В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст. 15 Закона Чувашской Республики "Об образовании", приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" и Положением о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2004 года N 117, решением коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 03.06.2005 г. "О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Чувашской Республики" приказываю:
1. Утвердить базисный учебный план образовательных учреждений Чувашской Республики, реализующих программы начального общего образования (приложения N 1, 2), основного общего образования (приложения N 3, 4), среднего (полного) общего образования (приложения N 5, 6).
2. Органам управления образованием городов и районов, общеобразовательным учреждениям республики использовать утвержденный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики как основу при разработке учебных планов общеобразовательных учреждений.
3. Руководителям органов управления образованием, базовых общеобразовательных учреждений осуществить поэтапное введение базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с 2005/06 учебного года для предпрофильного обучения в IX классах, с 2006/07 учебного года - в I, V и X классах, а остальным школам разрешить переход на новые учебные планы по мере их готовности и по решению учредителя.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра С.В. Петрову.
Министр |
Г.П. Чернова |
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским языком обучения
начальное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
3 |
14 |
Чувашский язык |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
Иностранный язык |
0 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
ИЗО** |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология** |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
Информатика и ИКТ |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого: |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
в т.ч. национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
2* |
3 |
3 |
3 |
11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
(*). В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в первом классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в первом классе.
(**). В первом классе вместо двух предметов "Искусство" и "Технология" вводится интегрированный учебный предмет "Изобразительное искусство и художественный труд".
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения
начальное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Родной язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Литературное чтение |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
Русский язык |
3 |
4 |
3 |
3 |
13 |
Литературное чтение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Иностранный язык |
0 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
Окружающий мир |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Информатика и ИКТ |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Итого: |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
в т.ч. национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
5* |
6 |
6 |
6 |
23 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
20 |
25 |
25 |
25 |
95 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
20 |
22 |
22 |
22 |
86 |
(*). В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в первом классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в первом классе.
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Чувашский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Русский язык |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
21 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Природоведение* |
2 |
|
|
|
|
2 |
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Искусство (музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Технология** |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
1 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Итого: |
29 |
30 |
32 |
33 |
32 |
156 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
2 |
2 |
2 |
2 |
3**** |
11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
167 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
152 |
(*) Учебный предмет "Природоведение" (5 класс) по решению общеобразовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
(**) Часы учебного предмета "Технология" в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(***) В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в национально-региональный компонент переданы часы в 6 классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в 8 классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в 9 классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания в 5-8 классах по 1 часу в неделю интегрированного учебного предмета "Культура родного края", остальные - для преподавания физической культуры. В 9 классе 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" передается на изучение учебного предмета "Культура родного края".
(****) Три часа, предусмотренные на национально-региональный компонент в 9 классе, используются на предпрофильную подготовку, из них 2 часа в неделю - на введение элективных курсов и курсов по выбору, 1 час в неделю - на информационную работу и на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся 9 классов.
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским (неродным) языком обучения
основное общее образование
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Чувашский язык |
3 |
2 |
2 |
2 |
1/2 |
10,5 |
Чувашская литература |
3 |
2 |
2 |
2 |
2/1 |
10,5 |
Русский язык |
4/3 |
4 |
4 |
3 |
2/3 |
17 |
Литература |
3/4 |
4 |
3 |
3 |
3/2 |
16 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Природоведение* |
1 |
|
|
|
|
1 |
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Искусство (музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Технология** |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
1 |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Итого: |
30 |
31 |
33 |
35 |
32 |
161 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) |
1 |
1 |
1 |
- |
3**** |
6 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
31 |
32 |
34 |
35 |
35 |
167 |
Национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
28 |
29 |
31 |
32 |
32 |
152 |
(*) Учебный предмет "Природоведение" (5 класс) по решению общеобразовательного учреждения может изучаться и в 6 классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).
(**) Часы учебного предмета "Технология" в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
(***) В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, часы национально-регионального компонента в 5-7 классах по 1 часу в неделю рекомендуются использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Культура родного края". В 8-м классе учебный материал по учебному предмету "Культура родного края" изучается интегрировано на уроках родной литературы, общественных дисциплин, музыки и ИЗО, в 9 классе 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" передается на изучение учебного предмета "Культура родного края".
(****) Три часа, предусмотренные на национально-региональный компонент в 9 классе, используются на предпрофильную подготовку, из них 2 часа в неделю - на введение элективных курсов и курсов по выбору, 1 час в неделю - на информационную работу и на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся 9 классов.
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским языком обучения
среднее (полное) общее образование
Инвариантная часть | ||||||
Федеральный компонент | ||||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||||
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
Базовый уровень | ||||||
X |
XI |
|||||
Чувашская литература |
1 |
1 |
||||
Русский язык |
1 |
1 |
||||
Литература |
3 |
3 |
||||
Иностранный язык |
3 |
3 |
||||
Математика |
4 |
4 |
||||
История |
2 |
2 |
||||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
||||
Естествознание |
3 |
3 |
||||
Физическая культура |
3 |
3 |
||||
Всего: |
22 |
22 |
||||
Вариативная часть | ||||||
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | ||||||
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
Базовый Уровень |
Профильный уровень |
|||||
X |
XI |
X |
XI |
|||
Русский язык |
- |
- |
3 |
3 |
||
Литература |
- |
- |
5 |
5 |
||
Иностранный язык |
- |
- |
6 |
6 |
||
Математика |
- |
- |
6 |
6 |
||
История |
- |
- |
4 |
4 |
||
Физическая культура |
- |
- |
4 |
4 |
||
Обществоведение |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Экономика |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
||
Право |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
||
География |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Физика |
2 |
2 |
5 |
5 |
||
Химия |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Биология |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
4 |
4 |
||
Искусство (МХК) |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Технология |
1 |
1 |
4 |
4 |
||
ОБЖ |
1 |
- |
2 |
2 |
||
Всего: |
Не более 33 часов |
Не более 32 часов |
Не более 31 часа |
Не более 31 часа |
||
Национально-региональный компонент | ||||||
|
0 |
1 |
1 |
1 |
||
Компонент образовательного учреждения (элективные учебные предметы) | ||||||
|
3 |
3 |
4 |
4 |
||
Итого: |
36 |
36 |
36 |
36 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
36 |
36 |
36 |
36 |
Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Чувашской Республики с русским (неродным) языком обучения
среднее (полное) общее образование
Инвариантная часть | ||||||
Федеральный компонент | ||||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | ||||||
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
Базовый уровень | ||||||
X |
XI |
|||||
Чувашская литература |
2 |
2 |
||||
Русский язык |
1 |
1 |
||||
Литература |
3 |
3 |
||||
Иностранный язык |
3 |
3 |
||||
Математика |
4 |
4 |
||||
История |
2 |
2 |
||||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
||||
Естествознание |
3 |
3 |
||||
Физическая культура |
3 |
3 |
||||
Всего: |
23 |
23 |
||||
Вариативная часть | ||||||
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях | ||||||
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
Базовый Уровень |
Профильный уровень |
|||||
X |
XI |
X |
XI |
|||
Русский язык |
- |
- |
3 |
3 |
||
Литература |
- |
- |
5 |
5 |
||
Иностранный язык |
- |
- |
6 |
6 |
||
Математика |
- |
- |
6 |
6 |
||
История |
- |
- |
4 |
4 |
||
Физическая культура |
- |
- |
4 |
4 |
||
Обществоведение |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Экономика |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
||
Право |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
||
География |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Физика |
2 |
2 |
5 |
5 |
||
Химия |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Биология |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
4 |
4 |
||
Искусство (МХК) |
1 |
1 |
3 |
3 |
||
Технология |
1 |
1 |
4 |
4 |
||
ОБЖ |
1 |
- |
2 |
2 |
||
Всего: |
Не более 34 часов |
Не более 33 часов |
Не более 32 часов |
Не более 32 часов |
||
Национально-региональный компонент | ||||||
|
- |
- |
- |
- |
||
Компонент образовательного учреждения (элективные учебные предметы) | ||||||
|
2 |
3 |
4 |
4 |
||
Итого: |
36 |
36 |
36 |
36 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
36 |
36 |
36 |
36 |
Пояснительная записка
к базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Чувашской Республики
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики по ступеням обучения разработан на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312.
При составлении учебного плана общеобразовательные учреждения республики за основу используют базисные учебные планы общеобразовательных учреждений Чувашской Республики (приложения N 1-6).
При этом необходимо пользоваться пояснительной запиской к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312.
В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Чувашской Республики дано недельное распределение часов, подсчитав годовую норму часов по предметам, общеобразовательное учреждение может перераспределить нагрузку в течение учебного года, используя модульный подход, что дает возможность строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 45 минут.
Базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут.
Общеобразовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменить ее в течение учебного года.
При переходе на 5-дневную учебную неделю в школах с русским языком обучения в начальной школе (II - IV кл.) рекомендуется сократить по одному часу учебную нагрузку в неделю по русскому и чувашскому языкам и окружающему миру, в школах с родным (нерусским) языком обучения (II - IV кл.) - по 0,5 часа в неделю, отведенных на изучение родного языка и литературного чтения, русского языка и литературного чтения, и по одному часу - на окружающий мир.
