Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 19 августа 2003 г. по делу N 3-55-2003
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. N 31-Г03-12 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению М.И.Ю. о признании недействительным пункта "г" части первой статьи 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" от 12 мая 2000 года N 5 (в редакции Закона ЧР от 23 октября 2000 года N 18),
установила:
Статьей 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики", принятого Государственным Советом Чувашской Республики 27 апреля 2000 года и действующего с 12 мая 2000 года в редакции от 23 октября 2000 года, установлен перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственного Совета Чувашской Республики.
В частности, пунктом "г" названной статьи предусмотрено, что полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом.
М.И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" с момента его принятия (27 апреля 2000 года), указывая, что пункт "г" части 1 статьи 4 противоречит ст. 32 Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ущемляет его права, свободы и законные интересы, поскольку постановлением Государственного Совета N 185 от 08 июля 2003 года досрочно прекращены его полномочия депутата Государственного Совета Чувашской Республики третьего созыва со ссылкой на пункт "г" части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики".
В судебном заседании М.И.Ю. и его представители поддержали заявление по изложенным доводам, указав, что данный нормативный правовой акт ущемляет право заявителя на участие в управлении государственными делами.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики возражала против доводов заявителя, указывая, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Представитель Администрации Президента Чувашской Республики и представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике полагают, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Участвующая в деле прокурор полагает, что заявление М.И.Ю. не подлежит удовлетворению, поскольку принятый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства.
Проанализировав доводы участников процесса, судебная коллегия заявление М.И.Ю. находит не подлежащим удовлетворению, при этом, с учетом юридически значимых обстоятельств при оценке соответствия оспариваемой нормы закона федеральному законодательству, судебная коллегия не ограничивается основаниями и доводами (т.е. правовыми позициями), изложенными сторонами.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которым является Чувашская Республика (ст. 72 п. "н" Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 ч. 2 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст. 76 ч. 5 Конституции РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (с изменениями от 29 июля 2000 года, 8 февраля 2001 года, 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 года, 4 июля 2003 года) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусматривал (п. 7 ст. 4) (данный федеральный закон утратил силу с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), что ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.
Следовательно, отношения, связанные с ограничением депутатских полномочий и досрочным их прекращением, как относящиеся по своему характеру и назначению к статусу депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, регулируются федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует закон, определяющий статус депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ и перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата. Однако его отсутствие не свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу.
К тому же пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусматривает, что субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствии с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Доводы заявителя на нарушение его активного и пассивного избирательного права являются несостоятельной ввиду следующего.
Статья 32 часть 1 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российском Федерации право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так через своих представителей, которое реализуется ими в конкретных правоотношениях, складывающихся на основе норм, содержащихся в частях 2, 4 и 5 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющая право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, по своему содержанию касается лишь самого процесса выборов.
Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы завершаются в момент подведения итогов голосования и установления результатов выборов.
Данный Федеральный закон, на который ссылается заявитель М.И.Ю., регулирует правоотношения, связанные с назначением, подготовкой, проведением и подведением итогов выборов и референдума.
Отношения, связанные с осуществлением депутатских полномочий и досрочным их прекращением по своему содержанию охватывают отношения не в процессе избрания депутата, а последующие отношения, касающиеся полномочий депутатов, регламентируются нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти.
Следовательно, досрочное прекращение депутатских полномочий не нарушает установленного Конституцией Российской Федерации статус этого лица как гражданина и не затрагивает право граждан избирать и быть избранным в органы публичной власти.
В связи с изложенным доводы заявителя о нарушении его активного и пассивного избирательного права, а также несоответствия оспариваемой нормы Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, судебная коллегия находит неосновательными.
Доводы заявителя о нарушении и ограничении его прав на участие в управлении государственными делами, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это право не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти.
Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти (статья 32 часть 2 Конституции РФ), добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.
Из данной правовой позиции вытекает, что установленные законом запреты, если они обусловлены специфическим статусом, которое приобретает избранное лицо, не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
Учитывая, что правовые основания досрочного прекращения депутатских полномочий предусмотрены законом, при этом необходимость вмешательства органов государственной власти в процесс досрочного прекращения полномочий депутата предусматривает в качестве необходимого условия - наличие вступившего в законную силу приговора суда, и преследует правомерную цель - конституционную ответственность выборного лица публичной власти за несоблюдение условий несовместимости мандата, судебная коллегия считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не является необоснованным ограничением прав и свобод заявителя.
Между тем, ссылка представителя Государственного Совета Чувашской Республики на наличие аналогичного положения в федеральном законе от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ "О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ" не может быть принята во внимание судом, поскольку указанный закон регулирует принципы федерального парламента, что относится к компетенции Российской Федерации, а не органов народного представительства в субъектах РФ, относящихся к совместному ведению РФ и ее субъектов, на что указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 года N 21-П "По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Дату и номер названного Федерального закона следует читать как "от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ"
Таким образом, приведенное выше положение пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республике" принято Государственным Советом Чувашской Республики в пределах его компетенции и не противоречит федеральному законодательству.
При изложенных обстоятельствах заявление М.И.Ю. о признании в части нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Отказать в удовлетворении заявления М.И.Ю. о признании пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" противоречащим федеральному закону и недействующим с момента его принятия (27 апреля 2000 года).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. по делу N 3-55-2003 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании