В целях повышения эффективности и качества социального обслуживания населения Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта").
2. Рабочей группе по созданию интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта"), созданной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 октября 2007 г. N 290-р, в двухмесячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации.
И.о. Председателя Кабинета Министров |
Н.Смирнов |
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 июля 2008 г. N 222
Концепция
создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта")
Введение
Концепция создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта") является документом, определяющим организационно-техническую политику создания и применения в Чувашской Республике автоматизированных информационных систем с использованием социальных карт.
I. Обоснование необходимости создания ИИС "Социальная карта"
При реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения необходимо обеспечить создание прозрачного механизма предоставления гражданам мер социальной поддержки и контроля за целевым использованием выделяемых средств. Это возможно только при использовании современных информационных технологий, включая применение и массовое внедрение унифицированных социальных карт (далее также - социальная карта) как персонального инструмента подтверждения прав граждан на получение мер социальной поддержки и социальных услуг, а также учета их фактического предоставления.
Создание ИИС "Социальная карта" позволит повысить качество жизни граждан в целом за счет повышения качества оказываемых жителям Чувашской Республики социальных услуг.
Использование унифицированных социальных карт обеспечит предоставление гражданину следующих услуг:
подтверждение прав держателя социальной карты на получение определенных видов мер социальной поддержки;
получение социального дисконта в организациях потребительского рынка;
обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях;
обеспечение проезда в общественном транспорте и по железной дороге;
идентификация выбранной формы (натуральная/денежная) получения социальных льгот;
зачисление на банковские счета, связанные с платежными приложениями социальной карты, дотаций, пенсий, пособий и прочих денежных выплат, снятие наличных денежных средств с банковских счетов, реализация безналичной оплаты товаров и услуг с обеспечением функции контроля адресности расходования целевых социальных дотаций и другие операции, доступные для выполнения с использованием банковских приложений социальной карты;
обеспечение информационного обслуживания населения при предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг на основе санкционированного доступа к персональной информации о держателе социальной карты;
идентификация и аутентификация держателя социальной карты при предоставлении государственных информационных услуг и доступ к государственным информационным ресурсам.
Создание ИИС "Социальная карта" обеспечит персонифицированное предоставление и учет мер социальной поддержки, отнесенных к расходным обязательствам Чувашской Республики.
II. Цели создания и назначение ИИС "Социальная карта"
2.1. Основными целями создания ИИС "Социальная карта" являются:
повышение эффективности реализации государственной социальной политики за счет персонификации учета и оказания социальных услуг, оказываемых населению Чувашской Республики;
реализация прозрачного механизма предоставления мер социальной поддержки;
повышение эффективности и качества социального обслуживания населения в государственных и коммерческих организациях;
предоставление гражданам удобного и универсального инструмента для получения социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам на всей территории Чувашской Республики;
повышение качества учета и контроля за целевым использованием бюджетных средств;
повышение достоверности и полноты информации о потребностях населения в получении социальных услуг;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, организаций независимо от формы собственности, принимающих участие в оказании социальных услуг населению;
развитие инфраструктуры предоставления населению государственных услуг на основе использования социальных карт жителей Чувашской Республики;
обеспечение взаимодействия автоматизированных систем различных органов управления (федерального, республиканского и муниципального уровней), организаций независимо от формы собственности;
внедрение системы безналичных расчетов и вовлечение в нее значительной части населения за счет постепенного перевода расчетов (пособия, дотации, страховые и пенсионные выплаты, оплата услуг ЖКХ, транспорта) на социальные карты с унифицированной технологией и правилами работы;
обеспечение юридически значимого электронного взаимодействия между гражданами, государством и бизнесом.
2.2. ИИС "Социальная карта" предназначена для:
реализации эффективных механизмов предоставления и учета мер социальной поддержки как в натуральном, так и в денежном выражении;
обеспечения выпуска, обращения и использования социальных карт жителей Чувашской Республики в социальной сфере;
организации взаимодействия граждан с органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления, оказывающими услуги в социальной сфере, на основе использования идентификационных данных граждан и другой информации, хранящейся на социальной карте;
обеспечения возможности получения информационных услуг гражданами без посещения организации;
предоставления органам исполнительной власти Чувашской Республики более точной информации, основанной на персонифицированном учете, в сводном виде для прогнозирования бюджетных расходов и социально-экономических процессов;
развития информационно-технической базы оказания государственных услуг населению в социальной сфере.
III. Принципы создания и развития ИИС "Социальная карта"
Участниками ИИС "Социальная карта" могут являться граждане, проживающие на территории Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, территориальные органы государственных внебюджетных фондов, а также кредитно-финансовые организации, организации независимо от формы собственности, предоставляющие гражданам различные виды услуг.
Создание и развитие ИИС "Социальная карта" осуществляются в соответствии со следующими принципами:
использование унифицированных социальных карт и технических решений, удовлетворяющих единым требованиям системы;
обеспечение совместимости информационных ресурсов ИИС "Социальная карта" за счет использования единых стандартов на форматы представления данных, единого адресного пространства, гармонизированных лингвистических средств (классификаторов, словарей и других средств);
создание единого механизма аутентификации социальных карт и социальных данных на основе уполномоченных удостоверяющих центров;
обеспечение единой технической политики по выпуску и обращению социальных карт, в том числе за счет использования типовых технических и технологических решений, разработанных на федеральном уровне;
открытость системы, обеспечивающая возможность ее структурного и функционального наращивания, расширения состава участников системы и набора предоставляемых услуг;
обеспечение взаимодействия между ИИС "Социальная карта" и смежными федеральными и республиканскими автоматизированными информационными системами;
обеспечение защиты персональных данных граждан на всех уровнях системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
максимальное сохранение инвестиций в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
IV. Функции и структура ИИС "Социальная карта"
4.1. ИИС "Социальная карта" должна обеспечивать:
сбор, формирование и ведение данных, необходимых для выпуска и обращения унифицированных социальных карт;
формирование и ведение республиканского регистра социальных карт и республиканского социального регистра населения;
функционирование социальных идентификационных приложений социальной карты;
поддержку работы платежных приложений социальной карты;
поддержку работы неплатежных приложений социальной карты (транспортных, медицинских и др.);
учет предоставленных мер социальной поддержки;
необходимый уровень информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
информационное сопровождение расчетов за фактически предоставленные гражданам социальные услуги.
4.2. ИИС "Социальная карта" включает:
государственные информационные ресурсы - республиканский социальный регистр населения, республиканский регистр социальных карт, базы данных о фактически предоставленных гражданам мерах социальной поддержки;
технологические компоненты - программно-аппаратные комплексы информационной системы участников ИИС "Социальная карта" и телекоммуникационной системы, осуществляющие автоматизированную обработку информации ИИС "Социальная карта" и обеспечивающие доступ к ней.
Республиканский социальный регистр населения - это государственный информационный ресурс Чувашской Республики, формируемый в виде территориально-распределенной базы данных, содержащей информацию о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания на территории Чувашской Республики, а также информацию, подтверждающую права этих граждан на получение мер социальной поддержки.
Республиканский регистр социальных карт - это государственный информационный ресурс Чувашской Республики, содержащий информацию о выданных гражданам социальных картах, а также персональную информацию о держателях социальных карт.
Республиканский регистр социальных карт взаимодействует с автоматизированными системами участников ИИС "Социальная карта" при выпуске и обращении социальных карт, сборе и обработке информации о фактически предоставленных услугах и мерах социальной поддержки.
Базы данных о фактически предоставленных гражданам мерах социальной поддержки - это государственные информационные ресурсы Чувашской Республики, содержащие информацию о персонифицированном учете фактически предоставленных гражданам мер социальной поддержки.
Формирование и ведение вышеуказанных регистров и баз данных осуществляются органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
V. Требования к ИИС "Социальная карта"
ИИС "Социальная карта" должна удовлетворять следующим требованиям:
проектные решения, используемые при создании ИИС "Социальная карта", должны соответствовать законодательству Российской Федерации и разработанным на федеральном уровне типовым решениям;
при разработке ИИС "Социальная карта" должны использоваться открытые стандарты передачи и структурирования информации, общепринятые в практике построения информационных систем;
ИИС "Социальная карта" должна обеспечивать масштабируемость в пределах Чувашской Республики;
добавление новых функциональных возможностей не должно приводить к изменениям в ранее разработанной и эксплуатируемой части;
ИИС "Социальная карта" должна обеспечивать устойчивость доступа, балансировку нагрузки, безопасность данных и контроль доступа к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VI. Требования к унифицированной социальной карте
Унифицированная социальная карта представляет собой многофункциональную микропроцессорную именную пластиковую карту с защищенной операционной системой.
Многофункциональность социальной карты обусловливает повышенные требования к ее ресурсам и интерфейсам.
