Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 18 августа 2008 г. N 3-33-2008
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-6 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующей части 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 20 ноября 2006 года N 51 "О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики" в части слова "налоговых",
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 20 ноября 2006 года N 51 "О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики".
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному законодательству.
Так, часть 2 статьи 17 указанного Закона предусмотрела, что в ходе проведения комплексных и тематических проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния проверяемого объекта Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики вправе определять обоснованность получения налоговых и других льгот и преимуществ по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Между тем, по мнению прокурора, в соответствии с установлениями статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации проверка обоснованности получения налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет не может быть отнесена к полномочиям органа государственного финансового контроля, каковым является Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики, и к тому же орган государственного финансового контроля нельзя наделять полномочиями проверять законность нормативных правовых актов, устанавливающих налоговые льготы налогоплательщикам, как это следует из текста оспариваемых предписаний.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики сообщила о непризнании законодателем заявления прокурора.
Так, Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики, образованная законодательным органом республики в соответствии со статьями 152, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, в рамках осуществления такого контроля проводит финансовую экспертизу проектов законов и других нормативных правовых актов Чувашской Республики, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, или влияющих на финансирование и исполнение республиканского бюджета, оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов республиканского бюджета, анализ выявленных отклонений от установленных показателей республиканского бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. Предоставление налоговых льгот связано с формированием и исполнением республиканского бюджета, потому наделение палаты полномочиями по проверке обоснованности предоставления налогоплательщикам налоговых льгот произведено в рамках полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно статье 246 ГПК Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, но связан предметом заявленных требований.
Верховный Суд Чувашской Республики усматривает основания для признания недействующими оспариваемых прокурором нормативных предписаний.
20 ноября 2006 года принят Закон Чувашской Республики "О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики".
Статьей 1 указанного Закона определены статус Контрольно-счетной палаты как постоянно действующего органа государственного финансового контроля и подотчетность ее Государственному Совету Чувашской Республики.
Полномочия Контрольно-счетной палаты в ходе комплексных и тематических проверок, осуществляемых в рамках реализации задач Контрольно-счетной палаты, определены статьей 17 Закона. В частности, частью 2 указанной нормы Закона установлено, что в ходе проведения проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния проверяемого объекта Контрольно-счетная палата определяет обоснованность получения налоговых и других льгот и преимуществ по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Редакция изложенной выше нормы (в оспариваемой прокурором части) не исключает ее множественного толкования, что свидетельствует о ее правовой неопределенности и является основанием рассматривать как имеющееся противоречие федеральному законодательству.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию о том, что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
Так, текст вышеуказанной нормы Закона в оспариваемой части позволяет такое толкование, что законодательный орган республики фактически наделил образованный им и подотчетный ему орган государственного финансового контроля полномочиями по проверке законности нормативных правовых актов законодательного органа, которыми устанавливаются соответствующие налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, не может быть признано соответствующим федеральному законодательству нормативное предписание, позволяющее толкование о том, что органу, который в силу норм статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации создается для осуществления государственного финансового контроля, и который подотчетен органу, его образовавшему, переданы полномочия по контролю за нормативными актами по вопросу установления налоговых льгот, изданными этим органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с изложенным не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора доводы заинтересованного лица о необходимости иного толкования оспариваемых предписаний, а именно о толковании их в том значении, что Закон предусмотрел лишь полномочия Контрольно-счетной палаты по выявлению нарушений в бюджетном процессе, разработке предложений по их устранению и по совершенствованию законодательства, затрагивающего вопросы республиканского бюджета.
Согласно преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующие бюджетные правоотношения законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу.
Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики образована для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, и в соответствии со статьями 152, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации палату следует признать участником бюджетного процесса, и нормативные установления о правовом статусе этого образования должны соответствовать федеральному бюджетному законодательству.
Что касается доводов прокурора в обоснование несоответствия оспариваемых предписаний федеральному законодательству о возложении на финансовый орган субъекта Российской Федерации полномочий по проверке обоснованности получения налоговых льгот, такие утверждения суд во внимание не принимает, поскольку Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики не является финансовым органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Признавая оспариваемые нормативные предписания недействующими со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из того, что эти нормы уже применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующей со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения часть 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 20 ноября 2006 года N 51 "О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики" в части слова "налоговых".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2008 г. N 3-33-2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании