Указ Президента Чувашской Республики от 12 декабря 2008 г. N 125
"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике"
18 декабря 2013 г., 6 ноября 2015 г., 31 марта 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
Н. Федоров |
г. Чебоксары
12 декабря 2008 года
N 125
Согласовано |
Утверждено |
Начальник Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант В.А. Власов
7 ноября 2008 г. |
Указом Президента Чувашской Республики от 12 декабря 2008 г. N 125 |
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике
18 декабря 2013 г., 6 ноября 2015 г., 31 марта 2016 г.
См. Положение о планировании мероприятий по гражданской обороне на территории Чувашской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 июля 2010 г. N 238
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Чувашской Республике.
1.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по гражданской обороне в Чувашской Республике организуются и проводятся на региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.
1.3. Органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Руководители органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Руководство гражданской обороной на территории Чувашской Республики
2.1. Руководство гражданской обороной на территории Чувашской Республики осуществляет Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики.
Указом Главы Чувашской Республики от 18 декабря 2013 г. N 132 в пункт 2.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
2.2. Кабинет Министров Чувашской Республики:
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывает и реализует планы гражданской обороны и защиты населения Чувашской Республики и осуществляет контроль за состоянием гражданской обороны на территории Чувашской Республики;
принимает нормативные правовые акты по вопросам организации и ведения гражданской обороны;
принимает государственные программы Чувашской Республики (подпрограммы государственных программ Чувашской Республики) в области гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Указом Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174 в пункт 2.3 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа
2.3. Органы исполнительной власти Чувашской Республики в пределах своей компетенции:
принимают участие в разработке государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в области гражданской обороны;
обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
привлекают отобранные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, организации, обеспечивающие выполнение мероприятий в области гражданской обороны на территории Чувашской Республики;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществляют иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации.
2.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации руководство гражданской обороной в органах исполнительной власти Чувашской Республики, органах местного самоуправления и их структурных подразделениях осуществляют руководители этих органов и структурных подразделений, в организациях - их руководители.
Указом Главы Чувашской Республики от 31 марта 2016 г. N 33 наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Указа
III. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Чувашской Республики
Указом Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174 в пункт 3.1 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа
3.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Чувашской Республики заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Чувашской Республики от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется в соответствии с годовым и перспективными планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации согласовываются соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174 в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа
3.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Чувашской Республики от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения Чувашской Республики, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
Указом Главы Чувашской Республики от 31 марта 2016 г. N 33 пункт 3.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Указа
3.3. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются в порядке, определяемом МЧС России.
3.5. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, руководителей аварийно-спасательных служб, эвакуационные органы, комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
3.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Чувашской Республики, являются:
территориальный орган МЧС России по Чувашской Республике, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения (работники) по гражданской обороне органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
3.7. В соответствии с законодательством Российской Федерации для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
3.8. Планирование и решение задач по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время на территории Чувашской Республики, осуществляет Комиссия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в Чувашской Республике.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) создаются комиссии органов местного самоуправления по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, на объектовом уровне - комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в военное время.
3.9. В целях проведения технического обслуживания, ремонта и поддержания в состоянии готовности запасных пунктов управления органов исполнительной власти Чувашской Республики, защитных сооружений гражданской обороны, накопления, хранения и обслуживания имущества гражданской обороны органами исполнительной власти Чувашской Республики создаются соответствующие специализированные организации. Указанные организации являются юридическими лицами, функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174 в пункт 3.10 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа
3.10. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Чувашской Республики, создаются силы гражданской обороны. В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав сил гражданской обороны на территории Чувашской Республики входят аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Указом Главы Чувашской Республики от 31 марта 2016 г. N 33 в раздел IV внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Указа
IV. Основные задачи и мероприятия по гражданской обороне
Органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики полномочиями планируют и осуществляют мероприятия:
4.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
нормативно-методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление подготовки населения Чувашской Республики в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций в Чувашской Республике, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
4.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
4.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
4.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
4.5. По световой маскировке и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
4.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
4.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
4.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;
абзац пятый утратил силу.
См. текст абзаца пятого
4.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Чувашской Республики, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
4.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
4.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договорами), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
4.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
4.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
4.14. По вопросам обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти Чувашской Республики и организациях комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
4.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
4.16. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены организационные основы гражданской обороны, состав сил и средств, порядок организации и ведения гражданской обороны в Чувашской Республике.
Органы исполнительной власти ЧР, органы местного самоуправления и организации создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Руководство гражданской обороной на территории ЧР осуществляет Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики.
Определены перечни основных задач и мероприятий по гражданской обороне.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента Чувашской Республики от 12 декабря 2008 г. N 125 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 16 декабря 2008 г. N 49 (1106), на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 17 декабря 2008 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2008 г., N 12 (1), ст. 891
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Чувашской Республики от 6 июня 2024 г. N 51
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 23 июня 2023 г. N 80
Изменения вступают в силу с 23 июня 2023 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 6 июля 2022 г. N 78
Изменения вступают в силу с 17 июля 2022 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 25 марта 2022 г. N 34
Изменения вступают в силу с 25 марта 2022 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 29 января 2020 г. N 6
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2020 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 31 марта 2016 г. N 33
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 18 декабря 2013 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа, за исключением абзацев второго, четвертого - шестого подпункта 1 пункта 1 названного Указа, которые вступают в силу с 1 января 2014 г.