В социальной карте унифицированы следующие характеристики:
внешний вид, дизайн и другие конструктивные элементы и характеристики;
состав обязательных приложений, их структура и форматы данных;
интерфейсы и протоколы передачи данных, система команд;
характеристики обеспечения информационной безопасности при обращении социальной карты и ее взаимодействии с терминальным оборудованием;
система, порядок и протоколы идентификации и аутентификации социальной карты, идентификации и аутентификации ее держателя;
жизненный цикл социальной карты.
VII. Требования по обеспечению информационной безопасности ИИС "Социальная карта"
Защита информации в ИИС "Социальная карта" должна осуществляться путем создания в ее составе подсистемы информационной безопасности, направленной на обеспечение и поддержание:
целостности информации и среды ее обработки, т.е. на предотвращение несанкционированной модификации, реконфигурации или уничтожения информации, программных средств ее обработки;
доступности информации, т.е. способности среды, средств и технологии обработки информации в ИИС "Социальная карта" обеспечить санкционированный доступ к информации, программным и аппаратным средствам;
конфиденциальности информации, циркулирующей в ИИС "Социальная карта".
Подсистема информационной безопасности должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
VIII. Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение ИИС "Социальная карта"
В настоящее время использование социальных карт и в целом применение технологий интеллектуальных карт в социальной сфере не регламентируется законодательством Российской Федерации. В связи с этим после принятия нормативных правовых актов Российской Федерации необходимо формирование соответствующего законодательства Чувашской Республики для нормативно-правового обеспечения создания ИИС "Социальная карта".
Правовое регулирование должно распространяться на отношения, возникающие:
при создании, функционировании и использовании ИИС "Социальная карта";
при информационном взаимодействии ИИС "Социальная карта" со смежными системами.
Целесообразно принять нормативные правовые акты, устанавливающие:
основные регламенты информационно-технологического взаимодействия информационных систем участников ИИС "Социальная карта" в процессе целевого использования создаваемой социальной карты;
полномочия и обязанности организаций-участников и лиц, оказывающих услуги в сфере применения социальных карт.
Необходима также разработка нормативно-методической и правовой базы, определяющей легитимность процесса эксплуатации и использования населением и другими пользователями ИИС "Социальная карта".
Кроме того, взаимодействие участников ИИС "Социальная карта" целесообразно регулировать на основе договоров, определяющих их права и обязанности при использовании социальных карт, а также процедуры взаимодействия друг с другом.
Разработка нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы должна осуществляться с учетом необходимости организации в перспективе взаимодействия региональных систем социальных карт.
Единая техническая политика при создании ИИС "Социальная карта" строится на системе нормативно-технических документов, которые включают:
гармонизированные с международными и российскими стандартами типовые технические требования к унифицированной социальной карте;
типовые технические требования к компонентам ИИС "Социальная карта";
требования к единой системе идентификации унифицированных социальных карт и единой системе идентификации персональных данных ИИС "Социальная карта" на основе социальных идентификационных номеров;
требования к составу и содержанию классификаторов, кодификаторов и справочников ИИС "Социальная карта";
требования к форматам данных.
Нормативно-техническое обеспечение ИИС "Социальная карта" включает также стандарты (эталоны) входных и выходных документов системы, протоколы и регламенты взаимодействия компонентов и подсистем ИИС "Социальная карта".
IX. Ресурсное обеспечение создания и развития ИИС "Социальная карта"
Создание системы носит комплексный межведомственный характер. Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач по созданию и развертыванию ИИС "Социальная карта" может быть достигнут за счет использования программно-целевых методов. Возможно включение всех или части работ и мероприятий на правах подпрограмм в существующие ведомственные целевые программы.
Расходы на выполнение работ и мероприятий по созданию и развертыванию ИИС "Социальная карта" включают в себя следующие основные статьи расходов:
расходы на разработку нормативно-правовой, нормативно-технической и организационно-методической базы;
расходы на разработку программно-технических решений;
расходы на создание необходимой информационно-коммуникационной инфраструктуры;
расходы на создание и техническое оснащение необходимых организационных структур (уполномоченной организации, пунктов приема-выдачи социальных карт).
Финансирование создания ИИС "Социальная карта" предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых для реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем средств на финансирование работ и мероприятий по созданию и развертыванию ИИС "Социальная карта" определяется по результатам разработки соответствующего финансово-экономического обоснования.
X. Оценка эффективности создания ИИС "Социальная карта"
Внедрение ИИС "Социальная карта" в Чувашской Республике позволит обеспечить совершенствование системы социальной защиты населения, точный учет бюджетных средств, направляемых в социальную сферу, организовать контроль за их использованием, формировать отчетность в разрезе конкретных получателей мер социальной поддержки.
