Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 23 октября 2008 г. N 325
Республиканская комплексная программа
государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы - Республиканская комплексная программа
государственной поддержки строительства жилья
в Чувашской Республике на 2006-2015 годы
Основания для - постановление Правительства Российской
разработки Программы Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О
дополнительных мерах по реализации федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г.
N 8 "О Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года";
Указ Президента Чувашской Республики от 30
января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по
стимулированию жилищного строительства в
Чувашской Республике"
Государственный - Министерство градостроительства и развития
заказчик Программы общественной инфраструктуры Чувашской
Республики
Основной разработчик - Министерство градостроительства и развития
Программы общественной инфраструктуры Чувашской
Республики
Цели Программы - комплексное решение проблемы перехода к
устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечивающее доступность
жилья для граждан, безопасные и комфортные
условия проживания в нем;
эффективная реализация приоритетного
национального проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России" в Чувашской
Республике
Задачи Программы - основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного
сектора экономики и повышения уровня
обеспеченности населения жильем путем
увеличения объемов жилищного строительства и
развития финансово-кредитных институтов рынка
жилья;
создание эффективных и устойчивых
организационных и финансовых механизмов
обеспечения земельных участков под жилищное
строительство коммунальной инфраструктурой;
обеспечение доступности жилья в соответствии с
платежеспособным спросом граждан и стандартами
обеспечения жилыми помещениями;
поддержка нуждающихся в улучшении жилищных
условий за счет средств республиканского
бюджета Чувашской Республики и местных
бюджетов в пределах установленных социальных
стандартов;
обеспечение жильем за счет средств
федерального бюджета отдельных категорий
граждан, определенных законодательством
Российской Федерации, в пределах ежегодных
объемов государственных обязательств,
предусмотренных Чувашской Республике;
обеспечение ежегодного роста объемов вводимого
в эксплуатацию жилья, позволяющего обеспечить
сбалансированность спроса и предложения на
рынке жилья;
повышение качества и уровня благоустроенности
жилья;
создание условий для приведения жилищного
фонда и коммунальной инфраструктуры в
соответствие со стандартами качества
Важнейшие целевые - предусматривается к 2015 году:
индикаторы и показатели доведение объемов вводимого жилья на 1
человека до 1,20 кв. метра;
рост обеспеченности общей площадью жилья на 1
человека до 29,0 кв. метра;
сокращение числа семей, состоящих в органах
местного самоуправления на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, до 36,0 тыс.
семей;
увеличение годового объема ввода общей площади
жилья до 1350 тыс.кв. метров;
доведение объема выдаваемых в год ипотечных
жилищных кредитов и займов гражданам на сумму
5600 млн. рублей;
повышение доступности приобретения жилья,
когда средняя стоимость стандартной квартиры
общей площадью 54 кв. метра будет равна
среднему совокупному доходу семьи из 3 человек
за 4,2 года;
отношение средней цены одного квадратного
метра общей площади на первичном (вторичном)
рынке жилья к среднедушевым доходам населения
будет равно 0,240 года
Срок реализации - 2006-2015 годы
Программы
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы за
финансирования 2006-2015 годы составит 30030,3 млн. рублей,
Программы в том числе:
средства федерального бюджета - 1935,0 млн.
рублей;
средства республиканского бюджета Чувашской
Республики - 7398,4 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 1257,3 млн.
рублей;
внебюджетные источники - 19439,6 млн. рублей,
из них:
средства организаций - 1166,0 млн. рублей;
средства кредитных организаций - 162,4 млн.
рублей;
средства населения - 18111,2 млн. рублей
Ожидаемые конечные - реализация Программы должна обеспечить
результаты реализации достижение в 2015 году следующих результатов
Программы и показатели (по сравнению с 2006 годом):
социальной и бюджетной увеличение годового объема ввода жилья на 1
эффективности человека до 181,8 процента;
улучшение жилищных условий граждан (рост
обеспеченности общей площадью жилья на
человека до 138,1 процента);
сокращение числа семей, состоящих в органах
местного самоуправления на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, до 65,5
процента;
увеличение годового объема ввода общей площади
жилья до 158,1 процента;
увеличение объема выдаваемых в год ипотечных
жилищных кредитов и займов гражданам до 173,7
процента;
повышение доступности приобретения жилья,
когда средняя стоимость стандартной квартиры
общей площадью 54 кв. метра будет равна
среднему совокупному доходу семьи из 3
человек, на 28,0 процента;
сокращение отношения средней цены одного
квадратного метра общей площади на первичном
(вторичном) рынке жилья к среднедушевым
доходам населения на 22,6 процента;
снижение среднего времени ожидания
предоставления жилых помещений социального
использования с 15-20 лет до 4-6 лет.
Показатели социальной эффективности:
содействие в обеспечении жильем за счет
средств республиканского бюджета Чувашской
Республики граждан, состоящих в органах
местного самоуправления на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях;
создание условий для повышения уровня
обеспеченности жильем, а также безопасных и
комфортных условий проживания в нем;
привлечение в жилищную сферу дополнительных
финансовых средств из внебюджетных источников;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в обществе
Система организации - контроль за реализацией Программы осуществляет
контроля за выполнением Министерство градостроительства и развития
Программы общественной инфраструктуры Чувашской
Республики. Исполнители мероприятий Программы
ежегодно к 15 февраля до 2016 года
представляют информацию о ходе реализации
мероприятий Программы в Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики.
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года
представляет информацию об эффективности
использования бюджетных средств и о ходе
реализации мероприятий Программы в
Министерство экономического развития и
торговли Чувашской Республики и Министерство
финансов Чувашской Республики.
По окончании срока реализации Программы
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики до 1 марта 2016 г. представляет в
Кабинет Министров Чувашской Республики доклад
о выполнении Программы, эффективности
использования финансовых средств за весь
период ее реализации.
Введение
Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике". Программа составлена на основе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, и Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года". Программа разработана с целью обеспечения привлечения инвестиций в отрасль, формирования рынка доступного жилья, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.
На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. С 2004 года принято 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
На республиканском уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Чувашской Республики по формам собственности, сформировался новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда с 48 процентов в 1990 году увеличилась до 81,2 процента в 2007 году.
В 2007 году за счет всех источников финансирования в Чувашской Республике было введено 1004,4 тыс.кв. метров жилья, что составляло 117,5 процента к уровню 2006 года, в том числе индивидуальными застройщиками 684,4 тыс.кв. метров (125,4 процента). По предварительным данным, в отрасль было привлечено 10,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 268,4 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 1059,9 млн. рублей, местных бюджетов - 135,7 млн. рублей, кредитов банков и других организаций - 4691,4 млн. рублей, средств населения - 4483,5 млн. рублей.
Важнейшее место в деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики было отведено развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования населения, которое направлено на расширение платежеспособного спроса на жилье, вовлечение внебюджетных средств в жилищную сферу, а также обеспечение связи между денежными ресурсами населения, банков, финансовых институтов и реальным сектором экономики. Получило дальнейшее развитие ипотечное жилищное кредитование. Всего по республике в 2007 году было выдано по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) ипотечных жилищных кредитов на 1359,7 млн. рублей.
В 2007 году получили возможность улучшить жилищные условия за счет ипотеки 5746 семей. Коммерческие банки начали активно выдавать долгосрочные кредиты. Банки формируют собственные корпоративные программы с разными условиями кредитования граждан в зависимости от уровня доходов населения. Впервые в 2005 году в жилищное строительство были привлечены венгерские займы под гарантию Кабинета Министров Чувашской Республики.
Для создания более комфортных условий жизнеобеспечения населения республики, повышения уровня благоустроенности жилищного фонда проводится реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Несмотря на достигнутые в жилищной сфере положительные результаты, пока не удалось обеспечить должного улучшения ситуации по повышению доступности жилья для населения.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По данным администраций муниципальных районов и городских округов, по состоянию на 1 января 2008 г. в очереди состоят 58,8 тыс. семей, из них вставших в очередь до 1 января 2004 г. - 50,3 тыс. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. Более 7 тыс. молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с федеральным законодательством Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед отдельными категориями граждан, это - ветераны, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или в отставку, вынужденные переселенцы, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий и катастроф и приравненные к ним лица, граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4,2 тыс.). Средства, выделяемые из федерального бюджета для этих целей, крайне недостаточны.
