Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 февраля 2005 г. N 41
(приложение N 1)
Концепция
управления государственным долгом и о долговой политике Чувашской Республики
1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики
Управление государственным долгом Чувашской Республики (далее - долг) является одним из важных компонентов системы управления общественными финансами. Качественное, эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Чувашской Республики.
В рамках Концепции под долговой политикой Чувашской Республики понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Чувашской Республики в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Чувашской Республики в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Принципами управления долгом являются:
сохранение объема долговых обязательств Чувашской Республики на экономически безопасном уровне;
полнота и своевременность исполнения долговых и иных обязательств Чувашской Республики;
сокращение стоимости обслуживания долга;
прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.
Управление долгом является составной частью бюджетной политики Чувашской Республики и непосредственно связано с бюджетным процессом Чувашской Республики.
Основными задачами управления долгом являются:
повышение эффективности государственных заимствований Чувашской Республики (далее - заимствование);
оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - бюджет) в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
2. Основные термины и определения
В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие понятия, как долговая емкость бюджета, прямые и условные обязательства Чувашской Республики, субъекты государственного и муниципального сектора экономики в соответствии со стандартами управления долгом и условными обязательствами субъектов Российской Федерации, определенными в рамках Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне".
Долговая емкость бюджета - суммарное превышение доходов бюджета и поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание и погашение существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Чувашской Республики и резервирование средств под возможную ответственность по государственным гарантиям Чувашской Республики в каждом отдельном периоде времени в выбранном временном интервале.
Ограничение объема обязательств по долговой емкости бюджета заключается в непревышении объемов обслуживания и погашения обязательств над долговой емкостью.
Прямые обязательства - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем. В прямые обязательства включаются долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий. В целях полноты определения долговой емкости бюджета при планировании и исполнении бюджета в перечне прямых обязательств также учитывается просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Чувашской Республики в определении действующих в Российской Федерации норм бухгалтерского учета.
Условные обязательства - это совокупность обязательств по таким формам соглашений, договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий.
К условным обязательствам относятся государственные гарантии Чувашской Республики, а также имущественные обязательства государственных учреждений Чувашской Республики, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность.
Под субъектами государственного и муниципального сектора экономики в рамках Концепции понимаются органы государственной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, государственные унитарные предприятия Чувашской Республики и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, в уставных капиталах которых в соответствии с действующим законодательством Чувашская Республика и муниципальные образования владеют более 33,3 процента акций.
3. Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом
Взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом Чувашской Республики исходит из самой цели управления долгом - обеспечения исполнения в полном объеме расходных обязательств Чувашской Республики.
Участие системы управления долгом в бюджетном процессе начинается уже на стадии планирования бюджета - это оценка долговой емкости бюджета и определение инвестиционных возможностей Чувашской Республики, т.е. объема бюджета развития.
На этапе исполнения бюджета в соответствии с программой заимствований привлекаются заемные средства для обеспечения финансирования расходов бюджета, т.е. на покрытие дефицита бюджета.
Качество и эффективность управления долгом непосредственно влияют на бюджетный процесс, поскольку заимствования с высокими рисками и стоимость их обслуживания непосредственно отражаются на исполнении расходной части бюджета.
4. Институциональная структура управления долгом, функции ведомств, задействованных в управлении долгом
Институциональная структура управления долгом состоит из двух основных элементов:
организационной структуры системы управления долгом и условными обязательствами, определяющей функции ведомств, задействованных в управлении долгом и условными обязательствами;
нормативного правового регулирования управления долгом.
Организационная структура системы управления прямыми и условными обязательствами включает органы государственной власти Чувашской Республики, участвующие в процессе управления с определенными их функциями и ответственностью. Организационная структура системы управления государственным долгом Чувашской Республики в соответствии с полномочиями органов государственной власти Чувашской Республики, определенными законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, приведена в приложении N 2.
Нормативное правовое регулирование управления прямыми и условными обязательствами представляет собой перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, устанавливающих принципы планирования и привлечения прямых и условных обязательств и управления существующими обязательствами, а также нормативных правовых актов, устанавливающих порядок планирования и осуществления заимствований, учета информации о существующих обязательствах, управления обязательствами, а также подготовки требуемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики отчетности.