Эффект от внедрения и развития в Чувашской Республике ИИС "Социальная карта" включает экономическую, социальную и политическую составляющие.
Существующая практика внедрения социальных карт в отдельных регионах показывает, что прямой экономический эффект в виде экономии (по экспертным оценкам, до 25-30 процентов) бюджетных средств, выделяемых на различные социальные программы, может быть получен за счет:
обеспечения точного учета объемов фактически предоставленных мер социальной поддержки;
повышения контроля за использованием бюджетных средств, направляемых в социальную сферу;
повышения полноты, достоверности и оперативности учета лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки;
снижения расходов на обеспечение обращения наличных денег за счет расширения системы безналичных расчетов.
Кроме того, при использовании автоматизированной системы контроля проезда на транспорте с поддержкой обслуживания на основе социальных карт значительно (по экспертным оценкам, на 20-25 процентов) повышается доходность пассажирских перевозок на транспорте за счет предотвращения использования нелегитимных (поддельных, просроченных) документов, предоставляющих право на льготный проезд, повышения точности прогноза пассажиропотоков и объемов доходов.
Дополнительный (косвенный) экономический эффект от внедрения системы может быть получен за счет:
повышения точности прогнозирования бюджетных расходов на социальные программы;
обеспечения объективной оценки объема бюджетных средств, необходимых для возмещения затрат организациям, оказывающим услуги держателям социальных карт;
контроля за использованием бюджетных средств, направляемых на лекарственное обеспечение льготников, достоверной оценки стоимости и объемов получения медицинской помощи.
Основным социальным эффектом от внедрения системы являются повышение эффективности и качества социальной поддержки населения и снижение уровня социальной напряженности за счет:
повышения удобства обслуживания получателей социальных услуг;
упрощения информационного взаимодействия граждан с органами социальной защиты населения, упрощения процедуры идентификации граждан и подтверждения их прав на получение мер социальной поддержки;
обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия граждан с государством, использования удобного средства доступа к государственным информационным ресурсам;
повышения эффективности системы лекарственного обеспечения льготников;
получения гражданами дополнительных скидок при обслуживании в торговых и сервисных организациях.
Политический эффект от внедрения системы достигается за счет повышения:
эффективности реализации государственной социальной политики и доверия граждан к государственной системе социальной защиты;
уровня экономической безопасности Чувашской Республики вследствие усиления контроля за исполнением бюджетов различных уровней и улучшения качества выполнения контрольных и надзорных функций государства.
К результатам внедрения ИИС "Социальная карта" в сфере использования современных информационных технологий в обществе относятся:
создание информационной системы с отлаженным межрегиональным, межведомственным и внутриведомственным взаимодействием, интегрированными достоверными и актуальными информационными ресурсами и высоким уровнем информационной безопасности;
уменьшение затрат на внедрение современных информационных технологий в социальной сфере в результате проведения единой технической политики, масштабного внедрения и эксплуатации типовых технических решений по структурным компонентам ИИС "Социальная карта", а также за счет привлечения к развитию системы финансовых ресурсов кредитных организаций;
возможность практической реализации юридически значимого электронного взаимодействия граждан с государством на основе технологий "электронного правительства" и широкомасштабного внедрения электронной цифровой подписи.
XI. Этапы создания ИИС "Социальная карта"
Создание ИИС "Социальная карта" осуществляется в три этапа.
На первом этапе предполагаются:
разработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регулирующей ИИС "Социальная карта";
разработка проектной документации;
реализация проектов в наиболее подготовленных муниципальных образованиях;
отработка на базе пилотных проектов организационных и технических решений для дальнейшего тиражирования при внедрении ИИС "Социальная карта" на территории всей Чувашской Республики.
На втором этапе на основе опыта пилотных проектов:
развертываются подсистемы и компоненты ИИС "Социальная карта";
осуществляются расширение эмиссии социальных карт и развитие терминальной сети;
по мере готовности к системе присоединяются новые муниципальные образования;
развивается функциональность унифицированных социальных карт за счет реализации новых приложений.
На третьем этапе осуществляется эксплуатация ИИС "Социальная карта" на территории всей Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2008 г. N 222 "О Концепции создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС "Социальная карта")"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 28 июля 2008 г., в газете "Вести Чувашии" от 31 июля 2008 г. N 29 (1086), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2008 г., N 7, ст. 518
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 октября 2018 г. N 408 настоящее постановление признано утратившим силу с 30 октября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 2014 г. N 187
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 сентября 2012 г. N 401