Результаты обследования показывают, что жилищная проблема стоит не только перед гражданами, состоящими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Половина семей в республике в той или иной степени не удовлетворена имеющимися жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в ветхом или аварийном состоянии. Общая потребность населения Чувашии в жилье составляет около 12 млн.кв. метров общей площади.
В целях повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать государственную поддержку отдельным категориям граждан в приобретении жилья. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли.
Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Решение государственной задачи повышения доступности жилья напрямую связано с реализацией мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Основными негативными факторами, способствующими росту стоимости строительства, являются:
повышение цен на строительные материалы, изделия и конструкции, зачастую опережающее рост цен в других отраслях и на потребительском рынке;
монопольные явления на рынке строительных материалов;
низкое качество проектно-сметной документации;
несовершенство нормативной правовой базы ценообразования в строительстве.
В этих условиях необходимо осуществление мониторинга цен на строительные ресурсы и услуги в строительстве с публикацией экономически обоснованных показателей, дальнейшее совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве с целью исключения из сметной стоимости необоснованных затрат, подготовка на государственном уровне норм и расценок на содержание, обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Ежеквартальный выпуск экономически обоснованных показателей стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по Чувашской Республике, несмотря на рекомендательный статус, окажет влияние на ценовую политику застройщиков и общественное мнение.
В этой ситуации основным источником финансирования жилищного строительства пока остаются средства долевиков; слабо развито кредитование организаций застройщиков на цели жилищного строительства. Вливание банковских ресурсов и иных внебюджетных рыночных источников в развитие жилищной сферы существенно повысит эффективность этого сектора экономики.
Существенным препятствием для развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В районах республики 3,6 тыс. индивидуальных жилых домов, готовых к заселению, не электрифицированы.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
В настоящее время завершается период так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства ограничены. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода, что позволит не только существенно увеличить объем жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.
Необходимо подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, активно проводить государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивать комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, создавать эффективные организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилую застройку коммунальной инфраструктурой, снижать административные барьеры в жилищном строительстве и расширять доступ застройщиков к кредитным ресурсам, реализовать меры в области градостроительного контроля, осуществлять комплексную застройку территорий городских округов и сельских поселений, активно проводить реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки.
Вследствие технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры качество предоставления коммунальных услуг не соответствует растущим запросам населения в условиях рыночной экономики. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 56 процентов (по состоянию на 1 января 2008 г.). Для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
II. Основные цели, задачи, важнейшие индикаторы и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
эффективная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.
Для достижения этих целей в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах ежегодных объемов государственных обязательств, предусмотренных Чувашской Республике;
обеспечение ежегодного роста объемов вводимого в эксплуатацию жилья, позволяющего обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке жилья;
повышение качества и уровня благоустроенности жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества.
Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы эффективности реализации Программы
Единица измерения |
Годы | ||||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Число семей, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 1 января 2006 г. Объем ввода жилья на 1 человека Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов Обеспеченность жильем на 1 человека на конец года Годовой объем ввода жилья |
тыс. семей на начало года кв. метра лет лет млн. рублей кв. метр тыс.кв. метров |
54,9 0,66 5,8 0,310 3224 21,0 854 |
57,4 0,78 7,3 0,400 4679 21,5 1004 |
58,8 0,83 7,8 0,385 3440 22,8 1050 |
55,8 0,9 6,5 0,350 4036 23,5 1100 |
52,8 1,0 6,0 0,315 4620 24,3 1200 |
48,9 1,04 5,0 0,300 4800 25,2 1240 |
45,0 1,08 4,8 0,285 5000 26,1 1280 |
42,0 1,12 4,6 0,270 5200 27,0 1310 |
39,0 1,16 4,4 0,255 5400 27,9 1330 |
36,0 1,20 4,2 0,240 5600 29,0 1350 |
Срок реализации Программы - 2006-2015 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Программа включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению населения Чувашской Республики благоустроенным жильем в наиболее эффективных формах (приложение N 1).
