Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики
от 18 января 2013 г. N 19-р
15 августа 2014 г., 24 марта 2015 г.
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития отрасли культуры Чувашской Республики до 2020 года (далее - Концепция).
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике при планировании и осуществлении мероприятий по развитию отрасли культуры учитывать положения Концепции.
Председатель Кабинета Министров |
И. Моторин |
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 18 января 2013 г. N 19-р
Концепция
развития отрасли культуры Чувашской Республики до 2020 года
15 августа 2014 г., 24 марта 2015 г.
I. Общие положения
Концепция развития отрасли культуры Чувашской Республики до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях обеспечения дальнейшего устойчивого и динамичного развития отрасли культуры Чувашской Республики.
Концепция призвана стать теоретико-методологической базой и практическим инструментом для программно-проектной деятельности, планирования и реализации культурной политики в Чувашской Республике.
Положения Концепции опираются на принятые ранее нормативные правовые акты Чувашской Республики о долгосрочном развитии отрасли культуры, на комплексную оценку состояния отрасли культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики, является частью Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и в целом ориентирована на реализацию в республике преобразований в отрасли культуры в период до 2020 года.
II. Цели и задачи Концепции
Концепция предусматривает следующие цели при реализации государственной культурной политики в Чувашской Республике:
развитие единого культурного пространства, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации;
повышение качества и доступности услуг в отрасли культуры;
сохранение и популяризация культурного наследия народов Чувашской Республики;
формирование имиджа Чувашской Республики как одного из культурных центров Приволжского федерального округа, повышение конкурентоспособности услуг отрасли культуры;
развитие архивного дела;
обеспечение преемственности традиционной народной культуры и развитие культурных инноваций;
совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития отрасли культуры.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие всех видов и жанров искусств, их взаимодействие и взаимообогащение;
сохранение и развитие библиотечного, музейного дела;
модернизация услуг в отрасли культуры в интересах всех групп и слоев населения, ориентация услуг в области культуры на конкретные группы и категории потребителей;
сохранение и реставрация недвижимых объектов культурного наследия, создание электронной базы данных объектов культурного наследия;
внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в деятельность учреждений культуры и искусства;
использование инновационных форм и методов работы, обеспечивающих повышение качества услуг культуры в области профессионального искусства и традиционного народного творчества;
создание единого информационного пространства республики и интеграция информационных ресурсов республики в российские и международные информационные сети;
укрепление и модернизация инфраструктуры отрасли культуры, обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;
обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства, поддержка талантливой молодежи и учащихся;
обеспечение социальной доступности дополнительного образования в отрасли культуры и искусства, развитие системы непрерывного профессионального образования и переподготовки кадров отрасли культуры;
разработка мер по привлечению и закреплению талантливой молодежи в отрасли культуры;
обеспечение условий для свободного развития всех социально-этнических групп, проживающих на территории Чувашской Республики;
реализация проектов культурного сотрудничества и обмена между субъектами Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, гастрольной деятельности творческих коллективов Чувашской Республики;
проведение дней культуры Чувашской Республики в Москве, Санкт-Петербурге, других регионах Российской Федерации;
проведение мероприятий по празднованию в 2019 году 550-летия основания г. Чебоксары и в 2020 году 100-летия образования Чувашской автономной области;
участие во всероссийских и международных художественных выставках и фестивалях;
сохранение и развитие традиционной народной культуры;
развитие механизмов государственно-частного партнерства;
обеспечение эффективной работы государственных и муниципальных учреждений культуры за счет совершенствования информационных, нормативно-правовых основ регулирования.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 марта 2015 г. N 157-р в раздел III внесены изменения
III. Анализ состояния и оценка потенциала отрасли культуры Чувашской Республики
Чувашская Республика обладает значительным культурным потенциалом. Отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности. В настоящее время сеть государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Минкультуры Чувашии), состоит из 6 театров, 3 концертных организаций, 3 библиотек, 3 музеев, 3 средних специальных и 1 высшего учебных заведений культуры и искусства, Чувашского республиканского Дома народного творчества, Республиканской дирекции культурных программ, Дворца культуры тракторостроителей, Государственного центра по охране культурного наследия, Государственной книжной палаты Чувашской Республики, 3 государственных архивных учреждений. Муниципальную сеть составляют 760 учреждений клубного типа, 546 общедоступных библиотек, 13 музеев, 6 парков культуры и отдыха, 25 архивов, 48 учреждений дополнительного образования детей (далее - детские школы искусств).
Среднесписочная численность работников отрасли культуры Чувашской Республики на сегодняшний день составляет более 6,6 тыс. человек (1,13 процента от общего количества занятого населения), из них 1864 человека работают (заняты) в государственных учреждениях, 4813 человек - в муниципальных учреждениях. По состоянию на 1 октября 2012 г. их среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 9082,2 рубля.
Чувашская Республика обладает богатым культурно-историческим наследием. На ее территории насчитывается 769 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия), в том числе 674 принятых на государственную охрану и 95 вновь выявленных; 46 объектов культурного наследия федерального и 628 регионального (республиканского) значения, 5 исторических поселений включены в Список исторических городов и населенных мест Российской Федерации, а именно: гг. Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.
Культура Чувашской Республики, являясь неотъемлемой частью культуры Российской Федерации, вносит в общую картину духовной жизни страны неповторимое своеобразие, является важнейшим гуманитарным ресурсом социально-экономического развития республики. Результаты анализа современного состояния отрасли культуры свидетельствуют, что в Чувашской Республике сформированы условия для стабильного функционирования учреждений культуры и искусства, созданы предпосылки для повышения качества предоставляемых ими услуг и развития отрасли в целом.
В обеспечении развития культуры Чувашской Республики, ее интеграции в культуру других народов Российской Федерации и мировую культуру большую роль играют театрально-концертные учреждения. Сфера профессионального искусства характеризуется возрастанием интереса населения республики к различным видам, жанрам театрального и исполнительского искусства. Сохраняющиеся стабильные показатели посещаемости театральных постановок, концертных выступлений свидетельствуют об устойчивом интересе населения к творчеству театрально-концертных учреждений. В среднем в год театры и концертные учреждения посещают свыше 530,0 тыс. зрителей, и данный показатель на протяжении последних 3 лет остается стабильным. Ежегодно выпускается свыше 20 новых театральных постановок и 30 концертных программ. Гибкая ценовая политика (стоимость билетов на спектакли и концертные программы - от 50 до 200 рублей) делает искусство доступным для населения республики. Важным направлением деятельности учреждений искусства является удовлетворение культурных интересов малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения. Этому способствуют такие проекты, как "Театр - детям", "К тебе сказка в дом пришла", показы спектаклей в специализированных учреждениях социальной защиты. Профессиональные коллективы развивают традицию показа спектаклей и концертов для сельских зрителей, приобщая их к лучшим образцам театрального и музыкального искусства. За 10 месяцев 2012 года в сельских районах показано 554 спектакля и концерта, которые посмотрели 102,1 тыс. человек.
Свидетельством высокого творческого потенциала профессиональных коллективов республики являются их успешные выступления на сценах городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Только за последние годы осуществлены гастроли в гг. Москва, Калуга, Тюмень, республики Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Коми, Мордовию, Северную Осетию - Аланию, Волгоградскую, Самарскую, Ульяновскую области, Украину, Литву, Великобританию, Китай, Португалию, Испанию, Нидерланды, Италию, Сирию, Японию, Тайвань, Финляндию.
За последние годы осуществлена реконструкция зданий Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им.К.В. Иванова, Государственного ордена "Знак Почета" русского драматического театра, Чувашского государственного экспериментального театра драмы. Ведутся работы по реконструкции здания Чувашского государственного театра кукол.
Ежегодно в Чувашской Республике реализуется более 134,4 тыс. культурных мероприятий, в том числе межрегионального, всероссийского и международного уровня, формирующих положительный образ республики как динамично развивающегося субъекта Российской Федерации, способного обеспечивать качественное воспроизводство интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала. Благодаря проведению таких значимых культурных мероприятий, как международные оперный и балетный фестивали, Чебоксарский международный кинофестиваль, Всероссийский фестиваль народного творчества "Родники России", Всероссийский конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства "Русь мастеровая", дни культуры Чувашии в субъектах Российской Федерации, Всероссийский чувашский национальный праздник "Акатуй", формируется положительный имидж Чувашской Республики.
Наряду с бюджетной поддержкой отрасли в республике активно развивается институт грантов Главы Чувашской Республики. С 2007 года благодаря грантам творческие коллективы сумели значительно расширить репертуар, а вместе с тем и зрительскую аудиторию. Впервые за всю историю национального изобразительного искусства в 2009 году за счет средств гранта музейная коллекция Чувашского государственного художественного музея пополнилась 65 лучшими произведениями современных художников России на общую сумму 1800,0 тыс. рублей.
В Чувашской Республике действует система мер поощрения, направленная на стимулирование творчества, поднятие престижа творческих профессий, поддержку талантливой молодежи, ведущих деятелей культуры и искусства, ветеранов сцены. За особые заслуги в развитии культуры и науки ежемесячные пожизненные государственные пособия получают 30 выдающихся деятелей культуры и науки. Ежегодно за создание высокохудожественных произведений и фундаментальные исследования в области литературы, искусства и науки 15 выдающимся деятелям науки, литературы и искусства назначаются ежемесячные государственные стипендии сроком на 1 год.
Высокий уровень профессионализма деятелей культуры и искусства оказывает значительное влияние на развитие творческой личности. В Чувашской Республике действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей. Творческим союзам предоставляются субсидии на реализацию социально ориентированных проектов, проведение юбилейных и памятных мероприятий, членам Союза художников Чувашии и Союза чувашских художников возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг при использовании ими индивидуальных творческих мастерских, а также на льготных условиях заключаются договоры аренды данных мастерских.
В числе основных составляющих культурной политики в Чувашской Республике - поддержка библиотек, услугами которых ежегодно пользуется 53 процента населения, что соответствует среднему показателю по России. Число общедоступных библиотек, включая республиканские и муниципальные, составляет 549 единиц, в том числе республиканских библиотек - 3, детских - 34, сельских - 499. Посещаемость общедоступных библиотек с 2005 года увеличилась на 142 тыс. единиц.
Среди основных достижений, кардинально изменивших место и роль библиотек в жизни общества, - создание новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения, которая позволила превратить библиотеки в мощные информационные площадки, обеспечить равный и свободный доступ к мировым информационным ресурсам жителям всех населенных пунктов Чувашии. У жителей республики появилась возможность выбора между традиционными печатными и электронными носителями информации. Уровень компьютеризации библиотек в Чувашии составляет 93,3 процента (по Российской Федерации - 23 процента). В центральных библиотеках муниципальных районов и городских округов открыто 30 публичных центров правовой информации и 475 абонентских пунктов в библиотеках сельских поселений, которые предоставляют всем желающим свободный и оперативный доступ к правовой информации.
В Чувашской Республике осуществляется комплекс мероприятий по сохранению, популяризации, рациональному использованию и государственной охране памятников истории и культуры. Только в 2011 году разработаны проекты зон охраны 8 объектов культурного наследия, находящихся в Порецком и Козловском районах. Выполнены ремонт и реставрация 5 памятников гражданского зодчества, проведены восстановительные работы на 7 религиозных объектах. Возрождается уникальный памятник истории и культуры федерального значения "Введенский кафедральный собор". С 2010 года в храме с участием ведущих реставраторов России ведутся работы по реставрации живописи внутренних стен и колонн. Вышла в свет первая часть каталога "Объекты культурного наследия Чувашской Республики", в которую включены памятники истории и культуры, находящиеся на территории гг. Чебоксары, Алатырь и Ядрин. Принимаются меры по финансированию за счет бюджетных средств работ на наиболее значимых объектах культурного наследия регионального значения. Немалый вклад в восстановление памятников вносят органы местного самоуправления. Совместными усилиями Минкультуры Чувашии и администраций Ядринского и Цивильского районов в двух зданиях - памятниках регионального значения в настоящее время открыты районные музеи. Ежегодно на объектах культурного наследия на средства, выделяемые из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, проводятся ремонтно-реставрационные работы.
Музеи - не только хранители музейных коллекций и важнейшая составляющая культурного потенциала республики, но и образовательно-воспитательные центры, активно принимающие участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотическом воспитании граждан. По состоянию на 1 января 2012 г. основной фонд государственных и муниципальных музеев насчитывал 258,8 тыс. единиц хранения. Объем электронного каталога музеев включает 131,3 тыс. музейных предметов и музейных коллекций, что составляет 50,7 процента от основного фонда (в 2010 году по Чувашской Республике - 46,4 процента, по Приволжскому федеральному округу - 19,5 процента).
Количество посещений государственных и муниципальных музеев за последние пять лет выросло на 24 процента и составляет свыше 400,0 тыс. человек в год.
Анализ ситуации в культурно-образовательной сфере в Чувашской Республике свидетельствует, что система художественного образования востребована населением, отвечает его образовательным запросам, стабильно сохраняет свои основные параметры деятельности, по ряду позиций активно развивается и инициирует прогрессивные начинания. В настоящее время в системе художественного образования сформирована трехступенчатая система обучения, которая представлена 48 муниципальными детскими школами искусств, 3 образовательными учреждениями среднего профессионального образования (Чувашское республиканское училище культуры, Чебоксарское музыкальное училище им.Ф.П. Павлова, Чебоксарское художественное училище) и 1 образовательным учреждением высшего профессионального образования (Чувашский государственный институт культуры и искусств). В учебных заведениях отрасли обучается 1008 студентов, в детских школах искусств - свыше 15,0 тыс. детей. Основным показателем результативности деятельности детских школ искусств является охват детей художественным образованием. В Чувашии данный показатель выше среднего показателя по России и на 1 октября 2012 г. составил 14 процентов.
Значительным событием в культурной жизни Чувашии стало открытие в 2000 году Чувашского государственного института культуры и искусств, где началась подготовка кадров высшего профессионального образования с учетом особенностей республики и субъектов Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения. В настоящее время на дневном и заочном отделениях института обучается 438 студентов по 10 специальностям и 3 направлениям подготовки (бакалавриат).
Организация творческого досуга и обеспечение населения услугами учреждений культурно-досугового типа в Чувашской Республике осуществляются преимущественно органами местного самоуправления.
За последние пять лет число клубных формирований увеличилось на 377 единиц и составляет свыше 6 тыс., количество участников в них выросло на 4,6 тыс. человек и насчитывает 84,4 тыс. участников. На 1 культурно-досуговое учреждение республики приходится в среднем 1551 человек, 8 клубных формирований, что является средним показателем по России. Особое внимание уделяется вовлечению в культурную деятельность всех слоев населения, прежде всего детей и молодежи, повышению качества и доступности культурных благ для всех категорий граждан.
За вклад в развитие народного творчества 3 руководителя коллективов художественной самодеятельности стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации "Душа России", учрежденной в целях государственной поддержки культуры народов России.
Базовым элементом государственной политики в области культуры является сохранение традиционной народной культуры как самой массовой формы культурной деятельности. С целью реализации этого направления в Чувашской Республике действует свыше 4,0 тыс. коллективов самодеятельного художественного творчества, в которых занимаются 55,2 тыс. человек, проводится около 20 конкурсов, фестивалей народного творчества. Уделяется серьезное внимание подготовке специалистов, способных профессионально вести работу по сохранению народных традиций. В Чебоксарском музыкальном училище им.Ф.П. Павлова открыто и успешно работает фольклорное отделение, в Чебоксарском художественном училище - отделение декоративно-прикладного искусства. В детских школах искусств успешно работают отделения художественного творчества и декоративно-прикладного творчества.
Выделяются средства на укрепление материально-технической базы и капитальный ремонт зданий муниципальных учреждений культуры.
В Чувашской Республике большая роль отводится развитию культурного диалога представителей различных этнических общностей, содействию межнациональному и межконфессиональному сотрудничеству.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения республики составляет 1251,6 тыс. человек, представляющих 128 национальностей и 8 этнических групп. Чуваши составляют 65 процентов от общей численности, русские - 25,8 процента, татары - 2,7 процента, мордва - 1,1 процента, остальные национальности - 5,4 процента. По сравнению с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Чувашской Республики уменьшилась на 5 процентов.
Национально-культурные объединения становятся активными и деятельными субъектами общественно-политической жизни, участвуют в работе различных консультативных органов, созданных при органах государственной власти Чувашской Республики.
Архивы Чувашской Республики по праву занимают достойное место в научном сообществе республики и Приволжского федерального округа. Продолжается пополнение фондов ценнейшими источниками информации по истории Чувашии. Организован электронный документооборот между архивами и Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) по Чувашской Республике - Чувашии по исполнению социально-правовых запросов граждан. Государственные и муниципальные архивы обеспечивают вечное хранение и использование документов Архивного фонда Чувашской Республики, насчитывающего более 2,5 млн. единиц хранения за период XVII - нач. XXI века. Традиционным становится ежегодное проведение межрегиональных научных конференций и архивных чтений. Так, II межрегиональная конференция "Архивы и наука: теория и практика взаимодействия", посвященная 70-летию Государственного исторического архива Чувашской Республики, собрала в октябре 2011 года представителей архивной отрасли и научных кругов 10 регионов России, в том числе научных сотрудников Российской академии наук.
Одна из функций архивов - культурно-просветительская, так как архивы обеспечивают не только сохранность историко-документального наследия региона, его учет, пополнение информационными ресурсами, но и использование, в том числе популяризацию, архивных документов посредством подготовки сборников документов, документальных выставок и виртуальных изданий.
IV. Проблемы и риски, сдерживающие развитие отрасли культуры Чувашской Республики
В последние годы сложилась тенденция сокращения сети бюджетных учреждений культуры за счет наиболее доступных для населения учреждений культурно-досугового типа (клубов, домов и дворцов культуры) и библиотек.
Несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень ниже уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы, как здравоохранение и образование. По этой причине отрасль культуры остается малопривлекательной сферой профессиональной деятельности. Снижение престижа профессии является основным фактором, вызывающим отток квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Необходимо совершенствование деятельности руководителей учреждений по подбору, расстановке и подготовке кадров. Не в полном объеме отвечает современным требованиям к уровню профессионализма художественный персонал театров и концертных учреждений: звукорежиссеры, звукооператоры, художники по свету, электроосветители и др. Ставки должностей работников узкой специализации заняты непрофильными специалистами, в то же время по данным направлениям деятельности практически нет обучающихся в учебных заведениях страны. Необходимо уделить особое внимание подготовке квалифицированных театроведов, искусствоведов, музыковедов, музееведов.
Интересы развития отрасли культуры требуют возрождения государственной системы подготовки и повышения квалификации специалистов.
На сегодняшний день острой стала проблема предоставления жилья высококвалифицированным специалистам учреждений культуры.
Доля зданий учреждений культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 50 процентов. Устаревшая и изношенная материально-техническая база значительной части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы и современные информационные технологии. Несоответствие уровня услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры, современным требованиям, предъявляемым к зрелищности, комфорту, надежности, безопасности, технической оснащенности, мобильности, ослабляет позиции отраслевых учреждений в конкурентной борьбе за потребителя услуг. Серьезную конкуренцию составляют телевидение и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет".
Важно в ближайшее время решить проблему отсутствия у значительной части учреждений культуры необходимых условий для беспрепятственного доступа в них людей с ограниченными физическими возможностями.
При ежегодном росте количества концертов, спектаклей, других выездных мероприятий, проводимых театрами и концертными организациями в муниципальных образованиях, основная доля выступлений приходится на города и только 6 процентов - на сельскую местность. Необходима финансовая поддержка организации гастролей учреждений искусств в сельские районы республики. По статистике, свыше 80 процентов автопарка театров и концертных учреждений составляют автобусы, срок эксплуатации которых превышает 15 лет. Из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры увеличивается разрыв между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения. Проблемой муниципальных культурно-досуговых учреждений продолжает оставаться высокая степень изношенности и нехватка специального оборудования и музыкальных инструментов. Медленными темпами идет процесс компьютеризации сельских учреждений культуры. Вызывает тревогу сокращение в библиотеках книжных фондов, их ветшание и устаревание по содержанию. Наблюдающийся дефицит крупных современных творческих и социокультурных проектов определяет необходимость подготовки специалистов в области менеджмента в отрасли культуры и социокультурного проектирования.
Состояние информатизации образовательных учреждений профессионального образования отрасли культуры и искусства и детских школ искусств республики можно оценить как неудовлетворительное. Учебные заведения недостаточно обеспечены современным компьютерным оборудованием и техническими средствами обучения. Износ музыкальных инструментов составляет более 90 процентов. Устаревшая учебная и материально-техническая база не соответствует требованиям опережающей подготовки кадров, запросам работодателей.
Практически все муниципальные детские школы искусств располагаются в приспособленных зданиях, не отвечающих требованиям санитарного законодательства. Из общего количества всех зданий детских школ искусств 44 процента требуют капитального ремонта. Идет процесс старения педагогических кадров. В год в детские школы искусств приходит всего около 2 процентов молодых преподавателей при потребности не менее 5 процентов. Средний возраст работающих педагогов составляет 45-50 лет. Из общего количества преподавателей детских школ искусств только 12 процентов молодых педагогов имеют педагогический стаж 3-6 лет.
В связи с урезанием бюджетного финансирования деятельности детских школ искусств в муниципальных образованиях сокращается численность работников и прием обучающихся в 1 класс, что в конечном счете может привести к снижению доступности художественного образования. Совершенствование системы работы с одаренными детьми требует дополнительной подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом новейших научных достижений и методических разработок в этой области, включая не только профессиональный аспект, но и формирование необходимых для работы с одаренными детьми личностных качеств. Назрела необходимость создания в республике специализированного учебного заведения по работе с одаренными детьми в области культуры и искусств.
Процессы возрождения этнических культур и роста интереса к ним со стороны населения, интенсивные потоки миграции, возросшее влияние религиозного фактора требуют на современном этапе постоянного отслеживания динамики межэтнических и межконфессиональных отношений в республике, особого внимания к вопросам межэтнического согласия, разработки специальных мер по воспитанию толерантности у представителей различных этносов, религий друг к другу. Необходимо дальнейшее усиление политики многокультурности как важнейшего условия социально-политического объединения и развития представителей народов, проживающих в Чувашской Республике. Актуальным является сохранение этнической культуры и языка чувашского народа. Решаются вопросы повышения эффективности социокультурной интеграции мигрантов, в том числе посредством привлечения негосударственных общественных организаций.
Недостаток фондовых площадей, нерешенные проблемы обеспечения нормативных условий хранения фондовых коллекций, недостаточный уровень информатизации музеев Чувашской Республики сдерживают их исследовательскую и учетно-хранительскую деятельность и возможности креативного и инновационного подхода к созданию новых музейных продуктов и образовательных программ. Низкая заработная плата музейных работников обусловливает кадровые проблемы. Из-за отсутствия финансирования не пополняются музейные коллекции. Отсутствие охранной и пожарной сигнализации в ряде музеев и архивов республики ставит под угрозу сохранность музейных коллекций и архивных фондов, организацию обменных выставок с другими региональными музеями Российской Федерации. Медленными темпами ведутся реставрационные работы на памятниках истории и культуры. В настоящее время более 30 процентов памятников архитектуры, истории и градостроительства нуждаются в проведении реставрационно-восстановительных работ. Главной причиной является недостаточное финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия.
Материально-техническая база большинства муниципальных учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии: более 30 процентов зданий нуждаются в капитальном ремонте. Ежегодно сокращается сеть муниципальных культурно-досуговых учреждений, снижается доступность культурных услуг для жителей малонаселенных сел и деревень. Слабо развита нестационарная форма обслуживания населения. Наблюдается старение кадров. Низкая заработная плата работников культурно-досугового профиля, устаревшее оборудование и досуговые технологии учреждений культуры не способствуют закреплению молодежи на селе.
Основными проблемами развития парков культуры и отдыха в Чувашской Республике продолжают оставаться отсутствие на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовой базы по осуществлению государственного надзора за безопасностью аттракционов, устаревшая материально-техническая база.
В настоящее время система частного кинопоказа работает только в гг. Чебоксары и Новочебоксарск. Остается открытым вопрос о восстановлении показа фильмов в других муниципальных образованиях республики.
В настоящее время ни одно архивное здание не отвечает нормативным условиям хранения документов, что может привести к разрушению и гибели документального наследия Чувашской Республики. Значительный по объему прием документов ведет к предельной загруженности площадей архивохранилищ Чувашской Республики. Ежегодно муниципальными архивами осуществляется плановый прием документов от организаций - источников комплектования и документов по личному составу ликвидированных организаций, и вследствие этого потребность в площадях неизбежно возрастает. Площади государственных архивов задействованы на 100 процентов, средняя наполненность хранилищ муниципальных архивов составляет 86 процентов, при этом 2 государственных архива имеют 100-процентную загруженность. Отсутствие необходимых финансовых средств сдерживает создание полноценного страхового фонда архивных документов и их реставрацию на современном техническом уровне, а также научно-исследовательскую и археографическую (публикаторскую) деятельность.
Стратегией развития информационного общества Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, установлено, что доля архивных фондов, переведенных в электронную форму, к 2015 году должна составлять не менее 20 процентов. На сегодняшний день доля оцифрованных архивных фондов по двум архивам составляет всего 0,8 процента. Одна из причин низкого значения - отсутствие современного технологического оборудования.
V. Основные направления развития отрасли культуры Чувашской Республики
Основными направлениями развития отрасли культуры являются:
1. Обеспечение сохранности и эффективное использование историко-культурного наследия, поддержка культурного многообразия:
сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;
обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;
обеспечение безопасности культурных ценностей, находящихся на территории Чувашской Республики;
перевод на электронные носители музейных фондов, разработка и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных фондов;
обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия в целях содействия развитию культурно-познавательного туризма;
создание новых экспозиций в музеях с использованием современных музейных технологий;
пополнение фондовых собраний и коллекций в музеях Чувашской Республики;
поддержание в надлежащем состоянии особо ценных единиц фондового хранения общедоступных библиотек;
обеспечение в режиме онлайн доступа к основным источникам о составе и содержании архивных документов (путеводителям и описям дел) государственных и муниципальных архивов;
перевод в цифровой формат и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" наиболее востребованных архивных фондов и фондов, содержащих генеалогическую информацию;
координация и поддержка творческих инициатив в отношении национальных культур, включение их в творческую жизнь Чувашской Республики;
поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение и развитие традиций народной культуры;
проведение национальных, фольклорных фестивалей и конкурсов.
2. Создание условий для повышения качества, разнообразия и доступности культурных благ и услуг, предоставляемых в отрасли культуры, создание благоприятных условий для творческой самореализации населения:
выравнивание возможностей участия жителей республики в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;
поддержка инновационных форм деятельности, внедрение новых идей, форм и методов деятельности, направленных на обеспечение конституционных гарантий доступности культурных услуг и творческой деятельности для населения;
сохранение исторически сложившихся традиций отечественного профессионального искусства и обеспечение условий для развития всех видов и жанров искусства;
изучение спроса и развитие услуг в области культуры с учетом меняющихся потребностей общества;
совершенствование форм организации гастрольно-концертной, выставочной и фестивальной деятельности;
реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в Чувашской Республике;
создание универсальных передвижных систем для обслуживания населения (автоклубы, библиобусы, киномобили);
содействие реализации проектов межрегионального и международного сотрудничества;
совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;
развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на различные группы и категории взрослого населения, детей и молодежи;
обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями;
развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории;
привлечение широких слоев населения для участия в процессе самодеятельного народного творчества и содействие развитию любительского творчества;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, оснащение профильным оборудованием.
3. Внедрение новых форм управления отраслью культуры, развитие самоорганизации культурной жизни и поддержка культурных инициатив:
постепенное расширение практики использования конкурсного механизма финансирования деятельности в отрасли культуры, контингента участников конкурсов посредством приоритетного финансирования партнерских проектов;
разработка программ развития учреждений культуры в Чувашской Республике по принципам бюджетирования, ориентированного на результат, и нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
развитие межрегионального взаимодействия с учреждениями культуры, поддержка развития международного сотрудничества (организация профессионального обмена, разработка межрегиональных, международных социокультурных и художественных проектов);
инициирование и проведение конференций, круглых столов по проблемам развития культуры;
развитие активного сотрудничества государственных, муниципальных учреждений, организаций, оказывающих услуги в отрасли культуры, стимулирование разработки и реализации совместных проектов, содействие обмену опытом различных субъектов культурной жизни;
сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;
разработка и внедрение системы непрерывного образования и методической поддержки специалистов и управленческих кадров, создание более эффективной системы мотивации персонала, определение реальной потребности отрасли культуры в специалистах в целом и каждого учреждения отрасли культуры в отдельности, организация профориентационной работы с потенциальными кадрами, поиск и привлечение молодых специалистов в учреждения культуры;
внедрение практики целевой подготовки специалистов в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования отрасли культуры, искусства и архивного дела Чувашской Республики;
формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;
стимулирование создания современных культурных продуктов, удовлетворяющих запросы различных групп потребителей;
поддержка информационных и образовательных программ, направленных на формирование устойчивых художественных интересов населения;
организация и ведение работы по широкому освещению культурной жизни республики.
4. Модернизация учреждений культуры в Чувашской Республике с целью повышения качества и разнообразия услуг культуры, формирования кадров нового поколения:
укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений культуры;
совершенствование материальной базы учреждений культуры путем модернизации помещений и специального оборудования, обеспечения профессиональным инструментарием;
обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;
формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);
обеспечение оснащенности учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами для доступа инвалидов и групп людей с ограниченными возможностями;
укрепление материально-технической и учебной баз образовательных учреждений отрасли культуры;
внедрение новых технологий в деятельность библиотек, включая работу библиотек в режиме удаленного доступа;
обеспечение полноценного комплектования фондов библиотек документами на различных носителях информации;
переоснащение лаборатории Государственного исторического архива Чувашской Республики современным высокотехнологическим оборудованием для создания страхового фонда, проведение реставрационно-восстановительных работ с архивными документами с учетом приоритета их ценности и интенсивности использования;
обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного дела, образовательной деятельности в отрасли культуры и деятельности по сохранению материального и нематериального культурного наследия, театров, концертных и культурно-досуговых учреждений;
обеспечение жильем высококвалифицированных специалистов в целях закрепления их в Чувашской Республике;
расширение использования информационно-коммуникационных технологий в отрасли культуры Чувашской Республики.
5. Развитие государственно-частного партнерства в отрасли культуры:
привлечение внебюджетных источников для обустройства инфраструктуры досуга и отдыха;
продвижение инвестиционных проектов в отрасли культуры, которые могут быть реализованы на территории Чувашской Республики, на межрегиональных и международных выставках;
использование механизмов государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и малого и среднего предпринимательства для развития бизнеса в отрасли культуры.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2014 г. N 488-р в пункт 6 внесены изменения
6. Финансовое, организационное и правовое обеспечение деятельности отрасли культуры:
совершенствование системы финансирования учреждений культуры и искусства и повышение эффективности использования бюджетных средств;
поэтапное повышение заработной платы работников культуры и доведение ее уровня к 2018 году до средней заработной платы по Чувашской Республике, в том числе путем реализации мероприятий по повышению качества оказания государственных услуг, а также реструктуризации неэффективных учреждений культуры и оптимизации их штатной численности.
Механизмы реализации основных направлений развития отрасли культуры:
государственная программа Чувашской Республики "Развитие культуры и туризма" на 2014-2020 годы;
абзац шестой утратил силу;
См. текст абзаца шестого
формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в отрасли культуры;
формирование заявок на участие в федеральных целевых программах;
модернизация инфраструктуры (капитальное строительство и ремонт учреждений, внедрение новых информационных технологий, оснащение современным оборудованием и техникой);
развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение в отрасль культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, в том числе путем расширения практики создания попечительских советов, налаживание политики постоянного взаимодействия между культурой и бизнесом;
создание условий для развития негосударственных структур, оказывающих услуги культуры;
разработка и внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения и оценки результатов культурной деятельности, включая мониторинг качества услуг, оказываемых учреждениями культуры;
поддержка видов и жанров искусства, инновационных проектов, оказывающих эмоционально положительное влияние на личность, в негосударственном секторе культуры;
расширение системы поощрения организаций культуры и творческих работников;
совершенствование связей между различными субъектами культуры, в том числе на договорной основе, использование ресурса межведомственного взаимодействия при решении отдельных проблем отрасли;
повышение роли коллегиальных органов, расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
переход отрасли на многоканальный механизм финансирования.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2014 г. N 488-р раздел VI изложен в новой редакции
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет способствовать:
внедрению инновационных технологий в деятельность учреждений культуры, повышению их конкурентоспособности;
вовлечению населения в активную социокультурную деятельность, реализации творческих инициатив населения;
повышению доступности и качества предоставляемых подведомственными Минкультуры Чувашии учреждениями услуг;
созданию условий для сохранения этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Чувашской Республики, повышению их общей культуры, укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
укреплению единства российской нации на территории Чувашской Республики, увеличению количества жителей Чувашии, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Чувашской Республике;
дальнейшему развитию чувашского языка и обеспечению его функционирования как государственного языка Чувашской Республики.
Реализация настоящей Концепции предусматривает достижение следующих целевых показателей развития отрасли культуры Чувашской Республики:
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий с 540,3 тыс. человек в 2012 году до 600,0 тыс. человек к 2021 году;
увеличение доли отреставрированных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в общем количестве объектов, нуждающихся в реставрации, с 15 процентов в 2012 году до 23 процентов к 2021 году;
увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях и клубных формированиях, с 84,8 процента от общей численности населения Чувашской Республики в 2012 году до 95,5 процента к 2021 году;
увеличение посещаемости государственных и муниципальных музеев (на 1 жителя в год) с 0,31 единицы в 2012 году до 0,56 единицы к 2021 году;
выполнение ежегодного плана приема обучающихся согласно контрольным цифрам приема с 219 человек в 2012 году до 244 человек к 2021 году;
увеличение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических исследований) с 75 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2021 году;
увеличение доли принятых в государственные архивы документов организаций - источников комплектования в общем объеме документации, подлежащей приему, с 0 процентов в 2012 году до 100,0 процента к 2021 году;
увеличение доли отреставрированных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов с 1,9 процента в 2012 году до 2,12 процента к 2021 году;
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей с 14,5 процента в 2012 году до 23,5 процента к 2021 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития отрасли культуры Чувашской Республики до 2020 года разработана в целях обеспечения дальнейшего устойчивого и динамичного развития отрасли культуры Чувашской Республики.
Концепция является частью Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и в целом ориентирована на реализацию в республике преобразований в отрасли культуры в период до 2020 года.
Концепция предусматривает развитие единого культурного пространства, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и информации, повышение качества и доступности услуг в отрасли культуры, сохранение и популяризация культурного наследия народов Чувашской Республики.
Реализация Концепции будет способствовать сохранению и развитию единого культурного пространства и повышению эффективности государственной политики Чувашской Республики в отрасли культуры, сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов, проживающих на территории Чувашской Республики.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2013 г. N 19-р
Текст распоряжения опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в Internet (www.cap.ru) 21 января 2013 г., в газете "Вести Чувашии" от 26 января 2013 г. N 3 (1319), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2013 г., N 1, ст. 47
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 марта 2015 г. N 157-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 августа 2014 г. N 488-р