланс фундаментального и компетентностного подходов в образовании, применение эффективных мировых практик для создания мультисервисной информационной образовательной среды |
8. |
Качество образования: оценка сформированности ключевых компетентностей |
создание системы оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся на основе специально разработанных количественных и качественных показателей |
В рамках Программы предусматривается реализация следующих подпрограмм:
"Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы;
Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике;
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются:
средства федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования;
внебюджетные источники, в том числе средства, привлекаемые для реализации образовательных проектов.
Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе).
Таблица 2
Объемы финансирования Программы
Годы |
Объемы затрат по источникам финансирования, тыс. рублей |
||||
из федерального бюджета |
из республиканского бюджета Чувашской Республики |
из местного бюджета |
из внебюджетных источников |
всего |
|
2011 |
51847,6 |
440758,4 |
230006,6 |
965,0 |
723577,6 |
2012 |
101559,5 |
838828,0 |
438808,9 |
156593,2 |
1535789,6 |
2013 |
126607,0 |
1475033,95 |
331124,6 |
154814,0 |
2087579,55 |
2014 |
67087,0 |
1070222,1 |
286289,5 |
152963,0 |
1576561,6 |
2015 |
80591,0 |
1133812,8 |
43820,0 |
709,0 |
1258932,8 |
2016 |
70321,0 |
674953,9 |
550,0 |
604,0 |
746428,9 |
2017 |
70877,0 |
625116,8 |
550,0 |
604,0 |
697147,8 |
2018 |
71461,0 |
624399,6 |
550,0 |
604,0 |
697014,6 |
2019 |
72074,0 |
624584,4 |
550,0 |
604,0 |
697812,4 |
2020 |
72718,0 |
627244,7 |
550,0 |
604,0 |
701116,7 |
Объем инвестиций и других расходов на реализацию Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики, а также объемов средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса проектов, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования, и обеспечивающие опережающее развитие системы образования в Чувашской Республике в соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года и логикой современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля до 2021 года.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы.
Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет.
VI. Результаты реализации Программы.
Оценка социальной и экономической эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится на основании следующих показателей:
удовлетворенность населения качеством общего образования 90 процентов от числа опрошенных к 2021 году;
удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения, 85 процентов к 2021 году;
удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, 93 процента к 2021 году;
отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Чувашской Республики, 110 процентов к 2021 году;
удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2021 году;
численность учащихся, приходящихся на одного учителя в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, 14 к 2021 году;
средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях к 2021 году:
в городской местности - 25,0;
в сельской местности - 17,0;
расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях 150,0 тыс. рублей к 2021 году;
доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных к 2021 году:
на нормативное подушевое финансирование, - 100 процентов к 2021 году;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов к 2021 году.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет формирования эффективной экономики образования, основанной на программно-целевых методах финансирования, повышения социального статуса педагогических работников на основе увеличения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества предоставляемых образовательных услуг, повышении уровня образования, общей культуры граждан, гармонизации их отношений, снижении социальной и психологической напряженности в обществе.
Методика оценки эффективности реализации Программы изложена в приложении N 3.
В целях совершенствования материально-технической базы общеобразовательных учреждений в рамках Программы планируются строительство зданий взамен ветхих, не отвечающих современных требованиям, реконструкция зданий с целью приведения в соответствие с требованиями нормативов, строительство зданий в новых микрорайонах населенных пунктов (табл. 3).
Таблица 3
Строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений
Объекты строительства и реконструкции |
Количество создаваемых мест |
Дата начала строительства |
Дата окончания строительства |
1 |
2 |
3 |
4 |
Пристрой к Красночетайской СОШ в с. Красные Четаи Красночетайского района |
240 |
III кв. 2011 г. |
I кв. 2012 г. |
Пристрой на 320 мест к гимназии N 1, г. Мариинский Посад Мариинско-Посадского района |
320 |
III кв. 2011 г. |
IV кв. 2012 г. |
Андреевская ООШ на 100 учащихся по ул. Молодежная в д. Андреевка Ибресинского района |
100 |
II кв. 2012 г. |
IV кв. 2012 г. |
Шихабыловская ООШ на 160 учащихся в д. Шихабылово Урмарского района |
160 |
II кв. 2012 г. |
III кв. 2013 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 200 учащихся в д. Татарские Сугуты Батыревского района |
200 |
IV кв. 2012 г. |
IV кв. 2013 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 165 мест в д. Яныши Чебоксарского района |
165 |
II кв. 2013 г. |
III кв. 2014 г. |
Реконструкция здания МБОУ "Гимназия N 1" в г. Мариинском Посаде |
225 |
II кв. 2013 г. |
II кв. 2014 г. |
Реконструкция здания МБОУ "Среднетатмышская СОШ" в д. Средние Татмыши Канашского района |
- |
II кв. 2013 г. |
III кв. 2013 г. |
Пристрой на 100 мест к средней общеобразовательной школе в с. Калинино Вурнарского района |
100 |
I кв. 2014 г. |
IV кв. 2014 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 825 мест, г. Чебоксары, мкр. "Волжский-3" |
825 |
I кв. 2014 г. |
III кв. 2015 г. |
Реконструкция здания МБОУ "Токаевская СОШ", с. Токаево Комсомольский район |
300 |
II кв. 2014 г. |
III кв. 2014 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 160 учащихся, с. Нижняя Кумашка Шумерлинский район |
160 |
I кв. 2014 г. |
III кв. 2015 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 180 мест в д. Большие Карачуры Чебоксарского района |
180 |
II кв. 2014 г. |
II кв. 2015 г. |
Реконструкция МБОУ "Начальная школа N 1" по ул. Ярославская, д. 52 в г. Чебоксары |
100 |
II кв. 2014 г. |
IV кв. 2014 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 165 мест, д. Альбусь-Сюрбеево Комсомольского района |
165 |
I кв. 2014 г. |
III кв. 2015 г. |
Основная общеобразовательная школа на 140 мест, д. Новое Ахпердино Батыревского района |
140 |
I кв. 2015 г. |
IV кв. 2015 г. |
Основная общеобразовательная школа на 100 мест, д. Кашмаши Моргаушского района |
100 |
I кв. 2015 г. |
III кв. 2015 г. |
Пристрой на 200 мест к средней общеобразовательной школе в с. Тарханы Батыревского района |
200 |
I кв. 2015 г. |
II кв. 2016 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 825 мест, г. Чебоксары, мкр. "Новый город" |
825 |
I кв. 2015 г. |
III кв. 2016 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 140 мест, с. Можарки Янтиковского района |
140 |
I кв. 2015 г. |
III кв. 2016 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 1000 мест в г. Канаше |
1000 |
I кв. 2016 г. |
IV кв. 2017 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 825 мест, г. Чебоксары, мкр. "ул. Гладкова" |
825 |
I кв. 2016 г. |
IV кв. 2017 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 825 мест г. Чебоксары, пос. Альгешево |
825 |
I кв. 2016 г. |
IV кв. 2017 г. |
Средняя общеобразовательная школа на 500 мест, г. Цивильск |
500 |
I кв. 2016 г. |
IV кв. 2017 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.