Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 18 октября 2002 г. N 3-49/02
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2002 г. N 31-Г02-22 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильина В.А. о признании недействительным пункта 1 статьи 51 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 10 сентября 2002 года N 30, в части установления, что тайное голосование может проводиться по решению Государственного Совета с использованием электронной системы,
установил:
Обратившись в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением, Ильин В.А. просил признать недействительным пункт 1 статьи 52 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 10 сентября 2002 года N 30, в части установления, что на заседаниях при решении рассматриваемых вопросов тайное голосование может проводиться по решению законодательного органа с использованием электронной системы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 51 названного Регламента
По мнению заявителя, оспариваемая им норма противоречит федеральному законодательству о выборах. Так, установленная в зале заседаний Государственного Совета Чувашской Республики электронная система не исключает наблюдения за процессом голосования конкретного депутата, что нарушает права Ильина В.А. как депутата представительного органа государственной власти республики.
В судебном заседании Ильин В.А. заявление поддержал, суду также пояснил, что оспариваемая им норма принята без учета положений статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что тайное голосование должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики возражала против удовлетворения заявления, утверждая, что Регламент принят законодательным органом республики в пределах его полномочий. Данный нормативный правовой акт закону не противоречит, права заявителя как депутата и гражданина не нарушает.
Выслушав объяснения заявителя Ильина В.А., представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Чувашской Республики находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вступительная часть Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) содержит принципиальные положения о том, что образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации федеральными законами, а также конституцией (уставом) субъекта РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 4 вышеназванного Закона документом, регулирующим внутреннюю организацию и порядок деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является регламент или иной акт, принятый данным органом.
Согласно статье 77 Конституции Чувашской Республики постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики является Государственный Совет Чувашской Республики.
Названная норма Конституции Чувашской Республики также содержит предписание, что основы организации и деятельности Государственного Совета Чувашской Республики и его органов, правомочность заседаний законодательного органа и его органов определяются федеральным законом, Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики и Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики.
Постановлением от 10 сентября 2002 года N 30 Государственный Совет Чувашской Республики утвердил свой Регламент.
Таким образом, оспариваемый заявителем правовой акт принят в пределах полномочий государственного органа.
Соблюдена и процедура его принятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется постановлением. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона постановления законодательного органа принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Аналогичная норма закреплена пунктом 3 статьи 80 Конституции Чувашской Республики.
Ныне действующий представительный законодательный орган Чувашской Республики в соответствии со статьей 78 Конституции Чувашской Республики состоит из 73 депутатов. На момент голосования по рассматриваемому вопросу были подтверждены полномочия 71 избранного депутата. Из представленного суду протокола голосования депутатов по вопросу о принятии Регламента усматривается, что за принятие постановления проголосовало 57 депутатов.
Приняв Регламент, законодательный орган в статье 48 его определил, что на заседаниях Государственного Совета решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым и тайным голосованием. Также установлено, что тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных Регламентом, или по решению Государственного Совета.
Статья 49 Регламента содержит установление, что для проведения голосования используется электронная система подсчета голосов и что контроль за работой электронной системы и обслуживающего персонала поручается депутату Государственного Совета, избираемому открытым голосованием.
Во взаимосвязи с данными нормами статьей 51 Регламента установлено, что тайное голосование может проводиться по решению Государственного Совета с использованием электронной системы или бюллетеней.
Анализ изложенных норм позволяет прийти к выводу о том, что электронная система используется на заседании законодательного органа для подсчета голосов и определения результатов голосования, в том числе при тайном голосовании.
Ни один нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, не содержит запрета на использование данной системы подсчета голосов при тайном способе голосовании в деятельности государственного органа.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемые им нормы противоречат федеральному законодательству о выборах, в частности, положениям статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Указанный Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме РФ, референдуме субъекта РФ, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.
Оспариваемый же нормативный правовой акт принят по вопросу определения порядка деятельности государственного органа.
Других нормативных актов, которым бы противоречил Регламент Государственного Совета Чувашской Республики в оспариваемой части, заявитель не назвал.
Что касается доводов Ильина В.А. о том, что установленная в зале заседаний законодательного органа электронная система допускает возможность наблюдения за процессом голосования конкретного депутата, такие утверждения судом не могут быть приняты во внимание как не влияющие на правовую оценку оспариваемых норм.
Как указано выше, содержание оспариваемой нормы сводится к установлению возможности применения электронной системы при тайном способе голосования для подсчета голосов и определения результатов голосования.
Тайное голосование - это вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего.
Статья 49 Регламента содержит предписание о том, что при голосовании электронная система не фиксирует фамилии голосующих, за исключением поименного голосования. Также пунктом 1 статьи 51 Регламента закреплено, что при проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о результатах поименного голосования депутатов в память электронной системы не заносятся.
Не опровергнуты заявителем показания работника аппарата Государственного Совета ЧР, обслуживающего установленную в зале заседаний представительного органа республики электронную систему, о том, что в режиме тайного голосования исключается возможность фиксации данных о поименном голосовании депутатов.
Таким образом, заявитель не доказал, что оспоренным актом были нарушены его права и законные интересы либо существует реальная угроза их нарушения в отношении заявителя.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа и не нарушает права и свободы заявителя, заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Отказать Ильину В.А. в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 статьи 51 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 10 сентября 2002 года N 30, в части установления, что тайное голосование может проводиться по решению Государственного Совета с использованием электронной системы.
С решением в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в помещении Верховного Суда Чувашской Республики 22 октября 2002 года.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок, начиная с 23 октября 2002 года.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 18 октября 2002 г. N 3-49/02 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании