В целях создания условий для восстановления дифференциации государственных пенсий по инициативе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Предложенный указанным Федеральным законом механизм порядка исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера, рассчитываемого с учетом индивидуального трудового вклада и заработка на момент назначения государственной пенсии, имеет универсальный характер, поскольку используется как для исчисления государственной пенсии, так и для увеличения ее размера в связи с ростом средней заработной платы в стране.
В ходе доработки указанного Федерального закона в согласительных процедурах принимали участие представители Президента Российской Федерации и представители Правительства Российской Федерации. При принятии решения о его поэтапном введении в действие начиная с 1 февраля 1998 года предусматривалось, что все расчеты должны производиться исходя из размера средней заработной платы в стране, исчисленного Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по действующей методике и опубликованного в его официальных изданиях.
Об этом свидетельствовали и многочисленные публикации о механизме реализации указанного Федерального закона, включая официальные издания Правительства Российской Федерации.
Введение в действие указанного Федерального закона в полном объеме позволяет увеличить ограничиваемый максимальный размер государственной пенсии с трех до шести минимальных размеров установленной законодательством Российской Федерации пенсии по старости.
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1997 года N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г." среднемесячная заработная плата в стране установлена в размере 760 тыс. рублей. Размер среднемесячной заработной платы в стране, исчисленный специально для целей указанного Федерального закона, существенно отличается от размера среднемесячной заработной платы в стране, указанного в официальной информации Государственного комитета Российской Федерации по статистике о социально-экономическом положении России за соответствующий период.
Государственная Дума не может согласиться с методологическим подходом Правительства Российской Федерации к реализации указанного Федерального закона.
Кроме того, в Государственную Думу поступило более 2000 обращений от граждан и юридических лиц и более 10 законопроектов от субъектов права законодательной инициативы, направленных на внесение дополнений и изменений в указанный Федеральный закон с учетом дифференцированного подхода к пенсионному обеспечению в различных регионах страны.
В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать недопустимым применение в качестве основных критериев установления размера среднемесячной заработной платы в стране для целей реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" субъективных показателей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по формированию доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
вернуться к рассмотрению вопроса об установлении размера среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 года и сформировать рабочую комиссию с участием депутатов Государственной Думы для последующей подготовки и предварительного рассмотрения нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий";
до 1 марта 1998 года разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о порядке и об условиях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие государственные внебюджетные социальные фонды;
уточнить прогнозные показатели дополнительных расходов на реализацию указанного Федерального закона и подготовить предложения по пересмотру расходной части проекта федерального бюджета на 1998 год, предусмотрев в случае необходимости выделение за счет федерального бюджета дополнительных средств Пенсионному фонду Российской Федерации на реализацию указанного Федерального закона, не обеспеченных собственными источниками доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Государственной Думе в приоритетном порядке рассмотреть законопроекты о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
4. Поручить Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике при рассмотрении внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год" подготовить предложения, предусматривающие увеличение доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за счет повышения уровня собираемости страховых взносов плательщиков.
5. Поручить Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам совместно с Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике при рассмотрении в третьем чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" подготовить предложения о внесении в указанный законопроект дополнительных статей, обеспечивающих в 1998 году в полном объеме компенсацию расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий, доставку и пересылку всех государственных пенсий и пособий, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, возврат задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 1 января 1998 года и предусматривающих в случае необходимости выделение за счет федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации дополнительных средств для введения в действие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", не обеспеченных собственными источниками доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
6. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете".
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
Г.Н. Селезнев |
Москва
16 января 1998 года
N 2107-II ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением признано недопустимым применение в качестве основных критериев установления размера среднемесячной заработной платы в стране для целей реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" субъективных показателей деятельности бюджета Пенсионного фонда РФ. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 1998 г. N 2107-II ГД "О действиях Правительства Российской Федерации по нормативному правовому регулированию реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 28 января 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 1998 г., N 4, ст. 458