Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Порядку управления рисками
Методика
оценки резервов на возможные потери по предоставленным муниципальным гарантиям
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика определяет механизмы формирования резерва на покрытие возможных потерь по предоставляемым муниципальным гарантиям города Чебоксары (далее - резерв).
1.2. Резерв формируется в составе расходов бюджета города Чебоксары (далее - бюджет) на основе объема и условий предоставленных муниципальных гарантий города Чебоксары (далее - гарантия) и оценки уровня кредитного риска (риска наступления гарантийного случая), присущего предоставляемой гарантии (далее - качество гарантии). Резерв формируется ежегодно в пределах суммы обязательств, приходящихся на очередной финансовый год, на случай наступления гарантийного случая.
1.3. В момент предоставления гарантии качество гарантии оценивается на основе:
финансового положения организации, получившей гарантию (далее - гарантополучатель);
качества исполнения обязательств по действующим на момент оценки заимствованиям, гарантированным администрацией (далее - администрация).
1.4. В случае изменения качества гарантии, а также объема гарантированных обязательств в течение срока действия гарантии администрацией величина резерва может изменяться и данные изменения учитываются при уточнении бюджета текущего финансового года и (или) при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Расчет нового объема резерва производится в соответствии с настоящей Методикой на основе финансового положения гарантополучателя и качества исполнения им обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия с учетом анализа обслуживания и погашения, ранее полученных обязательств, гарантированных администрацией.
1.5. В целях определения размера резерва производится классификация гарантий по уровню качества:
I (высшая) категория качества (стандартные гарантии) - величина кредитного риска признается несущественной;
II категория качества (нестандартные гарантии) - величина кредитного риска является незначительной;
III категория качества (сомнительные гарантии) - величина кредитного риска является значительной;
IV категория качества (проблемные гарантии) - соответствует высокому кредитному риску;
V (низшая) категория качества (безнадежные гарантии) - соответствует чрезмерно высокому кредитному риску (вероятность исполнения обязательств по заимствованию, на которое выдана гарантия, близка к нулю в силу неспособности или отказа гарантополучателя выполнять обязательств# по заимствованию).
1.6. Оценку качества гарантии по каждой выданной гарантии и размера резерва по предоставленным гарантиям проводится администрацией в следующих случаях:
при предоставлении гарантии;
после получения данных квартальной бухгалтерской отчетности гарантополучателя и иной периодической информации, требуемой для оценки резерва и предоставляемой гарантополучателем по условиям договора об условиях предоставления гарантии;
в случае появления оперативной информации, влияющей на уровень кредитного риска, связанного с гарантией и об изменении объема гарантируемого обязательства.
2. Оценка финансового положения гарантополучателя
2.1. Оценка финансового положения гарантополучателя проводится в два этапа:
первый этап - проводится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей. Порядок получения предварительной оценки приведена в разделе 6 Методики;
второй этап - оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанном в пунктах 2.2-2.4 данного раздела Методики.
2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о гарантополучателе, находящейся в свободном доступе или предоставляемой гарантополучателем в администрацию. По результатам анализа этой информации финансовое положение гарантополучателя может быть оценено как:
хорошее - если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности показателей его финансово-хозяйственной деятельности и платежеспособности, отсутствии каких-либо негативных явлений (тенденций), способных повлиять на финансовую устойчивость гарантополучателя в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления;
удовлетворительное - если комплексный анализ деятельности гарантополучателя или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению, но существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии могут привести к появлению финансовых трудностей, если гарантополучателем не будут приняты необходимые превентивные меры;
неудовлетворительное - если гарантополучатель признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом.
2.3. Финансовое положение гарантополучателя не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками организации;
наличие у гарантополучателя скрытых потерь (неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
выявлены случаи неисполнения гарантополучателем в течение последнего года обязательств по иным договорам с администрацией;
убыточная деятельность гарантополучателя, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
2.4. В случае, если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.
3. Оценка обслуживания гарантополучателем предоставленной гарантии
3.1. В зависимости от истории обслуживания гарантополучателем своих обязательств по заимствованию, на которое предоставлена гарантия, все предоставленные ему гарантии относятся в одну из трех категорий качества обслуживания:
хорошее - если погашение и обслуживание обязательства осуществляется гарантополучателем своевременно и в полном объеме;
удовлетворительное - если имеется единичный случай просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком до 15 календарных дней, который не повлек возникновение гарантийного случая;
неудовлетворительное - если имеется более одного просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства, или имеется хотя бы один случай просроченного платежа сроком свыше 15 календарных дней, и во всех случаях нарушение сроков не повлекло наступление гарантийного случая.
3.2. Если при оценке качества обслуживания заимствования, фактические операции по нему не совершались, то качество оценивается по его финансовому положению согласно разделу 2 Методики.
4. Оценка качества гарантии
4.1. Определение качества гарантии осуществляется на основе оценки финансового положения (раздел 2) и качества обслуживания заимствования (раздел 3) в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1.
Определение категории качества гарантии с учетом финансового положения гарантополучателя и качества обслуживания заимствования
Обслуживание обязательства |
Хорошее | Удовлетворительное | Неудовлетворительное |
Финансовое положение |
|||
Хорошее | Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II ка- тегория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Удовлетвори- тельное |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III ка- тегория качества) |
Проблемные (IV кате- гория качества) |
Неудовлетво- рительное |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV кате- гория качества) |
Безнадежные (V кате- гория качества) |
4.2. Если в течение периода более одного квартала отсутствует информация о финансовом положении гарантополучателя, требуемая для оценки качества гарантии, то такая гарантия классифицируется не выше, чем сомнительная (III категория качества).
4.3. Если одному гарантополучателю предоставлено несколько гарантий, то качество всех гарантий следует относить к классу наихудшей из всех предоставленных гарантий.
5. Оценка размера резерва
5.1. Размер резерва по гарантии определяется на основе качества гарантии в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2.
Величина резерва по возможной финансовой ответственности гарантополучателя по предоставленным гарантиям
Категория качества | Наименование | Размер расчетного ре- зерва в процентах от суммы гарантируемых обязательств |
I категория качества (выс- шая) |
Стандартные | 0% |
II категория Качества | Нестандартные | от 1% до 20% |
III категория качества | Сомнительные | от 21% до 50% |
IV категория качества | Проблемные | от 51% до 100% |
V категория качества (низ- шая) |
Безнадежные | 100% |
6. Порядок оценки финансового состояния гарантополучателя
Общие положение#
Для оценки финансового состояния гарантополучателя используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности, коэффициент текущей (общей) ликвидности);
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
Форма N 1 (бухгалтерский баланс предприятия);
Форма N 2 (отчет о прибылях и убытках);
Дополнительная финансовая информация, предоставляемая гарантополучателем (рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала):
информация о роде деятельности предприятия - торговое или неторговое (торговое, если более 50 процентов выручки получено в результате торговых операций (операций перепродажи);
информация о наличии у гарантополучателя активов в форме государственных облигаций или облигаций Акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (ОАО) (далее - Сбербанк).
Коэффициенты ликвидности
Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) рассчитывается по следующей формуле:
Деньги + Облигации
260
К = _____________________________,
1
КратОбязательства
690-640-650
где:
Деньги260 - денежные средства в кассе и на расчетном счете (строка 260 баланса предприятия),
Облигации - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае, если дополнительная информация отсутствует объем предполагается равным нулю,
КратОбязательства690-640-650 - краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса (строка 690) и доходов будущих периодов (строка 640) и резервов по предстоящим расходам (строка 650).
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
ДебЗадолж + КратВлож + Деньги
240 250 260
К = _______________________________________,
2
КратОбязательства
690-640-650
где:
ДебЗадолж240 - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка 240 баланса предприятия),
КратВлож250 - краткосрочные финансовые вложения (строка 250 баланса предприятия),
Деньги260 - денежные средства (строка 260 баланса предприятия),
КратОбязательства690-640-650 - краткосрочные финансовые обязательства.
Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) вычисляется по следую
<< Приложение 1. Методика численной оценки рыночных рисков |
||
Содержание Постановление Главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 февраля 2005 г. N 79 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.