5. Планирование прямых и условных обязательств
Разработка программы заимствований и программы предоставления государственных гарантий на планируемый год осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике".
Министерство финансов Чувашской Республики на основе прогноза социально-экономического развития и перспективного финансового плана Чувашской Республики разрабатывает проект программы государственных заимствований Чувашской Республики, обеспечивает привлечение, погашение и обслуживание государственного долга Чувашской Республики в рамках указанной программы.
Процесс планирования государственного долга Чувашской Республики, включая условные обязательства, состоит из двух этапов:
планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств Чувашской Республики;
планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
Основной целью планирования, погашения и обслуживания уже имеющегося долга является оценка возможности его погашения за счет доходов бюджета в планируемом финансовом году.
При планировании вновь привлекаемых прямых обязательств и принятии условных обязательств должны быть соблюдены следующие ограничения:
на объемы обязательств и на расходы по их обслуживанию, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
на величину расходов по обслуживанию и погашению прямых обязательств и ожидаемой ответственности по условным обязательствам исходя из долговой емкости бюджета для новых заимствований.
Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:
прогноз доходов бюджета, поступлений от приватизации государственного имущества Чувашской Республики, текущих расходов бюджета;
потребность бюджета в капитальных расходах бюджета, определяемых на основе приоритетов инвестиционной политики Чувашской Республики;
потребность Кабинета Министров Чувашской Республики в предоставлении государственных гарантий Чувашской Республики, определяемая на основе приоритетов государственной экономической политики Чувашской Республики;
информация о существующих прямых и условных обязательствах Чувашской Республики.
Министерство финансов Чувашской Республики на основе исходной информации определяет:
долговую емкость бюджета;
необходимые и возможные объемы привлечения прямых и условных обязательств исходя из условия, что прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам Чувашской Республики не превышают долговой емкости бюджета;
прогноз возможного объема предоставления гарантий Чувашской Республикой в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Чувашской Республики;
структуру долга в рамках подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год и разрабатывает в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и долговой емкостью бюджета, программу заимствований на очередной финансовый год.
Стратегия государственных заимствований Чувашской Республики определяется исходя из целей привлечения средств на покрытие дефицита бюджета, рефинансирование и инвестиционные цели.
Объем средств, привлекаемых на покрытие дефицита бюджета, определяется превышением расходных обязательств бюджета над его доходами, которое в последующие месяцы финансового года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами.
Объем заимствований на рефинансирование определяется отдельно на вынужденное и добровольное рефинансирование.
Объем заимствований на вынужденное рефинансирование определяется величиной превышения затрат на обслуживание и погашение имеющихся прямых обязательств над долговой емкостью бюджета.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется на основе анализа структуры и условий обслуживания и погашения текущих прямых и условных обязательств, а также условий, сложившихся на рынке заимствований в конкретный момент, осуществляется для улучшения условий обслуживания и погашения имеющегося долга.
Стратегия заимствований на инвестиционные цели строится в соответствии с приоритетами инвестиционной политики Чувашской Республики, и допустимые объемы привлечения инвестиционных заимствований определяются исходя из ограничений федерального законодательства и долговой емкости бюджета. При определении сроков, на которые привлекаются инвестиционные заимствования, следует учитывать сроки реализации инвестиционных проектов, принятых к реализации.
Результатом планирования прямых и условных обязательств являются:
перечень инвестиционных проектов (программ), принимаемых к финансированию в планируемом году за счет средств бюджета и планируемых заимствований;
перечень государственных гарантий Чувашской Республики, предоставляемых в планируемом году;
проект программы заимствований на очередной финансовый год, который содержит объемы привлекаемых прямых обязательств по видам заимствований.
6. Порядок утверждения программы заимствований, принятия прямых и условных обязательств
В соответствии с действующим законодательством программа государственных заимствований Чувашской Республики, включающая в себя перечень заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств Чувашской Республики, вносится в Государственный Совет Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год.
В соответствии с действующим законодательством в процессе рассмотрения проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год изменения в программу государственных заимствований могут вноситься только посредством изменения социально-экономических приоритетов развития Чувашской Республики.
7. Процедура принятия решений о привлечении государственных заимствований
Процедура принятия решений о привлечении государственных заимствований включает следующие этапы:
определение потребностей в привлечении заимствований;
определение объемов привлекаемых заимствований;
выбор заемных инструментов.
Потребность в привлечении заимствований определяется отдельно:
на покрытие дефицита бюджета;
на рефинансирование;
на инвестиционные цели.
Объем привлекаемых государственных заимствований определяется в таких объемах, что расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на погашение и обслуживание всех прямых долговых обязательств не должны превышать долговой емкости бюджета.
Выбор заемных инструментов осуществляется на основании следующих критериев в порядке значимости:
величины рисков;
сроков погашения;
стоимости обслуживания.
Решение об осуществлении заимствований принимает Министерство финансов Чувашской Республики.
8. Учет консолидированного долга Чувашской Республики
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" в Чувашской Республике действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике.
Единая система учета государственного долга Чувашской Республики должна соответствовать следующим принципам:
1) полнота учета, для чего создается реестр прямых и условных обязательств, включающий учет всех видов прямых и условных обязательств, а также обязательств, необходимых для определения консолидированного долга Чувашской Республики. Для каждого обязательства, входящего в указанный реестр, должна быть сформирована вся необходимая информация;
2) соответствие системы учета экономической сущности обязательств, для чего в рамках единой системы учета выделяются подсистемы для учета прямых и условных обязательств, сходных по своей экономической сути;
3) единство системы учета;
4) автоматизация процесса учета, предполагающая автоматизацию всего процесса по ведению учета прямых и условных обязательств и формирование выходных форм определенных стандартов;
5) обеспечение взаимосвязи с другими системами управления государственными финансами Чувашской Республики.
Информация о долговых обязательствах Чувашской Республики и совершении операций по ним вносится в реестр прямых и условных обязательств на следующий день с момента появления соответствующего обязательства.
Источником информации для внесения в реестр прямых и условных обязательств служат кредитные соглашения, договоры и иные документы по принятию обязательств.
Государственная долговая книга Чувашской Республики и форма учета консолидированного долга Чувашской Республики являются частью системы учета долга и условных обязательств.
Для условных обязательств в системе учета должны учитываться вероятность возникновения финансовой ответственности Чувашской Республики по этим обязательствам, а также информация об описании и рыночной стоимости залога, предоставленного в соответствии с условиями предоставления государственных гарантий Чувашской Республики.
Кроме информации о прямых и условных обязательствах Чувашской Республики, в системе учета регистрируется также информация обо всех операциях с этими обязательствами, в том числе операциях по их привлечению, погашению и обслуживанию.
Для обязательств субъектов государственного и муниципального сектора экономики Чувашской Республики, включаемых в консолидированный долг Чувашской Республики, за исключением прямых и условных обязательств Чувашской Республики, в системе учета учитывается информация об объемах просроченной кредиторской задолженности бюджета (включая задолженность государственных учреждений Чувашской Республики), государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и организаций, в уставных капиталах которых в соответствии с действующим законодательством доля Чувашской Республики превышает 33,3 процента акций или доля участия в которых в иной форме составляет более 33,3 процента (включая их просроченную кредиторскую задолженность).
9. Порядок формирования отчетности по государственному долгу Чувашской Республики и консолидированному долгу Чувашской Республики
Отчетность по государственному долгу Чувашской Республики приводится в разрезе видов обязательств, предусмотренных утвержденными Порядком и формой ведения Государственной долговой книги Чувашской Республики, и отражает как текущие значения объемов обязательств, так и расходы бюджета по их погашению и обслуживанию.
Отчетность по консолидированному долгу Чувашской Республики приводится в разрезе видов обязательств, а также в иных разрезах, предусмотренных формой учета консолидированного долга Чувашской Республики, и оформляется в соответствии с Порядком и формами учета консолидированного долга Чувашской Республики и отчетности, приведенными в приложении N 4.
10. Порядок раскрытия информации о государственном долге Чувашской Республики
Раскрытие информации о государственном долге Чувашской Республики осуществляется в целях повышения прозрачности и эффективности управления государственным долгом Чувашской Республики, формирования положительной кредитной истории Чувашской Республики на рынке заимствований и снижения стоимости привлекаемых Чувашской Республикой заимствований.
Процедура раскрытия информации о долге должна отвечать следующим принципам:
обеспечение полноты раскрытия информации;
обеспечение объективности раскрываемой информации;
раскрытие информации не должно нарушать конфиденциальность.
Сведения из единой системы учета государственного долга Чувашской Республики и консолидированного долга Чувашской Республики предоставляются федеральным органам государственной власти и органам государственной власти Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Раскрытие информации о состоянии долга Министерством финансов Чувашской Республики осуществляется путем публикации в средствах массовой информации и размещения в сети Интернет системы аналитических индикаторов, характеризующих состояние долга и консолидированного долга Чувашской Республики, в порядке и сроки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 г. N 179 "Об аналитических индикаторах, характеризующих состояние республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга".
Наряду с аналитическими индикаторами обязательно публикуется информация о существенно важных событиях и операциях с обязательствами Чувашской Республики: об изменениях условий обращения государственных ценных бумаг Чувашской Республики, о наступлении гарантийных случаев, о предстоящих конкурсах по размещению государственных ценных бумаг Чувашской Республики.
Ответственность за своевременную подготовку, полноту и достоверность раскрываемой информации несет Министерство финансов Чувашской Республики.
11. Основы управления рисками
В рамках Концепции под риском понимается возможность финансовых потерь республиканского бюджета Чувашской Республики в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны.
В качестве количественной оценки риска используется оценка объема потерь (увеличения объемов обслуживания и погашения обязательств) республиканского бюджета Чувашской Республики в случае наступления определенных событий, которые не могут быть заранее предсказаны.
В сфере долговой политики Чувашской Республики возможны следующие риски по обслуживанию и погашению долга:
риск процентной ставки - риск потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием в бюджете средств для полного исполнения обязательств в срок;
риск рефинансирования - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств;
риск пролонгации - риск, связанный с тем, что условия пролонгации обязательства окажутся невыгодными;
риск цены выкупа - риск потерь в результате того, что цена, по которой можно будет привлечь обязательства, окажется существенно выше запланированной;
валютный риск - риск потерь в связи с ростом курса валюты, в которой привлечены заимствования, к валюте Российской Федерации;
риск платежа - риск, связанный с тем, что операция по погашению и обслуживанию обязательства не была проведена своевременно и в полном объеме по вине уполномоченного агента по осуществлению платежей;
кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - риск неплатежа организаций по обязательствам, которые были гарантированы Чувашской Республикой;
юридические риски - риски, порождаемые ошибками в юридических документах, а также изменениями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики;
риск противозаконных действий - кражи, махинации, разглашение информации и другие противозаконные действия.
Основной целью управления рисками является их минимизация. С точки зрения принципиальных подходов к минимизации риски разделяются на две группы:
1. Риски, источники возникновения которых зависят от деятельности органов государственной власти Чувашской Республики. К этой группе относятся риск ликвидности; кредитный риск; риск платежа; риск противозаконных действий и юридические риски, за исключением риска, связанного с изменением законодательства Российской Федерации.
2. Риски, связанные с внешними по отношению к Чувашской Республике условиями. К этой группе относятся риск рефинансирования; риск процентной ставки; валютный риск; риск пролонгации; риск цены выкупа и юридические риски, связанные с изменением законодательства Российской Федерации.
Риски первой группы могут быть уменьшены действиями органов государственной власти Чувашской Республики.
Основным подходом к управлению рисками второй группы является отказ от привлечения заимствований с высокими рисками. Для уже существующих обязательств главными инструментами управления этими рисками являются досрочное погашение заимствований или их рефинансирование, предполагающее досрочное погашение обязательств с большими рисками за счет привлечения новых заимствований, которым присущи меньшие риски.
Количественная оценка риска определяется на основе анализа зависимости затрат на обслуживание и погашение обязательств от реализации данного риска.
В целях снижения стоимости заимствований и исключения возможных финансовых потерь бюджета, связанных с рисками, Министерством финансов Чувашской Республики ведутся оценка рисков и мониторинг их влияния на стоимость заимствований.
Министерство финансов Чувашской Республики на стадии планирования привлечения заимствований отказывается от обязательств с высокими рисками, связанными с внешними по отношению к Чувашской Республике условиями.
По действующим долговым обязательствам, в ходе обслуживания которых возникает значительное увеличение рисков, Министерство финансов Чувашской Республики проводит рефинансирование этих обязательств обязательствами, для которых эти риски отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.