Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 19 августа 2008 г. N 3-32-2008
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 31-Г08-7 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.3.1, абзаца 3 пункта 2.3.2 Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2007 года N 325 "Об утверждении Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики",
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.3.1, абзаца 3 пункта 2.3.2 Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных, учреждений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2007 года N 325.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному законодательству.
Так, расходы, связанные с выплатой указанного вознаграждения, осуществляются за счет субсидий из федерального бюджета, которые должны перечисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, и в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты - в Федеральном казначействе, осуществляет Федеральное казначейство.
Вопреки этим нормам федерального законодательства оспариваемые прокурором предписания предусмотрели необходимость предварительного санкционирования Управлением казначейства Министерства финансов Чувашской Республики и территориальными органами Министерства финансов Чувашской Республики оплаты денежных обязательств, направляемых на выплату вознаграждения за классное руководство.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики сообщили о непризнании органом исполнительной власти республики заявления прокурора.
По мнению представителей заинтересованного лица, заявление прокурора не учитывает того, что в соответствии с установлениями статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Кабинет Министров Чувашской Республики выбрал вариант получения субсидий из федерального бюджета в 2008 году в порядке, предусматривающем компенсацию произведенных кассовых расходов и исключающем учет операций с этими средствами на лицевых счетах, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства. Соответственно, оспариваемые прокурором предписания не противоречат и нормам Правил предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 860), предусматривающих право выбора высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такого варианта получения субсидии из федерального бюджета в 2008 году как в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. Исполнение же бюджета субъекта Российской Федерации по расходам предусматривает санкционирование оплаты денежных расходов.
Верховный Суд Чувашской Республики не усматривает оснований для признания недействующими оспариваемых прокурором нормативных предписаний.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что в 2008 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций, в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. При передаче указанных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты операции с указанными межбюджетными трансфертами учитываются на лицевых счетах, открытых получателями средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства.
Часть 5 указанной статьи Закона предусмотрела, что эти требования не распространяются на субсидии и субвенции, предоставляемые в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Частью 6 этой же нормы Закона федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия предусматривать возможность получения указанных субсидий или субвенций в порядке компенсации произведенных кассовых расходов либо право выбора высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации между получением указанных субсидий или субвенций в порядке, установленном частью 4 статьи 14 Закона, или в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Со ссылкой на вышеизложенные нормативные установления Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 16 ноября 2007 года N 293 "О порядке получения субсидий и субвенций из федерального бюджета" выбрал вариант получения субсидий и субвенций в 2008 году в порядке компенсации произведенных кассовых расходов республиканского бюджета.
Постановлением от 11 декабря 2007 года N 325 Кабинет Министров Чувашкой Республики утвердил Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений.
Регламентируя порядок финансирования средств на указанные цели, орган исполнительной власти в разделе 2 Правил указал, что предоставление средств на указанные цели осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики с последующей компенсацией произведенных кассовых расходов из федерального бюджета.
Абзацем 2 пункта 2.3.1 Правил Кабинет Министров Чувашской Республики предусмотрел, что санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств, осуществляется Управлением казначейства Министерства финансов Чувашской Республики и территориальными органами Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах в порядке, установленном Министерством финансов Чувашской Республики, на основании платежных документов на оплату вышеуказанных расходов.
Также абзацем 3 пункта 2.3.2 Правил установлено, что санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств, осуществляется территориальными органами Министерства финансов Чувашской Республики в районах и городах в порядке, установленном Министерством финансов Чувашской Республики, на основании платежных документов на оплату вышеуказанных расходов, представленных получателями средств бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов.
12 декабря 2007 года Правительство Российской Федерации постановлением N 860 утвердило Правила предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, в пункте 6 которых предусмотрело право высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать вариант получения субсидии в 2008 году как в порядке, предусматривающем учет операций на лицевых счетах, открытых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства, так и в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
Таким образом, правомерно выбрав вариант получения субсидии в 2008 году в порядке компенсации произведенных кассовых расходов республиканского бюджета, не предусматривающий учета операций с этими средствами на лицевых счетах, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства, высший орган исполнительной власти республики также правомерно предусмотрел необходимость санкционирования этих расходов органами Министерства финансов Чувашской Республики, поскольку согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает санкционирование оплаты денежных обязательств в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом.
Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими абзаца 2 пункта 2.3.1, абзаца 3 пункта 2.3.2 Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на выплату ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2007 года N 325 "Об утверждении Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики".
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2008 г. N 3-32-2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании