Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Главы администрации
г.Чебоксары
от 28 февраля 2005 г. N 79
Порядок управления рисками
1. Основные положения
Настоящий Порядок разработан в целях минимизации рисков и предотвращения возможных финансовых потерь бюджета города Чебоксары (далее - бюджет) по обслуживанию муниципального долга города Чебоксары.
Порядок содержит перечень рисков, связанных с долговыми обязательствами города Чебоксары (далее - обязательства), и основные подходы по их снижению.
Управление рисками осуществляется по отношению к существующим и (или) вновь привлекаемым обязательствам.
Риск представляет собой возможность финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть однозначно спрогнозированы заранее.
В соответствии со статьей 58 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Чебоксары" от имени города Чебоксары право муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий принадлежит администрации города Чебоксары (далее - администрация).
С точки зрения принципиальных подходов к минимизации риски разделяются на две группы:
1. Риски, источники возникновения которых зависят от деятельности органов местного самоуправления города Чебоксары.
2. Риски, связанные с внешними по отношению к городу Чебоксары условиями и не зависят от деятельности органов местного самоуправления города Чебоксары (в основном связанные с изменением федерального законодательства).
К рискам первой категории относятся:
риск противозаконных действий (риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий);
юридические риски за исключением риска изменения федерального законодательства.
Источники возникновения рисков первой категории могут быть уменьшены активными действиями администрации города Чебоксары в отношении как действующих обязательств, так и вновь привлекаемых.
К рискам второй группы относятся:
Также к рискам второй группы можно отнести риск со-инвестора.
Снижение рисков второй категории для действующих обязательств затруднительно и основным механизмом их минимизации является либо их досрочное погашение, либо их рефинансирование с целью уменьшения рисков, т.е. привлечение новых заимствований с меньшими рисками для погашения обязательств с большими рисками.
При привлечении новых заимствований процедуры минимизации рисков основываются на детальном анализе и оценке всех рисков, присущих конкретному заимствованию, и отказу от инструментов с высоким уровнем рисков.
Количественная оценка риска представляет собой оценку объема ожидаемых финансовых потерь бюджета, т.е. ожидаемого увеличения стоимости обслуживания и погашения обязательств, в случае наступления определенных событий.
Количественная оценка рисков, зависящих от рыночных факторов, проводится с помощью моделирования влияния возможных неблагоприятных ситуаций, т.е. влияния изменения рыночных показателей, влияющих на величину риска по Методике численной оценки рыночных рисков согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Значения показателей принимаются из перспективного финансового плана, рассчитанного по первому варианту - умеренному, который исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий.
Количественная оценка рисков, связанных с ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов, выражаемая как оценка потерь бюджета от неисполнения обязательств хозяйствующими субъектами, проводится с помощью анализа финансовой отчетности соответствующих предприятий и организаций по Методике оценки резервов на возможные потери по предоставляемым муниципальным гарантиям (Приложение 2 к настоящему Порядку).
Риск является неприемлемым в случае увеличения ожидаемых потерь до уровня, при котором в будущем временном периоде нарушаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения на объем обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга и возможности долговой емкости бюджета.
При привлечении прямых и условных обязательств недопустимо привлечение обязательств с неприемлемым уровнем риска.
Существующие обязательства с неприемлемым уровнем риска должны быть рефинансированы и заменены обязательствами с меньшим значением риска. Рефинансирование должно быть проведено заблаговременно до возможного наступления возможных неблагоприятных случаев.
2. Подходы к минимизации рисков
2.1. Риск рефинансирования
Риск рефинансирования - рыночный риск потерь бюджета вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств. Риск рефинансирования возникает в случае необходимости вынужденного рефинансирования обязательств.
Источником риска является изменчивость рыночных факторов по отношению к оценкам, учтенным при составлении бюджета.
Риску рефинансирования подвержены все прямые и условные обязательства.
Основным подходом к минимизации риска является исключение из практики планирования прямых и условных обязательств операций рефинансирования, и, кроме того, планирование вновь привлекаемых долговых и условных обязательств в объемах меньших, чем это позволяет долговая емкость будущих периодов. Неиспользуемая часть долговой емкости выполняет при этом страховочную функцию.
Для существующих условных обязательств данный риск не может быть снижен по инициативе администрации.
В этом случае уменьшение риска рефинансирования осуществляется с помощью заблаговременного добровольного рефинансирования или досрочного погашения отдельных обязательств.
Оценка риска рефинансирования основывается на сопоставлении графиков обслуживания и погашения прямых и условных обязательств и долговой емкости бюджета при различных сценариях экономического развития города Чебоксары и ситуации на рынке заимствований в соответствии с Методикой численной оценки рыночных рисков (приложение 1).
2.2. Риск процентной ставки
Риск процентной ставки - рыночный риск, связанный с ростом с течением времени процентных ставок привлекаемых заимствований. Повышение процентных ставок приводит к росту стоимости привлекаемых заимствований, а также существующих заимствований, имеющих по условиям привлечения плавающую процентную ставку.
Источником риска процентной ставки являются изменения условий на рынке заимствований под влиянием экономических или иных факторов.
Риску процентной ставки подвержены обязательства, условия погашения и обслуживания которых могут изменяться во времени в зависимости от изменения процентных ставок по новым заимствованиям.
Основным подходом к минимизации данного риска является отказ от использования заимствований, которым присущ высокий риск процентной ставки, в том числе заимствований с плавающей процентной ставкой.
Для существующих условных обязательств данный риск не может быть снижен по инициативе администрации. В этом случае уменьшение риска процентной ставки осуществляется с помощью заблаговременного добровольного рефинансирования или досрочного погашения отдельных обязательств.
Оценка риска процентной ставки основывается на анализе изменения стоимости обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований в соответствии с соответствии с Методикой численной оценки рыночных рисков (приложение 1).
2.3. Риск пролонгации
Риск пролонгации - риск, связанный с тем, что условия пролонгации обязательства окажутся чрезвычайно не выгодными или пролонгация будет вообще невозможна.
Источником данного риска является отказ кредитора от пролонгации заимствования, либо отказ от его пролонгации на ожидаемых администрацией условиях. Риск может быть обусловлен как изменением рыночных условий, так и принципиальным отказом кредитора по иным соображениям.
Риску пролонгации подвержены прямые и условные обязательства, предполагающие на стадии планирования последующую пролонгацию в явной (соответствующие положения оговорены в основании возникновения обязательства) или неявной форме (соответствующие положения не оговорены в основании возникновения обязательства).
Основным способом минимизации риска является отказ от практики привлечения заимствований на условиях, не полностью оговоренных в документе, являющемся основанием возникновения обязательства контракте#.
Оценка риска пролонгации основывается на анализе изменения стоимости обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований в соответствии с Методикой численной оценки рыночных рисков (приложение 1).
Потери бюджета могут быть скорректированы с учетом намерений кредитора проводить пролонгацию, обусловленных факторами, отличными от изменения рыночных условий.
2.4. Риск цены выкупа
Риск цены выкупа - риск, связанный с увеличением цены, по которой администрация в будущем планирует выкупить обязательства на рынке.
Источником риска является рост ставок на рынке заимствований, влекущий за собой потери бюджета при выкупе обязательств на рынке. Источник риска цены выкупа аналогичен источнику риска процентной ставки.
Риску подвержены прямые обязательства, обращающиеся на рынке.
Основным подходом к минимизации риска цены выкупа является полный отказ от привлечения заимствований, условия размещения которых, отличаются от фактических планов и намерений администрации по обслуживанию и погашению этих обязательств.
Оценка риска цены выкупа основывается на анализе изменения стоимости прямых обязательств при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке заимствований в соответствии с Методикой численной оценки рыночных рисков (приложение 1).
2.5. Риск со-инвестора
Риск со-инвестора - риск, связанный с отказом со-инвесторов от осуществления проекта, частично финансируемого за счет заемных средств бюджета.
Источником риска является возможность принятия со-инвестором инвестиционного проекта неожиданного решения, основанного на неудовлетворительном финансовом состоянии, экономических условиях или других факторах, непосредственно неподконтрольных администрации.
Риску подвержены прямые и условные обязательства, особенно, крупные, привлекаемые с целью долевого финансирования проектов или программ, в первую очередь инвестиционных.
Основные подходы к его минимизации:
анализ финансовой устойчивости со-инвесторов на стадии разработки и принятия инвестиционного проекта и отказ от привлечения к участию в проекте со-инвесторов с недостаточной финансовой устойчивостью;
увеличение числа со-инвесторов, как отдельных проектов, так и всей инвестиционной программы, предполагающей долевое финансирование;
недопущение ситуации, когда администрация имеет единственного со-инвестора по всей инвестиционной программе;
ужесточение соглашений о совместном финансировании инвестиционных проектов путем увеличения для сторон цены выхода из соглашения.
Количественная оценка потерь бюджета в случае выхода со-инвестора из проекта оценивается в размере его доли софинансирования проекта (программы).
В случае приостановки реализации проекта количественная оценка потерь бюджета приравнивается к объему расходов бюджета, фактически произведенных на момент возможного выхода со-инвестора из договора (соглашения) о совместном финансировании.
Оценка возможности потерь бюджета в результате банкротства со-инвестора основывается на анализе финансовой устойчивости со-инвесторов и оценка рисков, связанных с ухудшением финансового состояния со-инвесторов, осуществляется аналогично в соответствии с Методикой оценки резервов на возможные потери по предоставляемым муниципальным гарантиям (Приложение 2 к настоящему Порядку).
Величина ожидаемых потерь может быть скорректирована с учетом намерений со-инвестора прекратить финансирование проекта, обусловленных факторами, отличными от банкротства.
2.6. Риск ликвидности
Риск ликвидности - риск, связанный с отсутствием в бюджете средств для полного исполнения обязательств в срок.
Источниками риска ликвидности являются ошибки в планировании заимствований, погрешности в прогнозировании доходов и расходов бюджета будущих периодов, а также неожиданное изменение экономических условий.
Риску ликвидности подвержены все прямые и условные обязательства.
Основными подходами к минимизации риска являются:
повышение качества планирования бюджета;
использование при построении долговой емкости бюджета консервативных или пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния города Чебоксары;
планирование в объеме долговой емкости страхового резерва.
Потерями бюджета являются штрафные санкции, возникающие в случае нарушений кредитных и иных контрактов (договоров, соглашений), а также потери, возникающие в случае вынужденного рефинансирования обязательств.
Оценка риска ликвидности основывается на раздельном анализе долговой емкости бюджета и стоимости существующих обязательств.
Долговая емкость оценивается в условиях пессимистичного сценария экономического развития города Чебоксары. Предметом оценки являются доходы и расходы бюджета без учета погашения и обслуживания существующих текущих прямых и условных обязательств.
Стоимость существующих обязательств оценивается для каждого обязательства также в условиях пессимистичного сценария экономического развития республики. Оценка стоимости производится с учетом всех рисков, относящихся к обязательству.
Стоимость всех обязательств складывается из стоимостей отдельных обязательств.
На основе оценки долговой емкости и стоимости существующих обязательств проверяется выполнение ограничения по долговой емкости по годам внутри интервала анализа.
Оценка риска осуществляется внутри выбранного интервала анализа. Интервал не может быть меньше, чем срок до полного погашения самого долгосрочного существующего обязательства.
Риск ликвидности является высоким, если ограничение нарушается хотя бы в одном году.
2.7. Кредитный риск
Кредитный риск - риск неплатежа предприятия или организации по обязательствам, которые были гарантированы городом Чебоксары.
Источником данного риска является неспособность получателя муниципальной гарантии исполнить свои обязательства.
Кредитному риску подвержены все условные обязательства в форме муниципальных гарантий.
Основные подходы к минимизации кредитного риска включают:
требование залога при предоставлении гарантии;
систематический анализ кредитоспособности получателя гарантии на этапе предоставления гарантии, а также на протяжении всего срока действия гарантии;
недопущение чрезмерной концентрации кредитных средств и гарантий в руках одного из клиентов.
Залог должен быть высоколиквидным и его стоимость должна быть не ниже объема гарантируемого обязательства с учетом его погашения и обслуживания.
Анализ и оценка кредитного риска основывается на анализе финансового состояния хозяйствующих субъектов в соответствии с Методикой численной оценки рисков, связанных с ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов (приложение 2).
Фактическими потерями бюджета являются расходы по погашению и обслуживанию обязательств в рамках договоров (соглашений), заключаемых на этапе предоставления муниципальных гарантий.
2.8. Риск платежа
Риск платежа - риск, связанный с тем, что операция по погашению и обслуживанию обязательства может быть проведена агентом, уполномоченным на осуществление соответствующих платежей (банком), с задержкой, что повлечет за собой возникновение дополнительных финансовых обязательств бюджета.
Источниками риска являются:
возможность банкротства банка или агента;
непреднамеренные ошибки сотрудников банка или агента;
осознанные противозаконные действия сотрудников банка или агента.
Риску подвержены все прямые и условные обязательства.
Основными подходами к минимизации риска платежа являются:
выбор надежных агентов по осуществлению платежей;
передача данного риска платежным агентам (включение в кредитные или иные договора и соглашения явной фразы, что платеж по обязательству считается совершенным в момент принятия платежным агентом соответствующего поручения).
2.9. Юридические риски
К юридическим рискам относятся:
возможность допущения неточностей при юридическом оформлении требуемых документов на этапе привлечения обязательств;
возможность нарушений сотрудниками администрации законодательных и нормативных правовых актов, следствием которых является возникновение дополнительных финансовых обязательств бюджета.
Юридическим рискам подвержены все прямые и условные обязательства.
Основными подходами к минимизации юридических рисков являются:
проведение детальной и высококвалифицированной юридической экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью полной детализации всех условий контрактов (договоров), а также выявления всех возможных нарушений действующего законодательства;
систематический контроль соответствия должностных инструкций персонала действующей федеральной и региональной нормативно-правовой базе;
совершенствование механизмов внутреннего контроля персонала.
2.10. Риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий
Риск краж, махинаций, разглашения информации и других противозаконных действий - риск, связанный с подверженностью имущества или иных ресурсов, в том числе конфиденциальной информации, кражам и несанкционированному использованию, а также с подверженностью финансовой и управленческой информации преднамеренным искажениям, изменениям, разглашению и/или уничтожению. Последствиями подобных действий могут быть как прямые финансовые потери, так и косвенные, например, потеря репутации, ведущая к увеличению других рисков.
Источниками данных рисков являются:
неэффективная система документооборота при управлении прямыми и условными обязательствами;
недостаточная защищенность информационной системы управления от несанкционированного доступа;
неэффективная система контроля сотрудников администрации и иных органов местного самоуправления города Чебоксары, имеющих доступ к информации по вопросам заимствования.
Рискам подвержены все прямые и условные обязательства.
Основными подходами к уменьшению рисков являются:
обеспечение регламентированного доступа к секретной и конфиденциальной информации;
постоянный контроль над документооборотом в печатном или электронном виде;
совершенствование механизмов внутреннего контроля персонала.
Начальник финансового управления
Минфина Чувашии в г.Чебоксары |
Н.Р.Чижанова |
<< Назад |
Приложение 1. >> Методика численной оценки рыночных рисков |
|
Содержание Постановление Главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 февраля 2005 г. N 79 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.