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансированию капитальных и других расходов.
Программа предусматривает комплекс мероприятий по следующим направлениям:
государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с действующим законодательством (военнослужащих, уволенных в запас или отставку, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, инвалидов и ветеранов), работников села;
строительство жилья для формирования государственного жилищного фонда Чувашской Республики, используемого в качестве жилищного фонда коммерческого использования, предоставляемого гражданам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях подрядными организациями на строительство жилья для граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
поддержка организациями своих работников в улучшении жилищных условий:
принятие корпоративных программ организациями по улучшению жилищных условий своих работников;
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства:
ежегодное участие в реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
своевременная подготовка проектов планировки территорий, предназначенных для жилищного строительства;
опережающее обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
привлечение средств частных инвесторов и кредиторов на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой;
ведение реестра строящихся жилых домов, контроль за использованием земельных участков, выделенных под застройку;
применение типовой проектной и модифицированной документации на социальное жилье;
своевременная разработка правил землепользования и застройки городских округов и поселений;
содействие развитию строительной индустрии:
развитие конкуренции на строительном рынке в целях устранения влияния монополий на стоимость жилья;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации программ жилищного строительства;
применение в жилищном строительстве инновационных технологий строительства, энергосберегающих архитектурно-строительных систем, современных предметов домоустройства;
увеличение в застройке населенных пунктов доли крупнопанельного, каркасного, сборно-монолитного домостроения;
предоставление налоговых льгот в части арендной платы за землю для строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов;
сокращение времени и затрат на строительство жилья:
проведение государственной ценовой политики в жилищном строительстве, совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования;
мониторинг сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве на территории Чувашской Республики, в текущем уровне цен;
рассмотрение и утверждение рекомендуемых индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ к базовому уровню цен;
принятие общих требований к процедуре рассмотрения и утверждения территориальных, индивидуальных, фирменных сметных нормативов и методических документов;
мониторинг цен на тарифы и услуги в строительстве;
рассмотрение и применение индексации сметных норм, цен, расценок и укрупненных показателей стоимости для пополнения Чувашской территориальной сметной базы;
обеспечение эффективной системы мониторинга рынка жилья в Чувашской Республике;
совершенствование механизмов регулирования землепользования и застройки для развития рынка земельных участков под жилищное строительство с организацией оформления разрешающих и правоустанавливающих документов по принципу "одно окно";
опережающее обеспечение строительных площадок инженерной инфраструктурой;
оптимизация процедур подготовки исходно-разрешительных документов на предоставление земельных участков под жилую застройку, согласований и экспертизы проектной документации на строительство жилых домов;
обследование предоставленных ранее земельных участков под жилищное строительство, принятие мер по их освоению, при необходимости их изъятие и продажа другим застройщикам по аукциону;
создание системы мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли:
активизация работы по заключению соглашений с зарубежными странами, финансовыми компаниями и организациями по сотрудничеству и привлечению в развитие жилищного строительства инвестиций и кредитных ресурсов;
создание условий для дальнейшего совершенствования и развития эффективной инфраструктуры рынка жилья;
применение нормативных правовых инструментов для стимулирования застройщиков жилья;
анализ земельных участков, пригодных под жилищное строительство;
мониторинг выделяемых земельных участков;
анализ развития строительного комплекса;
повышение качества жилищного фонда, жилой застройки и обеспечение комфортных условий проживания для населения:
проведение ежегодного республиканского смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство населенного пункта Чувашской Республики;
проведение республиканского конкурса на звание "Самый благоустроенный город Чувашской Республики";
вовлечение свободных средств граждан в жилищное строительство:
создание условий для развития ссудосберегающих касс и кооперативов с механизмами аккумулирования и накопления собственных средств граждан для жилищного строительства, участия граждан в долевом строительстве жилья, увеличения объемов индивидуального жилищного строительства;
организационные мероприятия:
создание современной информационной инфраструктуры для мониторинга спроса и предложения на рынке жилья;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по многоканальному принципу - за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (средства организаций, средства кредитных организаций, иностранные инвестиции и кредитные ресурсы, средства населения).
Программные мероприятия предусматривают финансирование расходов на строительство (приобретение) социального жилья, решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, на формирование государственного жилищного фонда Чувашской Республики для предоставления гражданам, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на предоставление субсидий для возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, подрядным организациям на строительство жилья для граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предполагаемый общий объем финансирования Программы за 2006-2015 годы составит 30030,3 млн. рублей,
в том числе средства:
федерального бюджета - 1935,0 млн. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 7398,4 млн. рублей;
местных бюджетов - 1257,3 млн. рублей;
организаций - 1166,0 млн. рублей;
кредитных организаций - 162,4 млн. рублей;
населения - 18111,2 млн. рублей.
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предполагаемые объемы финансирования Программы по источникам финансирования и годам приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации
(млн. рублей (в ценах 2008 года)
Источники финансирования |
2006- 2015 годы |
В том числе по годам реализации | |||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Итого по Программе в том числе: средства федерального бюджета средства республиканско- го бюджета Чувашской Республики средства местных бюджетов средства организаций средства кредитных организаций средства населения |
30030,3 1935,0 7398,4 1257,3 1166,0 162,4 18111,2 |
3772,1 73,6 46,1 184,0 178,2 24,0 3266,2 |
3504,6 801,0 66,1 375,0 89,5 60,0 2113,0 |
2756,7 140,2 608,1 209,4 64,0 8,0 1727,0 |
3066,8 235,7 1074,0 55,0 67,5 8,6 1626,0 |
4087,6 106,3 2280,3 59,4 74,6 9,0 1558,0 |
2470,1 110,2 642,8 64,5 87,0 9,6 1556,0 |
2713,7 117,0 844,1 70,0 111,6 10,0 1561,0 |
2747,6 117,0 846,0 75,0 134,0 10,6 1565,0 |
2428,0 117,0 494,4 80,0 157,6 11,0 1568,0 |
2483,1 117,0 496,5 85,0 202,0 11,6 1571,0 |
Объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики ежегодно будет уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на эффективную реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Исполнителями Программы являются министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, организации строительного комплекса, кредитные организации.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, которое обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы.
Ежегодно к 15 февраля до 2016 года исполнители программных мероприятий представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2016 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
VI. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Программы
Комплексный подход к решению жилищной проблемы, концентрация в жилищной сфере ресурсов всех источников финансирования позволят получить значительный мультипликативный эффект, более эффективно проводить институциональные преобразования в жилищной сфере, совершенствовать правовую базу развития отрасли и в конечном итоге увеличить объемы вводимого жилья.
Успешная реализация Программы в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" позволит обеспечить достижение к 2015 году следующих показателей:
доведение объемов вводимого жилья на 1 человека до 1,20 кв. метра;
рост обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека до 29,0 кв. метра;
сокращение числа семей, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 36,0 тыс. семей;
увеличение годового объема ввода общей площади жилья до 1350 тыс.кв. метров;
доведение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам на сумму 5600 млн. рублей.
Прогнозируемые объемы ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования по муниципальным районам и городским округам приведены в приложении N 2.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
адресного предоставления бюджетных средств.
Социальный эффект от реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, выражается в:
росте обеспеченности общей площадью жилья на человека до 138,1 процента;
сокращении числа семей, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 65,5 процента;
снижении среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 15-20 лет до 4-6 лет;
повышении доступности приобретения жилья;
содействии в обеспечении жильем граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с действующим законодательством (военнослужащих, уволенных в запас или отставку, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, инвалидов и ветеранов), работников села;
создании условий для повышения уровня обеспеченности жильем, а также безопасных и комфортных условий проживания в нем;
привлечении в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников, в том числе финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развитии и закреплении положительных демографических тенденций в обществе;
укреплении семейных отношений и снижении уровня социальной напряженности в обществе;
развитии системы ипотечного жилищного кредитования.
Методика оценки экономической эффективности реализации Программы изложена в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.