В основной школе при переходе на 5-дневную неделю рекомендуется сократить учебную нагрузку в неделю по одному часу за счет времени, выделенного на изучение родного языка и литературы, русского языка и литературы, иностранного языка.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" во всех видах общеобразовательных учреждений изучается чувашский язык, а в школах с русским языком обучения он преподается как государственный язык республики. В татарских и мордовских национальных общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение на родном языке, чувашский язык вводится в 1-4 классах за счет часов, отведенных на изучение "Искусство" (по одному часу в неделю) и на - окружающий мир (II-IV кл.) по одному часу в неделю. При этом в 1-4 классах этих школ вместо двух предметов "Искусство" и "Технология" вводится интегрированный учебный предмет "Изобразительное искусство и художественный труд" по одному часу в неделю. В 5 - 9 классах чувашский язык изучается в объеме двух часов в неделю за счет часов, отведенных на изучение родного и русского языков и литературы (по одному часу в неделю).
Татарские и мордовские национальные общеобразовательные учреждения разрабатывают свои учебные планы на основании приложений N 2 (начальное общее образование), N 4 (основное общее образование), N 6 (среднее (полное) общее образование). При этом часы, отведенные на изучение чувашского языка и литературы, выделяются для ведения родного языка и литературы.
В 1 - 9 классах школ республики третий час физической культуры вводится за счет времени, отведенного на внеклассную и секционную работу или на дополнительное образование физкультурно-оздоровительной направленности.
В Чувашской Республике устанавливается следующее соотношение федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования:
|
Начальное общее образование |
Основное общее образование |
Среднее (полное) общее образование |
Итого |
||||
К-во часов |
% |
К-во часов |
% |
К-во часов |
% |
К-во часов |
% |
|
6-дневная учебная неделя | ||||||||
Общеобразовательные учреждения с русским языком обучения | ||||||||
Федеральный |
84 |
88,4 |
141 |
84,4 |
63 |
84,7 |
288 |
86,2 |
Национально-региональный |
11 |
11,6 |
15 |
9,0 |
3 |
4,2 |
29 |
8,7 |
Компонент образовательного учреждения |
0 |
0 |
11 |
6,6 |
6 |
11,1 |
17 |
5,1 |
Общеобразовательные учреждения с русским (неродным) языком обучения | ||||||||
Федеральный |
72 |
75,8 |
140 |
83,8 |
63 |
83,3 |
275 |
82,2 |
Национально-региональный |
23 |
24,2 |
21 |
12,6 |
4 |
5,6 |
48 |
14,4 |
Компонент образовательного учреждения |
0 |
0 |
6 |
3,6 |
5 |
11,1 |
11 |
3,4 |
В 9 классе часы, выделенные на компонент образовательного учреждения, рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся. Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.
При проведении занятий по "Иностранному языку" (2-11 кл.), "Технологии" (5-11 кл.), "Физической культуре" (10-11 кл.), а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) и при проведении элективных курсов в X - XI классах осуществляется деление классов на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
В чувашских, татарских и мордовских национальных общеобразовательных учреждениях при проведении занятий по русскому языку и литературе в I -XI классах, в русских, татарских, мордовских национальных общеобразовательных учреждениях - по чувашскому языку в I - IX классах осуществляется деление классов на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Принципы построения базисного учебного плана для X - XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане общеобразовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое общеобразовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.
Базовые общеобразовательные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми учебными предметами являются: "русский язык", "русская литература", "родная литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", а также интегрированный учебный предмет "обществознание (включая экономику и право)" и интегрированный учебный предмет "естествознание". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
За счет часов национально-регионального компонента изучается "Чувашская литература" и другие предметы, представляющие данный компонент содержания образования.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.
Для составления учебного плана отдельного профильного обучения на основе БУП (базисного учебного плана) необходимо:
1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.
2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне включает его содержание на базовом.
3. Подсчитать суммарное число часов в неделю, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п. 1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (60 часов), предусмотренного в неделю на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП). При этом в общее число часов в неделю в 10 - 11 классах часы на изучение чувашской литературы не включаются, т.к. они входят в национально-региональный компонент. Продолжительность учебного года в X - XI классах для расчета необходимо принять 35 учебных недель в год.
4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов в неделю на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов в неделю менее 60 часов без часов, отведенных на изучение чувашской литературы, то следует перейти к п. 3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае, если суммарное число часов в неделю превысит допустимую недельную норму (60 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п. 3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.
5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования Чувашской Республики от 10 июня 2005 г. N 473 "О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Чувашской Республики"
Текст приказа официально опубликован не был