Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Республиканской целевой программе
развития образования в Чувашской
Республике на 2011-2020 годы
Подпрограмма
"Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике" Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
30 сентября 2011 г.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2011 г. N 422 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике" Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы
|
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы |
- |
Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25 "О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 2008 г. N 230 "О перечнях республиканских и ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009-2011 годах"
|
Государственный заказчик подпрограммы |
- |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы |
- |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
|
Цель подпрограммы |
- |
повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда
|
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях; поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья; развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений; повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность; разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений; обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности; внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2020 году; удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 100 процентов к 2020 году; количество общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья, 35 к 2020 году; количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, 2500 к 2020 году; доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью 30 процентов к 2020 году
|
Сроки реализации подпрограммы
|
- |
2011-2020 годы
|
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
общая сумма финансирования - 16327,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (в ценах 2008 года), в том числе: в 2011 году - 1235,4 тыс. рублей; в 2012 году - 1315,7 тыс. рублей; в 2013 году - 1401,2 тыс. рублей; в 2014 году - 1492,3 тыс. рублей; в 2015 году - 1581,8 тыс. рублей; в 2016 году - 1676,7 тыс. рублей; в 2017 году - 1769,0 тыс. рублей; в 2018 году - 1857,4 тыс. рублей; в 2019 году - 1950,3 тыс. рублей; в 2020 году - 2047,8 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности |
- |
социальная эффективность: создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений; расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году; увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование; обеспечение поддержки институтов семейного воспитания; увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья; повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 2500 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность; экономическая эффективность: внедрение не менее чем в 30 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью
|
Система организации контроля за выполнением подпрограммы |
- |
контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Исполнители мероприятий подпрограммы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля до 2021 года. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств. По окончании срока реализации подпрограммы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной подпрограммы. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Главным источником стабильного развития республики являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился. Размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за первое полугодие 2008 года составил 1445 рублей (в 2007 году - 1270 рублей).
В республике ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. За 2006-2007 годы проведено более 15 конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвертый классный руководитель стал их участником. На 3-м республиканском конкурсе на лучшего классного руководителя 2008 года "Самый классный классный" приняли участие 3413 классных руководителей, что составляет около 50 процентов от их общего числа. На этапах конкурса педагоги показали возможности использования информационных технологий в деятельности классного руководителя, а также результаты реализации программ индивидуального развития личности ребенка, работы классного руководителя с семьей. Эффективные технологии воспитания демонстрируют классные руководители гг. Чебоксары, Новочебоксарска, Шумерли, Канаша, Вурнарского, Цивильского и Яльчикского районов.
Центром духовно-нравственного и творческого развития личности ГОУ "Чувашский республиканский институт образования" в 2006-2008 годах разработаны и внедрены 14 модульных программ, из которых были сформированы 7 учебных программ курсов повышения квалификации по вопросам воспитания. В 2006-2007 годах повысили квалификацию около 1000 специалистов в области воспитания. Реализация комплексных мероприятий, направленных на повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях и усиление взаимодействия с семьей и другими общественными институтами воспитания, находит отражение в тенденции снижения преступности среди несовершеннолетних как одного из формальных показателей оценки качества воспитательной работы. Количество несовершеннолетних участников преступлений за 7 месяцев 2008 года сократилось на 28,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Это является и следствием повышения эффективности работы 29 центров (служб) психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В последнее время ежегодно выявляется более 3500 детей с ограниченными возможностями здоровья. Все это требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи. По состоянию на 1 января 2008 г. служба практической психологии образования насчитывает 369 педагогов-психологов, 325 социальных педагогов, 211 учителей-дефектологов/логопедов. В республике апробируются экспериментальные программы и проекты с использованием дистанционных форм образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное внимание уделяется созданию целостной системы физического воспитания обучающихся, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (77 процентов учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Ежегодно проводится более 300 крупных спортивных мероприятий. Положительный опыт в формировании культуры здорового образа жизни накоплен педагогическими коллективами Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья.
Важным направлением является организация воспитательной деятельности в системе начального и среднего профессионального образования. Воспитание ориентировано на развитие личности будущего рабочего, удовлетворяющего требованиям современного рынка труда. Такая деятельность осуществляется в объединениях по интересам, патриотических клубах и т.п., которых насчитывается более тысячи. Органы ученического самоуправления позволяют сформировать опыт общественных отношений обучающихся.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. В Чувашской Республике оно организовано в 163 учреждениях различной ведомственной подчиненности, в которых обучается более 92 тыс. детей и подростков. За период с 2000 по 2007 год охват детей и молодежи услугами дополнительного образования вырос почти на 8 процентов. В 81 учреждении в системе образования количество воспитанников составляет 62 тыс. детей, или 67 процентов от общего числа обучающихся. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В центрах и домах творчества широко представлены спортивное (35 процентов обучающихся), художественно-эстетическое (25 процентов), культурологическое (8,5 процента) и другие направления. В 2008 году в среднем на одного школьника приходится 0,5 часа дополнительного образования в неделю. К 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году - не менее 6 часов.
Более 80 процентов педагогических работников учреждений дополнительного образования имеют высшее образование. Около 50 процентов педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию. Преобладающее количество педагогов имеют стаж от 10 лет и выше, их более 60 процентов. За период с 2006 по 2008 год около 25 процентов педагогов прошли курсы повышения квалификации в ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", около 2 процентов - за пределами республики.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления услуг дополнительного образования детям отнесена к вопросам местного значения. В связи с существующими различиями в социально-экономических возможностях муниципальных образований возникают трудности в обеспечении качества и доступности услуг дополнительного образования.
Для развития системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей и обеспечения непрерывного процесса творческого развития личности проводится республиканский конкурс на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях. Особое внимание уделяется профилизации их деятельности.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развития их материальной базы.
В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:
неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении.
Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.
II. Основные цель и задачи, сроки реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи подпрограммы:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;
реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;
поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;
повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;
разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;
обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;
внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий подпрограммы
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение N 2).
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (таблица).
С учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Объемы и источник финансирования подпрограммы по годам ее реализации
Источник финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Республиканский бюджет Чувашской Республики |
16327,6 |
1235,4 |
1315,7 |
1401,2 |
1492,3 |
1581,8 |
1676,7 |
1769,0 |
1857,4 |
1950,3 |
2047,8 |
Итого |
16327,6 |
1235,4 |
1315,7 |
1401,2 |
1492,3 |
1581,8 |
1676,7 |
1769,0 |
1857,4 |
1950,3 |
2047,8 |
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2011 г. N 422 в раздел V настоящей Подпрограммы внесены изменения
V. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
К участию в реализации подпрограммы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Управление реализацией подпрограммы осуществляет основной разработчик - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, контролирующий выполнение мероприятий подпрограммы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Основной разработчик обеспечивает также организационное руководство реализацией подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля до 2021 года.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации подпрограммы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной подпрограммы.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет.
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:
социальная эффективность:
создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;
расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;
увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;
обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;
увеличение количества общеобразовательных учреждений - членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья;
повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 2500 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;
экономическая эффективность:
внедрение не менее чем в 30 процентах учреждений дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.
Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов согласно приложению N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.